Презентация к уроку "Экологическая характеристика и внешнее строение земноводных"

Категория: Биология

Появились земноводные более 350 млн. лет назад, в палеозойскую эру, во времена глобальных изменений на Земле. Климат поменялся на континентальный. Моря со временем отступали, открывая все большие участки суши. Там поселились растения; выходившие на поверхность животные могли найти пищу, и жизнь на суше стала возможной. Путь на сушу амфибиям проложили рыбы, схожие с кистеперыми. Земноводные первыми освоили новую среду обитания – наземную. Правда, связь с водой у них все же осталась. Условия жизни в этих двух средах очень сильно отличаются. Это не могло не сказаться на их внешнем строении.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Экологическая характеристика и внешнее строение земноводных"»

  Цель урока – показать особенности внешнего строения в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания.

Цель урока – показать особенности внешнего строения в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания.

  Появились земноводные более 350 млн. лет назад, в палеозойскую эру, во времена глобальных изменений на земле. а

Появились земноводные более 350 млн. лет назад, в палеозойскую эру, во времена глобальных изменений на земле.

а

  При переходе из водной в наземную среду земноводные столкнулись со многими проблемами:  - Как дышать кислородом в воздухе?  - Как не высохнут на суше?  - Действие силы тяжести на суше больше, чем в воде. Как с этим справиться позвоночнику?  - И как передвигаться по твердому субстрату?  - Как ориентироваться на суше?  - Как переносить перепады температур и смену времен года?  - Как размножаться на суше?

При переходе из водной в наземную среду земноводные столкнулись со многими проблемами:

- Как дышать кислородом в воздухе?

- Как не высохнут на суше?

- Действие силы тяжести на суше больше, чем в воде. Как с этим справиться позвоночнику?

- И как передвигаться по твердому субстрату?

- Как ориентироваться на суше?

- Как переносить перепады температур и смену времен года?

- Как размножаться на суше?

Группа 1 Ответьте на вопросы Каково латинское название земноводных, что оно означает? На какие отряды делится класс земноводные? Какие признаки земноводных были использованы при разделении на отряды? Где обитают земноводные? Возможно ли их встретить в пустыне? Почему у лягушки дно рта все время движется? 1

Группа 1

Ответьте на вопросы

  • Каково латинское название земноводных, что оно означает?
  • На какие отряды делится класс земноводные? Какие признаки земноводных были использованы при разделении на отряды?
  • Где обитают земноводные? Возможно ли их встретить в пустыне?
  • Почему у лягушки дно рта все время движется? 1
Группа 2 Ответьте на вопросы Что находится на голове лягушки? 2 Глаза лягушки в 2,5 раза больше веса мозга. Что этот факт говорит о значимости зрения для земноводных? За какой мухой будет охотиться лягушка – сидящей крупной или пролетающей мимо мелкой? 3 От чего нужно защищать глаза лягушке? Что помогает этому? Почему глаза и ноздри у лягушек расположены высоко на голове? В чем разница в строении уха земноводных по сравнению с ухом рыб? Почему «Тарас кричать громко горазд»? Правда ли, что виды земноводных различаются по их звукам? 4

Группа 2

Ответьте на вопросы

  • Что находится на голове лягушки? 2
  • Глаза лягушки в 2,5 раза больше веса мозга. Что этот факт говорит о значимости зрения для земноводных? За какой мухой будет охотиться лягушка – сидящей крупной или пролетающей мимо мелкой? 3
  • От чего нужно защищать глаза лягушке? Что помогает этому?
  • Почему глаза и ноздри у лягушек расположены высоко на голове?
  • В чем разница в строении уха земноводных по сравнению с ухом рыб?
  • Почему «Тарас кричать громко горазд»? Правда ли, что виды земноводных различаются по их звукам? 4

Группа 3

Вставьте нужные слова и прочитайте характеристику внешнего строения лягушки.

