Комедия
"Горе от ума"
Темы и проблемы комедии "Горе от ума" Грибоедова: проблематика произведения
Темы и проблемы комедии "Горе от ума" Грибоедова. Проблематика пьесы "Горе от ума" довольно обширна. В этом произведении Грибоедов коснулся множества злободневных тем своего времени, чем вызвал недовольство цензуры. Главными темами и проблемами комедии "Горе от ума" являются:
- крепостное право и жестокость помещиков
- воспитание и образование дворян
- погоня за чинами и наградами
- бюрократия
- вражда к "новым людям", противостояние "старой" и "новой" жизни скалозубовщина и аракчеевщина
- декабризм
- либерализм
- французомания, любовь ко всему иностранному
- любовь
- отношения мужчины и женщины
- брак и семья
Главные и второстепенные герои комедии "Горе от ума"
"Лица, составляющие сию пьесу, можно разделить на три разряда: первостепенные, второстепенные и третьестепенные. Это разделение основывается не на важности их относительно хода пьесы; ибо, говоря правду, все они принимают в нем равное участие, или лучше, равно не участвуют; но на большей и подробнейшей выработанности их характерных физиономий. К первостепенным лицам относятся: Фамусов, Чацкий, Молчалин и Софья Павловна. К второстепенным лицам комедии мы причисляем: Скалозуба, Репетилова и Лизу; первых потому, что они привязаны слишком слабо к целому составу пьесы; последнюю потому, что физиономия ее заключает в себе слишком много общего и условного. Третьестепенные лица суть гости, приезжающие на бал в третьем и разъезжающиеся в четвертом действии. Лица сии, несмотря на то, что говорят и действуют очень мало, весьма важны для пьесы: ибо ими выражаются различные оттенки физиономии московского общества."
Смысл названия комедии "Горе от ума" Грибоедова
"Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема "ума" в грибоедовское время была весьма злободневной, и "ум" понимался широко, как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями "умный", "умник" связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но "вольнодумном", о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей и - еще определеннее - о члене тайного политического общества, будущем декабристе. Пылкость таких "умников" сплошь да рядом оборачивалась в глазах окружающих "безумием", "горем от ума". Именно ум Чацкого в этом широком понимании ставит его вне круга Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов и Загорецких... Именно на этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в преставлении окружающих сперва "чудаком", "странным человеком", а потом - просто безумцем."
"Комедия названа «Горе от ума». Горе в комедии уму, — уму, который был провозглашен безумием; уму, от которого все отвернулись; уму, которому лучшая, красивейшая, наиболее умная, наиболее самостоятельная девушка из тех, которые фигурируют на сцене, предпочла лакейскую натуру. Комедия «Горе от ума» — драма о крушении ума человека в России, о ненужности ума в России, о скорби, которую испытал представитель ума в России." (А. В. Луначарский, "А. С. Грибоедов", стенограмма речи на торжественном заседании, посвященном памяти А. С. Грибоедова, 11 февраля 1929 г.)
Краткое содержание комедии "Горе от ума" Грибоедова по действиям (краткий пересказ)
Действие пьесы происходит в начале XIX века в Москве в доме богатого чиновника Фамусова. Действие I Дочь Фамусова, молодая девушка Софья Фамусова, влюблена в молодого человека Молчалина. Он служит секретарем Фамусова и живет в его доме. По ночам влюбленные тайно встречаются в комнате Софии. Служанка Лиза сторожит под дверью, чтобы Фамусов не застал их. Однажды утром Фамусов видит, как Молчалин выходит от Софии. Старику кажется все это подозрительным, но все успокаивают его. В этот же день к Фамусовым приезжает Чацкий, молодой дворянин, их давний знакомый. Он 3 года путешествовал и только сегодня вернулся домой в Москву. Чацкий давно влюблен в Софию и надеется, что она осталась верна ему. Но Софья не рада Чацкому, потому что влюблена в Молчалина. Она боится сказать правду Чацкому. Старик Фамусов видит, что у дочери есть два "ухажера" - Чацкий и Молчалин. Но отец хочет выдать ее за третьего "кандидата", полковника Скалозуба, богатого, уважаемого, но глуповатого "солдафона".
