Просмотр содержимого документа
«Презентация к практической части мастер-класса»
Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы
Мастер-класс. Практическая часть.
Уважаемые коллеги! Мы с вами хотим, чтобы наши ученики выросли полноценными развитыми членами нашего общества. Как я уже говорила, интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Я хочу продемонстрировать вам некоторые развивающие, ассоциативные игры, творческие задания, которые развивают творческие способности учащихся.
Зазеркалье
- В Зазеркалье все слова во фразах - перевертыши: каждое слово в давно знакомых вам выражениях заменено на антоним или просто другое слово. Попробуйте опознать известные вам фразы.
- 1. Не пунктуальность - хамство холопов. (Точность - вежливость королей.)
- 2. Штиль из миски молока. (Буря в стакане воды.)
- 3. Болтовня - символ отказа. (Молчание знак согласия.)
- 4. Невежество - слабость. (Знание - сила.)
- 5. Теряйте мужчину! (Ищите женщину!)
- 6. Остановился читать уезд. (Пошла писать губерния)
- 7. Ненавистное село должно бодрствовать тревожно. (Любимый город может спать спокойно.)
- 8. Их роты поредело. (В нашем полку прибыло.)
- Угадайте слово по шутливой характеристике.
- 1) Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают очень любопытные и доверчивые. Это … (Уши).
- 2) Ее толкут, носят решетом. В нее прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода).
- 3) Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это …( Ветер ).
- 4) Его вешают. Приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; им клюют; его задирают; на нем ставят зарубки. Что это? (Нос).
- 5) Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык).
- 6) Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово).
- По пяти подсказкам вспомните название басни И.А.Крылова .
- 1
- Усилия героев этой басни приложены к неодушевлённому предмету.
- Этот предмет находился рядом с рекой.
- Герои принадлежали к совершенно разным классам.
- По правилу параллелограмма усилия их равнялись нулю.
- Один из них рвался, другой тянул, а третий пятился.
- «Лебедь, Рак и щука»
- 2
- Сюжет басни подтверждает переместительный закон сложения.
- В названии басни используется итальянское числительное.
- Герои басни хотели приобщиться к одному из видов искусства.
- А вот о том, что на инструментах нужно учиться играть, никто не подумал.
- И пытались добиться хорошего звучания, меняя взаимное расположение.
- «Квартет»
Когда мы слышим про загадки с числительными, нам сразу представляются сложные математические головоломки, для решения которых необходимо иметь представления об основных законах алгебры или геометрии. Безусловно, можно найти и такие трудные задачки, которые подойдут для школьников старшей школы в качестве дополнительного материала для домашнего обучения. Но, если задуматься, то многие четверостишья-загадки, в которых упоминается какое-либо число, известны нам с самого детства.
Если вспомнить загадки с числительными с ответами, то в первую очередь в голову приходит самые простые загадки о ножницах: два конца, два кольца, а посередине – гвоздик. Это, наверно, одна из первых загадок, которые мама загадывает своему малышу-дошкольнику, стараясь развивать его логические и умственные способности, или просто рассказывая о технике безопасности при работе с ножницами, когда малыш садиться за столик, чтобы сделать свою первую аппликацию самостоятельно.
- Большинство из таких загадок в себе содержит небольшой подвох, стараясь увести слушателя по неправильной дороге размышлений. Например, если у семерых братьев есть по одной сестре, то сколько же всего сестер? Сначала можно подумать, что и сестер тоже семеро, но ведь, если подумать, то оказывается, что все семеро юношей – братья между собой, и у них лишь одна сестра.
- Или есть еще такие загадки с именами числительными, в которых необходимо понять, о чем идет речь: выходили двенадцать удальцов, выносили пятьдесят два ястреба, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. А говориться в загадке про год – он состоит из 12 месяцев, 52 недель, 365 дней.
- Загадки-головоломки о числительных популярны среди всех возрастов, есть и такие для решения которых есть необходимость не только как следует напрячь извилины, но и провести письменные вычисления. Например, задачка про автобус. В двигающемся по маршруту автобусе изначально было 7 пассажиров. На остановке вышли трое, зашли двое, а на следующей – вышло 5, зашло 13, а на следующей – 15 зашло пассажиров, но никто не вышел, и на следующей зашло 35 человек. Автобус сколько сделал остановок?
- Ну, и, конечно, ребусы:
- 100г; 7я; 100л; 5 'ница; 100лб; 3 о; 2 'ор; 5 'но; 6'; 10 '''на; 3тон; по2л; 40а; 7’ена; гар’1а.
Куда уходит детство?
Цель: вернуть человека через ощущения в разные состояния детства, хорошие и плохие; вспомнить радости и обиды (трагедии) детства и выплеснуть в творческих работах; «повернуть» взгляд взрослого на своего ребёнка, ученика.
Закройте глаза. Вспомните своё детство. Какого цвета ваше детство? (Каждый ассоциирует своё детство с цветом). Каждый произносит вслух, какого цвета детство.
Запишите тему «Куда уходит детство…» Мастер записывает на доске, остальные – на листочках.
Нарисуйте дом своего детства. Попробуйте разделить его на две половинки. В одной половинке напишите тёплые слова о вашем доме детства, в другой – холодные, горькие .
Прочитаем слова о вашем доме. Называем тёплые слова. Дописываем, если забыли что-то написать. Эти слова согревали нас, от них веяло теплом и добром.
Вспомните свой детский альбом с фотографиями. Перелистайте его мысленно. Найдите свою любимую фотографию. Где она снята? Кто стоит или сидит рядом? Какими мы были в детстве? Запишите.
- Самая горькая обида детства. Вглядитесь в маленькую детскую ручку (каждому выдаётся шаблон детской ладошки). Вспомните самую горькую обиду детства, запишите на этой ладошке. Что связано у вас с этой обидой? Положите свою ладонь на детскую, обведите её и вспомните, не обижала ли когда-нибудь ваша большая рука маленького ребёнка?
Звучит музыка. Мастер читает стихи. «Картины и образы детства». Запишите те образы детства, которые особенно близки. «Колокольчик детства» Л. Рубальская. Целительные силы детства, целительные родники. Они есть у каждого. Главное, найти их в себе!
- Рефлексия. Подводя итог нашему занятию, прошу вас ответить на вопросы:
- – Как я чувствовал себя на разных этапах работы?
- - Моё настроение до начала занятия и сейчас.
Спасибо за внимание!