Межпредметная интеграция как фактор формирования у учащихся целостной картины мира
Ягудина Ольга Станиславовна - учитель информатики МОУ СОШ № 10, гор. Жуковский.
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...»
М. Поташник, действительный член Российской академии образования
Межпредметная интеграция –
важнейший принцип обучения в
современной школе.
Межпредметные связи.
Использование межпредметных связей на уроках позволяет сформировать у учащихся компетенцию переносить знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой.
При установлении интегральных связей можно решать более сложные задачи:
1 . формировать представление о гармоническом единстве мира и месте человека в нём;
2. формировать нравственные качества, нравственно-эстетическую оценку предметов и явлений, воспитывать внимательное и участливое отношение к окружающему;
3. развивать созидательные возможности личности, её общий творческий потенциал.
Основными дидактико-психологическими принципами становятся:
1. Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип целостного развития, принцип психологической готовности);
2. Культурологические принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип смыслового отношения к миру).
Межпредметная интеграция сегодня -
важнейший фактор развития образования, а также многообразная практика её применения. И только использование межпредметных и интегральных связей в обучении помогают учителю сформировать у учащихся целостную картину мира.
Современный учитель должен уметь:
- творчески осуществлять межпредметную интеграцию на уроках;
- владеть теоретическими вопросами ;
- осознанно применять методические рекомендации;
- находить новые пути использования межпредметных и интегральных связей в обучении с учетом новых программ и требований реформы школы.
Основная проблема межпредметной интеграции заключается в том, как динамически развивать интеграцию от начала к концу обучения. Если в начале целесообразно усвоить «немного обо всём», затем – синтез разрозненных знаний и умений, то к концу обучения необходимо знать «всё о немногом», то есть это узкая специализация, но на новом интегративном уровне.
В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что учителя не должны бояться развивать свои компетенции использования межпредметных и интегральнных связей, они должны осваивать, владеть и использовать на практике методику применения их на различных этапах урока. Бесспорно, такие уроки имеют определённые преимущества, развивают целостную картину мира школьников и способствуют повышению профессионального мастерства учителя.
Примеры межпредметных связей
Математика - информатика
Компьютер сегодня –
это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий.
Виды уроков :
- уроки-беседы с использованием компьютера как наглядного средства;
- уроки постановки и проведения исследований;
- уроки практической работы;
- уроки-зачеты;
- интегрированные уроки
Выгодные особенности работы с компьютерной поддержкой на уроке:
- учащийся становится субъектом обучения;
- легко достигается уровневая дифференциация обучения;
- достигается оптимальный темп работы ученика;
- сокращается время при выработке технических навыков учащихся;
Выгодные особенности работы с компьютерной поддержкой на уроке:
- увеличивается количество тренировочных заданий;
- отслеживаются ошибки, допущенные учеником, и повторно отрабатывается недостаточно усвоенный материал;
- работа ученика оценивается сразу;
Выгодные особенности работы с компьютерной поддержкой на уроке:
- учитель меньше тратит времени на проверку работ;
- обучение можно обеспечить материалами из удалённых баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;
- при работе с компьютером присутствует элемент игры.
Межпредметные и интегральные связи
- стимулируют тягу к знаниям;
- укрепляют интерес к предмету;
- расширяют заинтересованность;
- углубляют знания;
- способствуют становлению интересов профессионального плана.
Используя все возможности компьютера в современной школе, творческий учитель не только себе доставляет удовольствие и восхищение от таких многогранных уроков, но и своим пытливым ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым переводя образовательный процесс на более высокий уровень!
Компетенция: умение выстраивать логическую цепочку между школьными предметами и окружающим миром. Спасибо за внимание