СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "И.С.Тургенев "Бирюк"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели. Расширить знания учеников о личности и взглядах И.С.Тургенева; показать  особенности прозы писателя;

показать мастерство писателя в создании портретной характеристики; • формировать навыки исследовательской работы с текстом;

раскрыть образы главных                      героев, выявить авторскую позицию в произведении; совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей;

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "И.С.Тургенев "Бирюк"»

Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк» Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Рассказ

И.С. Тургенева «Бирюк»

Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Литературное наследие Тургенева

Литературное наследие Тургенева

Произведения «Бирюк» (рассказ) Стихотворения в прозе: «Близнецы» «Два богача» «Русский язык»      Любовь к русским людям, сочувствие их судьбе, веру в победу правды Тургенев выразил во многих своих произведениях.

Произведения

«Бирюк» (рассказ)

Стихотворения в прозе:

«Близнецы»

«Два богача»

«Русский язык»

Любовь к русским людям, сочувствие их судьбе, веру в победу правды Тургенев выразил во многих своих произведениях.

Биография Иван Сергеевич Тургенев родился  в Орле в дворянской семье. Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе ____________ . Мальчиком подружился с дворовым человеком …, первым своим учителем. Под его влиянием, который прекрасно знал русскую …, любил и умел читать …, в мальчике проснулся поэт. В ________ семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился _____и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, _______. Он начинает сочинять ______. В _____ Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы он учится в__________. Уже в студенческие годы появились его первые …, небольшие …, …. В … году и первые рассказы из «Записок охотника».

Биография

  • Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в дворянской семье. Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе ____________ . Мальчиком подружился с дворовым человеком …, первым своим учителем. Под его влиянием, который прекрасно знал русскую …, любил и умел читать …, в мальчике проснулся поэт.
  • В ________ семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился _____и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, _______. Он начинает сочинять ______.
  • В _____ Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы он учится в__________. Уже в студенческие годы появились его первые …, небольшие …, …. В … году и первые рассказы из «Записок охотника».

Биография Иван Сергеевич Тургенев родился 12 (28) октября 1818 года в Орле в дворянской семье.  Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. Мальчиком подружился с дворовым человеком Пуниным, первым своим учителем. Под его влиянием, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт. В 1827 году семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился дома и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, немецкий, английский. Он начинает сочинять стихи. В 1833 году Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы  он учится в Петербургском университете.  Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения. В 1947году и первые рассказы из «Записок охотника».

Биография

  • Иван Сергеевич Тургенев родился 12 (28) октября 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии.
  • Мальчиком подружился с дворовым человеком Пуниным, первым своим учителем. Под его влиянием, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт.
  • В 1827 году семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился дома и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, немецкий, английский. Он начинает сочинять стихи.
  • В 1833 году Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы он учится в Петербургском университете.
  • Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения. В 1947году и первые рассказы из «Записок охотника».

«Записки охотника»  В 40-50 годы XIX века И.С.Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник – «Записки охотника». Темы рассказов сборника многообразны. Здесь и описание помещиков, угнетающих крепостных крестьян, и светлые образы простых мужиков, сумевших сохранить доброту и искренность в нечеловеческих условиях, и поверья, сказки русского народа, и, конечно же, прекрасная природа средней полосы России.

«Записки охотника»

В 40-50 годы XIX века И.С.Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник – «Записки охотника». Темы рассказов сборника многообразны. Здесь и описание помещиков, угнетающих крепостных крестьян, и светлые образы простых мужиков, сумевших сохранить доброту и искренность в нечеловеческих условиях, и поверья, сказки русского народа, и, конечно же, прекрасная природа средней полосы России.

«Записки охотника»  Над «Записками охотника» И. С. Тургенев начинает работать в 1847 году, были опубликованы в 1852 В сборник вошло 25 рассказов.  Во всех произведениях присутствует один и тот же герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки охотника»  Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору .

«Записки охотника»

Над «Записками охотника»

И. С. Тургенев начинает работать в 1847 году, были опубликованы в 1852 В сборник вошло 25 рассказов. Во всех произведениях присутствует один и тот же герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки охотника» Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору .

