Биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле
ЧЕЛОВЕК
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек есть природный, биологический факт.
Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.
- верно только А
- верно только Б
- верно А и Б
- оба суждения неверны
Человек – существо биосоциальное!
Все то, что есть
Бытие человека
Существование человека во всем многообразии его проявлений
Отличия человека от животных
- Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ
- Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность
- Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью
- Используют только естественные орудия
- Поведение подчинено инстинктам
- Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить
Человеческие / животные потребности
Животные
Человек
Инстинкты
+ Сознание
Потребности не связаны между собой
Потребности взаимосвязаны
Подлинные потребности
+ Мнимые потребности
не только ест, а ест определенным образом приготовленную и сервированную пищу
только ест
способствуют развитию
ведут к деградации
Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу)
Вторичные,
приобретенные
Первичные,
врожденные
К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность:
- в трудовой деятельности
- в нормальном теплообмене
- в сохранении здоровья
- в физической активности
Человека от животных отличает способность:
- к обмену информацией с себе подобными
- к оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию
- к усвоению форм поведения других
- к совместному изготовлению орудий труда
Элементы деятельности
потребности
субъект
объект
результат
цель
средства
Цель оправдывает средства
Н. Макиавелли
Благородная цель может быть достигнута только благородными средствами
Н.С. Лесков
Мотив – побудительная причина
Мотивы деятельности
Потребность – осознаваемая нужда в том, что необходимо для физического и духовного развития
Интересы – обобщенное выражение потребностей людей
Потребности
Интересы
Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется:
- цель деятельности
- результат деятельности
- мотив деятельности
- потребность
Задатки и способности
- Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы.
- Способности – сформировавшиеся на основе задатков индивидуальные качества, которые позволяют успешно заниматься определенного рода деятельностью.
Уровни развития способностей
Гениальность
Талант
Одаренность
Способности – это:
- врожденные анатомо-физиологические качества человека
- индивидуальные качества, помогающие осуществлять деятельность
- умение сопереживать
- умение жить в коллективе
Основные виды деятельности
Игра
Учение
Труд
Общение
имитация действительности
приобретение знаний и
способов действий
достижение практического результата
установление и развитие
взаимных отношений
Творчество – высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существующее
Механизмы творческой деятельности
Фантазия –
воображение,
характеризующееся
особой силой,
яркостью и
необычностью
Воображение – создание
нового образа на основе прошлого опыта
Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются
Вид деятельности, характерный не только для людей:
- материально-производственная
- познавательная
- творческая
- игровая
Индивид – индивидуальность – личность
- Индивид – каждый отдельный человек
- Индивидуальность – неповторимость каждого человека
- Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения…)
По Зигмунду Фрейду (1856 – 1939)
Структура психики личности
культурные нормы и ценности, созданные обществом и выступающие в качестве цензора в поведении человека
Сверх-Я
Я
сознание, помогающее нам контактировать с внешним миром, регулировать наши действия
ОНО
сфера бессознательного, биологические потребности, вытесненные желания
либидо мортидо
Другие элементы психики
- Привычки – приобретенные человеком способы автоматического, неосознанного удовлетворения потребностей.
- Мотивы – осмысленные побудители действий.
- Темперамент – тип психического склада человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).
- Воля – способность человека делать что-либо даже вопреки желанию, преодоление препятствий.
- Разум – способность рассуждать, мыслить предметы и связывать их.
способность воспроизводить действительность в идеальных образах
Важнейшие качества личности
Самоузнавание + образ своего Я + самооценка
- Сознание и самосознание
- Способность успешно взаимодействовать с другими людьми
- Личное достоинство
- Наличие убеждений и принципов
- Способность нести ответственность
- Самоопределение
- Свобода (=«осознанная необходимость»)
Бенедикт Спиноза (1632-1677)
В чем отличие между понятиями «индивидуальность» и «личность»? Назовите три структурные элементы психики личности.
+
Адаптация –
процесс привыкания
к новым условиям
существования
Социализация
десоциализация?
ресоциализация?
Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур
детство юность зрелость старость
институты социализации
агенты
первичной социализации:
родители, родственники,
друзья
семья, школа,
армия, церковь
вторичной социализации:
учителя, коллеги,
руководители
Отклоняющееся поведение
Это поведение, несоответствующее принятым нормам и правилам, а также ожиданиям общества
Негативное ОП: нанесение ущерба людям (правонарушение, преступление, алкоголизм, наркомания…)
Позитивное ОП: опережение привычного хода событий, вызывание у других недоумения (коллекционирование кирпичей и т. п.)
Причины:
- врожденная предрасположенность
- неблагоприятная социальная среда
- политические, экономические кризисы
- конфликт между господствующей культурой и субкультурой
Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение только правовых норм.
Б. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение писаных и неписаных норм.
- верно только А
- верно только Б
- верно А и Б
- оба суждения неверны
Духовный мир личности
- духовные потребности в познании окружающего мира, в самопознании и в самовыражении
- знания о природе, обществе и человеке
- убеждения и вера в истинность своих убеждений
- способность к тем или иным видам деятельности
- чувства и эмоции
- цели
- ценности
- МИРОВОЗЗРЕНИЕ
система взглядов человека на мир и свое место в нем
Типы мировоззрения
Религиозное:
возникает под
влиянием
религиозных учений
Обыденное (житейское):
опирается на личный опыт
человека и мало использует
опыт других людей
Научное:
опирается на
достижения
науки, тесно
связано с
общественной
практикой людей
Гуманистическое:
высшей ценностью
ставит права и
свободы человека
Тип мировоззрения, который включает в себя обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека со средой обитания:
- гуманистическое мировоззрение
- религиозное мировоззрение
- научное мировоззрение
- обыденное мировоззрение
Смысл жизни
Под смыслом жизни понимается убеждение,
что жизнь достойна того, чтобы ее прожить
Это самый глубокий и главный
мотив человеческого существования
Подходы к пониманию смысла жизни
- Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур (341-270 гг. до н. э.)).
- Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген (400-325 гг. до н. э.)).
- Смиренно-стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон (336-264 гг. до н. э.)).
- Религиозный: самоотверженное служение Богу.
- Категорически-императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант (1724-1804 гг.).
- Действенно-гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.
Что понимается под смыслом жизни?
Какой подход к пониманию смысла жизни наиболее тебе близок?