СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к практической части мастер-класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация является дополнением к практической части мастер-класса

Просмотр содержимого документа
«Презентация к практической части мастер-класса»

Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы  Мастер-класс. Практическая часть.

Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы

Мастер-класс. Практическая часть.

 Уважаемые коллеги! Мы с вами хотим, чтобы наши ученики выросли полноценными развитыми членами нашего общества. Как я уже говорила, интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Я хочу продемонстрировать вам некоторые развивающие, ассоциативные игры, творческие задания, которые развивают творческие способности учащихся.

Уважаемые коллеги! Мы с вами хотим, чтобы наши ученики выросли полноценными развитыми членами нашего общества. Как я уже говорила, интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Я хочу продемонстрировать вам некоторые развивающие, ассоциативные игры, творческие задания, которые развивают творческие способности учащихся.

Зазеркалье  В Зазеркалье все слова во фразах - перевертыши: каждое слово в давно знакомых вам выражениях заменено на антоним или просто другое слово. Попробуйте опознать известные вам фразы.  1.  Не пунктуальность - хамство холопов. (Точность - вежливость королей.) 2.  Штиль из миски молока. (Буря в стакане воды.) 3.  Болтовня - символ отказа. (Молчание знак согласия.) 4.  Невежество - слабость. (Знание - сила.)

Зазеркалье

  • В Зазеркалье все слова во фразах - перевертыши: каждое слово в давно знакомых вам выражениях заменено на антоним или просто другое слово. Попробуйте опознать известные вам фразы.
  • 1. Не пунктуальность - хамство холопов. (Точность - вежливость королей.)
  • 2. Штиль из миски молока. (Буря в стакане воды.)
  • 3. Болтовня - символ отказа. (Молчание знак согласия.)
  • 4. Невежество - слабость. (Знание - сила.)
5.  Теряйте мужчину! (Ищите женщину!) 6.  Остановился читать уезд. (Пошла писать губерния) 7.  Ненавистное село должно бодрствовать тревожно. (Любимый город может спать спокойно.) 8.  Их роты поредело. (В нашем полку прибыло.)
  • 5. Теряйте мужчину! (Ищите женщину!)
  • 6. Остановился читать уезд. (Пошла писать губерния)
  • 7. Ненавистное село должно бодрствовать тревожно. (Любимый город может спать спокойно.)
  • 8. Их роты поредело. (В нашем полку прибыло.)
Угадайте слово по шутливой характеристике.  1) Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают очень любопытные и доверчивые. Это … (Уши).  2) Ее толкут, носят решетом. В нее прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода).  3) Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это …( Ветер ).
  • Угадайте слово по шутливой характеристике.
  • 1) Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают очень любопытные и доверчивые. Это … (Уши).
  • 2) Ее толкут, носят решетом. В нее прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода).
  • 3) Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это …( Ветер ).
4) Его вешают. Приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; им клюют; его задирают; на нем ставят зарубки. Что это? (Нос). 5) Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык). 6) Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово).
  • 4) Его вешают. Приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; им клюют; его задирают; на нем ставят зарубки. Что это? (Нос).
  • 5) Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык).
  • 6) Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово).
По пяти подсказкам вспомните название басни И.А.Крылова . 1  Усилия героев этой басни приложены к неодушевлённому предмету. Этот предмет находился рядом с рекой.  Герои принадлежали к совершенно разным классам.  По правилу параллелограмма усилия их равнялись нулю. Один из них рвался, другой тянул, а третий пятился.  «Лебедь, Рак и щука»
  • По пяти подсказкам вспомните название басни И.А.Крылова .
  • 1
  • Усилия героев этой басни приложены к неодушевлённому предмету.
  • Этот предмет находился рядом с рекой.
  • Герои принадлежали к совершенно разным классам.
  • По правилу параллелограмма усилия их равнялись нулю.
  • Один из них рвался, другой тянул, а третий пятился.
  • «Лебедь, Рак и щука»
2 Сюжет басни подтверждает переместительный закон сложения.  В названии басни используется итальянское числительное.  Герои басни хотели приобщиться к одному из видов искусства. А вот о том, что на инструментах нужно учиться играть, никто не подумал.  И пытались добиться хорошего звучания, меняя взаимное расположение. «Квартет»
  • 2
  • Сюжет басни подтверждает переместительный закон сложения.
  • В названии басни используется итальянское числительное.
  • Герои басни хотели приобщиться к одному из видов искусства.
  • А вот о том, что на инструментах нужно учиться играть, никто не подумал.
  • И пытались добиться хорошего звучания, меняя взаимное расположение.
  • «Квартет»
 Когда мы слышим про загадки с числительными, нам сразу представляются сложные математические головоломки, для решения которых необходимо иметь представления об основных законах алгебры или геометрии. Безусловно, можно найти и такие трудные задачки, которые подойдут для школьников старшей школы в качестве дополнительного материала для домашнего обучения. Но, если задуматься, то многие четверостишья-загадки, в которых упоминается какое-либо число, известны нам с самого детства.