  • У лягушки тело делится на отделы: ___________, ______________, одна пара ___________ ____________, одна пара ___________ _____________. Тело покрыто ____________. Окраска ее зависит от ______________________
  • Чаще всего сверху она ______________, а брюшко _____________. Иногда бывают особи яркой окраски, что говорит о _________________. «Матрена всегда намокрена», потому что кожа ее не только защищает тело лягушки, но и через нее она _____________. Но только если кожа ______________. На воздухе, ввиду отсутствия чешуи, кожа быстро высыхает. Поэтому и живут земноводные в основном вблизи ____________, либо в местах с повышенной влажностью. Да и на коже есть специальные железы, которые вырабатывают _____________. Она не только увлажняет кожу, но и ____________________________________. Не зря в старину, когда не было холодильников, чтобы сохранить молоко, в него помещали лягушку. А вот что бородавки бывают, если взять в руки жабу или лягушку, это _________________. Хотя некоторых брать в руки действительно не стоит. Слизь их желез бывает ____________. Индейцы использовали ее для обработки своих стрел. А еще лягушки и _____________ через кожу. В водоеме вода поступает через всю ее поверхность. А сухопутные припадут брюшком к влажной земле или мокрой от росы траве – и напьются. А еще говорят, если раздавить лягушку – это к дождю. Давить, конечно, ____________. Но если лягушки появились – значит влажность воздуха _____________ и может пойти дождь. Так что кожа земноводных имеет значение ______________. Но и снашивается она быстро. 4 раза в год лягушки-царевны ее ____________, этот процесс у животных называется ____________. Кстати, старую кожу лягушка _____________.
Черты приспособления земноводных К наземной среде К водной среде 1. Пары свободных передних и задних конечностей ,  заканчивающихся пальцами (для передвижения) 1. Плавательные перепонки между пальцами 2. Влажная голая кожа обеспечивает кожное дыхание 2. Кожное дыхание 3. Кожа вырабатывает слизь (увлажнение, обеззараживание). 3. Кожа вырабатывает слизь (уменьшение трения в воде) 4. Легкие 4. Размножение только в воде 5. Веки (защита глаз от засорения и высыхания) 5. Обтекаемая форма тела 6. Барабанная перепонка (отделяет полость среднего уха от внешней среды)

Черты приспособления земноводных

К наземной среде

К водной среде

1. Пары свободных передних и задних конечностей ,

заканчивающихся пальцами (для передвижения)

1. Плавательные перепонки между пальцами

2. Влажная голая кожа обеспечивает кожное дыхание

2. Кожное дыхание

3. Кожа вырабатывает слизь (увлажнение, обеззараживание).

3. Кожа вырабатывает слизь (уменьшение трения в воде)

4. Легкие

4. Размножение только в воде

5. Веки (защита глаз от засорения и высыхания)

5. Обтекаемая форма тела

6. Барабанная перепонка (отделяет полость среднего уха от внешней среды)

Черты приспособления земноводных К наземной среде К водной среде Пары свободных передних и задних конечностей , заканчивающихся пальцами (для передвижения) Влажная голая кожа обеспечивает кожное дыхание. Кожа вырабатывает слизь (увлажнение, обеззараживание). Легкие Веки (защита глаз от засорения и высыхания) Барабанная перепонка (отделяет полость среднего уха от внешней среды)   Плавательные перепонки между пальцами Кожное дыхание. Кожа вырабатывает слизь (уменьшение трения в воде). Размножение только в воде Обтекаемая форма тела

Черты приспособления земноводных

К наземной среде

К водной среде

  • Пары свободных передних и задних конечностей , заканчивающихся пальцами (для передвижения)
  • Влажная голая кожа обеспечивает кожное дыхание.
  • Кожа вырабатывает слизь (увлажнение, обеззараживание).
  • Легкие
  • Веки (защита глаз от засорения и высыхания)
  • Барабанная перепонка (отделяет полость среднего уха от внешней среды)
  • Плавательные перепонки между пальцами
  • Кожное дыхание.
  • Кожа вырабатывает слизь (уменьшение трения в воде).
  • Размножение только в воде
  • Обтекаемая форма тела
 ответы: Водная среда 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11 Наземно-воздушная среда 1, 4, 5, 8, 9, 12, 13, 14, 15

ответы:

Водная среда 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11

Наземно-воздушная среда 1, 4, 5, 8, 9, 12, 13, 14, 15

Домашнее задание Предположите, откуда пошло слово «ЛЯГУШКА» Подберите народные приметы, связанные с лягушками

Домашнее задание

  • Предположите, откуда пошло слово «ЛЯГУШКА»
  • Подберите народные приметы, связанные с лягушками
Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас