«Формирование рефлексивно-оценочных умений младших школьников»
Игра «Верю – не верю!»
- Вы верите, что с помощью специальных технологий и приёмов учитель может сформировать у младших школьников рефлексивно-оценочные умения?
- Вы верите, что групповая форма работы позволяет сформировать не только коммуникативные и познавательные УУД, но и регулятивные?
- Вы верите, что формируя рефлексивно-оценочные умения у младших школьников учитель сам находится в процессе постоянной рефлексии?
- Вы верите, что в данной игре мы использовали один из приёмов формирования рефлексивно-оценочных умений «Дерево предсказаний»?
Рефлексивная оценка – знание о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях, которое связано с двумя способностями: способностью видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способностью анализировать собственные действия. Эти две способности формируются в большей степени в рамках учебного действия оценки.
Рефлексивно-оценочный этап
Поддерживает учебную мотивацию
- требует активного участия требует вовлечения в рефлексию и самооценивание
- требует активного участия
- требует вовлечения в рефлексию и самооценивание
учащиеся
- предполагает автономию предполагает академическую свободу предполагает высокий профессионализм
- предполагает автономию
- предполагает академическую свободу
- предполагает высокий профессионализм
Расширяет свои преподавательские умения и повышает качество преподавания
учитель
Задача
Рассмотреть, как формируются рефлексивно-оценочные умения младших школьников в групповой работе (при помощи каких технологий и приёмов)
Где, когда это можно применять
Какие умения для этого необходимы учителю
Организация групповой работы
Приёмы
Контрольно-оценочные действия
-Карта самоотчёта
- Мозговой штурм
Технологии
- Проектная технология
- Технология развития критического мышления (ТРКМ)
- Технология обучения сотрудничеству: - «Обучение в команде»
- Ключевые термины
- Лист самооценки
-«Зигзаг»
- Перепутанные логические цепочки
- Карта оценки групповой презентации
-«Учимся вместе»
- Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнали»
- Линеечная шкала
- Карты понятий
- % соотношение выполнения задания
-«Пчелиный рой»
- Лесенка успеха
- Альтернативный тест
- Кубик
- Синквейн
- «Шляпы мышления»
Цель
- самостоятельное открытие детьми нового материала
- закрепление знаний
- выработка навыков и умений
- контроль за их выполнением
Используемые технологии
ТС
ТРКМ
ПТ
Обобщение знаний
Самостоятельное открытие детьми нового материала
Самостоятельное открытие детьми новых знаний
Обобщение материала
Получение данных для оценки сформированности метапредметных УУД
«Мозговой штурм»
Карта понятий
Таблица «З – Х – У»
«Пчелиный рой»
Проектные задачи
Проекты
Учитель должен уметь :
переводить учебные цели в измеряемые результаты;
определять необходимый уровень достижений;
отбирать учебное содержание и техники оценивания;
организовать оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты
На примере урока окружающего мира в 3 классе. Тема: «Зимние явления в неживой природе» Приём «Мозговой штурм»
Стадия вызова
1-2 группы - перечень зимних природных явлений
3-4 группы – как они влияют на жизнь людей
Общеклассная работа, знакомство с записями, суммирование всех идей
Стадия осмысления (например: приём маркировки текста «Инсерт»)
Стадия рефлексии : коррекция, группировка по разделам
Учитель – организатор
На примере урока окружающего мира в 3 классе. Тема: «Зимние явления в неживой природе» Приём «Карта понятий» (кластеры и карты причин и следствий)
метели
Явления в неживой природе
Зимние явления
заботы
Уборка снега
снегопад
Изменения в жизни людей
Забавы
лыжи
снежки
санки
На примере урока окружающего мира в 3 классе. Тема: «Зимние явления в неживой природе» Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнали» Приём «Ключевые термины»
Объяснить смысл слов: снегопад, снеговой покров, гололедица, ледостав
Стадия вызова Стадия рефлексии
Знаем
Хотим узнать
Узнали
На примере урока окружающего мира во 2 классе. Тема: «Повторение учебного материала изученного в 1 классе. Осенние изменения в природе» Технология «Пчелиный рой»
На примере урока окружающего мира во 2 классе.