Действие II Фамусов со слугой Петрушкой записывает свои дела в календарь. Входит Чацкий и беседует с Фамусовым. Чацкий придерживается новых, "прогрессивных" взглядов на жизнь. Он высмеивает людей, которые гонятся за чинами, деньгами и связями. Старику Фамусову не нравятся нападки Чацкого на "нормы" дворянской жизни, по которым живут все вокруг. В это время в гости к Фамусову приходит полковник Скалозуб. Хозяин принимает его с особым почтением, потому что надеется выдать за него Софию. Фамусов уводит Скалозуба в свой кабинет, чтобы Чацкий своими "странными" разговорами не испортил все дело. В это время Софья видит в окно, как ее любимый Молчалин падает с лошади. От волнения с ней случается обморок. По ее реакции Чацкий замечает, что Софии нравится Молчалин. Тут же выясняется, что Молчалин просто ушиб руку и нет причин волноваться. Все уходят. Оставшись наедине, Молчалин признается служанке Лизе в любви. Девушка осуждает его за то, что он обманывает Софию. Сама же Лиза любит слугу Петрушу и не отвечает взаимностью Молчалину.
Действие III Софья и Чацкий беседуют наедине. Из разговора Чацкий понимает, что Софья влюблена в Молчалина. Софья оставляет Чацкого, чтобы готовиться к очередному тайному свиданию с Молчалиным. Тем временем к Фамусову съезжаются гости на званый вечер: Наталья Дмитриевна Горич и ее муж Платон Михайлович Горич, князь Тугоуховский и его жена княгиня Марья Алексеевна, Загорецкий, Хлестова, графини Хрюмины и другие. Беседуя с одним из гостей, Софья в шутку говорит, что Чацкий - сумасшедший. Гость передает это замечание другим посетителям. В итоге все собравшиеся обсуждают "сумасшедшего" Чацкого. Когда в зал входит сам Чацкий, все гости уже смотрят на него как на сумасшедшего.
Действие IV Вечер заканчивается, гости разъезжаются. В это время к Фамусовым вбегает Репетилов, старый знакомый Чацкого. Он зовет его в Английский клуб, но Чацкий отказывается. Оставшись один, Чацкий прячется в зале за колонной. Он слышит, как Молчалин снова признается Лизе в любви. Это признание слышит сама Софья. Она разоблачает обманщика Молчалина и прогоняет его. Тем временем Чацкий выходит из-за колонны и стыдит Софию за обман. В зал входит Фамусов. Он ругает дочь за "непристойное поведение" с мужчинами и обещает выслать ее в деревню. Фамусов запрещает Чацкому ухаживать за ней, но тот больше не намерен ухаживать за обманщицей Софией. Глупое Светское общество и измена Софии разочаровывают Чацкого. Он решает снова уехать из Москвы и просит карету.
Характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума»
Полное имя героя - Александр Андреевич Чацкий: "...Александр Андреевич Чацкий..." Александр Чацкий - дворянин, помещик с 300-400 крепостными крестьянами: "- имел душ сотни три.- Четыреста, прошу понять..." Чацкий - холостой мужчина. Он еще молод, но уже "не впадает в ребячество": "...Да, не женат..." "...Теперь уж в это мне ребячество не впасть..." Чацкий - одинокий человек. Его мать и отец умерли, когда он был ребенком. Отец Чацкого был другом Фамусова: "...Вот-с – Чацкого, мне друга, / Андрея Ильича покойного сынок..." "...Чацкого, мне друга, / Андрея Ильича..." После смерти родителей Чацкий воспитывался в доме Фамусова. Повзрослев, он стал жить отдельно: "...Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; / Привычка вместе быть день каждый неразлучно / Связала детскою нас дружбой..." "...но потом / Он съехал, уж у нас ему казалось скучно, / И редко посещал наш дом..." Чацкий с детства дружит с Софьей Фамусовой и давно ее любит: "...Я помню, ты дитёй с ним часто танцовала..." "...И всё-таки я вас без памяти люблю..." В начале пьесы Чацкий возвращается в Москву после 3 лет "странствий по свету": "...Три года не писал двух слов! / И грянул вдруг как с облаков..." "...Обрыскал свет..." "...Охота странствовать напала на него..." Чацкий является членом Английского клуба, в котором состоят богатые, знатные дворяне: "...Потом, подумайте, член А́нглийского клуба..." Александр Чацкий - умный, остроумный мужчина: "...Остер, умен, красноречив..." "...он малый с головой / И славно пишет, переводит. // Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом..." Чацкий - красноречивый человек: "...умен, красноречив..." "...Что говорит! и говорит, как пишет!.."
Александр Чацкий любит острить и "подкалывать" людей, но делает это не с целью навредить: "...и весел, и остер..." "...Послушайте, ужли слова мои все колки? / И клонятся к чьему-нибудь вреду?.." "...Не человек, змея!.." (София о Чацком) Чацкий - насмешливый человек, но его насмешки всегда относятся к глупым и ограниченным людям: "...Он славно / Пересмеять умеет всех; / Болтает, шутит..." "...На смех, того гляди, подымет Чацкий вас..." "...Заметно, что вы желчь на всех излить готовы..." "...Град колкостей и шуток ваших грянет. / Шутить! и век шутить! как вас на это станет!.." "...А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить..." Чацкий часто разговаривает с окружающими в резком тоне: "...Да! грозный взгляд, и резкий тон, / И этих в вас особенностей бездна..." Чацкий - гордый человек: "Вот то-то, все вы гордецы!.." Чацкий - свободомыслящий человек, за что Фамусов называет его "карбонарием" и "якобинцем": "...Ах! боже мой! он карбонари*!.." (*то есть революционер) "...Опасный человек!.." "...Я думаю, он просто якобинец*..." (*то есть вольнодумец) Чацкий бросил военную службу и также не служит чиновником. Среди дворян было принято выбирать один из этих путей для карьеры, но Чацкий не занимается ни военной, ни чиновничьей службой: Княгиня. От-став-ной? Наталья Дмитриевна. Да, путешествовал, недавно воротился .
По мнению Чацкого, дворяне не должны ограничивать себя только чиновничьей или военной службой. Чацкий считает, что умный человек может найти себя также и в творчестве или науке: "Из молодых людей, найдется – враг исканий, // Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки он вперит ум, алчущий познаний; // Или в душе его сам бог возбудит жар // К искусствам творческим, высоким и прекрасным..." Чацкий - искренний человек, не притворщик: "...Раз в жизни притворюсь..." Чацкий любит правду: "...К чему обманывать себя мне самого?.." "...Зачем мне прямо не сказали..." Чацкий - чувствительный человек: "...Кто так чувствителен, и весел, и остер, / Как Александр Андреич Чацкий!.." Чацкий - страстный, пылкий человек: "...та страсть? то чувство? пылкость та?.. "...Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит, / Не пожелал бы я и личному врагу..." Александр Чацкий презирает глупых и пустых людей: "...В презреньи к людям так нескрыту?.." У Чацкого обо всем есть свое мнение: "...Зачем же мнения чужие только святы?.." Чацкий - независимый человек. Он не хочет зависеть от других, как например, Молчалин: Молчалин: Ведь надобно ж зависеть от других. Чацкий: Зачем же надобно?.. Чацкий - патриот. Он любит русский народ и Россию: "...Чтоб умный, бодрый наш народ..." В высшем свете Чацкого считают сумасшедшим из-за его вольнодумства и либеральных взглядов: "...Безумным вы меня прославили всем хором..." Чацкий не любит "людскую толпу" и московское фамусовское общество. В конце пьесы он уезжает из Москвы: "...И в многолюдстве я потерян, сам не свой. / Нет! недоволен я Москвой..." "...Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. / Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету..."
