СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку в 10 классе по теме "Состав (структура) население мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку географии в 10 классе по теме "Состав (структура) населения мира".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 10 классе по теме "Состав (структура) население мира"»

Приветствуем вас на уроке географии! Урок географии в 10 классе. Автор: Пивненко Елена Павловна.

Приветствуем вас на уроке географии!

Урок географии в 10 классе.

Автор: Пивненко Елена Павловна.

Состав (структура) Населения Мира

Состав (структура)

Населения

Мира

Цель урока: Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира; Сформировать представление об этническом и лингвистическом составе населения мира; Сформировать представление о мировых религиях, распространении народов проповедывающих различные религии.

Цель урока:

  • Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира;
  • Сформировать представление об этническом и лингвистическом составе населения мира;
  • Сформировать представление о мировых религиях, распространении народов проповедывающих различные религии.
Девиз урока:  Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

Девиз урока:

Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

План изучения темы Половой состав населения. Возрастной состав населения; трудовые ресурсы. Этнический (национальный) состав населения; крупнейшие народы мира и языковые семьи. Одно- и многонациональные государства.  Религиозный состав населения; мировые религии и их история и география.

План изучения темы

  • Половой состав населения.
  • Возрастной состав населения; трудовые ресурсы.
  • Этнический (национальный) состав населения; крупнейшие народы мира и языковые семьи. Одно- и многонациональные государства.
  • Религиозный состав населения; мировые религии и их история и география.
Половой состав населения характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.

Половой состав населения

  • характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн превышает численность женщин.
  • В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.
Преобладание мужского населения

Преобладание мужского населения

Преобладание женского населения

Преобладание женского населения

 Возрастной состав населения; трудовые ресурсы   При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы: дети (0-14 лет); взрослые (15-64 года); пожилые (65 лет и старше). В структуре населения мира доля детей составляет в среднем 34%, взрослых - 58 %,  пожилых - 8 %.

Возрастной состав населения; трудовые ресурсы

При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы:

  • дети (0-14 лет);
  • взрослые (15-64 года);
  • пожилые (65 лет и старше).

В структуре населения мира

доля детей составляет в среднем 34%,

взрослых - 58 %,

пожилых - 8 %.

Влияние возрастной структуры населения на трудовые ресурсы и экономически активное население (ЭАН) В мире к экономически активному относится около 49% всего населения, в странах Зарубежной Европы, Северной Америки, России этот показатель составляет 50- 60%, в странах Азии, Африки, Латинской Америки - 40-45%. Это связано с уровнем занятости женщин в общественном производстве и долей детей в возрастной структуре населения. Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими (детьми и пожилыми) называется демографической нагрузкой. Демографическая нагрузка в мире составляет в среднем 70% (то есть 70 неработающих на 100 трудоспособных), в развитых странах - 45- 50%, в развивающихся - до 100%.

Влияние возрастной структуры населения на трудовые ресурсы и экономически активное население (ЭАН)

  • В мире к экономически активному относится около 49% всего населения,
  • в странах Зарубежной Европы, Северной Америки, России этот показатель составляет 50- 60%,
  • в странах Азии, Африки, Латинской Америки - 40-45%. Это связано с уровнем занятости женщин в общественном производстве и долей детей в возрастной структуре населения.
  • Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими (детьми и пожилыми) называется демографической нагрузкой.
  • Демографическая нагрузка в мире составляет в среднем 70% (то есть 70 неработающих на 100 трудоспособных), в развитых странах - 45- 50%, в развивающихся - до 100%.
Возрастно-половые пирамиды Для графического анализа возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы

Возрастно-половые пирамиды

  • Для графического анализа возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы
Этнический (национальный) состав населения Человечество принято делить на три основные расы: европеоидную (страны Европы, Америки, Юго-Западной Азии, Северной Африки); монголоидную (страны Центральной и Восточной Азии, Америки); негроидную (большинство стран Африки).

Этнический (национальный) состав населения

Человечество принято делить на три основные расы:

  • европеоидную (страны Европы, Америки, Юго-Западной Азии, Северной Африки);
  • монголоидную (страны Центральной и Восточной Азии, Америки);
  • негроидную (большинство стран Африки).
Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов. Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием. Всего в мире насчитывается 3-4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена.
  • Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов.
  • Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием.
  • Всего в мире насчитывается 3-4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена.
Классификация этносов По численности народы мира различны. Подавляющее большинство народов малочисленно. Только 310 народов имеют численность более 1 млн чел., но на них приходится около 96% населения Земли.

Классификация этносов

  • По численности народы мира различны.
  • Подавляющее большинство народов малочисленно.
  • Только 310 народов имеют численность более 1 млн чел., но на них приходится около 96% населения Земли.
К крупнейшим по численности народам мира относятся: китайцы (1 300 млн чел.); хиндустанцы (219 млн чел.); американцы США (187 млн чел.); бенгальцы (176 млн чел.); русские (146 млн чел.); бразильцы (137 млн чел.); японцы (123 млн чел.).

