СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку биологии 5 класса "Почва как среда обитания растений и животных".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку биологии 5 класса по учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.,  Колесникова И.Я    " Почва как среда обитания растений и животных".Цель урока – создать условия для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных и растений.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии 5 класса "Почва как среда обитания растений и животных".»

Правила работы   1.Сначала выслушай, затем задай вопрос. 2.Максимальная активность каждого. 3.Никакой критики

Правила работы

1.Сначала выслушай, затем задай вопрос.

2.Максимальная активность каждого.

3.Никакой критики

Сказала лопата:  Земля - чтобы рыть.  Ботинки сказали:  Земля - чтоб ходить.  А люди сказали:  Земля - чтобы жить . А. Тетивкин - О какой земле идёт речь? - Как вы думаете, какая тема нашего урока?  О чём мы будем говорить, что изучать?

Сказала лопата: Земля - чтобы рыть. Ботинки сказали: Земля - чтоб ходить. А люди сказали: Земля - чтобы жить .

А. Тетивкин

  • - О какой земле идёт речь?
  • - Как вы думаете, какая тема нашего урока?
  • О чём мы будем говорить, что изучать?
Составляем кластер по поставленным  вопросам на доске Что такое почва? Какой состав почвы? Какие организмы обитают в данной среде? Как они приспособлены к данной среде обитания?

Составляем кластер по поставленным вопросам на доске

Что такое почва?

Какой состав почвы?

Какие организмы обитают в данной среде?

Как они приспособлены к данной среде обитания?

Почва как среда обитания растений и животных

Почва как среда обитания растений и животных

Почва — самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.  Если почву разрезать, как пирог, она состоит из слоёв.  Посмотрите на рисунок учебника 1.11 и назовите эти .
  • Почва — самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.

Если почву разрезать, как пирог, она состоит из слоёв.

Посмотрите на рисунок учебника 1.11 и назовите эти .

  Самостоятельная работа с учебником.   Посмотрите на рисунок 1.11 (б). Назовите состав почвы?  Прочитайте подзаголовок учебника «Состав почвы» страница 26 и  попробуйте составить схему

Самостоятельная работа с учебником. Посмотрите на рисунок 1.11 (б). Назовите состав почвы? Прочитайте подзаголовок учебника «Состав почвы» страница 26 и попробуйте составить схему

Почва состоит из твердых частиц (минеральных и органических веществ), в ней всегда есть влага, воздух и живые организмы. Минеральные вещества почвы — это глина, песок, вода с растворенными в ней солями. В зависимости от содержания глинистых частиц различают песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые почвы. Они отличаются своими свойствами .  10/18/16
  • Почва состоит из твердых частиц (минеральных и органических веществ), в ней всегда есть влага, воздух и живые организмы.
  • Минеральные вещества почвы — это глина, песок, вода с растворенными в ней солями. В зависимости от содержания глинистых частиц различают песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые почвы. Они отличаются своими свойствами .

10/18/16

Содержание воды в почве  На болотах почвы сильно увлажненные, в пустынях — сухие, а на лугах и в дубравах почвы увлажнены умеренно. Воздух  в почве меняется в результате жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, животных и растений. В нем больше паров воды , меньше кислорода (7-12%) и больше углекислого газа (0,2-8%). Почвенный воздух содержит также газы, которые образуются при гниении остатков животных и растений, — сероводород, аммиак, метан (болотный газ).

Содержание воды в почве

  • На болотах почвы сильно увлажненные, в пустынях — сухие, а на лугах и в дубравах почвы увлажнены умеренно.

Воздух в почве

  • меняется в результате жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, животных и растений. В нем больше паров воды , меньше кислорода (7-12%) и больше углекислого газа (0,2-8%).
  • Почвенный воздух содержит также газы, которые образуются при гниении остатков животных и растений, — сероводород, аммиак, метан (болотный газ).
Органические вещества почвы В основном это неразложившиеся, полуразложившиеся твердые остатки растений и животных, а также гумус , или перегной . Гумус находится в поверхностном слое почвы. Он придает ей темную окраску. Микроорганизмы перерабатывают гумус в минеральные соли . Поэтому гумус служит своеобразным запасом минеральных солей в почве. Чем больше гумуса, тем плодороднее почва . Мало гумуса в подзолистых почвах и в пустынных сероземах  (1-3%). Наиболее богаты гумусом черноземные почвы (7-12%). Основатель отечественного почвоведения В.В. Докучаев считал черноземы главным богатством страны и называл чернозем «царем почв». Вещества, содержащиеся в гумусе, вместе с корнями растений и некоторыми другими веществами создают в почве определенную структуру: комковатую, ореховатую, зернистую и др. Почвы с хорошо выраженной структурой более плодородны. 10/18/16

