Н.С. Лесков. Биография.
Рассказ «Старый гений».
(8 класс)
Автор: Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ ».
“ Умный, темпераментный,
с колючими чёрными глазами, с душою сложной и причудливой, полной бунтующих страстей”.
Таким виделся
Николай Семёнович Лесков современникам.
Цели урока:
- расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.С.Лескова; выяснить, какие нравственные проблемы поднимает Н. С. Лесков в рассказе «Старый гений»; развивать умение формулировать проблемы текста, умение определять позицию автора, умение выразительно читать по ролям, пересказывать, умение выражать свои мысли и чувства
- расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.С.Лескова;
- выяснить, какие нравственные проблемы поднимает Н. С. Лесков в рассказе «Старый гений»;
- развивать умение формулировать проблемы текста, умение определять позицию автора, умение выразительно читать по ролям, пересказывать, умение выражать свои мысли и чувства
1/29/17
Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
Добрый день!
1/29/17
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Николай Семёнович Лесков родился в _____ году в селе ____ ____ губернии. Первоначальное образование получил в семье _____ . Затем продолжил обучение в _____ гимназии, но курса ____ . В шестнадцать лет поступил на _____ . С 1857 года Лесков служит ____ . С 1861 года Лесков – сотрудник газет: «___», «____». В круг школьного чтения прочно вошли такие известные произведения Н.С.Лескова, как «___», «___», «____».
1/29/17
1/29/17
1/29/17
Николай Семёнович Лесков
родился 4 февраля 1831 года
в селе Горохово Орловского уезда
ДЕТСТВО
Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков ( 1789 — 1848 ), выходец из духовной среды.
Мать Мария Петровна Лескова была дочерью обедневшего московского дворянина.
1/29/17
- Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда отец покинул службу, семья — супруга, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы . Здесь, как вспоминал будущий писатель, и состоялось его знакомство с народным языком.
УЧЁБА
- В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов.
В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда писцом; затем работал помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда.
- С 1857 года Лесков служит агентом одной из коммерческих фирм. По делам этой фирмы изъездил всю Россию.
- С 1861 года Лесков – сотрудник московских газет.
В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал с газетами и журналами :
- «Отечественные записки»
- «Русская речь»
- «Северная пчела»
В 24 года начал печататься:
- несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
- несколько статей в киевских изданиях «Современная медицина» и «Указатель экономический».
- В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть « Житие одной бабы » (1863). В те же годы вышли произведения Лескова, « Леди Макбет Мценского уезда »
- В 1870 году Н. С. Лесков опубликовал роман «На ножах».
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», 1881), а также "Тупейный художник" (1883), "Человек на часах" (1887).
В 1974 году в Орле
открыт дом-музей Н. С. Лескова
В 1981 году в честь 150-летия со дня рождения писателя в Орле установлен памятник Лескову.
«Левша», «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда, «Соборяне» - эти книги Лескова вошли в золотой фонд мировой литературы.
В них писатель воспел красоту души и талантливость простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям.
Сформулируйте свою тему урока!
Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом
Н.С. Лескова «Старый гений».
1/29/17
Сюжет рассказа очень прост: обманутая нечестным великосветским франтом старушка-помещица, давшая ему в долг денег и заложившая для этого дом, приезжает в столицу добиться на него управы. Да не тут-то было. Не могли помочь ей власти, и бедной женщине пришлось воспользоваться услугами неизвестного отчаянного дельца, который оказался порядочным человеком, уладил это трудное дело. Его рассказчик называет "гением".
- Композиция произведения Н. Лескова «Старый гений» построена на рассказах ее самой наблюдателю. Художественными приемами являются ирония и сарказм. Автор выступает в произведении рассказчиком, создав свой образ человека, который сочувствует старушке, дает ей немного денег, но тоже не верит, что она добьется правды.
Когда старушка уже совсем в отчаянии, появляется некий Иван Иваныч, который за немалый процент берется решить дело явно не очень законным способом. Что ему с успехом удается.
- Темы рассказа Н. Лескова «Старый гений» - тема бюрократии, тема «маленького человека», тема христианского человеколюбия и совести.
- Идея рассказа Н. Лескова «Старый гений» - беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа «старого гения».
- Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нем не говорит, не приводит каких-либо подробностей из его жизни. Но тем не менее, образ кажется читателю вполне узнаваемым. Это просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху. Старому гению, которым в данном произведении выступает бедный чиновник, удается практически невозможное — он заставляет великосветского наглеца уплатить старушке весь дол г.
- В рассказе Н. С. Лескова свет добра несут сама героиня, "женщина прекрасной честности", "добрая старушка", и рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и сам «старый гений». Они обездолены и бесправны. Нет у Лескова яростного осуждения беспомощности власти, не способной заступиться за несправедливо обиженных. Но вопрос напрашивается сам: «Доколе? И на что годится такая власть?»
Ге́ний
1)Высшая степень творческой одаренности;
2)Человек, обладающий такой способностью.
Гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью.
Он гений, т.к. берётся за дела невозможные.
Словарная работа:
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
- Почему добрая старушка поехала в Петербург?