«Бирюк»

«Бирюк»

Словарная работа  Бирюк - нелюдимый, угрюмый человек (Орловская губерния).  Бирюк – это прозвище лесника.

Словарная работа

Бирюк - нелюдимый, угрюмый человек (Орловская губерния).

Бирюк – это прозвище лесника.

Образ Бирюка Имя Портрет Отношение Бирюка к работе Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора) Отношение самого Бирюка к мужику-вору Быт Бирюка, его семейное положение

Образ Бирюка

  • Имя
  • Портрет
  • Отношение Бирюка к работе
  • Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)
  • Отношение самого Бирюка к мужику-вору
  • Быт Бирюка, его

семейное положение

Как звали этого героя? Фома Фома Кузьмич Бирюк Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк-это прозвище (одинокий, угрюмый, волк). Лесника так прозвали крепостные мужики.

Как звали этого героя?

  • Фома
  • Фома Кузьмич
  • Бирюк

Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк-это прозвище (одинокий, угрюмый, волк). Лесника так прозвали крепостные мужики.

 В словаре В.И.Даля слово «бирюк» имеет несколько значений: 1) зверь, волк; 2) нелюдимый, угрюмый человек.

В словаре В.И.Даля слово «бирюк» имеет несколько значений: 1) зверь, волк; 2) нелюдимый, угрюмый человек.

-Что во внешности Бирюка нравится автору? Найдите в тексте. Молодец «высокого роста, плечист и сложен на славу», «из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы», «чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо», « из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза», «силён и ловок, как бес», богатырь.

-Что во внешности Бирюка нравится автору? Найдите в тексте.

Молодец «высокого роста, плечист и сложен на славу», «из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы», «чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо», « из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза», «силён и ловок, как бес», богатырь.

 Отношение к работе  -Как объясняет Бирюк барину своё отношение к работе? «Мастер своего дела», «вязанки хвороста не даст утащить», «никому спуску» не дает. Окрестные мужики боятся его, как огня. Сам Фома говорит: «Даром господский хлеб есть не приходится». Бирюк очень строгий, жестокий, добросовестный, неподкупный работник.

Отношение к работе

-Как объясняет Бирюк барину своё отношение к работе?

«Мастер своего дела», «вязанки хвороста не даст утащить», «никому спуску» не дает. Окрестные мужики боятся его, как огня.

Сам Фома говорит: «Даром господский хлеб есть не приходится».

Бирюк очень строгий, жестокий, добросовестный, неподкупный работник.

 Отношение к работе - Почему же герой не помогает таким же, как он, беднякам? Как он сам это объясняет? Найдите в тексте ответ на вопрос. Только ли «справление должности» для Фомы — охрана леса? - Как Бирюк ведет себя во время грозы?

Отношение к работе

- Почему же герой не помогает таким же, как он, беднякам? Как он сам это объясняет? Найдите в тексте ответ на вопрос.

  • Только ли «справление должности» для Фомы — охрана леса?

- Как Бирюк ведет себя во время грозы?

 Отношение к работе  Выразительное чтение эпизода от слов:  «Я стал пристально глядеть в ту сторону — та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек» до слов «— Вот мы и дома, барин, — промолвил он спокойным голосом».  Вывод: Герой спокоен, уверен во время грозы. Фигура Бирюка «словно выросла из земли». Лес для героя — родное существо, нуждающееся в защите и любви.

Отношение к работе

Выразительное чтение эпизода от слов:

«Я стал пристально глядеть в ту сторону — та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек» до слов «— Вот мы и дома, барин, — промолвил он спокойным голосом».

Вывод:

  • Герой спокоен, уверен во время грозы. Фигура Бирюка «словно выросла из земли». Лес для героя — родное существо, нуждающееся в защите и любви.

 Отношение к работе  -Испытывает ли лесник чувство удовлетворения от своей службы? Чтение по ролям эпизода от слов:  «Я встал. Бирюк взял ружье и осмотрел полку...» до слов «—Повалил... — пробормотал Бирюк». Бирюк не просто «справляет должность» лесника, а любит и понимает лес, именно здесь он чувствует себя свободным. Охранять лес для героя — значит исполнять высокий нравственный долг.

