Права потребителей.
Защита прав потребителей .
Опрос
Опрошенных 40 человек
1. Являетесь ли Вы потребителем? Да - 40% Нет - 60%
2. Какой источник информации для Вас является наиболее достоверным и надежным?
а) Советы друзей и знакомых;- 25%
б) Информация производителя (упаковка);-14% в) Реклама; -27%
г) Журнал «Спрос», передача «Впрок»;-0% д) Советы специалистов.- 70%
3. Нужно ли хранить чек:
а) на все товары;- 65% б) на продовольственные товары;- 0%
в) на промышленные товары -28% г) на дорогостоящие товары.- 13%
4. Нужна ли реклама? Да.- 65% Нет.- 35%
5. Есть ли у рекламы положительные черты? Да - 35% Нет- 65%
Если «да», то какие? Знакомит с новинками- 10%
6.Приобретаете ли Вы товары, которые рекламируются на телевидении, радио, в газетах? Да – 37% Нет- 63%
Если «да», то какие: моющие средства- 80% лекарства- 13% техника – 7%
7. Какие права имеет потребитель? Назовите те из них, которые Вы знаете.
Право на возврат товара- 10%
8. Куда вы обратитесь за помощью, если нарушены Ваши права, как потребителя? Назовите не менее пяти организаций. - 0%
Почему необходимо защищать права потребителей?
непрофессионал;
- потребитель разобщен;
- потребитель чаще всего
юридически безграмотен.
Кто может защитить права потребителей?
- Общественные организации потребителей
Закон
На страже суверенитета потребителя стоит Закон “О защите прав потребителей”, который гарантирует соблюдение их основных прав на рынке. Этот закон регулирует отношения, вытекающие из договоров купли-продажи, имущественного найма, безвозмездного пользования имуществом, найма (аренды) жилого помещения, бытового заказа и абонементного обслуживания, перевозки граждан и грузов, комиссии, хранения, оказания финансовых услуг и других.
Предыстория появления Закона о защите прав потребителей.
- Фигура потребителя появилась в мире вместе с появлением обмена и развитием торговли. Вместе с потребителями на древних рынках появляются и законы о защите их интересов. Так, в 18 в. до н.э., в древнем Вавилоне были статьи о наказании за обсчёт, обвес и торговлю некачественными товарами.
- На Руси новгородский князь Всеволод в 1135 г. ввёл наказания за обвесы на рынках. В Екатеринодаре в1793 году атаман Захарий Чепига принял ордер, в котором предписывалась необходимость надзора за торговлей.
Права
- Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования взаимоотношений с участием потребителей считается выступление Президента США Дж. Кеннеди в конгрессе США 15 марта 1962г. Президент в своём выступлении впервые сформулировал четыре основных права потребителя:
- На выбор товаров и услуг
- На безопасность
- На информацию
- Право быть выслушанным
- С тех пор 15-е марта отмечается
Всемирный день защиты прав потребителей
Права
- 9 апреля 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей", которая закрепила восемь основополагающих прав потребителей, добавив к вышеперечисленным:
- право на потребительское образование;
- право на удовлетворение основных потребностей;
- право на здоровую окружающую среду;
- право на возмещение ущерба
- В Российской Федерации как самостоятельная отрасль права потребительское право возникло в начале 90-х годов. До этого отношения по удовлетворению потребностей граждан регулировались нормами Гражданского законодательства.
- Первые потребительские общества в России – клубы потребителей – возникли в 1988 году в Ленинграде, Волгограде, Ростове, Свердловске, Москве.
- 7февраля 1992г .принят Закон РФ «О защите прав потребителей »
- Т.о. принят закон, который призван защищать нас с вами, т.е. потребителей
Стандарт
государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг)
Понятие потребителя
Потребитель – это гражданин, приобретающий и использующий товары и услуги для личных нужд.
Понятие продавца.
Продавец- организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Понятие изготовителя
Изготовитель- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предпринима-тель, производящие товары для реализации потребителям.
Понятие исполнителя.
- Исполнитель- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1
- Владимир Л. купил автомобиль. Через некоторое время его внимание привлек стук в двигателе. Владимир обратился в гарантийную мастерскую, но мастера не смогли определить причину стука и отказались принимать меры. Даже назначенный судом эксперт, подтвердив наличие шума в двигателе, утверждал, что автомобиль исправен.
Имеет ли право Владимир Л. требовать от продавца замены купленного автомобиля на новый?
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2
- Нина Сергеевна Г. Решила построить дачу. Договорилась с бригадой строителей, заплатила им, купила строительный материалы.
Построив фундамент, строители потребовали увеличить плату. Нина Сергеевна отказалась, а строители прекратили работу. Договор Нина Сергеевна заключала в устной форме, деньги передавала бригадиру без квитанции и без свидетелей.