К крупнейшим по численности народам мира относятся:

  • китайцы (1 300 млн чел.);
  • хиндустанцы (219 млн чел.);
  • американцы США (187 млн чел.);
  • бенгальцы (176 млн чел.);
  • русские (146 млн чел.);
  • бразильцы (137 млн чел.);
  • японцы (123 млн чел.).
Классификация по языку: По языку народы объединяют в языковые семьи, которые, в свою очередь, делятся на языковые группы. Всего в мире выделяется 20 языковых семей

Классификация по языку:

  • По языку народы объединяют в языковые семьи, которые, в свою очередь, делятся на языковые группы.
  • Всего в мире выделяется 20 языковых семей
Распространение основных языков

Распространение основных языков

 Одно- и многонациональные государства.   основная национальность составляет 90% всего населения. Дания, Швеция, Германия, Польша, Италия, Япония, Саудовская Аравия, Египет, большинство стран Латинской Америки. Одно- национальные это страны, в пределах государственных границ которых проживают несколько этносов. Много национальные с резким преобладанием одной нации при наличии более или менее значительных национальных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Китай, Монголия, Турция, Алжир, Марокко, США, Австралийский Союз); двунациональные (Канада, Бельгия); со сложным, но этнически однородным национальным составом (Иран, Афганистан, Пакистан, Лаос); со сложным и разнообразным в этническом отношении национальным составом (Россия, Индия, Швейцария, Индонезия).

Одно- и многонациональные государства.

основная национальность составляет 90% всего населения.

Дания, Швеция, Германия, Польша, Италия, Япония, Саудовская Аравия, Египет, большинство стран Латинской Америки.

Одно-

национальные

это страны, в пределах государственных границ которых проживают несколько этносов.

Много

национальные

  • с резким преобладанием одной нации при наличии более или менее значительных национальных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Китай, Монголия, Турция, Алжир, Марокко, США, Австралийский Союз);
  • двунациональные (Канада, Бельгия);
  • со сложным, но этнически однородным национальным составом (Иран, Афганистан, Пакистан, Лаос);
  • со сложным и разнообразным в этническом отношении национальным составом (Россия, Индия, Швейцария, Индонезия).
Главные очаги этнорелигиозных конфликтов Проблема межнациональных отношений в настоящее время стоит достаточно остро. Это связано: с фактическим экономическим и социальным неравенством народов в некоторых развитых странах, ущемлением культурной самобытности национальных меньшинств (баски в Испании, корсиканцы во Франции, шотландцы в Великобритании, франко-канадцы в Канаде); с процессом объединения родственных племен в народности, а народностей в нации во многих развивающихся странах (Индия, Индонезия, Нигерия, Заир, Судан); с последствиями европейской колонизации, при которых сохраняется угнетение коренного населения (индейцы, эскимосы, аборигены Австралии); с расовой дискриминацией (ЮАР, США); с образованием новых государств на территориях бывшего СССР и социалистических стран Восточной Европы.

Главные очаги этнорелигиозных конфликтов

Проблема межнациональных отношений в настоящее время стоит достаточно остро. Это связано:

  • с фактическим экономическим и социальным неравенством народов в некоторых развитых странах, ущемлением культурной самобытности национальных меньшинств (баски в Испании, корсиканцы во Франции, шотландцы в Великобритании, франко-канадцы в Канаде);
  • с процессом объединения родственных племен в народности, а народностей в нации во многих развивающихся странах (Индия, Индонезия, Нигерия, Заир, Судан);
  • с последствиями европейской колонизации, при которых сохраняется угнетение коренного населения (индейцы, эскимосы, аборигены Австралии);
  • с расовой дискриминацией (ЮАР, США);
  • с образованием новых государств на территориях бывшего СССР и социалистических стран Восточной Европы.
Классификация мировых религий

Классификация мировых религий

Религиозный состав населения

Религиозный состав населения

Приверженцы различных религий

Приверженцы различных религий

Христианство  Религия, основанная на учении Иисуса Христа. Количество приверженцев христианства по странам в процентах.

Христианство

  • Религия, основанная на учении Иисуса Христа.

Количество приверженцев христианства по странам в процентах.

Христианство

  • появилось в начале первого тысячелетия нашей эры на востоке Римской империи, на территории современного Израиля как протест против иудаистской исключительности.
  • Оно быстро распространилось в среде рабов и бедноты.
  • Провозгласив равенство всех людей, христианство отвергло существовавшие рабовладельческие общественные порядки, дав отчаявшимся надежду на получение свободы через познание божественной истины, которую принес на землю Христос.
  • Согласно христианству, бог существует в трех лицах — Отца, Сына и Святого духа.
  • Бог сын принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи людей и прийти второй раз на Землю для установления царствия небесного.
  • Святая книга христиан — Библия, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета.
  • Основные этические нормы — терпение и всепрощение. В 1054 г. произошел полный разрыв между римской (западной) и константинопольской (восточной) ветвями христианства, оно разделилось на католицизм и православие.
  • Основные различия между ними состоят в вопросе о происхождении Святого духа: католики считают, что он произошел от Бога Отца и Бога Сына, православные — от Бога
Католическая церковь строго централизована, имеет один центр — государство город Ватикан, единого главу — папу римского (наместника Иисуса на Земле).  Духовенство в католицизме дает обет безбрачия. Католическая церковь располагает огромной, подчиненной строгой дисциплине армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, благотворительными организациями .