Отношение к работе

-Испытывает ли лесник чувство удовлетворения от своей службы?

  • Чтение по ролям эпизода от слов: «Я встал. Бирюк взял ружье и осмотрел полку...» до слов «—Повалил... — пробормотал Бирюк».
  • Бирюк не просто «справляет должность» лесника, а любит и понимает лес, именно здесь он чувствует себя свободным. Охранять лес для героя — значит исполнять высокий нравственный долг.

   Отношение к Бирюку мужиков – крестьян    - Бирюк - богатырь, великан, спокойный, смелый, мужественный, сильный... -  Таким ли видят героя мужики? Найдите в тексте эпизоды, в которых проявляется их отношение к Бирюку. Дополните ряд слов.  Чтение фрагмента от слов «От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке...» до слов «...да нет — не дается».

Отношение к Бирюку мужиков – крестьян

- Бирюк - богатырь, великан, спокойный, смелый, мужественный, сильный...

- Таким ли видят героя мужики? Найдите в тексте эпизоды, в которых проявляется их отношение к Бирюку. Дополните ряд слов.

Чтение фрагмента от слов «От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке...» до слов «...да нет — не дается».

   Отношение к Бирюку мужиков – крестьян    Герой — мастер своего дела, беспощадный, неподкупный. Крестьяне «боятся его как огня», ненавидят («душегубец окаянный», «зверь»), ставят его мастерство, честность не в заслугу, а в вину за то, что Фома мешает воровать лес.

Отношение к Бирюку мужиков – крестьян

  • Герой — мастер своего дела, беспощадный, неподкупный.
  • Крестьяне «боятся его как огня», ненавидят («душегубец окаянный», «зверь»), ставят его мастерство, честность не в заслугу, а в вину за то, что Фома мешает воровать лес.
   Отношение Бирюка к мужику – вору    Чтение по ролям диалога Бирюка с пойманным в лесу мужиком.  -Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес ? Жалеет ли вора Бирюк или нет? - Кого накажут за срубленное дерево?

Отношение Бирюка к мужику – вору

  • Чтение по ролям диалога Бирюка с пойманным в лесу мужиком.
  • -Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес ?
  • Жалеет ли вора Бирюк или нет?
  • - Кого накажут за срубленное дерево?
   Отношение Бирюка к мужику – вору     - Почему ни жалкие и униженные просьбы мужика, ни заступничество барина не тронули Бирюка? --Почему лесник отпустил мужика?  - Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес?

Отношение Бирюка к мужику – вору

- Почему ни жалкие и униженные просьбы мужика, ни заступничество барина не тронули Бирюка?

--Почему лесник отпустил мужика?

- Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес?

Интерьер  Интерьером называют внутреннее пространство помещения.  В литературном произведении описание жилища героя может многое добавить к его портрету. Обстановка избы Бирюка, «закоптелой, низкой и пустой», говорит о бедности и убогости. Среди этого печального интерьера теплится жизнь двух маленьких детей героя, изображение которых настраивает читателя на искреннюю жалость по отношению к Бирюку. Интерьер показывает нищету лесника.  Благодаря этому описанию мы глубже понимаем героя. Его жизнь трагична и безрадостна.

Интерьер

Интерьером называют внутреннее пространство помещения.

В литературном произведении описание жилища героя может многое добавить к его портрету. Обстановка избы Бирюка, «закоптелой, низкой и пустой», говорит о бедности и убогости. Среди этого печального интерьера теплится жизнь двух маленьких

детей героя, изображение которых настраивает читателя на искреннюю жалость по отношению к Бирюку. Интерьер показывает нищету лесника.

Благодаря этому описанию мы глубже понимаем героя. Его жизнь трагична и безрадостна.

   Быт Бирюка и его семейное положение     -С кем Бирюк живёт в лесу? -Почему он живёт один с двумя малыми детьми?  -Как они живут?  (Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая жена не выдержала характера Бирюка. Он ответственен за своих детей  очень беден, несчастен, автор его жалеет).

Быт Бирюка и его семейное положение

-С кем Бирюк живёт в лесу?

-Почему он живёт один с двумя малыми детьми?