Критика о Чацком в комедии "Горе от ума"
Пушкин о Чацком: "...Читал я Чацкого — много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен..." (А. С. Пушкин - П. А. Вяземскому, 28 января 1825 г.) "...В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб..." (А. С. Пушкин - А. А. Бестужеву, конец января 1825 г.)
Образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии "Горе от ума"
Софья Павловна Фамусова - 17-летняя прелестная девушка, дворянка, дочь богатого московского чиновника Фамусова. Софья, как все светские барышни, знает французский язык, умеет танцевать и играет на музыкальных инструментах: "...В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно..."
Александр Андреевич Чацкий - молодой дворянин, друг Фамусовых. Покойный отец Чацкого был другом господина Фамусова. Чацкий - остроумный, гордый молодой человек, осуждающий нравы современного дворянского общества: "...Вот-с – Чацкого, мне друга, / Андрея Ильича покойного сынок..."
Алексей Степанович Молчалин - секретарь господина Фамусова, хитрый и расчетливый человек. Молчалин старается всем угодить и понравиться, чтоб извлечь свою выгоду:
"...Мне завещал отец: // Во первых, угождать всем людям без изъятья..."
Отношения Чацкого, Молчалина и Софьи в комедии "Горе от ума"
После того, как родители Чацкого умерли, господин Фамусов взял юного Чацкого к себе на воспитание:
"...Как человеку вы, который с вами взрос, / Как другу вашему, как брату..." Чацкий и Софья выросли вместе. Их связывает детская дружба: "...Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; / Привычка вместе быть день каждый неразлучно / Связала детскою нас дружбой..." "...где возраст тот невинный, / Когда, бывало, в вечер длинный / Мы с вами явимся, исчезнем тут и там, / Играем и шумим по стульям и столам..." Когда-то Софья любила Чацкого, а он любил ее: "...Любила Чацкого когда-то, // Меня разлюбит, как его..." 3 года назад Чацкий уехал в путешествие по миру, и Софья быстро о нем забыла. Она влюбилась в подлого "тихоню" Молчалина: "...Молчалин! как во мне рассудок цел остался! / Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!.." Теперь, спустя три года, Чацкий возвращается в Россию (это происходит в самом начале комедии). Его чувства к Софье не изменились - он по-прежнему влюблен в нее: "...И всё‑таки я вас без памяти люблю..." "...Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, // Которые во мне ни даль не охладила, // Ни развлечения, ни перемена мест. // Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!.."
Чацкий не подозревает, что Софья разлюбила его и что теперь она влюблена в Молчалина: "...Кого люблю я, не таков: // Молчалин за других себя забыть готов..." Чацкий не догадывается, что Софья тайно встречается с Молчалиным и запирается с ним по ночам в своей комнате : "...Конечно, вам расстаться тяжело? // До света запершись, и кажется всё мало?.." Софья не подозревает, что Молчалин обманывает ее и притворяется влюбленным ради выгоды: "...Ее / По должности, тебя..." "...И вот любовника я принимаю вид..." Действительно, Молчалин не видит в Софье ничего "завидного". Он влюблен в служанку Лизу, к которой пристает, когда никто нет рядом: "...Я в Софье Павловне не вижу ничего / Завидного..." Чацкий и Молчалин знакомы, судя по всему, уже несколько лет. Чацкий считает Молчалина жалким, глупым человеком: "...Молчалин прежде был так глуп!.. // Жалчайшее созданье! // Уж разве поумнел?.." В свою очередь Молчалин ведет себя с Чацким покорно и смиренно, как и с остальными людьми. Молчалин даже дает Чацкому советы, как добиться успеха в обществе: "...К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам..." В конце концов Софья разоблачает Молчалина: она слышит, как тот признается в любви Лизе. Софья понимает, что Молчалин, "ужасный человек", обманывал ее из корыстных побуждений: "...Ужасный человек! себя я, стен стыжусь..."
