СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к выступлению на семинаре "Формы работы с одарёнными учащимися"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несмотря на потребность общества в людях, способных внести свой вклад в развитие математической науки, и возлагающуюся на школу задачу по развитию математических способностей, в современной школе наблюдается следующая ситуация:

  • сокращение часов преподавания математики;
  • формализм математических знаний;
  • отсутствие мотивации учения;
  • неумение применять полученные знания на практике;
  • отсутствие самостоятельной и творческой деятельности учеников;
  • отсутствие в подавляющем большинстве учебников и дидактических пособий заданий, способствующих подготовке учеников к этой творческой деятельности.

Как же помочь учителю в организации учебной деятельности по развитию математических способностей?

Как известно из психологии и педагогики, благоприятными условиями для воспитания способностей являются:

  • любовь к детям и педагогической деятельности, глубокое знание индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся, хорошее знание своего дела (содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы);
  • признание в учебном заведении в системе ценностей приоритета творческой деятельности и творческой личности; творческий климат в учебном заведении и внешкольном учреждении;
  • соблюдение в процессе управления учебно-творческой деятельностью учащихся гуманного, демократического стиля общения;
  • проблемное обучение; решение творческих задач; показ значимости организуемой творческой деятельности для воспитания способностей;
  • сотрудничество (сотворчество) педагога и учащихся (осуществление совместных поисков условий и средств для развития творческих способностей); сам педагог как образец творческой личности с ярко выраженной установкой на педагогическое творчество;
  • уважение к личности учащегося в сочетании с разумной требовательностью (анализ типичных ошибок и недостатков - только в доброжелательной форме);
  • организация самостоятельной деятельности (все то, что учащиеся могут выполнить без помощи педагога, они должны выполнить самостоятельно);
  • индивидуальный подход к учащимся в процессе выявления и развития способностей;
  • применение педагогом методов поощрения учащихся; выражение оптимизма и веры в творческие возможности учащихся;
  • хорошая обеспеченность педагога научно-методической литературой и техническими средствами обучения;
  • высокий уровень внеклассной работы;
  • система морального и материального поощрения творчески работающих педагогов; внедрение в практику работы учебного заведения передового педагогического опыта;
  • наличие дифференцированного обучения и т.д.
  • Для воспитания способностей большое значение имеют следующие формы учебно-воспитательной работы: кружки, диспуты, семинары, конференции, КВН, экскурсии, творческие уроки, факультативы, индивидуальное обучение, индивидуальный подход к учащимся, дифференциация обучения, коллективные формы обучения, исследовательская и опытническая работа, викторины, игры. конкурсы, клубы по интересам, кино-, изо- и фотостудии, научно-технические общества, фестивали, смотры, вечера вопросов и ответов, конкурсы,турниры, олимпиады, лекции, беседы, выставки, практикумы, дополнительные индивидуальные занятия с учащимися, домашняя работа учащихся и др.
  • Основные направления в развитии и формировании способностей предусматривают следующие мероприятия. Во-первых, выявление (диагностика) природных задатков к определенной деятельности и анализ качества результатов деятельности. Во-вторых, тренировка и развитие природных свойств личности путем ее включения в систематическую деятельное под руководством специалиста (учителя).

Рекомендации учителям в работе с одаренными детьми

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься .
  • Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно .
  • Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. 
  • Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. 
  • Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. 
  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению на семинаре "Формы работы с одарёнными учащимися"»

Развитие математической одаренности учащихся.

Развитие математической одаренности учащихся.

Формы работы с одаренными учащимися -творческие мастерские; -групповые занятия с сильными учащимися; -факультативы; -кружки по интересам; -занятия исследовательской деятельностью; -конкурсы; -интеллектуальный марафон; -научно-практические конференции; -участие в олимпиадах; -работа по индивидуальным планам; -сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Формы работы с одаренными учащимися

-творческие мастерские;

-групповые занятия с сильными учащимися;

-факультативы;

-кружки по интересам;

-занятия исследовательской деятельностью;

-конкурсы;

-интеллектуальный марафон;

-научно-практические конференции;

-участие в олимпиадах;

-работа по индивидуальным планам;

-сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Рекомендации учителям в работе с одаренными детьми Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься . Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно . Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .

Рекомендации учителям в работе с одаренными детьми

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься .
  • Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно .
  • Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
  • Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
  • Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .
  Поощрение одаренных детей        Публикация в СМИ      Публикация на сайте школы      Награждение

Поощрение одаренных детей

  •      Публикация в СМИ  

 

  • Публикация на сайте школы
  •      Награждение
Анализ учебников математики показывает, что не один из учебников не содержит необходимого набора задач, направленных на развитие одаренных учащихся, т.е. задач на развитие различных познавательных процессов, обеспечивающих достижение целей развития способных детей. Современные образовательные стандарты, программы математического образования для общеобразовательной школы лишь отмечают развивающие возможности математики, но не уделяют внимания их использованию для развития одаренных детей в процессе обучения.

Анализ учебников математики показывает, что не один из учебников не содержит необходимого набора задач, направленных на развитие одаренных учащихся, т.е. задач на развитие различных познавательных процессов, обеспечивающих достижение целей развития способных детей. Современные образовательные стандарты, программы математического образования для общеобразовательной школы лишь отмечают развивающие возможности математики, но не уделяют внимания их использованию для развития одаренных детей в процессе обучения.

 При решении олимпиадных заданий • Использовать нестандартные формулировки заданий • Обсуждать каждую задачу с разных сторон: Дано уравнение ax2+(a+3)x+3=0 1. Решите уравнение при а=1.  2. Решите уравнение при а=2.  3. Решите уравнение при любом значении а.  4. При каких значениях а уравнение имеет единственное решение?

При решении олимпиадных заданий

  • • Использовать нестандартные формулировки заданий
  • • Обсуждать каждую задачу с разных сторон: Дано уравнение ax2+(a+3)x+3=0 1. Решите уравнение при а=1.

2. Решите уравнение при а=2.

3. Решите уравнение при любом значении а.

4. При каких значениях а уравнение имеет единственное решение?

План работы при изучении методов решения задач. Графы и их применение 1.Первое знакомство с графами. 2.Решение задач на составление графов 3.Полный граф. Дополнение графа. 4.Степень вершины. 5.Путь в графе. Цикл. 6.Операция удаления ребра. Мост. 7.Деревья, лес. Изображение графа. 8.Решение задач на построение графов 9.Решение задач с применением графов

План работы при изучении методов решения задач.

  • Графы и их применение
  • 1.Первое знакомство с графами.
  • 2.Решение задач на составление графов
  • 3.Полный граф. Дополнение графа.
  • 4.Степень вершины.
  • 5.Путь в графе. Цикл.
  • 6.Операция удаления ребра. Мост.
  • 7.Деревья, лес. Изображение графа.
  • 8.Решение задач на построение графов
  • 9.Решение задач с применением графов
Аркадий, Борис. Владимир, Григорий и Дмитрий при встрече обменялись рукопожатиями (каждый пожал руку каждому по одному разу).  Сколько всего рукопожатий было сделано?   Б В А Г Д

Аркадий, Борис. Владимир, Григорий и Дмитрий при встрече обменялись рукопожатиями (каждый пожал руку каждому по одному разу). Сколько всего рукопожатий было сделано?

Б

В

А

Г

Д

Математический бой

Математический бой

Защита исследовательских работ

Защита исследовательских работ

  Математический кружок

Математический кружок

Нестандартные уроки

Нестандартные уроки

 Интернет-олимпиады

Интернет-олимпиады

Всероссийская олимпиада школьников

Всероссийская олимпиада школьников

Дорогу осилит идущий!

Дорогу осилит

идущий!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!