СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта  общего образования по биологии, примерной программы по биологии, рекомендованной Министерством образования и науки. Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина);

Просмотр содержимого документа
«Программа по биологии 11 класс»

МБОУ «Хиславичская СШ»


Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей естественного цикла

Протокол № 1 от

27. 08. 2014 г.

Рук.МО______________


Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета

Протокол № 4

от 16. 12. 2014 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Хиславичская СШ»

___________ Е.И.Адашан

Приказ № 113 от

23. 12. 2014 г.



Рабочая программа


По биологии 11класс (базовый)




Учитель : Лизункова Т.В.




























2014-2015 учебный год





Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, примерной программы по биологии, рекомендованной Министерством образования и науки. Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина); основной образовательной программа школы. Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Программа по биологии для учащихся 10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 – 11 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю (35 ч) при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). В учебный процесс включены 2 практических и 3 лабораторная работа(10 класс), 3 лабораторных и 6 практических в 11классе. В связи со сложностью изучаемого материала считаю более целесообразным добавить 4 ч из резервного времени на изучение раздела «Клетка», 1 ч в разделе «Вид», 3 ч в разделе «Экосистемы»

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.

Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блокамиобеспечивают экономию времени при объяснении нового материала; представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение.; дифференциация решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом

В связи с использованием технологий КСО при изучении тем «Закономерности наследственности и изменчивости», «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека» планирование уроков изменено.

Требования к уровню подготовки обучающися

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).















Cодержание программы



Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

4


2.

Клетка

12

++

3.

Организм

18

+++

4.

Резервное время

1



Итогов 10 классах

34

5

5.

Вид

21

+++++

6.

Экосистема

13

++++

8.

Заключение

1



Итого в 11 классах

34

9


Всего в 10-11 классах

68

11




Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.


Содержание программы

За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина) и Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

Вид(21 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Лабораторные и практические работы

Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах

Выявление изменчивости у особей одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Экосистемы (13 час)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.



Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Лабораторные и практические работы

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.


Формы организации контроля: фронтальный, групповой, тестовые задания, лабораторные и практические работы



Календарно – тематическое планирование в 11 классе


п/п

Дата проведения

Тема урока


Примечание

1


Вид.

Инструктаж по технике безопасности Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея.


2


Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.


3


Предпосылки развития теории Ч. Дарвина.


4


Эволюционная теория Ч. Дарвина.


5


Вид. Критерии и структура. ЛР №1 « Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах».


6


Популяция – структурная единица вида и эволюции. ЛР №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»



7


Факторы эволюции.


8


Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.


9


Адаптации организмов к условиям обитания. ЛР №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».


10


Видообразование.


11


Сохранение многообразия видов.


12


Доказательства эволюции органического мира. Обобщающий урок.


13


Тест №1 «Основные закономерности эволюции»


14


Происхождение жизни на Земле.

Теории происхождения жизни на Земле.



15


Эволюция растительного и животного мира.



16


Пр.р.1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»


17


Происхождение человека.

Движущие силы антропогенеза. (1ч)


18


Происхождение человека.



19



Пр.р.2 « Выявление признаков сходства зародышей человека и др. млекопитающих как доказательство их родства»



20



Происхождение человеческих рас.



21


Тест №2 «Происхождение человека»


22


Экосистемы.

Организм и среда. Экологические факторы.


23


Абиотические факторы среды.


24


Биотические факторы среды. ПР.р. №3 «Составление цепей питания»


25


Структура экосистем.


26


Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.


27


Причины устойчивости и смены экосистем. ПР.р. №4 «Решение экологических задач»


28


Влияние человека на экосистемы. Пр. р. №5 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности»

29


Биосфера – глобальная экосистема.


30


Роль живых организмов в биосфере. Обобщающий урок.


31


Биосфера и человек.


32


Основные экологические проблемы современности, пути их решения. ПР.р. №6 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»




33


Тест № 3 «Экосистема»


34


Роль биологии в будущем.