Чацкий в свою очередь разоблачает Софью: он слышит, как она ругает Молчалина за измену. Так Чацкий убеждается, что Софья обманывала его: "Зачем меня надеждой завлекли? // Зачем мне прямо не сказали, // Что всё прошедшее вы обратили в смех?!." Старик Фамусов вмешивается в этот скандал, но неправильно понимает ситуацию. Он решает, что Софья тайно встречается с Чацким, а не с Молчалиным, потому что трусливый Молчалин успевает спрятаться: "...За двери прячется, боится быть в ответе..." Старик Фамусов злится на Чацкого и Софью и не подозревает о подлости Молчалина. В наказание отец отправляет "бесстыдницу" Софью жить в деревню: "...Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми; // Подалее от этих хватов, // В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, // Там будешь горе горевать..." Кроме того Фамусов запрещает Чацкому приближаться к Софье и, судя по всему, также запрещает ему бывать у себя в доме: "...А вас, сударь, прошу я толком // Туда не жаловать ни прямо, ни проселком; // И ваша такова последняя черта, // Что, чай, ко всякому дверь будет заперта..." Чацкого не расстраивает запрет Фамусова, потому что он сам глубоко разочарован в Софье и разрывает отношения с ней. Чацкий сообщает Фамусову о том, что он сам не собирается свататься к Софье, то есть "не угрожает сватаньем": "...Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом..." "...Я сватаньем моим не угрожаю вам..." В конце концов один лишь Молчалин выходит сухим из воды из этой истории и остается на службе у Фамусова. Старик Фамусов находится в "счастливом неведении" и не подозревает о подлости своего секретаря: "...Желаю вам дремать в неведеньи счастливом..." (Чацкий о неведении Фамусова)
Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев
Чацкий и Молчалин — люди противоположных жизненных позиций, моральных норм, мировоззрения.
Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине и Чацком можно найти и общие черты , которые и привлекли к каждому из них (в разное время) Софью Фамусову. Два этих молодых и неглупых человека связаны с домом Фамусова. Чацкий — сын друга Фамусова, воспитанный в этом доме. В молодом возрасте он покинул Москву, «ума искал», учился, многое увидел и узнал. Молчалин работает секретарем в доме Фамусова, пользуется всеобщей любовью и уважением:
По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил.
Но вот автор сводит их в комедии, и мы видим, насколько отличаются друг от друга Чацкий и Молчалин, и эту непохожесть не утаить под внешней оболочкой. Само появление этих героев в комедии может поведать о многих чертах их характеров.
Чацкий буквально врывается в сюжет, он горячо влюблен и счастлив после долгой разлуки видеть Софью. Радость и энергия так наполняют его, что он не сразу замечает холодность девушки. Молчалин же в комедию входит сперва безмолвным, а после — оправдывающимся и растерявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем об этих героях посредством их оценки другими действующими лицами, в их речах и поступках.
Как же отзываются о Чацком домочадцы дома Фамусова и сам хозяин?
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив...
...он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Чацкий — дворянин и гордится этим. От окружающих его отличает свободолюбие и независимость взглядов, откровенность и прямота высказываний. Целью своей жизни Чацкий видит в служении отечеству, он истинный патриот своей родины, однако низкопоклонство, борьба за чины, звания, награды угнетают его и возмущают:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Он готов служить «делу, а не лицам», но в фамусовском обществе это невозможно. Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, занимаемому им в обществе, открытость и прямота вызывает по отношению к Чацкому полное непонимание окружающих, агрессию и отторжение с их стороны:
Ах! боже мой! он карбонари!
Опасный человек!
И знать вас не хочу, разврата не терплю.
А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие и завоевал искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому?
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел,
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит,
От доброты души простит.
И между прочим
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от старичков не ступит за порог.
Немного времени нужно, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы фамусовского общества и становится незаменимым для него. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обществе:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Ведь надобно ж зависеть от других.