Когда мы слышим про загадки с числительными, нам сразу представляются сложные математические головоломки, для решения которых необходимо иметь представления об основных законах алгебры или геометрии. Безусловно, можно найти и такие трудные задачки, которые подойдут для школьников старшей школы в качестве дополнительного материала для домашнего обучения. Но, если задуматься, то многие четверостишья-загадки, в которых упоминается какое-либо число, известны нам с самого детства.

 Если вспомнить загадки с числительными с ответами, то в первую очередь в голову приходит самые простые загадки о ножницах: два конца, два кольца, а посередине – гвоздик. Это, наверно, одна из первых загадок, которые мама загадывает своему малышу-дошкольнику, стараясь развивать его логические и умственные способности, или просто рассказывая о технике безопасности при работе с ножницами, когда малыш садиться за столик, чтобы сделать свою первую аппликацию самостоятельно.

Если вспомнить загадки с числительными с ответами, то в первую очередь в голову приходит самые простые загадки о ножницах: два конца, два кольца, а посередине – гвоздик. Это, наверно, одна из первых загадок, которые мама загадывает своему малышу-дошкольнику, стараясь развивать его логические и умственные способности, или просто рассказывая о технике безопасности при работе с ножницами, когда малыш садиться за столик, чтобы сделать свою первую аппликацию самостоятельно.

Большинство из таких загадок в себе содержит небольшой подвох, стараясь увести слушателя по неправильной дороге размышлений. Например, если у семерых братьев есть по одной сестре, то сколько же всего сестер? Сначала можно подумать, что и сестер тоже семеро, но ведь, если подумать, то оказывается, что все семеро юношей – братья между собой, и у них лишь одна сестра.
  • Большинство из таких загадок в себе содержит небольшой подвох, стараясь увести слушателя по неправильной дороге размышлений. Например, если у семерых братьев есть по одной сестре, то сколько же всего сестер? Сначала можно подумать, что и сестер тоже семеро, но ведь, если подумать, то оказывается, что все семеро юношей – братья между собой, и у них лишь одна сестра.
Или есть еще такие загадки с именами числительными, в которых необходимо понять, о чем идет речь: выходили двенадцать удальцов, выносили пятьдесят два ястреба, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. А говориться в загадке про год – он состоит из 12 месяцев, 52 недель, 365 дней.
  • Или есть еще такие загадки с именами числительными, в которых необходимо понять, о чем идет речь: выходили двенадцать удальцов, выносили пятьдесят два ястреба, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. А говориться в загадке про год – он состоит из 12 месяцев, 52 недель, 365 дней.
Загадки-головоломки о числительных популярны среди всех возрастов, есть и такие для решения которых есть необходимость не только как следует напрячь извилины, но и провести письменные вычисления. Например, задачка про автобус.  В двигающемся по маршруту автобусе изначально было 7 пассажиров. На остановке вышли трое, зашли двое, а на следующей – вышло 5, зашло 13, а на следующей – 15 зашло пассажиров, но никто не вышел, и на следующей зашло 35 человек. Автобус сколько сделал остановок?
  • Загадки-головоломки о числительных популярны среди всех возрастов, есть и такие для решения которых есть необходимость не только как следует напрячь извилины, но и провести письменные вычисления. Например, задачка про автобус. В двигающемся по маршруту автобусе изначально было 7 пассажиров. На остановке вышли трое, зашли двое, а на следующей – вышло 5, зашло 13, а на следующей – 15 зашло пассажиров, но никто не вышел, и на следующей зашло 35 человек. Автобус сколько сделал остановок?
Ну, и, конечно, ребусы: 100г; 7я; 100л; 5 'ница; 100лб; 3 о; 2 'ор; 5 'но; 6'; 10 '''на; 3тон; по2л; 40а; 7’ена; гар’1а.
  • Ну, и, конечно, ребусы:
  • 100г; 7я; 100л; 5 'ница; 100лб; 3 о; 2 'ор; 5 'но; 6'; 10 '''на; 3тон; по2л; 40а; 7’ена; гар’1а.
Куда уходит детство?  Цель: вернуть человека через ощущения в разные состояния детства, хорошие и плохие; вспомнить радости и обиды (трагедии) детства и выплеснуть в творческих работах; «повернуть» взгляд взрослого на своего ребёнка, ученика.