Литература и средства обучения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

10-11 кл. общеобразовательных В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб.для учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.

Методические пособия и дополнительная литература для учителя:

  1. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод.пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.

  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

  3. ЛернерГ.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288

  4. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Ониск, 2007. – 1088 с

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

  1. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-

Дополнительная литература для учеников

  1. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004

  2. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002








Лабораторные работы



№ п/п

Тема раздела

работы

Название работы

1

Клетка

1


Л.р.1 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом»


2

Л.Р.2 «Сравнение строения клеток растений и животных»

2

Организм

3

Пр.р. 1. «Составление простейших схем скрещивания»

4

ПР. р. 2 «Решение элементарных генетических задач»

5

Л.р.3. «Изучение изменчивости растений и животных, посторенние вариационного ряда и кривой нормы реакции»

6


Л.р.5 «Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах»

7

Л.р.6 « Выявление изменчивости у особей одного вида»

8

Л.р. 7. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

9

Л.р. 7. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

10

Пр.р.4 « Выявление признаков сходства зародышей (человека и др. млекопитающих) как доказательства их родства»

11

Л.р.8 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

4

Экосистемы

13

П.р.5 «Решение экологических задач»

14

Пр.р.6 « Сравнительная характеристика природных экосистем и агроценозов своей местности»



15

Пр.р. 7« Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде глобальных экологических проблем и путей их решения»


Перечень лабораторных составлен исходя из материально-технической базы учебного кабинета.


Практическая часть программы:

Лабораторные и прктические работы

Практическая часть программы:

Лабораторные и прктические работы

в 11 классе проводится 3 лабораторные и 6 практические работы

  • по теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение»

лабораторная работа № 1 «Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах»

лабораторная работа № 2 « Выявление изменчивости у особей одного вида»

лабораторная работа № 3 « Выявление приспособленности организмов к среде обитания»

  • по теме «Биологические последствия приобретений. Макроэволюция»

практическая работа № 1 « Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

практическая работа № 2 «Выявление признаков сходства зародышей (человека и др. млекопитающих) как доказательства их родства»

  • по теме «Жизнь в сообществах. Основы экологии»

практическая работа № 3 «Составление цепи питания»

практическая работа № 4 «Решение экологических задач»

практическая работа № 5 « Сравнительная характеристика природных экосистем и агроценозов своей местности»

практическая работа № 6 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»


лабораторная работа№ 1

по теме: «Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах»

Цель работы: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку навыков и умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Материал для работы: живые растения или гербарные материалы
(растения одного вида): , пастушья сумке, флоксы, астры, герани, львиный зев,
календула, сирень и другие - по нескольким признакам; пшеница,
рожь, ячмень и др. - по признаку количества колосков в сложном
колосе; ель, сосна и другие - по признаку внешнего строения
шишек у хвойных растений; дуб, клен, рябина, вяз, тополь и др. -
по признаку внешнего строения листьев. .

Количество исследуемых образцов должно быть от 50 до 100 по каждому признаку; открытки, рисунки с изображением одного вида флоксов, астр, львиного зева, календул.

Инструктивная карточка

Работа может быть выполнена в нескольких моди­фикациях .


Растения

Порядковый номер

Высота растения в см

Количество листьев

Размер листовой пластинки

Количество цветков в соцветии

Вывод













Внимательно рассмотрите экспонаты растений пастушьей сумки по ряду признаков, представленных в таблице, сделайте записи.

2. Проведите сравнение признаков по данным таблицы и установите черты сходства и различия в строении различных органов.

3. Сделайте выводы по результатам наблюдений.



Лабораторная работа№ 2

по теме: «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Цель работы: материализовать в ходе практической работы по определению морфологических признаков определенных видов расте­ний понятие о морфологическом критерии, закрепить умение состав­лять описательную характеристику растении.

Оборудование: пинцеты, препаровальные иглы, линейки, листы белой бумаги, тетрадь для записей.

