СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация мастер – класс «Приёмы рефлексии и самооценки на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Презентация мастер – класс «Приёмы рефлексии и самооценки на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС"»

Мастер – класс «Приёмы рефлексии и самооценки на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС Учитель начальных классов МКОУ Новопостояловская ООШ Бондаренко Светлана Алексеевна 2015 г.

Мастер – класс «Приёмы рефлексии и самооценки на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС

Учитель начальных классов

МКОУ Новопостояловская ООШ

Бондаренко Светлана Алексеевна

2015 г.

Ребёнок должен чувствовать себя: ЛЮБИМЫМ   УСПЕШНЫМ   НУЖНЫМ

Ребёнок должен чувствовать себя:

  • ЛЮБИМЫМ

  • УСПЕШНЫМ

  • НУЖНЫМ
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии .

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии .

 Что такое рефлексия?  Слово рефлексия  происходит от латинского reflexio –  обращение назад .    Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.    Толковый словарь русского языка  трактует рефлексию как  самоанализ .   В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Что такое рефлексия?

Слово рефлексия  происходит от латинского reflexio –  обращение назад .  

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.  

Толковый словарь русского языка  трактует рефлексию как  самоанализ .

  В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека  Самостоятельность Предприимчивость  Конкурентоспособность

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека

Самостоятельность Предприимчивость

Конкурентоспособность

Основные функции рефлексии Рефлексия позволяет приучить  ученика к самоконтролю, самооценке, саморегули-рованию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.   Рефлексия способствует развитию у уча-щихся критического мышления, осознан-ного отношения к своей деятельности.  Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копил-ку замеченного и обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Основные функции рефлексии

  • Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегули-рованию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

  • Рефлексия способствует развитию у уча-щихся критического мышления, осознан-ного отношения к своей деятельности.

  • Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копил-ку замеченного и обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:   рефлексия настроения и эмоционального состояния; рефлексия деятельности; рефлексия содержания учебного материала.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.
 Рефлексия настроения и эмоционального состояния  проводится в начале урока и в конце деятельности      Смайлики Солнышко и тучка

Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале урока и в конце деятельности  

  • Смайлики
  • Солнышко и тучка
«Наряди ёлочку»    «Светофор»     «Дерево чувств»    Эмоционально-художественное оформление

«Наряди ёлочку» «Светофор» «Дерево чувств» Эмоционально-художественное оформление

Радуга настроения  Красный – восторженное, оранжевый – тёплое, радостное, жёлтый – светлое, приятное, зелёный – спокойное, голубой – неудовлетворённое, синий - грустное, фиолетовый – тревожное, напряжённое.

Радуга настроения

Красный – восторженное, оранжевый – тёплое, радостное, жёлтый – светлое, приятное, зелёный – спокойное, голубой – неудовлетворённое, синий - грустное, фиолетовый – тревожное, напряжённое.

Букет настроения

Букет настроения

Рефлексия деятельности    дает  возможность  осмысления способов и приемов работы  с учебным материалом, поиска наиболее рациональ-ных. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки  домашнего задания , защите проектных работ . Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы   успеха».

Рефлексия деятельности  

дает  возможность  осмысления способов и приемов работы  с учебным материалом, поиска наиболее рациональ-ных. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки  домашнего задания ,

защите проектных работ . Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы   успеха».

«Восхождение на пик знаний»  Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.

«Восхождение на пик знаний» Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.

«Дерево успеха»   «Волшебное дерево»

«Дерево успеха»  «Волшебное дерево»

«Рефлексивная мишень»

«Рефлексивная мишень»

«SMS»    Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю или другу сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.

«SMS» Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю или другу сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.

Рефлексия содержания учебного материала  используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (я не знал… - теперь я знаю…).  Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент. Прием синквейна помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.  Синквейн – приём технологии  развития критического мышления  на стадии рефлексии.  Слово происходит от французского «5».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

  • Эффективен прием незаконченного предложения (я не знал… - теперь я знаю…). Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.
  • Прием синквейна помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Синквейнприём технологии

развития критического мышления

на стадии рефлексии.

Слово происходит от французского «5».

СИНКВЕЙН  - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существи-тельное): 2 строка – описание предмета (два прилага-тельных): 3 строка – описание действия (три глагола): 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету: 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)

СИНКВЕЙН - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

  • 1 строка – тема или предмет (одно существи-тельное):
  • 2 строка – описание предмета (два прилага-тельных):
  • 3 строка – описание действия (три глагола):
  • 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету:
  • 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)
синквейн к русской народной сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» Курочка Добрая, заботливая Просит, жалеет, спасает Благодаря ей петушок остается жив Хозяйка

синквейн к русской народной сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»

  • Курочка
  • Добрая, заботливая
  • Просит, жалеет, спасает
  • Благодаря ей петушок остается жив
  • Хозяйка
«Чемодан, мясорубка, корзина»  - информация, которая пригодится  в дальнейшем, то, что возьму с  собой.  - всё обдумаю, переработаю  информацию.  - выброшу, это мне не нужно.

«Чемодан, мясорубка, корзина»

  • - информация, которая пригодится

в дальнейшем, то, что возьму с

собой.

- всё обдумаю, переработаю

информацию.

- выброшу, это мне не нужно.

Плюс, минус, интересно Плюс Всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы,   которые вызвали положительные эмоции или полезны для достижения каких-то целей. Минус Всё, что не понравилось на уроке, вызвало неприязнь, скучно, непонятно, не нужно, бесполезная информация. Интересно Любопытные факты, о которых узнали на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс, минус, интересно

Плюс

Всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, 

которые вызвали положительные эмоции или полезны для достижения каких-то целей.

Минус

Всё, что не понравилось на уроке, вызвало неприязнь, скучно, непонятно, не нужно, бесполезная информация.

Интересно

Любопытные факты, о которых узнали на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Рефлексивный экран сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Рефлексивный экран

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
Анкета

Анкета

Самоанализ 3 балла -   я все очень хорошо понял, мне было интересно; 2 балла -   мне все понятно, но материал не всегда интересен; 1 балл  - я не все понял, но мне было интересно; 0 баллов  - я ничего не понял и на уроке скучал.

Самоанализ

  • 3 балла -   я все очень хорошо понял, мне было интересно;
  • 2 балла -   мне все понятно, но материал не всегда интересен;
  • 1 балл  - я не все понял, но мне было интересно;
  • 0 баллов  - я ничего не понял и на уроке скучал.
 Процесс рефлексии должен быть    многогранным . Оценка деятельности должна проводиться не только самой личностью, но и окружающими людьми. Таким образом,  рефлексия на уроке – это  совместная деятельность учащихся и учителя , позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Процесс рефлексии должен быть 

  многогранным . Оценка деятельности должна проводиться не только самой личностью, но и окружающими людьми. Таким образом,  рефлексия на уроке – это  совместная деятельность учащихся и учителя , позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Список литературы   Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство «Речь», 2003 г. Заир- Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с. Каким должен быть современный урок. http :// www . it - n . ru . Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал

Список литературы

  • Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство «Речь», 2003 г.
  • Заир- Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.
  • Каким должен быть современный урок. http :// www . it - n . ru .
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
  • Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр дистанционного образования "Эйдос".
  • Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!