Просмотр содержимого документа
«Презентация к рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс)»
Презентация к рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Нравственные проблемы рассказа.
В.П.Астафьев
- Таких, как Астафьев, называют совестью нации.
- Это был очень честный, чуткий, непримиримый ко лжи и злу человек.
- Герои его книг – простые люди и природа Сибири.
«Конь с розовой гривой» дал название сборнику рассказов для детей, изданной в 1972 году.
- Люди жили очень скудно, часто не хватало самого необходимого — пищи. Это было очень трудное время. Страна была разорена, утомлена войной.
- Не хватало самого необходимого.
- «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего - навсего «пряником конем».
Это было очень трудное время. Страна была разорена, утомлена войной. Люди жили очень скудно, часто не хватало самого необходимого — пищи, одежды, того, к чему мы привыкли как к само собой разумеющемуся. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего- навсего «пряником конем». Об этом мы узнаем в первых же строках рассказа.
Главный герой рассказа, семилетний мальчик Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести. В том, как он пришёл к такому пониманию жизни,
2. Главный герой
- От чьего лица ведется повествование?
- В какой семье растет герой?
- Почему «пряник конем» такая желанная мечта?
- (Повествование ведется от первого лица. Это воспоминание писателя о собственном детстве. События рассказа как будто увидены детскими глазами.)
- (Маленький мальчик, герой рассказа,— сирота. Мать у него утонула, об отце ничего неизвестно. Рос мальчик без родителей, видимо, с раннего возраста, потому что о матери он вспоминает только, когда пьяный сосед начинает его жалеть: «Мать-то ты хоть помнишь?» Жив он с бабушкой, дедушка приезжает с «заимки» время от времени. Для мальчика приезд дедуш- ки — радость. Бабушка строгая, воспитывает внука в труде. «Пряник конем» нужно еще зара- ботать: набрать земляники для продажи.
Почему «пряник конем» такая желанная мечта?
- Дети не избалованы вкусной едой, они не всегда и едят досыта . Соседские ребятишки постоянно голодные. Бабушка героя «никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо».
- Пряник кажется сказочно красивым . «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».
- Пряник и лакомство, удовольствие, которое хочется растянуть, и игрушка. «Пряник можно засунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял! — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь- огонь!..»
3. Нравственные проблемы рассказа
- Нравственные проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения, это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности.
- Художественная литература
всех времен и народов
поднимает вопросы
справедливости,
чести и добродетели.
- Основная тема многих рассказов Астафьева —
тема взросления, становления личности человека .
- Писатель показал, как незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, изменить его, испытать чувство раскаяния
Почему через много лет, после многих событий, автор пишет:
«А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой…»?
- Как противопоставлены герой и Санька в эпизоде сбора ягод?
- Как герой оказался в зависимости от Саньки?
Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений?
- Мальчику нелегко дался обман, он понимает, что совершил «злодейство». Его мучит совесть.
- «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?»
- «А что если разбудить ее и все-все рассказать?»
- «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?»
Вывод
Бабушка купила «пряник конем», обманувшему ее внуку, так как верила в него, понимала, что он будет раскаиваться в своих «злодеяниях». Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание.
Д. з. Написать небольшое сочинение « О чём меня заставил задуматься данный рассказ?»