Самыми главными своими достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и чинопоклонник, больше всего в жизни он мечтает «дойти до степеней известных», что, скорее всего, сбудется, «ведь нынче любят бессловесных» Расчетливый до мелочей, Молчалин всегда может рассчитывать на поддержку и покровительство «сильных мира сего».
Отношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина, болезненно сталкиваются две противоположные позиции. Чацкий безупречно честен и искренен с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмущения. Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой, но ему хочется узнать: кто же соперник?
Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!
А чем не муж? Ума в нем только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
Вот он, на цыпочках, и не богат словами;
Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!
Однако несколько минут общения с этим подленьким и льстивым человеком рассеивают его подозрения:
С такими чувствами, с такой душою
Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
Софья же под влиянием французских романов придерживается иного мнения. Влюбившись в хитрого и бесчестного человека, она не умеет разглядеть истинного лица под маской:
Молчалин за других себя забыть готов,
Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!
А что же Молчалин? Молчалин продвигается по жизни, выполняя заветы отца:
Мне завещал отец:
Во первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить.
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла.
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Поэтому Софья для Молчалина — лишь еще одна ступенька при покорении служебной лестницы. Без стеснения он признается:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека.
Однако это не мешает Молчалину бессовестно заигрывать с Лизой, с которой он даже не считает нужным скрывать своей подлой душонки:
Я в Софье Павловне не вижу ничего
Завидного...
Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может сдержать негодования:
Вот я пожертвован кому!
Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
Глядел, и видел, и не верил!
Но и Софья поражена «кривизной души» бывшего любимого, она в гневе прогоняет его.
В своей комедии Грибоедов создал галерею типичных характеров, которые выходят за исторические рамки эпохи и самой пьесы. Чацкий — тип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой ситуации, и даже в случае поражения не изменяет им. Молчалиными же сегодня называют лицемеров и лжецов, подлых карьеристов и низкопоклонников. И в наше время «Молчалины блаженствуют на свете», но Чацкий — двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи.
Я думаю, что Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, научиться ценить людей по их человеческим достоинствам, а не по маскам, которые они надевают.
Цитатная характеристика Чацкого и Молчалина
Чацкий и Молчалин - два ярких героя "Горе от ума", две противоположности. Они оба молоды и оба знакомы с Фамусовым. На этом их сходство, пожалуй, заканчивается. В чем же заключаются различия между Чацким и Молчалиным? Чем Чацкий противоположен Молчалину?
Александра Андреевич Чацкий - потомственный дворянин и помещик, владеющий 300-400 крепостными: "...имел душ сотни три."
Алексей Степанович Молчалин по происхождению не дворянин (вероятно, мещанин). Он стал дворянином совсем недавно - благодаря своему начальнику Фамусову. Чин коллежского асессора дал Молчалину право на потомственное дворянство: "Безродного пригрел и ввел в мое семейство, // Дал чин асессора и взял в секретари..." (о Молчалине)
Чацкий - отставной офицер. Он служил в армии, но "отрекся от мундира", то есть ушел в отставку. Для Чацкого жизнь не ограничивается только военной или чиновничьей службой. Он считает, что талантливый человек может найти себя в творчестве или науке: "Не служит, то есть в том он пользы не находит..." (Фамусов о Чацком) "...к мундиру та же страсть! // Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!" "Из молодых людей, найдется – враг исканий, // Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки он вперит ум, алчущий познаний; // Или в душе его сам бог возбудит жар // К искусствам творческим…»
Молчалин строит карьеру чиновника и очень доволен этим. Кроме того, он советует Чацкому также стать чиновником, чтобы получать награды и жить весело: "При батюшке три года служит..." (о Молчалине) "Ну, право, что́ бы вам в Москве у нас служить? // И награжденья брать и весело пожить?" (Молчалин - Чацкому)
Чацкий - умный, образованный человек, "малый с головой": "Жаль, очень жаль, он малый с головой. с эдаким умом…" (о Чацком).
