СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Анализируем комедию "Горе от ума""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблематика, характеристика героев. Конспект статьи И.А. Гончарова "Мильон терзаний"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Анализируем комедию "Горе от ума""»

Комедия

Комедия

"Горе от ума"

Темы и проблемы комедии

Темы и проблемы комедии "Горе от ума" Грибоедова: проблематика произведения

Темы и проблемы комедии "Горе от ума" Грибоедова. Проблематика пьесы "Горе от ума" довольно обширна. В этом произведении Грибоедов коснулся множества злободневных тем своего времени, чем вызвал недовольство цензуры. Главными темами и проблемами комедии "Горе от ума" являются:

  • крепостное право и жестокость помещиков
  • воспитание и образование дворян
  • погоня за чинами и наградами
  • бюрократия
  • вражда к "новым людям", противостояние "старой" и "новой" жизни скалозубовщина и аракчеевщина
  • декабризм
  • либерализм
  • французомания, любовь ко всему иностранному
  • любовь
  • отношения мужчины и женщины
  • брак и семья
Главные и второстепенные герои комедии

Главные и второстепенные герои комедии "Горе от ума"

"Лица, составляющие сию пьесу, можно разделить на три разряда: первостепенные, второстепенные и третьестепенные.   Это разделение основывается не на важности их относительно хода пьесы; ибо, говоря правду, все они принимают в нем равное участие, или лучше, равно не участвуют; но на большей и подробнейшей выработанности их характерных физиономий. К первостепенным лицам относятся: Фамусов, Чацкий, Молчалин и Софья Павловна. К второстепенным лицам комедии мы причисляем: Скалозуба, Репетилова и Лизу; первых потому, что они привязаны слишком слабо к целому составу пьесы; последнюю потому, что физиономия ее заключает в себе слишком много общего и условного. Третьестепенные лица суть гости, приезжающие на бал в третьем и разъезжающиеся в четвертом действии. Лица сии, несмотря на то, что говорят и действуют очень мало, весьма важны для пьесы: ибо ими выражаются различные оттенки физиономии московского общества."

Смысл названия комедии

Смысл названия комедии "Горе от ума" Грибоедова

"Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема "ума" в грибоедовское время была весьма злободневной, и "ум" понимался широко, как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями "умный", "умник" связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но "вольнодумном", о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей и - еще определеннее - о члене тайного политического общества, будущем декабристе. Пылкость таких "умников" сплошь да рядом оборачивалась в глазах окружающих "безумием", "горем от ума". Именно ум Чацкого в этом широком понимании ставит его вне круга Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов и Загорецких... Именно на этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в преставлении окружающих сперва "чудаком", "странным человеком", а потом - просто безумцем."

"Комедия названа «Горе от ума». Горе в комедии уму, — уму, который был провозглашен безумием; уму, от которого все отвернулись; уму, которому лучшая, красивейшая, наиболее умная, наиболее самостоятельная девушка из тех, которые фигурируют на сцене, предпочла лакейскую натуру. Комедия «Горе от ума» — драма о крушении ума человека в России, о ненужности ума в России, о скорби, которую испытал представитель ума в России." (А. В. Луначарский, "А. С. Грибоедов", стенограмма речи на торжественном заседании, посвященном памяти А. С. Грибоедова, 11 февраля 1929 г.)

Краткое содержание комедии

Краткое содержание комедии "Горе от ума" Грибоедова по действиям (краткий пересказ)

Действие пьесы происходит в начале XIX века в Москве в доме богатого чиновника Фамусова. Действие I Дочь Фамусова, молодая девушка Софья Фамусова, влюблена в молодого человека Молчалина. Он служит секретарем Фамусова и живет в его доме. По ночам влюбленные тайно встречаются в комнате Софии. Служанка Лиза сторожит под дверью, чтобы Фамусов не застал их. Однажды утром Фамусов видит, как Молчалин выходит от Софии. Старику кажется все это подозрительным, но все успокаивают его. В этот же день к Фамусовым приезжает Чацкий, молодой дворянин, их давний знакомый. Он 3 года путешествовал и только сегодня вернулся домой в Москву. Чацкий давно влюблен в Софию и надеется, что она осталась верна ему. Но Софья не рада Чацкому, потому что влюблена в Молчалина. Она боится сказать правду Чацкому. Старик Фамусов видит, что у дочери есть два "ухажера" - Чацкий и Молчалин. Но отец хочет выдать ее за третьего "кандидата", полковника Скалозуба, богатого, уважаемого, но глуповатого "солдафона".

Действие II Фамусов со слугой Петрушкой записывает свои дела в календарь. Входит Чацкий и беседует с Фамусовым. Чацкий придерживается новых,

Действие II Фамусов со слугой Петрушкой записывает свои дела в календарь. Входит Чацкий и беседует с Фамусовым. Чацкий придерживается новых, "прогрессивных" взглядов на жизнь. Он высмеивает людей, которые гонятся за чинами, деньгами и связями. Старику Фамусову не нравятся нападки Чацкого на "нормы" дворянской жизни, по которым живут все вокруг. В это время в гости к Фамусову приходит полковник Скалозуб. Хозяин принимает его с особым почтением, потому что надеется выдать за него Софию. Фамусов уводит Скалозуба в свой кабинет, чтобы Чацкий своими "странными" разговорами не испортил все дело. В это время Софья видит в окно, как ее любимый Молчалин падает с лошади. От волнения с ней случается обморок. По ее реакции Чацкий замечает, что Софии нравится Молчалин. Тут же выясняется, что Молчалин просто ушиб руку и нет причин волноваться. Все уходят. Оставшись наедине, Молчалин признается служанке Лизе в любви. Девушка осуждает его за то, что он обманывает Софию. Сама же Лиза любит слугу Петрушу и не отвечает взаимностью Молчалину.

Действие III Софья и Чацкий беседуют наедине. Из разговора Чацкий понимает, что Софья влюблена в Молчалина. Софья оставляет Чацкого, чтобы готовиться к очередному тайному свиданию с Молчалиным. Тем временем к Фамусову съезжаются гости на званый вечер: Наталья Дмитриевна Горич и ее муж Платон Михайлович Горич, князь Тугоуховский и его жена княгиня Марья Алексеевна, Загорецкий, Хлестова, графини Хрюмины и другие. Беседуя с одним из гостей, Софья в шутку говорит, что Чацкий - сумасшедший. Гость передает это замечание другим посетителям. В итоге все собравшиеся обсуждают

Действие III Софья и Чацкий беседуют наедине. Из разговора Чацкий понимает, что Софья влюблена в Молчалина. Софья оставляет Чацкого, чтобы готовиться к очередному тайному свиданию с Молчалиным. Тем временем к Фамусову съезжаются гости на званый вечер: Наталья Дмитриевна Горич и ее муж Платон Михайлович Горич, князь Тугоуховский и его жена княгиня Марья Алексеевна, Загорецкий, Хлестова, графини Хрюмины и другие. Беседуя с одним из гостей, Софья в шутку говорит, что Чацкий - сумасшедший. Гость передает это замечание другим посетителям. В итоге все собравшиеся обсуждают "сумасшедшего" Чацкого. Когда в зал входит сам Чацкий, все гости уже смотрят на него как на сумасшедшего.

Действие IV Вечер заканчивается, гости разъезжаются. В это время к Фамусовым вбегает Репетилов, старый знакомый Чацкого. Он зовет его в Английский клуб, но Чацкий отказывается. Оставшись один, Чацкий прячется в зале за колонной. Он слышит, как Молчалин снова признается Лизе в любви. Это признание слышит сама Софья. Она разоблачает обманщика Молчалина и прогоняет его. Тем временем Чацкий выходит из-за колонны и стыдит Софию за обман. В зал входит Фамусов. Он ругает дочь за

Действие IV Вечер заканчивается, гости разъезжаются. В это время к Фамусовым вбегает Репетилов, старый знакомый Чацкого. Он зовет его в Английский клуб, но Чацкий отказывается. Оставшись один, Чацкий прячется в зале за колонной. Он слышит, как Молчалин снова признается Лизе в любви. Это признание слышит сама Софья. Она разоблачает обманщика Молчалина и прогоняет его. Тем временем Чацкий выходит из-за колонны и стыдит Софию за обман. В зал входит Фамусов. Он ругает дочь за "непристойное поведение" с мужчинами и обещает выслать ее в деревню. Фамусов запрещает Чацкому ухаживать за ней, но тот больше не намерен ухаживать за обманщицей Софией. Глупое Светское общество и измена Софии разочаровывают Чацкого. Он решает снова уехать из Москвы и просит карету.

Характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума»

Полное имя героя - Александр Андреевич Чацкий: "...Александр Андреевич Чацкий..." Александр Чацкий - дворянин, помещик с 300-400 крепостными крестьянами: "- имел душ сотни три.- Четыреста, прошу понять..." Чацкий - холостой мужчина. Он еще молод, но уже "не впадает в ребячество": "...Да, не женат..." "...Теперь уж в это мне ребячество не впасть..." Чацкий - одинокий человек. Его мать и отец умерли, когда он был ребенком. Отец Чацкого был другом Фамусова: "...Вот-с – Чацкого, мне друга, / Андрея Ильича покойного сынок..." "...Чацкого, мне друга, / Андрея Ильича..." После смерти родителей Чацкий воспитывался в доме Фамусова. Повзрослев, он стал жить отдельно: "...Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; / Привычка вместе быть день каждый неразлучно / Связала детскою нас дружбой..." "...но потом / Он съехал, уж у нас ему казалось скучно, / И редко посещал наш дом..." Чацкий с детства дружит с Софьей Фамусовой и давно ее любит: "...Я помню, ты дитёй с ним часто танцовала..." "...И всё-таки я вас без памяти люблю..." В начале пьесы Чацкий возвращается в Москву после 3 лет "странствий по свету": "...Три года не писал двух слов! / И грянул вдруг как с облаков..." "...Обрыскал свет..." "...Охота странствовать напала на него..." Чацкий является членом Английского клуба, в котором состоят богатые, знатные дворяне: "...Потом, подумайте, член А́нглийского клуба..." Александр Чацкий - умный, остроумный мужчина: "...Остер, умен, красноречив..." "...он малый с головой / И славно пишет, переводит. // Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом..." Чацкий - красноречивый человек: "...умен, красноречив..." "...Что говорит! и говорит, как пишет!.."

Александр Чацкий любит острить и "подкалывать" людей, но делает это не с целью навредить: "...и весел, и остер..." "...Послушайте, ужли слова мои все колки? / И клонятся к чьему-нибудь вреду?.." "...Не человек, змея!.." (София о Чацком) Чацкий - насмешливый человек, но его насмешки всегда относятся к глупым и ограниченным людям: "...Он славно / Пересмеять умеет всех; / Болтает, шутит..." "...На смех, того гляди, подымет Чацкий вас..." "...Заметно, что вы желчь на всех излить готовы..." "...Град колкостей и шуток ваших грянет. / Шутить! и век шутить! как вас на это станет!.." "...А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить..." Чацкий часто разговаривает с окружающими в резком тоне: "...Да! грозный взгляд, и резкий тон, / И этих в вас особенностей бездна..." Чацкий - гордый человек: "Вот то-то, все вы гордецы!.." Чацкий - свободомыслящий человек, за что Фамусов называет его "карбонарием" и "якобинцем": "...Ах! боже мой! он карбонари*!.." (*то есть революционер) "...Опасный человек!.." "...Я думаю, он просто якобинец*..." (*то есть вольнодумец) Чацкий бросил военную службу и также не служит чиновником. Среди дворян было принято выбирать один из этих путей для карьеры, но Чацкий не занимается ни военной, ни чиновничьей службой: Княгиня. От-став-ной? Наталья Дмитриевна. Да, путешествовал, недавно воротился .

По мнению Чацкого, дворяне не должны ограничивать себя только чиновничьей или военной службой. Чацкий считает, что умный человек может найти себя также и в творчестве или науке: "Из молодых людей, найдется – враг исканий, // Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки он вперит ум, алчущий познаний; // Или в душе его сам бог возбудит жар // К искусствам творческим, высоким и прекрасным..." Чацкий - искренний человек, не притворщик: "...Раз в жизни притворюсь..." Чацкий любит правду: "...К чему обманывать себя мне самого?.." "...Зачем мне прямо не сказали..." Чацкий - чувствительный человек: "...Кто так чувствителен, и весел, и остер, / Как Александр Андреич Чацкий!.." Чацкий - страстный, пылкий человек: "...та страсть? то чувство? пылкость та?.. "...Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит, / Не пожелал бы я и личному врагу..." Александр Чацкий презирает глупых и пустых людей: "...В презреньи к людям так нескрыту?.." У Чацкого обо всем есть свое мнение: "...Зачем же мнения чужие только святы?.." Чацкий - независимый человек. Он не хочет зависеть от других, как например, Молчалин: Молчалин: Ведь надобно ж зависеть от других. Чацкий: Зачем же надобно?.. Чацкий - патриот. Он любит русский народ и Россию: "...Чтоб умный, бодрый наш народ..." В высшем свете Чацкого считают сумасшедшим из-за его вольнодумства и либеральных взглядов: "...Безумным вы меня прославили всем хором..." Чацкий не любит "людскую толпу" и московское фамусовское общество. В конце пьесы он уезжает из Москвы: "...И в многолюдстве я потерян, сам не свой. / Нет! недоволен я Москвой..." "...Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. / Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету..."

Критика о Чацком в комедии

Критика о Чацком в комедии "Горе от ума"

Пушкин о Чацком: "...Читал я Чацкого — много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен..." (А. С. Пушкин - П. А. Вяземскому, 28 января 1825 г.) "...В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб..." (А. С. Пушкин - А. А. Бестужеву, конец января 1825 г.)

Образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии

Образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии "Горе от ума"

Софья Павловна Фамусова - 17-летняя прелестная девушка, дворянка, дочь богатого московского чиновника Фамусова. Софья, как все светские барышни, знает французский язык, умеет танцевать и играет на музыкальных инструментах: "...В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно..."

Александр Андреевич Чацкий - молодой дворянин, друг Фамусовых. Покойный отец Чацкого был другом господина Фамусова. Чацкий - остроумный, гордый молодой человек, осуждающий нравы современного дворянского общества: "...Вот-с – Чацкого, мне друга, / Андрея Ильича покойного сынок..."

Алексей Степанович Молчалин - секретарь господина Фамусова, хитрый и расчетливый человек. Молчалин старается всем угодить и понравиться, чтоб извлечь свою выгоду:

"...Мне завещал отец: // Во первых, угождать всем людям без изъятья..."

Отношения Чацкого, Молчалина и Софьи в комедии "Горе от ума"

После того, как родители Чацкого умерли, господин Фамусов взял юного Чацкого к себе на воспитание:

"...Как человеку вы, который с вами взрос, / Как другу вашему, как брату..." Чацкий и Софья выросли вместе. Их связывает детская дружба: "...Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; / Привычка вместе быть день каждый неразлучно / Связала детскою нас дружбой..." "...где возраст тот невинный, / Когда, бывало, в вечер длинный / Мы с вами явимся, исчезнем тут и там, / Играем и шумим по стульям и столам..." Когда-то Софья любила Чацкого, а он любил ее: "...Любила Чацкого когда-то, // Меня разлюбит, как его..." 3 года назад Чацкий уехал в путешествие по миру, и Софья быстро о нем забыла. Она влюбилась в подлого "тихоню" Молчалина: "...Молчалин! как во мне рассудок цел остался! / Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!.." Теперь, спустя три года, Чацкий возвращается в Россию (это происходит в самом начале комедии). Его чувства к Софье не изменились - он по-прежнему влюблен в нее: "...И всё‑таки я вас без памяти люблю..." "...Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, // Которые во мне ни даль не охладила, // Ни развлечения, ни перемена мест. // Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!.."

Чацкий не подозревает, что Софья разлюбила его и что теперь она влюблена в Молчалина: "...Кого люблю я, не таков: // Молчалин за других себя забыть готов..." Чацкий не догадывается, что Софья тайно встречается с Молчалиным и запирается с ним по ночам в своей комнате : "...Конечно, вам расстаться тяжело? // До света запершись, и кажется всё мало?.." Софья не подозревает, что Молчалин обманывает ее и притворяется влюбленным ради выгоды: "...Ее / По должности, тебя..." "...И вот любовника я принимаю вид..." Действительно, Молчалин не видит в Софье ничего "завидного". Он влюблен в служанку Лизу, к которой пристает, когда никто нет рядом: "...Я в Софье Павловне не вижу ничего / Завидного..." Чацкий и Молчалин знакомы, судя по всему, уже несколько лет. Чацкий считает Молчалина жалким, глупым человеком: "...Молчалин прежде был так глуп!.. // Жалчайшее созданье! // Уж разве поумнел?.." В свою очередь Молчалин ведет себя с Чацким покорно и смиренно, как и с остальными людьми. Молчалин даже дает Чацкому советы, как добиться успеха в обществе: "...К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам..." В конце концов Софья разоблачает Молчалина: она слышит, как тот признается в любви Лизе. Софья понимает, что Молчалин, "ужасный человек", обманывал ее из корыстных побуждений: "...Ужасный человек! себя я, стен стыжусь..."

Чацкий в свою очередь разоблачает Софью: он слышит, как она ругает Молчалина за измену. Так Чацкий убеждается, что Софья обманывала его: "Зачем меня надеждой завлекли? // Зачем мне прямо не сказали, // Что всё прошедшее вы обратили в смех?!." Старик Фамусов вмешивается в этот скандал, но неправильно понимает ситуацию. Он решает, что Софья тайно встречается с Чацким, а не с Молчалиным, потому что трусливый Молчалин успевает спрятаться: "...За двери прячется, боится быть в ответе..." Старик Фамусов злится на Чацкого и Софью и не подозревает о подлости Молчалина. В наказание отец отправляет "бесстыдницу" Софью жить в деревню: "...Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми; // Подалее от этих хватов, // В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, // Там будешь горе горевать..." Кроме того Фамусов запрещает Чацкому приближаться к Софье и, судя по всему, также запрещает ему бывать у себя в доме: "...А вас, сударь, прошу я толком // Туда не жаловать ни прямо, ни проселком; // И ваша такова последняя черта, // Что, чай, ко всякому дверь будет заперта..." Чацкого не расстраивает запрет Фамусова, потому что он сам глубоко разочарован в Софье и разрывает отношения с ней. Чацкий сообщает Фамусову о том, что он сам не собирается свататься к Софье, то есть "не угрожает сватаньем": "...Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом..." "...Я сватаньем моим не угрожаю вам..." В конце концов один лишь Молчалин выходит сухим из воды из этой истории и остается на службе у Фамусова. Старик Фамусов находится в "счастливом неведении" и не подозревает о подлости своего секретаря: "...Желаю вам дремать в неведеньи счастливом..." (Чацкий о неведении Фамусова)

Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев Чацкий и Молчалин — люди противоположных жиз­ненных позиций, моральных норм, мировоззрения. Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине и Чацком можно найти и общие черты , которые и привлек­ли к каждому из них (в разное время) Софью Фамусову. Два этих молодых и неглупых человека связаны с домом Фамусова. Чацкий — сын друга Фамусова, воспитанный в этом доме. В молодом возрасте он покинул Москву, «ума искал», учился, многое увидел и узнал. Молчалин работает секретарем в доме Фамусова, пользуется всеобщей любо­вью и уважением: По мере я трудов и сил, С тех пор, как числюсь по Архивам, Три награжденья получил.

Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев

Чацкий и Молчалин — люди противоположных жиз­ненных позиций, моральных норм, мировоззрения.

Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине и Чацком можно найти и общие черты , которые и привлек­ли к каждому из них (в разное время) Софью Фамусову. Два этих молодых и неглупых человека связаны с домом Фамусова. Чацкий — сын друга Фамусова, воспитанный в этом доме. В молодом возрасте он покинул Москву, «ума искал», учился, многое увидел и узнал. Молчалин работает секретарем в доме Фамусова, пользуется всеобщей любо­вью и уважением:

По мере я трудов и сил,

С тех пор, как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил.

Но вот автор сводит их в комедии, и мы видим, на­сколько отличаются друг от друга Чацкий и Молчалин, и эту непохожесть не утаить под внешней оболочкой. Само появление этих героев в комедии может поведать о мно­гих чертах их характеров. Чацкий буквально врывается в сюжет, он горячо влюб­лен и счастлив после долгой разлуки видеть Софью. Ра­дость и энергия так наполняют его, что он не сразу замеча­ет холодность девушки. Молчалин же в комедию входит сперва безмолвным, а после — оправдывающимся и расте­рявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем об этих героях посредством их оценки другими действующими лицами, в их речах и поступках. Как же отзываются о Чацком домочадцы дома Фаму­сова и сам хозяин? Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий! Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив... ...он малый с головой, И славно пишет, переводит.

Но вот автор сводит их в комедии, и мы видим, на­сколько отличаются друг от друга Чацкий и Молчалин, и эту непохожесть не утаить под внешней оболочкой. Само появление этих героев в комедии может поведать о мно­гих чертах их характеров.

Чацкий буквально врывается в сюжет, он горячо влюб­лен и счастлив после долгой разлуки видеть Софью. Ра­дость и энергия так наполняют его, что он не сразу замеча­ет холодность девушки. Молчалин же в комедию входит сперва безмолвным, а после — оправдывающимся и расте­рявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем об этих героях посредством их оценки другими действующими лицами, в их речах и поступках.

Как же отзываются о Чацком домочадцы дома Фаму­сова и сам хозяин?

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив...

...он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

Чацкий — дворянин и гордится этим. От окружающих его отличает свободолюбие и независимость взглядов, от­кровенность и прямота высказываний. Целью своей жиз­ни Чацкий видит в служении отечеству, он истинный пат­риот своей родины, однако низкопоклонство, борьба за чины, звания, награды угнетают его и возмущают: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Он готов служить «делу, а не лицам», но в фамусовском обществе это невозможно. Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, занимаемому им в обществе, открытость и прямота вызывает по отношению к Чацкому полное непонимание окружающих, агрессию и отторжение с их стороны: Ах! боже мой! он карбонари! Опасный человек! И знать вас не хочу, разврата не терплю.

Чацкий — дворянин и гордится этим. От окружающих его отличает свободолюбие и независимость взглядов, от­кровенность и прямота высказываний. Целью своей жиз­ни Чацкий видит в служении отечеству, он истинный пат­риот своей родины, однако низкопоклонство, борьба за чины, звания, награды угнетают его и возмущают:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Он готов служить «делу, а не лицам», но в фамусовском обществе это невозможно. Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, занимаемому им в обществе, открытость и прямота вызывает по отношению к Чацкому полное непонимание окружающих, агрессию и отторжение с их стороны:

Ах! боже мой! он карбонари!

Опасный человек!

И знать вас не хочу, разврата не терплю.

А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие и завое­вал искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому? Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел, При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит, От доброты души простит. И между прочим Веселостей искать бы мог; Ничуть: от старичков не ступит за порог. Немного времени нужно, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы фамусовского общества и становится незаменимым для него. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обще­стве: В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других.

А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие и завое­вал искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому?

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел,

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит.

И между прочим

Веселостей искать бы мог;

Ничуть: от старичков не ступит за порог.

Немного времени нужно, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы фамусовского общества и становится незаменимым для него. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обще­стве:

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Ведь надобно ж зависеть от других.

Самыми главными своими достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и чинопоклонник, больше всего в жиз­ни он мечтает «дойти до степеней известных», что, скорее всего, сбудется, «ведь нынче любят бессловесных» Расчет­ливый до мелочей, Молчалин всегда может рассчитывать на поддержку и покровительство «сильных мира сего». Отношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина, бо­лезненно сталкиваются две противоположные позиции. Чацкий безупречно честен и искренен с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмуще­ния. Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой, но ему хочется узнать: кто же соперник? Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало; Но чтоб иметь детей, Кому ума недоставало? Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он, на цыпочках, и не богат словами; Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!

Самыми главными своими достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и чинопоклонник, больше всего в жиз­ни он мечтает «дойти до степеней известных», что, скорее всего, сбудется, «ведь нынче любят бессловесных» Расчет­ливый до мелочей, Молчалин всегда может рассчитывать на поддержку и покровительство «сильных мира сего».

Отношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина, бо­лезненно сталкиваются две противоположные позиции. Чацкий безупречно честен и искренен с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмуще­ния. Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой, но ему хочется узнать: кто же соперник?

Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!

А чем не муж? Ума в нем только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума недоставало?

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

Вот он, на цыпочках, и не богат словами;

Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!

Однако несколько минут общения с этим подленьким и льстивым человеком рассеивают его подозрения: С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною! Софья же под влиянием французских романов придер­живается иного мнения. Влюбившись в хитрого и бесчест­ного человека, она не умеет разглядеть истинного лица под маской: Молчалин за других себя забыть готов, Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело Ночь целую с кем можно так провесть! А что же Молчалин? Молчалин продвигается по жизни, выполняя заветы отца: Мне завещал отец: Во первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить. Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла. Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Однако несколько минут общения с этим подленьким и льстивым человеком рассеивают его подозрения:

С такими чувствами, с такой душою

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Софья же под влиянием французских романов придер­живается иного мнения. Влюбившись в хитрого и бесчест­ного человека, она не умеет разглядеть истинного лица под маской:

Молчалин за других себя забыть готов,

Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело

Ночь целую с кем можно так провесть!

А что же Молчалин? Молчалин продвигается по жизни, выполняя заветы отца:

Мне завещал отец:

Во первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить.

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла.

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Поэтому Софья для Молчалина — лишь еще одна сту­пенька при покорении служебной лестницы. Без стесне­ния он признается: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека. Однако это не мешает Молчалину бессовестно заигры­вать с Лизой, с которой он даже не считает нужным скры­вать своей подлой душонки: Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного... Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может сдер­жать негодования: Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил! Глядел, и видел, и не верил! Но и Софья поражена «кривизной души» бывшего лю­бимого, она в гневе прогоняет его.

Поэтому Софья для Молчалина — лишь еще одна сту­пенька при покорении служебной лестницы. Без стесне­ния он признается:

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека.

Однако это не мешает Молчалину бессовестно заигры­вать с Лизой, с которой он даже не считает нужным скры­вать своей подлой душонки:

Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного...

Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может сдер­жать негодования:

Вот я пожертвован кому!

Не знаю, как в себе я бешенство умерил!

Глядел, и видел, и не верил!

Но и Софья поражена «кривизной души» бывшего лю­бимого, она в гневе прогоняет его.

В своей комедии Грибоедов создал галерею типичных характеров, которые выходят за исторические рамки эпо­хи и самой пьесы. Чацкий — тип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой ситуации, и даже в случае поражения не изменяет им. Молчалиными же сегодня называют лицемеров и лжецов, подлых карьеристов и низкопоклонников. И в наше время «Молчалины бла­женствуют на свете», но Чацкий — двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи. Я думаю, что Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, научиться ценить людей по их человеческим достоинствам, а не по маскам, которые они надевают.

В своей комедии Грибоедов создал галерею типичных характеров, которые выходят за исторические рамки эпо­хи и самой пьесы. Чацкий — тип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой ситуации, и даже в случае поражения не изменяет им. Молчалиными же сегодня называют лицемеров и лжецов, подлых карьеристов и низкопоклонников. И в наше время «Молчалины бла­женствуют на свете», но Чацкий — двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи.

Я думаю, что Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, научиться ценить людей по их человеческим достоинствам, а не по маскам, которые они надевают.

Цитатная характеристика Чацкого и Молчалина Чацкий и Молчалин - два ярких героя

Цитатная характеристика Чацкого и Молчалина

Чацкий и Молчалин - два ярких героя "Горе от ума", две противоположности. Они оба молоды и оба знакомы с Фамусовым. На этом их сходство, пожалуй, заканчивается. В чем же заключаются различия между Чацким и Молчалиным? Чем Чацкий противоположен Молчалину?

Александра Андреевич Чацкий - потомственный дворянин и помещик, владеющий 300-400 крепостными: "...имел душ сотни три."

Алексей Степанович Молчалин по происхождению не дворянин (вероятно, мещанин). Он стал дворянином совсем недавно - благодаря своему начальнику Фамусову. Чин коллежского асессора дал Молчалину право на потомственное дворянство: "Безродного пригрел и ввел в мое семейство, // Дал чин асессора и взял в секретари..." (о Молчалине)

Чацкий - отставной офицер. Он служил в армии, но

Чацкий - отставной офицер. Он служил в армии, но "отрекся от мундира", то есть ушел в отставку. Для Чацкого жизнь не ограничивается только военной или чиновничьей службой. Он считает, что талантливый человек может найти себя в творчестве или науке: "Не служит, то есть в том он пользы не находит..." (Фамусов о Чацком) "...к мундиру та же страсть! // Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!" "Из молодых людей, найдется – враг исканий, // Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки он вперит ум, алчущий познаний; // Или в душе его сам бог возбудит жар // К искусствам творческим…»

Молчалин строит карьеру чиновника и очень доволен этим. Кроме того, он советует Чацкому также стать чиновником, чтобы получать награды и жить весело: "При батюшке три года служит..." (о Молчалине) "Ну, право, что́ бы вам в Москве у нас служить? // И награжденья брать и весело пожить?" (Молчалин - Чацкому)

Чацкий - умный, образованный человек,

Чацкий - умный, образованный человек, "малый с головой": "Жаль, очень жаль, он малый с головой. с эдаким умом…" (о Чацком).