Куда уходит детство?

Цель: вернуть человека через ощущения в разные состояния детства, хорошие и плохие; вспомнить радости и обиды (трагедии) детства и выплеснуть в творческих работах; «повернуть» взгляд взрослого на своего ребёнка, ученика.

 Закройте глаза. Вспомните своё детство. Какого цвета ваше детство? (Каждый ассоциирует своё детство с цветом). Каждый произносит вслух, какого цвета детство.

Закройте глаза. Вспомните своё детство. Какого цвета ваше детство? (Каждый ассоциирует своё детство с цветом). Каждый произносит вслух, какого цвета детство.

 Запишите тему «Куда уходит детство…» Мастер записывает на доске, остальные – на листочках.

Запишите тему «Куда уходит детство…» Мастер записывает на доске, остальные – на листочках.

 Нарисуйте дом своего детства. Попробуйте разделить его на две половинки. В одной половинке напишите тёплые слова о вашем доме детства, в другой – холодные, горькие .

Нарисуйте дом своего детства. Попробуйте разделить его на две половинки. В одной половинке напишите тёплые слова о вашем доме детства, в другой – холодные, горькие .

 Прочитаем слова о вашем доме. Называем тёплые слова. Дописываем, если забыли что-то написать. Эти слова согревали нас, от них веяло теплом и добром.

Прочитаем слова о вашем доме. Называем тёплые слова. Дописываем, если забыли что-то написать. Эти слова согревали нас, от них веяло теплом и добром.

 Вспомните свой детский альбом с фотографиями. Перелистайте его мысленно. Найдите свою любимую фотографию. Где она снята? Кто стоит или сидит рядом? Какими мы были в детстве? Запишите.

Вспомните свой детский альбом с фотографиями. Перелистайте его мысленно. Найдите свою любимую фотографию. Где она снята? Кто стоит или сидит рядом? Какими мы были в детстве? Запишите.

Самая горькая обида детства. Вглядитесь в маленькую детскую ручку (каждому выдаётся шаблон детской ладошки). Вспомните самую горькую обиду детства, запишите на этой ладошке. Что связано у вас с этой обидой? Положите свою ладонь на детскую, обведите её и вспомните, не обижала ли когда-нибудь ваша большая рука маленького ребёнка?
  • Самая горькая обида детства. Вглядитесь в маленькую детскую ручку (каждому выдаётся шаблон детской ладошки). Вспомните самую горькую обиду детства, запишите на этой ладошке. Что связано у вас с этой обидой? Положите свою ладонь на детскую, обведите её и вспомните, не обижала ли когда-нибудь ваша большая рука маленького ребёнка?
 Звучит музыка. Мастер читает стихи. «Картины и образы детства». Запишите те образы детства, которые особенно близки. «Колокольчик детства» Л. Рубальская. Целительные силы детства, целительные родники. Они есть у каждого. Главное, найти их в себе!

Звучит музыка. Мастер читает стихи. «Картины и образы детства». Запишите те образы детства, которые особенно близки. «Колокольчик детства» Л. Рубальская. Целительные силы детства, целительные родники. Они есть у каждого. Главное, найти их в себе!

Рефлексия. Подводя итог нашему занятию, прошу вас ответить на вопросы: – Как я чувствовал себя на разных этапах работы? - Моё настроение до начала занятия и сейчас.
  • Рефлексия. Подводя итог нашему занятию, прошу вас ответить на вопросы:
  • – Как я чувствовал себя на разных этапах работы?
  • - Моё настроение до начала занятия и сейчас.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!