Изучаете объекты: гербарные и живые растения различных видов лиственных и хвойных пород (ветки, побеги с листвой и хвоей, плоды, семена): сосна обыкновенная, сосна сибирская, клен ясенелистный, клен татарский, клен остролистный, береза бородавчатая, береза повислая и др., также: открытки и рисунки с изображением морфологических признаков растений.

Инструктивная карточка

Работа может производиться по нескольким вариан­там в зависимости от ее целей и времени, отводимого на ее выпол­нение. Запись результатов наблюдений производится в сравнитель­ной текстовой таблице.

Вариант 1

Описание растений различных систематических групп.


  1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

  2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

Вариант 2.

Знакомство с морфологическими признаками видов растений лиственных пород.

  1. Внимательно рассмотрите растения двух видов лиственных пород одного рода.

  2. В соответствии с перечисленными в таблице признаками кратко опишите изученные вами растения.

  3. Проведите их сравнение, результаты наблюдений запишите в таблицу



Признаки

Название видов

Выводы по результатам



I

2

сравнений

I. Строение верху­шечных и боковых почек.




2. Окраска побегов.




3. Форма листа.








4. Название и описа­ние плодов.








5. Описание семян, их величина.





Вывод:

Описание внешнего и внутреннего строения характеризует морфологический видовой критерий.


Лабораторная работа№ 3

по теме: «лабораторная работа № 3 « Выявление приспособленности организмов к среде обитания»

Цель работы: установить механизм приспособленности организмов к среде обитания и убедиться, что любая приспособленность относи­тельна и является результатом действия естественного отбора.

Оборудование: лупы, пинцеты, препаровальные иглы.

Материал для работы: Открытки и рисунки с изобра­жением тюленя, кита, дельфина, жука-плавунца, утки, цапли, стрижа, страуса, личинки стрекозы, акулы. Раннецветущие растения: мать-и-мачеха, ветреница, гусиный лук, тюльпан, цикламен.

Инструктивная карточка

Работа может проводиться в нескольких вариантах в зависимости от времени, отведенного на ее выполнение, и подготов­ленности класса. Запись результатов наблюдений фиксируется в тетради в форме таблицы. Работа включает и ответы на вопросы по результатам наблюдений.
Вариант I.

Изучение приспособительных признаков у растений


Внимательно рассмотрите экземпляры гербарных или живых растений определенной группы.

  1. На примере растений определите, какие особенности строения обеспечивают их существование в определенных условиях среды.

  2. Определите, какие черты приспособленности к существованию характерны для каждого представителя этой группы растений.

Изучение приспособленности признаков у животных

Внимательно рассмотрите предложенные вам рисунки.

I. Определите защитные приспособления у каждого представи­теля и укажите причины их происхождения.

2. Определите приспособительные изменения в строении конеч­ностей млекопитающих, птиц, насекомых. Укажите, в каком из при­меров конечности претерпели наибольшие изменения и назовите при­чину.

  1. Укажите, какой тип приспособительной окраски имеют пред­ложенные вам для изучения представители.

Результаты наблюдений запишите в текстовую таблицу. Ответьте на следующие вопросы:

  • какие преимущества получили растения (животные) в связи с приобретением определенных вами характерных признаков приспособ­ленности?

  • поясните, как могли возникнуть определенные вами приспособи­тельные признаки, если предположить, что предки этих растений (животных) их не имели.


Название растения или животного

Условия обитания

Черты приспособленности

Биологическое значение

Причины приспособленности







Выводы:

  1. Наследственная изменчивость дает материал для естествен­ного отбора, который сохраняет особи с полезными в данных условиях признаками, формируя всевозможные приспособления организмов'.

  2. Приспособленность организма не абсолютна, а относительна, так как условия меняются быстрее, чем формируется определенный признак.


Практическая работа №1 « Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Цель работы: провести анализ гипотез происхождения жизни и сделать оценку концепции биогенеза и абиогенеза.