Католическая церковь

  • строго централизована, имеет один центр — государство город Ватикан, единого главу — папу римского (наместника Иисуса на Земле).
  • Духовенство в католицизме дает обет безбрачия.
  • Католическая церковь располагает огромной, подчиненной строгой дисциплине армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, благотворительными организациями .
География католицизма В Европе католики преобладают среди стран Южной Европы –Испания, Португалия, Италия, а также - Чехия, Словакия, Польша, Венгрия и др. В Латинской Америке в основном также распространён католицизм. В Азии католическими странами являются Филиппины и Восточный Тимор, много католиков во Вьетнаме, Республике Корее, Индонезии, Шри- Ланке.

География католицизма

  • В Европе католики преобладают среди стран Южной Европы –Испания, Португалия, Италия, а также - Чехия, Словакия, Польша, Венгрия и др.
  • В Латинской Америке в основном также распространён католицизм.
  • В Азии католическими странами являются Филиппины и Восточный Тимор, много католиков во Вьетнаме, Республике Корее, Индонезии, Шри- Ланке.
Протестантизм В результате Реформации в Европе в XVI в. от католиков отделились протестанты, отвергшие главенство папы римского как посредника между Богом и верующими. Они стали признавать искупление грехов только верой в Бога, единственным источником вероучения считать Библию. Протестанты, в свою очередь, разделились на англиканскую церковь, лютеранство, кальвинизм, от которого откололись реформаторы, пресвитерианцы, баптисты и др. Протестанты преобладают среди населения Северной Европы, в Канаде, США, Австрии, Великобритании, Нидерландах, Франции, Швейцарии.

Протестантизм

  • В результате Реформации в Европе в XVI в. от католиков отделились протестанты, отвергшие главенство папы римского как посредника между Богом и верующими.
  • Они стали признавать искупление грехов только верой в Бога, единственным источником вероучения считать Библию.
  • Протестанты, в свою очередь, разделились на англиканскую церковь, лютеранство, кальвинизм, от которого откололись реформаторы, пресвитерианцы, баптисты и др.
  • Протестанты преобладают среди населения Северной Европы, в Канаде, США, Австрии, Великобритании, Нидерландах, Франции, Швейцарии.
Буддизм религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии на основе идей Будды Шакьямуни.

Буддизм

  • религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии на основе идей Будды Шакьямуни.

Мусульманство Распространение ислама в мире.  Красным цветом отмечены шииты, зелёным — сунниты  Основателем считается пророк Мухаммед (ок. 570—632). Ислам признаёт Мухаммеда поcледним, (но не единственным) пророком, посланником Аллаха для всего человечества. Приверженцы Ислама называются мусульманами

Мусульманство

Распространение ислама в мире.

Красным цветом отмечены шииты, зелёным — сунниты

  • Основателем считается пророк Мухаммед (ок. 570—632). Ислам признаёт Мухаммеда поcледним, (но не единственным) пророком, посланником Аллаха для всего человечества. Приверженцы Ислама называются мусульманами

Конфуцианство Этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае. Основателем считается Конфуций (551 — 479 до н.э.).

Конфуцианство

  • Этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае. Основателем считается Конфуций (551 — 479 до н.э.).

Даосизм Китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной  практики, несущее также традиционную философию и науку.

Даосизм

Китайское традиционное учение, включающее элементы

религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной

практики, несущее также традиционную философию и науку.

Согласны ли вы с данными утверждениями?   1.В целом по миру мужчин больше, чем женщин. 2.В развивающихся странах доля детей выше доли пожилых людей. 3.Около половины государств мира многонациональны. 4.Самой многочисленной языковой семьёй является индоевропейская семья. 5.К национальным религиям относится индуизм.  

Согласны ли вы с данными утверждениями?

  • 1.В целом по миру мужчин больше, чем женщин.
  • 2.В развивающихся странах доля детей выше доли пожилых людей.
  • 3.Около половины государств мира многонациональны.
  • 4.Самой многочисленной языковой семьёй является индоевропейская семья.
  • 5.К национальным религиям относится индуизм.

 

Рефлексия Я съел бы еще этого … Больше всего мне понравилось … Я почти переварил … Я переел … Пожалуйста, добавьте …

Рефлексия

  • Я съел бы еще этого …
  • Больше всего мне понравилось …
  • Я почти переварил …
  • Я переел …
  • Пожалуйста, добавьте …
Цель урока: Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира; Сформировать представление об этническом и лингвистическом составе населения мира; Сформировать представление о мировых религиях, распространении народов проповедывающих различные религии.

Цель урока:

  • Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира;
  • Сформировать представление об этническом и лингвистическом составе населения мира;
  • Сформировать представление о мировых религиях, распространении народов проповедывающих различные религии.
Домашнее задание С.66-71, задание 8 на с. 86 (заполнить таблицу).

Домашнее задание

  • С.66-71, задание 8 на с. 86 (заполнить таблицу).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!