Задачи урока:
1. Повторить ранее изученный материал по национально-освободительным восстаниям казахов.
2. Изучить новую тему «Коллективизация в Казахстане. Крестьянские восстания 1929-1931г.г.»
Реши тест.
Руководителем восстания казахов Младшего жуза 1783-1797 г.г. был:
А) С. Датов;
В) К. Касымов;
С) Е. Пугачев.
Восстание под руководством
С. Датова охватило территорию:
А) Мангистау;
В) Младшего жуза;
С) Жетысу.
Руководитель восстания шаруа в Букеевской Орде (1836-38гг):
А) Исатай Тайманов;
В) Кенесары Касымов;
С) Сырым Датулы.
.
Территория Букеевской Орды занимала:
А) Центральный Казахстан;
В) Семиречье;
С) Междуречье Волги и Урала.
Идейный вдохновитель, прославленный акын, руководитель восстания 1836-1838 годов во Внутренней Орде:
А) Махамбет Отемисулы;
В) Жанболат;
С) Наурызбайулы.
Национально-освободительное восстание под руководством Кенесары Касымова охватило территорию:
А) Старшего жуза;
В) Младшего жуза жуза;
С) Всего Казахстана. .
Годы восстания под предводительством Кенесары Касымова:
А) 1837-1847гг;
В) 1817-1827гг;
С) 1827-1837гг.
Реквизиции на тыловые работы согласно « Указу » царя от 25 июня 1916 г. подлежали мужчины в возрасте:
А) От 19 до 43 лет;
В) От 19 до 44 лет;
С) От 19 до 42 лет.
Главное отличие от остальных центров Тургайского центра освободительного движения 1916 года:
- Слабостью карательных отрядов;
- Слаженной системой управления повстанческим движением;
С) Поддержкой повстанцев аульно-волостной администрации .
Руководители Семиреченского центра восстания 1916 г.:
- Т. Рыскулов, С.Сейфуллин;
B) А. Жангильдин, А. Майкутов;
C) Т. Бокин, Б. Ашекеев.
Сгруппируй.
Распределите слова по 4 колонкам.
1789-1897; Нуралы; Жангир хан;
Исатай Тайманов; Букеевская Орда; Павел I; Кенесары Касымов; Срым Датов; 1837-47гг; Амангельды Иманов; междуречье Урала и Волги;
Токаш Бокин; Махамбет Отемисов ;
весь Казахстан; 1836-38гг;
«Указ царя» от 25 июня 1916г; Младший жуз.
Правильный ответ
1789-1897; Нуралы; Срым Датов; Младший жуз.
Жангир хан;
Исатай Тайманов; Букеевская Орда; Павел I; междуречье Урала и Волги; Махамбет Отемисов ;
Кенесары Касымов; 1837-47гг;
1836-38гг.
весь Казахстан.
Амангельды Иманов;
Токаш Бокин;
весь Казахстан;
«Указ царя» от 25 июня 1916г.
Коллективизация в Казахстане. Крестьянские восстания 1929-1931г.г.
План урока:
1. Понятие «коллективизация».
2. Условия создания коллективных хозяйств (колхозов).
3. Особенности коллективизации в Казахстане.
4. Последствия коллективизации
Проблемный вопрос:
«Почему коллективизацию называют трагедией народа?»
Коллективизация – это реформа сельского хозяйства, в ходе которой повсеместно создавались коллективные хозяйства (колхозы).
Русская деревня и казахский аул всегда жили коллективно.
На основе добровольности создавались ТОЗы, СОЗы, сельхозартели. В них вступали бедняцкие и некоторые середнятские хозяйства.
В сентябре 1927 году на XV съезде Коммунистической партии был взят курс на сплошную коллективизацию.
В развитии кооперативного движения провозглашались принципы добровольности, самостоятельности, материальной заинтересованности, поэтапного перехода крестьян к высшим формам крестьянского кооперирования. ЦК партии намечал закончить коллективизацию в Казахстане к весне 1932 года.
Но на деле коллективизация проходила без учета местных условий, необходимой предварительной подготовки, преимущественно силовыми методами, без учета добровольности.
В 1928 г. в Казахстане было коллективизировано 2% всех хозяйств, в 1930 г. - 56,4%, а к октябрю 1931 г. - около 65 %.
Колхозы создавались на условиях обобществления имущества крестьян. Вступая в колхоз крестьянин обязан был отдать землю, скот, орудия труда, рабочий скот и т.д.
Особенность коллективизации в Казахстане заключается в том, что одновременно с созданием колхозов проходило насильственное оседание казахских шаруа.
Кочевым хозяйствам было предписано «осесть» на месте, перейти к оседлому образу жизни.
Коллективизация принявшая такие формы имела тяжелые последствия:
- Раскулачивание и борьба с байством;
- Сопротивление крестьян, восстания и откочевки;
- Голод.
Работа в группах.
- Прочитать текст.
- Ответить на вопросы.
- Материалы представить в виде схем, диаграмм, кластера.
«Ассоциации».
На листочках запишите ассоциации которые у вас возникают со словом «коллективизация»
Проблемный вопрос:
«Почему коллективизацию называют трагедией народа?»
В связи с проведением коллективизации появилось много плакатов
Задание:
придумай лозунги к этим плакатам.
Д/З: § 11,
написать эссе «Коллективизация – слезы моей земли» / подготовить материал о Ш. Голощекине, Т. Рыскулове.