Молчалин, напротив, глуп и жалок, в нем нет того ума, которым обладает Чацкий: "Молчалин прежде был так глуп!.." (о Молчалине) "Конечно, нет в нем этого ума" (о Молчалине)

Чацкий - резкий, "острый на язык" человек: "Да! грозный взгляд, и резкий тон..." (О Чацком) "Был острый человек..." (о Чацком)

В отличие от Чацкого Молчалин уступчив, скромен и тих: "...уступчив, скромен, тих..." (о Молчалине) Чацкий обо всем имеет свое мнение и не боится его высказывать. Молчалин же, напротив, не высказывает своего мнения, чтобы угодить окружающим: Молчалин. В мои лета не должно сметь // Свое суждение иметь. Чацкий. Помилуйте, мы с вами не ребяты, // Зачем же мнения чужие только святы?

Чацкий - независимый, свободолюбивый человек. Молчалин, наоборот, считает, что нужно зависеть от других, чтобы продвигаться по службе: Молчалин. Ведь надобно ж зависеть от других.  Чацкий. Зачем же надобно? Чацкий - гордый человек. Он не хочет

Чацкий - независимый, свободолюбивый человек. Молчалин, наоборот, считает, что нужно зависеть от других, чтобы продвигаться по службе:

Молчалин. Ведь надобно ж зависеть от других.

Чацкий. Зачем же надобно?

Чацкий - гордый человек. Он не хочет "прислуживаться" начальству ради наград и повышений:

Чацкий. Служить бы рад, прислуживаться тошно. Фамусов. Вот то-то, все вы гордецы!

Молчалин, напротив, готов угождать нужным людям ради выгоды: "Мне завещал отец: // Во первых, угождать всем людям без изъятья..."

Чацкий говорит много и красноречиво. В пьесе он произносит несколько длинных монологов.

Молчалин же не отличается красноречием и почти все время молчит: "...смолчит и голову повесит. // Конечно, смирен, все такие не резвы́..." (Чацкий о Молчалине)

Чацкий - пылкий, страстный человек, чего нельзя сказать о Молчалине:

Чацкий - пылкий, страстный человек, чего нельзя сказать о Молчалине: "Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?" (Чацкий сравнивает Молчалина с собой)

Чацкий - честный, открытый и искренний человек. Он не умеет притворяться: "Раз в жизни притворюсь." (Чацкий о своей неспособности притворяться)

Молчалин оказывается лицемером, подлецом и трусом: "Бог знает, в нем какая тайна скрыта..." (о Мочлалине) "Какие низости! Ужасный человек! Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!" (Софья о Молчалине) "За двери прячется, боится быть в ответе." (о Молчалине)

Чацкого считают странным человеком и чудаком.

При этом Молчалина никто не считает странным, потому что он ничем не выделяется из серой массы глупцов: "Я странен, а не странен кто ж? // Тот, кто на всех глупцов похож; // Молчалин, например…" (Чацкий о себе и Молчалине)

В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя лишним. В конце концов он уезжает из Москвы:

В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя лишним. В конце концов он уезжает из Москвы: "Все гонят! все клянут! Мучителей толпа..." (о Чацком)

Молчалин, напротив, не чувствует себя лишним в этом обществе. Он приобрел дружбу всех в доме Фамусова и в обществе в целом: "Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел от старичков не ступит за порог..." (о Молчалине)

Чацкий

Молчалин

Характеристика Софьи в комедии

Характеристика Софьи в комедии "Горе от ума" Грибоедова

Полное имя героини - Софья Павловна Фамусова:

"...Софья Павловна, дочь его..."

Софья - дочь московского чиновника Фамусова: "...Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте..."

Возраст Софьи Фамусовой - 17 лет : "...В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно..."

Софья - богатая невеста, единственная дочь своего богатого отца: "...В угодность дочери такого человека..." "...Кто беден, тот тебе не пара..."

Софья - хорошенькая, прелестная девушка : "...вы расцвели прелестно, / Неподражаемо, и это вам известно..." "...Как Софья Павловна у вас похорошела!.." "...Как хороша!.."

Мать Софьи умерла. После этого девочку воспитывал отец и французская гувернантка: "...Мать умерла..." "...умел я принанять // В мадам Розье вторую мать. // Старушку-золото в надзор к тебе приставил: // Умна была, нрав тихий, редких правил..."

Софья получила домашнее образование, научилась петь и танцевать:

Софья получила домашнее образование, научилась петь и танцевать: "...Уж об твоем ли не радели / Об воспитаньи! с колыбели!.." "...наших дочерей всему учить, всему – / И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!.."

Софья любит музыку и играет на музыкальных инструментах : "...Забылись музыкой, и время шло так плавно..." "...в спальню Софии, откудова слышно фортопияно с флейтою..." "...То флейта слышится, то будто фортопьяно; / Для Софьи слишком было б рано??."