Молчалин, напротив, глуп и жалок, в нем нет того ума, которым обладает Чацкий: "Молчалин прежде был так глуп!.." (о Молчалине) "Конечно, нет в нем этого ума" (о Молчалине)
Чацкий - резкий, "острый на язык" человек: "Да! грозный взгляд, и резкий тон..." (О Чацком) "Был острый человек..." (о Чацком)
В отличие от Чацкого Молчалин уступчив, скромен и тих: "...уступчив, скромен, тих..." (о Молчалине) Чацкий обо всем имеет свое мнение и не боится его высказывать. Молчалин же, напротив, не высказывает своего мнения, чтобы угодить окружающим: Молчалин. В мои лета не должно сметь // Свое суждение иметь. Чацкий. Помилуйте, мы с вами не ребяты, // Зачем же мнения чужие только святы?
Чацкий - независимый, свободолюбивый человек. Молчалин, наоборот, считает, что нужно зависеть от других, чтобы продвигаться по службе:
Молчалин. Ведь надобно ж зависеть от других.
Чацкий. Зачем же надобно?
Чацкий - гордый человек. Он не хочет "прислуживаться" начальству ради наград и повышений:
Чацкий. Служить бы рад, прислуживаться тошно. Фамусов. Вот то-то, все вы гордецы!
Молчалин, напротив, готов угождать нужным людям ради выгоды: "Мне завещал отец: // Во первых, угождать всем людям без изъятья..."
Чацкий говорит много и красноречиво. В пьесе он произносит несколько длинных монологов.
Молчалин же не отличается красноречием и почти все время молчит: "...смолчит и голову повесит. // Конечно, смирен, все такие не резвы́..." (Чацкий о Молчалине)
Чацкий - пылкий, страстный человек, чего нельзя сказать о Молчалине: "Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?" (Чацкий сравнивает Молчалина с собой)
Чацкий - честный, открытый и искренний человек. Он не умеет притворяться: "Раз в жизни притворюсь." (Чацкий о своей неспособности притворяться)
Молчалин оказывается лицемером, подлецом и трусом: "Бог знает, в нем какая тайна скрыта..." (о Мочлалине) "Какие низости! Ужасный человек! Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!" (Софья о Молчалине) "За двери прячется, боится быть в ответе." (о Молчалине)
Чацкого считают странным человеком и чудаком.
При этом Молчалина никто не считает странным, потому что он ничем не выделяется из серой массы глупцов: "Я странен, а не странен кто ж? // Тот, кто на всех глупцов похож; // Молчалин, например…" (Чацкий о себе и Молчалине)
В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя лишним. В конце концов он уезжает из Москвы: "Все гонят! все клянут! Мучителей толпа..." (о Чацком)
Молчалин, напротив, не чувствует себя лишним в этом обществе. Он приобрел дружбу всех в доме Фамусова и в обществе в целом: "Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел от старичков не ступит за порог..." (о Молчалине)
Чацкий
Молчалин
Характеристика Софьи в комедии "Горе от ума" Грибоедова
Полное имя героини - Софья Павловна Фамусова:
"...Софья Павловна, дочь его..."
Софья - дочь московского чиновника Фамусова: "...Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте..."
Возраст Софьи Фамусовой - 17 лет : "...В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно..."
Софья - богатая невеста, единственная дочь своего богатого отца: "...В угодность дочери такого человека..." "...Кто беден, тот тебе не пара..."
Софья - хорошенькая, прелестная девушка : "...вы расцвели прелестно, / Неподражаемо, и это вам известно..." "...Как Софья Павловна у вас похорошела!.." "...Как хороша!.."
Мать Софьи умерла. После этого девочку воспитывал отец и французская гувернантка: "...Мать умерла..." "...умел я принанять // В мадам Розье вторую мать. // Старушку-золото в надзор к тебе приставил: // Умна была, нрав тихий, редких правил..."