У маленькой старушки было … . Дело это заключалось в том, что она по своей доброте выручила из беды …, заложив для него …, а он её обманул.
Вопиющий – вызывающий
крайнее возмущение, совершенно недопустимый.
Франт - человек, любящий наряжаться, щёголь.
Словарная работа:
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
- Пассаж — странный и неожиданный случай (устар.).
- Пассаж — странный и неожиданный случай (устар.).
Мнение , противоречащее здравому смыслу;
странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание;
я вление , кажущееся невероятным и неожиданным.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
- Почему добрая старушка поверила великосветскому франту?
Добрая старушка поверила ему, потому что у него была …, должник принадлежал к одной из …, он получал … .
Только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал автор?
Учимся понимать текст
- Есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно?
Непорядочный (человек) – нечестный, нарушающий принятые правила поведения.
-Какие пословицы, поговорки, высказывания характеризуют
этот эпизод?
Крылатая мудрость
- Доверяй, но проверяй
- Добро – изнанка зла
- Зло есть грубейшая форма невежества
- Самый худший человеческий порок – это неблагодарность (высказывание из трилогии Л.Н.Толстого «Детство» )
- Судебное дело, затеянное героиней, решилось быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинулись. Никто не хочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом ("он всем нам надоел"), но остающимся безнаказанным, так как "было у него какое-то могущественное родство или свойство". Поэтому-то даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей.
- С какими трудностями столкнулась старушка-помещица?
- Почему никто не мог ей помочь?
- Перечитайте первый абзац второй главы
Учимся понимать текст
-Чем отличалось общение с просителями «вверху» по сравнению с нижними чинами?
-Какой совет давали старушке?
(выборочное чтение).
Учимся понимать текст
Чтение по ролям диалога рассказчика и доброй старушки.
-Почему рассказчик советует старушке не докучать (не надоедать) великосветскому франту?
Он может сделать её какую –то …
Учимся понимать текст
-Почему добрая старушка доверилась старому гению?
Подтвердите данный эпизод текстом.
-Каким вы представляете старого гения?
Он … роста, с … бородой, … лицо, … взгляд.
- Перечитайте эпизод вручения бумаги
- Как были «побеждены неодолимые затруднения»?
- Кого из героев рассказа можно отнести к честным людям?
Учимся понимать текст
Чтение монолога о том, как старый гений исполнял это дело.
-Как разоблачили господина, который обманул старушку?
-Как заканчивается рассказ?
Учимся понимать текст
Были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, великосветскому франту вручили повестку.
Человек, который нашёл, как уладить столь трудное дело, имеет право считать себя гением.
- Старый чиновник вызывает неподдельное восхищение и уважение. Он кажется намного более благородным и возвышенным по сравнению с теми, кто отказывал старушке в помощи.
ВОПРОСЫ УРОКА
1. Какие проблемы человека и общества затрагиваются в рассказе?
2. Можно ли их считать мелочами жизни?
3. Только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал автор?
В
Сделаем выводы
- Неблагодарность – один из худших человеческих пороков
- Из-за бездействия и равнодушия властей страдают от несправедливости простые люди
- Отрадно, что им на помощь приходят такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, как «гений Иван Иванович»
- Нужно стремиться к тому, чтобы всем людям было хорошо
Искристый язык Лескова
Гл.1
- Началась игра в кошку и мышку
- Должник её был зверь травленый
Гл.2
- Тут и пошла закорюка
- Ума к ней приложить было невозможно
- Не вы первая, не вы и последняя
- Он барин хороший, но только дурной платить
- Да вот тут-то и точка с запятой
План
Гл.3
- Муж и жена – одна сатана.
- Сухая ложка рот дерёт
- Чин на мне из четырнадцати овчин,
- Конец дело венчает
Гл.4
- Сейчас пятьсот рублей на стол, и завтра же ваша душа на простор
Гл.5
- Вот вам от меня к чаю лимонный сок, песок и шоколаду кусок
СИНКВЕЙН
- Лесков
- Яркий, самобытный
- Размышляет, убеждает,
удивляет
простого талантливого человека
СИНКВЕЙН
- Русский человек
- Простосердечный, умелый
- Творит, переживает, сочувствует
- Умом Россию не понять, в Россию можно только верить
- Талант
- В.В.Путин сказал: «Закон должен быть превыше любого должностного лица».
- «Законы должны искоренять пороки» (Цицерон)
- «Когда страна отступает от закона, тогда много в ней начальников» (Соломон)
- «Настоящие люди служат государству своей совестью» (Торо)
- «Высшее правосудие – это совесть» (В. Гюго)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Литературу любим мы, друзья,
Читаем некрасовские строки…
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!
1/29/17
Домашнее задание
Подготовить пересказ «История старушки-помещицы».
Подготовить афоризмы по проблемам общества.
1/29/17
Молодцы!
Вы правильно рассуждаете!
РЕФЛЕКСИЯ
- хорошо усвоил
- отлично усвоил и могу применить на практике
- усвоил хорошо, но
есть вопросы
- многое непонятно.
1/29/17