Органические вещества почвы

  • В основном это неразложившиеся, полуразложившиеся твердые остатки растений и животных, а также гумус , или перегной .
  • Гумус находится в поверхностном слое почвы. Он придает ей темную окраску. Микроорганизмы перерабатывают гумус в минеральные соли . Поэтому гумус служит своеобразным запасом минеральных солей в почве. Чем больше гумуса, тем плодороднее почва . Мало гумуса в подзолистых почвах и в пустынных сероземах (1-3%). Наиболее богаты гумусом черноземные почвы (7-12%). Основатель отечественного почвоведения В.В. Докучаев считал черноземы главным богатством страны и называл чернозем «царем почв».
  • Вещества, содержащиеся в гумусе, вместе с корнями растений и некоторыми другими веществами создают в почве определенную структуру: комковатую, ореховатую, зернистую и др. Почвы с хорошо выраженной структурой более плодородны.

10/18/16

Живые организмы Для многих организмов почва является средой обитания. В ней обитают микроорганизмы  ( бактерии, грибы, водоросли, простейшие ), мелкие беспозвоночные ( дождевые черви, личинки жуков, медведка и др.), а также крупные позвоночные животные ( кроты, слепыши и др.). В почве находятся и живые подземные части растений — корни, корневища, столоны, луковицы, клубни , а также споры, плоды и семена . По количеству в почве больше всего микроорганизмов , среди которых преобладают бактерии . В одном грамме почвы может быть сотни миллионов, а иногда и миллиарды микроорганизмов! Неудивительно, что они довольно быстро разлагают органические вещества почвы. Но для их жизнедеятельности необходимо достаточное количество тепла, влаги и кислорода. 10/18/16

Живые организмы

  • Для многих организмов почва является средой обитания. В ней обитают микроорганизмы ( бактерии, грибы, водоросли, простейшие ), мелкие беспозвоночные ( дождевые черви, личинки жуков, медведка и др.), а также крупные позвоночные животные ( кроты, слепыши и др.).
  • В почве находятся и живые подземные части растенийкорни, корневища, столоны, луковицы, клубни , а также споры, плоды и семена .
  • По количеству в почве больше всего микроорганизмов , среди которых преобладают бактерии . В одном грамме почвы может быть сотни миллионов, а иногда и миллиарды микроорганизмов! Неудивительно, что они довольно быстро разлагают органические вещества почвы. Но для их жизнедеятельности необходимо достаточное количество тепла, влаги и кислорода.

10/18/16

Каковы особенности почвы, как среды обитания? Самостоятельная работа с учебником страница 27 по вариантам, заполняют таблицу  

Как животные приспособились к условиям обитания в почве?

Фактор среды

Условия обитания

свет

нет

кислород

Приспособления животных

Примеры

мало, зависит от погодных условий

используют для ориентации другие органы чувств

 

 

в дождливую погоду выползают на поверхность

температура

летом прохлада

дождевой червь

зимой тепло

прячутся от палящих лучей

влажность

 

тонкий слой

спасаются в глубоких норах от мороза

пустынные животные

млекопитающие, рептилии

плотность

естественные пустоты между комочками почвы

неблагоприятный период пе-реносят в виде спор или цист

необходимо прокладывать ходы

малые размеры позволяют свободно передвигаться

простейшие

клещи, ногохвостки, круглые черви, жуки, многоножки, личинки насекомых

сокращения мускулатуры

дождевой червь

лопатообразные конечности

крот, медведка

долотообразные резцы

слепыш

уплощенная передняя часть головы, покрытая крепкими щитками

змеи

задние лапы с лопатообразными выростами

чесночницы

Обитатели почвы

Обитатели почвы

Самостоятельная работа. Задание

Самостоятельная работа. Задание

. ТЕСТ Почва – верхний плодородный слой земли. В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде. Глинистые почвы содержат меньше воздуха. Гумус необходим для питания растений. 4.В почве обитают только мелкие животные Почвенные животные слепы Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её. Животные – землерои не могут передвигаться по естественным пустотам между почвенными комочками. Летом в почве прохладнее, а зимой теплее.

.

ТЕСТ

  • Почва – верхний плодородный слой земли.
  • В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух
  • Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.
  • Глинистые почвы содержат меньше воздуха.
  • Гумус необходим для питания растений.
  • 4.В почве обитают только мелкие животные
  • Почвенные животные слепы
  • Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.
  • Животные – землерои не могут передвигаться по естественным пустотам между почвенными комочками.
  • Летом в почве прохладнее, а зимой теплее.
Ответы. 1+ 2- 3- 4+ 5+ 6- 7+8+9+10+

Ответы. 1+ 2- 3- 4+ 5+ 6- 7+8+9+10+

Творческое задание: Составить кроссворд  « Животный мир почвы»  

Творческое задание: Составить кроссворд

« Животный мир почвы»

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!