Софья получила домашнее образование, научилась петь и танцевать: "...Уж об твоем ли не радели / Об воспитаньи! с колыбели!.." "...наших дочерей всему учить, всему – / И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!.."
Софья любит музыку и играет на музыкальных инструментах : "...Забылись музыкой, и время шло так плавно..." "...в спальню Софии, откудова слышно фортопияно с флейтою..." "...То флейта слышится, то будто фортопьяно; / Для Софьи слишком было б рано??."
У Софьи много достоинств, по мнению Чацкого : "...Быть может, качеств ваших тьму..."
Софья любит читать французские книги (как и многие юные барышни того времени): "...Всё по-французски, вслух, читает запершись..."
Отец называет Софью бесстыдницей за ее роман с Молчалиным.
Фамусов упрекает дочь в том, что в этом она очень похожа на свою покойную мать: "...Дочь, Софья Павловна! страмница! / Бесстыдница! где! с кем! Ни дать ни взять она, / Как мать ее, покойница жена..."
Софья - ветреная барышня, которая не дорожит никем из своих "ухажеров": "...Я очень ветрено, быть может, поступила, / И знаю, и винюсь; но где же изменила?.." "...Ей всё равно, другой ли, я ли, / Никем по совести она не дорожит..." "...Любила Чацкого когда-то, / Меня разлюбит, как его...«
Софья не считает себя трусливой девушкой, однако при этом ей не хватает смелости признаться Чацкому в том, что влюблена в Молчалина : "...Однако о себе скажу, / Что не труслива..." Софья - решительная девушка: "...Молчите, я на всё решусь..." "...Я криком разбужу всех в доме / И погублю себя и вас..." "...Вы знаете, что я собой не дорожу...«
Софья Павловна - откровенная девушка : "...Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны..." "...Откуда скрытность почерпнуть!.."
Софья - доверчивая, наивная девушка. Она не замечает, что Молчалин ее использует: "...Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!.."
И.А. Гончаров«Мильон терзаний»
Комедия «Горе от ума» это и картина нравов, и галерея живых типов, и жгучая сатира, и больше всего комедия. Как картина она громадна. Ее полотно захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати человек отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И все это с такою художественною, объективную законченностью и определенностью, какая далась только Пушкину и Гоголю.
Пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как части общественной жизни, - до тех пор, конечно, будут проявляться и современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других.
Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы картина нравов.
Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер». Только личное горе его произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме. Между тем Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и Печорина.
Он искренний и горячий деятель, - а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век – и в этом все его значение и «весь ум».
Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье, раздраженного какого-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Весь ум его и все силы уходят на эту борьбу: она и послужила мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь, словом, роль, для которой и родилась вся комедия.
Роль Чацкого – страдательная, в то же время она всегда победительная.
Живучесть роли Чацкого состоит в отсутствии у него отвлеченностей.
Роль и физиономия Чацких неизменна. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную».
Его идеал «свободной жизни» определен: это – свобода от всех этих исчисленных цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода – «вперить в науки ум, алчущий познаний», или беспрепятственно предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным», - свобода «служить или не служить», «жить в деревне или путешествовать», не слывя за то ни разбойником, ни зажигателем, и – ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе – от несвободы. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей.
Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва. Чацкий неизбежен при каждой смене веков.
Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в котором жили все, -
Свет не карает заблуждений,
Но тайны требует для них!
В этом двустишии Пушкина выражается общий смысл условной морали. Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого никогда, за неимением случая. Она вовсе не так виновата, как кажется. Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.
Вглядываясь глубже в характер и обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность «свела ее» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, - возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейный права.
Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий «муж – мальчик, муж-слуга – идеал московских мужей!». На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова. Вообще, к Софье трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна напрашивалась на какое-то грустное чувство, в душе читателя нет против нее того смеха, с каким он расстается с прочими лицами. Ей, конечно, тяжелее всех, даже Чацкого.
http://www.literaturus.ru/p/blog-page_83.html