Оборудование: портреты ученых, научно-популярная литература по проблеме возникновения жизни, учебник биологии 11кл .

Ход работы.

Задания 1. Рассмотрите гипотезы ученых –креационистов, гипотезы самопроизвольного зарождения , панспермии, биохимической эволюции.

Ответьте на вопросы:

    1. Какие условия необходимы для возникновения живых организмов, по мнению древних философов?

    2. В чем заключается смысл опытов Ф. Реди, Опарина?

Сделайте вывод : Почему невозможно самозарождение в настоящее время?



Практическая работа№2 «Выявление признаков сходства зародышей (человека и др. млекопитающих) как доказательства их родства»

Цель: рассмотреть сходство зародышей человека и животных в эмбриональном и сравнительно – анатомическом строении.

Оборудование: учебник биологии11кл, таблица « Сходство эмбрионов позвоночных на ранних стадиях развития»

Задания.1. рассмотрите сходство зародышей животных на ранних стадиях развития. Что можно сказать, о начальной стадии развития эмбрионов позвоночных животных? Задания 2.Какие признаки начальных стадий развития эмбрионов свидетельствует о том, что предками наземных позвоночных были рыбы?

Задания 3. Составьте таблицу

Эмбриональные доказательства

Сравнительно-анатомические доказательства




Вывод: Эмбриональное сходство человека с животными объясняется тем, что все животные, в том числе и человек, произошли от древних предков живших в воде. Анатомическое сходство с человекообразными обезьянами, объясняется тем, что и обезьяны и человек имеют общего предка.




Практическая работа№ 5

по теме: «Составление цепи питания»

Цель: 1) продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды;

2) учить составлению схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.

Инструктивная карточка

1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10 %), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения кузнечики лягушки ужи ястреб-змееяд, предлагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 т (рис.1)

2. Ответьте на вопросы:

Что такое цепь и сеть питания и что лежит в ее основе?

В чем сущность правила экологической пирамиды?

Чем определяется устойчивость биоценозов?


Практическая работа № 4 « Решение экологических задач»

Цель: закрепить умения решать экологические задачи

Оборудование: фотографии, картинки.

Задания.

1.Обьясните, почему внедрение нового вида в устойчивую экологическую систему может привести к ее гибели? (березовый лес и еловый)

2.Поджег травы, пожары приводят к гибели видов животных и растений. Объясните, какие изменения произойдут на месте пожарища? Как измениться видовой состав?

Происходят ли изменения в атмосфере, почвенном слое?

Вывод: укажите основной фактор который приводит к нарушению равновесия в экосистеме?





Практическая работа№ 6

по теме: «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

цель: сравнить природные экосистемы по видовому составу, получению энергии, круговороту веществ с экосистемами своей местности.

Оборудование: таблицы « Биоценоз Дубравы», Биоценоз водоема», учебник .

Инструктивная карточка

Познакомьтесь с одним из искусственных биоценозов своей местности и природной экосистемой. Сравните особенности их строения : по числу видов, круговороте веществ, источники энергии, саморегуляции, продуценты, консументы, редуценты .

Составьте характеристику в виде таблицы .

Характеристики

биоценоз

агроценоз





Сделайте вывод : какая экосистема является наиболее устойчивой и почему?


Практическая работа№ 7

«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

Цель: проанализировать последствия деятельности человека в окружающей среде и дать оценку глобальным экологическим проблемам и путям их решения»

Оборудование: учебник биологии 11кл. по теме «Основные экологические проблемы современности», «Пути решения экологических проблем»

Задания. Работа проводится по вариантам чтобы раскрыть все проблемы современности.

Вариант 1. Что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы?

Вариант 2. Как сказывается хозяйственная деятельность человека на структуре и плодородии почвы?

Вариант 3. К каким последствиям приводит загрязнение вод Мирового океана?

Вариант 4. Какого прямое влияние человека на растительный и животный мир?


Вывод: каковы пути решения этих проблем?


25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!