У Софьи много достоинств, по мнению Чацкого : "...Быть может, качеств ваших тьму..."

Софья любит читать французские книги (как и многие юные барышни того времени): "...Всё по-французски, вслух, читает запершись..."

Отец называет Софью бесстыдницей за ее роман с Молчалиным.

Фамусов упрекает дочь в том, что в этом она очень похожа на свою покойную мать: "...Дочь, Софья Павловна! страмница! / Бесстыдница! где! с кем! Ни дать ни взять она, / Как мать ее, покойница жена..."

Софья - ветреная барышня, которая не дорожит никем из своих "ухажеров": "...Я очень ветрено, быть может, поступила, / И знаю, и винюсь; но где же изменила?.." "...Ей всё равно, другой ли, я ли, / Никем по совести она не дорожит..." "...Любила Чацкого когда-то, / Меня разлюбит, как его...«

Софья не считает себя трусливой девушкой, однако при этом ей не хватает смелости признаться Чацкому в том, что влюблена в Молчалина : "...Однако о себе скажу, / Что не труслива..." Софья - решительная девушка: "...Молчите, я на всё решусь..." "...Я криком разбужу всех в доме / И погублю себя и вас..." "...Вы знаете, что я собой не дорожу...«

Софья Павловна - откровенная девушка : "...Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны..." "...Откуда скрытность почерпнуть!.."

Софья - доверчивая, наивная девушка. Она не замечает, что Молчалин ее использует: "...Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!.."

И.А. Гончаров«Мильон терзаний»

Комедия «Горе от ума» это и картина нравов, и галерея живых типов, и жгучая сатира, и больше всего комедия. Как картина она громадна. Ее полотно захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати человек отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И все это с такою художественною, объективную законченностью и определенностью, какая далась только Пушкину и Гоголю.

Пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как части общественной жизни, - до тех пор, конечно, будут проявляться и современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других.

Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы картина нравов.

Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер». Только личное горе его произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме. Между тем Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и Печорина.

Он искренний и горячий деятель, - а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век – и в этом все его значение и «весь ум».  Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье, раздраженного какого-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Весь ум его и все силы уходят на эту борьбу: она и послужила мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь, словом, роль, для которой и родилась вся комедия.

Он искренний и горячий деятель, - а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век – и в этом все его значение и «весь ум».

Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье, раздраженного какого-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Весь ум его и все силы уходят на эту борьбу: она и послужила мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь, словом, роль, для которой и родилась вся комедия.

Роль Чацкого – страдательная, в то же время она всегда победительная.  Живучесть роли Чацкого состоит в отсутствии у него отвлеченностей.  Роль и физиономия Чацких неизменна. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную».  Его идеал «свободной жизни» определен: это – свобода от всех этих исчисленных цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода – «вперить в науки ум, алчущий познаний», или беспрепятственно предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным», - свобода «служить или не служить», «жить в деревне или путешествовать», не слывя за то ни разбойником, ни зажигателем, и – ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе – от несвободы. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей.  Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва. Чацкий неизбежен при каждой смене веков.

Роль Чацкого – страдательная, в то же время она всегда победительная.

Живучесть роли Чацкого состоит в отсутствии у него отвлеченностей.

Роль и физиономия Чацких неизменна. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную».

Его идеал «свободной жизни» определен: это – свобода от всех этих исчисленных цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода – «вперить в науки ум, алчущий познаний», или беспрепятственно предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным», - свобода «служить или не служить», «жить в деревне или путешествовать», не слывя за то ни разбойником, ни зажигателем, и – ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе – от несвободы. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей.

Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва. Чацкий неизбежен при каждой смене веков.

Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в котором жили все, -  Свет не карает заблуждений,  Но тайны требует для них!  В этом двустишии Пушкина выражается общий смысл условной морали. Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого никогда, за неимением случая. Она вовсе не так виновата, как кажется. Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.  Вглядываясь глубже в характер и обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность «свела ее» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, - возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейный права.

Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в котором жили все, -

Свет не карает заблуждений,

Но тайны требует для них!

В этом двустишии Пушкина выражается общий смысл условной морали. Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого никогда, за неимением случая. Она вовсе не так виновата, как кажется. Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.

Вглядываясь глубже в характер и обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность «свела ее» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, - возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейный права.

Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий «муж – мальчик, муж-слуга – идеал московских мужей!». На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова. Вообще, к Софье трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна напрашивалась на какое-то грустное чувство, в душе читателя нет против нее того смеха, с каким он расстается с прочими лицами. Ей, конечно, тяжелее всех, даже Чацкого.

Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий «муж – мальчик, муж-слуга – идеал московских мужей!». На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова. Вообще, к Софье трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна напрашивалась на какое-то грустное чувство, в душе читателя нет против нее того смеха, с каким он расстается с прочими лицами. Ей, конечно, тяжелее всех, даже Чацкого.

http://www.literaturus.ru/p/blog-page_83.html

http://www.literaturus.ru/p/blog-page_83.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!