На примере урока окружающего мира во 2 классе. Технология «Пчелиный рой»
Урок чтения
Урок письма
Название проектной задачи
Работа с геометрическими фигурами
Предмет, класс, время
Математика, 1 класс, сентябрь
Тип задачи
Предметная, может использоваться в качестве основной части фазы запуска учебного года
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
1.Использование детьми знаний о признаках и свойствах предметов на основе дошкольного опыта.
Планируемый педагогический результат
Математика:
2. Создание условий для появления предмета «Математика»
3. Введение таких педагогических средств, как карточки-помощники, «карта знаний».
- Различение фигур по их признакам (цвет, форма, размер);
- Сравнение величин.
- Построение простейших многоугольников.
Демонстрация учащимися стартовых возможностей для дальнейшего изучения математики.
Способ и формат оценивания результатов работы
Общеучебные умения:
Ознакомление учащихся с перспективами в изучении содержания курса математики в 1 классе.
Оценка индивидуальных стартовых возможностей учащихся в плане готовности к изучению курса математики (по изготовленным карточкам)
- Элементы сотрудничества в игровой деятельности
Создание карточек-помощников.
Оценка стартовых коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом (методом экспертного наблюдения)
Умение удерживать правила игры
Освоение первичных навыков совместной работы в малой группе.
Экспертная карта – основной инструмент оценки
Ф.И. эксперта
Учащиеся
Вопросы
Ответы
1 этап - организационный
1. Как учитель организовал начало работы
2. Какие вопросы на понимание задавали учащиеся на этапе ознакомления?
2 этап – выполнение работы
1. Как учащиеся действовали в первые минуты своей работы?
2. Как выполняли задания: в порядке их следования в тексте задачи или изменяли порядок выполнения?
3.Изменяли ли по ходу работы первоначальный план своих действий?
4. Какие вопросы задавали дети по ходу выполнения работы?
5.Сколько потребовалось времени каждому ребёнку на выполнение работы?
6. Сколько заданий было выполнено за урок?
Древняя восточная игра «Танграм»
Фигуры должны быть одного цвета Использовать способ наложения нельзя
Решение
проектной
задачи
Этап рефлексии
- Выявляем отношение к полученному знанию и самому процессу познания
- Проходит экспертиза полученных образовательных продуктов
Лист самооценки
Код класса ____________ Номер группы _________
Название группы ___________________________________________
Фамилия и имя _________________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
- Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась .
Почти все сделали без меня .
Разновидности бланков для письменной самооценки мл. школьниками проектной деятельности
- Бланки, содержащие начала высказываний и все возможные варианты их продолжений
- Бланки, построенные по принципу незаконченных предложений
- Бланки, в которых необходимо оценить в баллах степень проявления у себя ряда показателей, относящихся к проектной деятельности
- Бланки с открытыми вопросами, предусматривающими самостоятельную формулировку отчётов.
Игра «Верю – не верю!»
- Вы верите, что данные технологии позволяют ученику быть активным участником процесса обучения?
- Вы верите в то, если дети могут сделать это сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать это самостоятельно?
- Вы верите, что учителю важно понимать, что участие в нововведениях – часть нашего профессионального развития ?
«Человек рождён для мысли и действия»
Спасибо за внимание!
Литература
- Бондарева И.И., Дедова О.Ю., Деменева Н.Н., Захарова Е.А., Мохова И.Н., Кузьмина Н.А., Морозова Н.Н., Одегова В.Ф., Рунова Т.А., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС. – Москва: АРКТИ, 2013. – с.9; 39 - 42.
- Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе. - Москва: ВИТА Пресс, 2011. – 65 с.
- Деменева Н.Н., Иванова Н.В. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС. - Москва: АРКТИ, 2015. – с. 52-53; 79 - 99.
- Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. – Москва: Просвещение, 2013. – 130 с.
- clmo.nov.ru Всероссийский проект «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с ФГОС»