Исследовательская работа
детей старшего дошкольного возраста филиала «Колосок» МБОУ «Жердевская СОШ №2»
под руководством старшего воспитателя
Емашовой Нины Петровны, воспитателя- Лапшевой Татьяны Алексеевны
- Тип проекта: познавательно-исследовательский
- По содержанию: научно-практический
- По количеству участников: групповой
- Продолжительность: 1 месяц
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка.
С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу.
Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола.
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Нам в детском саду и дома взрослые часто говорят, что «хлеб нужно беречь», «хлеб – наше богатство». И мы задумались, почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Хлеб мы едим каждый день на завтрак, обед, ужин и не можем обойтись без него ни дня. Для этого мы решили провести исследование.
- проведение исследования всего «пути» хлеба от зернышка до золотистой булки.
Объект исследования : хлеб.
Предмет исследования : как колосок на стол хлебом пришёл.
- Хлеб делают из муки.
- Муку делают из зерен.
- Хлеб покупают в магазине.
- Хлеб бывает белый, черный.
- Мама дома печет хлеб в хлебопечке.
Выяснить как люди выращивают хлеб?
Как раньше выращивали хлеб?
Какие машины помогают людям выращивать и
изготавливать хлеб?
Узнать профессии людей, которые выращивают и
изготавливают хлеб?
Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок Провести эксперимент «Вырасти колосок».
Где и из каких зерновых культур получают муку.
Провести эксперимент «Испеки хлеб».
Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Почему говорят: Хлеб всему голова.
Смогли бы вы прожить без хлеба?
Пословицы, стихи, песни о хлебе?
1. Спросить у воспитателя.
2. С родителями найти в литературе и в сайтах Интернета информацию и иллюстрации по данной теме.
3. Опросить своих родителей, дедушку и бабушку.
4. Сходить на экскурсию в музей, библиотеку.
5. Провести эксперименты: вырастить рожь, пшеницу, ячмень, испечь хлеб.
6. Чтение художественной литературы, заучивание загадок, пословиц, поговорок;
7. С воспитателем создать презентацию.
8. Выступить на школьной конференции.
Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий.
Если дети будут знать, почему взрослые так ценят хлеб и сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
- Вместе с воспитателем рассмотрели колоски и увидели, что хлебные колоски бывают разные. У ржи колосья длинные, а у пшеницы короче. Ржаные колоски тёмно – коричневого цвета, а пшеничные светлее – светло- коричневые. У ячменя – цвет светло – жёлтый. Зёрнышки в колосках разные – рожь крупнее, чем пшеница. Все зёрна твёрдые, золотистые, янтарные.
- Дома с мамой и папой мы говорили о колосках, которые рассматривали в детском саду. От родителей мы узнали что рожь, пшеница, ячмень – это хлебные злаки, которые выращиваются в нашей местности. И нам стало интересно, как же выращивают хлеб.
С воспитателем мы рассмотрели картины и узнали,
что сначала надо приготовить землю к севу: вспахать
её, затем посеять зерно и ухаживать за посевом, а
потом как созреют колосья обмолотить комбайном.
На картине мы увидели, как машины возят зерно с поля на ток. Там его провеивают и везут на элеватор, где он хранится.
В библиотеке узнали об истории возникновения хлеба.
Познакомились со стихами, пословицами о хлебе, о труде.
Библиотекарь нам прочитала хорошее стихотворение
«Руки человека», о том, как человек трудится, выращивая хлеб.
Мы узнали много новых стихов, пословиц и поговорок о хлебе.
Стихотворение о хлебе:
Вот он, хлебушко – душистый,
Вот он - теплый , золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
«Хлеб наш насущный» - святые слова,
Так говорили и деды и прадеды.
Он в нашей жизни всему голова –
Сила великая хлебушку дадена.
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам - хлебом.
Надо беречь хлеб – щедрость Земли,
Силу страны, дар великой природы.
На экскурсии в музее нам показали орудия труда,
которыми убирали зерно в старину. Рассказали как косили серпом хлебное поле. Мы узнали, как люди убирая хлеб, очень сильно трудились.
Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок
Посадка семян злаков, их проращивание, наблюдение за ростом, уход, зарисовки, измерение физических параметров растений, выявление общих признаков и различий злаковых культур.
Вика
Аня
водитель
тракторист
пекарь
агроном
булочник
мельник
комбайнёр
Ь
П
Р
А
Е
К
О
Л
О
Б
О
К
У
Б
К
И
Н
Ч
Л
Р
Х
Е
Б
О
Б
О
Р
С
Т
А
И
Р
Т
Т
К
К
Ё
О
М
А
Й
Н
Р
В
Т
И
Д
Л
Ь
Е
М
Е
Л
Ь
Н
И
- беседы
«Откуда хлеб пришел?», «Печем хлеб сами»,
«Хлеб – наше богатство», «Кто выращивает хлеб»,
«Как растут злаки? ».
В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ
22
Вывод:
Так у нас углубились знания о хлебных зёрнышках, что подтвердилось в процессе работы в проекте.
И мы поняли, почему люди с давних времен свято
почитают и ценят хлеб.
Таким образом, мы сумели достичь цели своего
исследования и смогли узнать о трудном пути колоска к столу.
Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась.
Данная работа помогла понять всю ценность хлеба.
Теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.
Значит, гипотеза верна.