-Как они живут?

(Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая жена не выдержала характера Бирюка. Он ответственен за своих детей очень беден, несчастен, автор его жалеет).

 Интерьер  - Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Для чего И.С.Тургенев особо подчеркивает крайнюю бедность лесника? Нищета. «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой». «Изодранный тулуп». Кушать нечего. Двое детей. «Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло»

Интерьер

- Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Для чего И.С.Тургенев особо подчеркивает крайнюю бедность лесника?

Нищета. «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой». «Изодранный тулуп». Кушать нечего. Двое детей.

«Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло»

 Интерьер  - Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Для чего И.С.Тургенев особо подчеркивает крайнюю бедность лесника? Нищета. «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой». «Изодранный тулуп». Кушать нечего. Двое детей. «Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло»

Интерьер

- Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Для чего И.С.Тургенев особо подчеркивает крайнюю бедность лесника?

Нищета. «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой». «Изодранный тулуп». Кушать нечего. Двое детей.

«Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло»

ВЫВОДЫ - Какова главная мысль?  (И.С.Тургенев показал потрясающую картину бедности, нищеты и отчаяния русского крестьянина под гнётом крепостного права. -Какова идея произведения?  (Идея произведения: Прекрасен русский человек духовным величием. Крепостное право делает человека несчастным, одиноким – бирюком).  - Какие лучшие человеческие качества русского крестьянина отразились в рассказе? (Исправно несущий свою службу, угрюмый и нелюдимый, Фома, оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика).

ВЫВОДЫ

- Какова главная мысль?

(И.С.Тургенев показал потрясающую картину бедности, нищеты и отчаяния русского крестьянина под гнётом крепостного права.

-Какова идея произведения?

(Идея произведения: Прекрасен русский человек духовным величием. Крепостное право делает человека несчастным, одиноким – бирюком).

- Какие лучшие человеческие качества русского крестьянина отразились в рассказе?

(Исправно несущий свою службу, угрюмый и нелюдимый, Фома, оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика).

ВЫВОДЫ С одной стороны, Бирюк__________________________, но с другой стороны, _______________________________,  Слова для справок: одинокий, жестокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

ВЫВОДЫ

С одной стороны, Бирюк__________________________,

но с другой стороны,

_______________________________,

Слова для справок: одинокий, жестокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

ВЫВОДЫ Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами , поэтому они его ненавидят.

ВЫВОДЫ

Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами , поэтому они его ненавидят.

Фома Кузьмич  Бирюк – это прозвище Молодец, высокого роста (одинокий и угрюмый человек) Сложен на славу, плечист Суровое и мужественное лицо Мастер своего дела, строгий Никому спуску не даёт Хотят сжить со свету, ненавидят Называют кровопий-цей, Хотят убить Хочет наказать Жена сбежала Воспитывает 2 детей Очень беден, несчастен Имя портрет Быт, семейное положение Бирюк Отношение к мужику-вору Понимает беду и отпускает Отноше- ние к ра-боте Отношение к герою мужиков

Фома Кузьмич

Бирюк – это прозвище

Молодец, высокого роста

(одинокий и угрюмый человек)

Сложен на славу, плечист

Суровое и мужественное лицо

Мастер своего дела, строгий

Никому спуску не даёт

Хотят сжить со свету, ненавидят

Называют кровопий-цей,

Хотят убить

Хочет наказать

Жена сбежала

Воспитывает 2 детей

Очень беден, несчастен

Имя

портрет

Быт, семейное положение

Бирюк

Отношение к мужику-вору

Понимает беду и отпускает

Отноше-

ние к ра-боте

Отношение к герою мужиков

«Записки охотника». «Бирюк». Художник Б. Дехтерев

«Записки охотника». «Бирюк». Художник Б. Дехтерев

«Записки охотника». «Бирюк». Художник Е. Бём. 1883

«Записки охотника». «Бирюк». Художник Е. Бём. 1883

Домашнее задание Ответить на вопросы: стр.249 (учебник 1,3 в.). Прочитать стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

Домашнее задание

Ответить на вопросы: стр.249 (учебник 1,3 в.).

Прочитать стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!