Имеет ли право Нина Сергеевна требовать от строителей продолжения работы?
(1) Потребитель
( 1) Санитарные нормы и правила, которые в соответствие с законом устанавливают обязательные требования к качеству товара (работ, услуг).
(2) Изготовитель
( 2) Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
(3) Исполнитель
( 3) Период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатка, продавец обязан удовлетворить требования потребителя.
(4) Продавец
(4 ) Объявление в газете: “Организация предлагает юридическим и физическим лицам участие в долевом строительстве 1-2-3-х комнатных квартир…”
(5) Срок службы
(6) Срок годности
( 5) Изготовитель обязан установить его на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары.
( 6) Гражданин Иванов купил холодильник и телевизор.
(7)Гарантийный срок
(7 ) Разрешение (право) на осуществление определённого вида деятельности при обязательном соблюдении установленных требований и условий, выданное уполномоченным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
(8) Договор
(8 ) Объявление по радио: “Организация продаёт автомобиль “Москвич”…”
(9) Лицензия
( 9) Период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
(10) Стандарт
(10 ) Организация или индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям.
Задания для учащихся:
Опираясь на изученный материал, попытайтесь решать, являются ли потребителями следующие лица:
- - гражданин России, заключивший договор о ремонте квартиры;
- - гражданин Казахстана, проживающий в Брянске, пригласивший бригаду «шабашников» с Украины для ремонта гаража;
- - гражданин Германии, ожидающий очереди в волгоградской парикмахерской;
- - служащий автосервиса, приобретающий на заводе запчасти для ремонта автомобилей клиентов;
- - служащий банка, покупающий краску для ремонта своего дома.
Какие документы являются правовой основой реализации и защиты прав потребителей.
№ 1.
Вчера в продуктовом магазине я купила рыбные консервы «Сардина». Пришла домой, а крышка вздутая. Что нужно делать?
№ 2.
В субботу я купила на рынке молоко и творог. Молоко оказалось несвежим, свернулось при кипячении, а творог прокисшим. Поможет ли мне в этом случае закон о защите прав потребителей?
№ 3.
Два дня назад в магазине «Фея» я приобрела платье. Но, примерив его дома, при ярком освещении, поняла, что его расцветка мне не подходит. Я обратилась в магазин с просьбой заменить данное платье на другое, другой расцветки. Но мне отказали. Объяснили так, что вещь качественная, значит обмену не подлежит. Прав ли магазин?
№ 4.
У нас произошло несчастье. Новый телевизор через неделю взорвался. К счастью, никто не пострадал, но было испорчено много вещей, находившихся в квартире. Что нам делать?
№ 5.
7 мая 2006 года в фирме «Салют» я купил посудомоечную машину «Аристон-457». В июне она вышла из строя, и я сдал её в магазин на гарантийный ремонт за счет продавца под расписку. Прошло уже полгода, а машину не отремонтировали. Каковы мои права?
№ 6.
Позавчера я приобрела в магазине набор косметики французского производства. Придя домой, не обнаружила аннотации на русском языке. Я вернулась в магазин и потребовала русский текст к товару, но продавец мне отказала, объяснив тем, что аннотаций на русском языке у неё уже нет: «были – все раздала», а перевод можно сделать за отдельную плату – 100 рублей. Что мне делать?
Если в течение гарантийного срока вам отказывают в бесплатном ремонте, замене или уценке товаров, подавайте в обидевшее вас предприятие письменную претензию.
Претензию надо составлять правильно.
Составляйте претензию в двух экземплярах: копия потребуется, если затем вам придётся обращаться в суд или прокуратуру.
Сформулируйте свои требования полно и точно.
Претензию надо подавать руководителю предприятия (или администратору) под подпись. Если у вас отказываются принять претензию, отправляйте её по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если реакции не последовало, обращайтесь в суд.
Исковое заявление можно подавать по месту нахождения ответчика, по месту вашего проживания или по месту причинённого вреда.
Правила составления и форма искового заявления
вывешены в зданиях судов
1. Гражданин приобрел в магазине пачку стирального порошка. Вскрыл её и попытался засыпать порошок в стиральную машину. Оказалось, что порошок давно превратился в прочный кирпич. Покупатель вернулся в магазин. Предъявив чек и вскрытую пачку, потребовал вернуть деньги. Продавец деньги вернул, но 75%, т.к. пачка вскрыта.
- Как вы думаете, прав ли продавец?
2. Гражданин решил приобрести дорогой холодильник, на который долго копил деньги. Он хотел быть уверенным в том, что это именно та вещь, которая ему нужна. Продавец объяснил, что холодильники все хорошие и вскрывать их некому и некогда. После долгих споров выяснилось, что магазин закрывается. У покупателя пропали продукты для свадьбы дочери на 50 человек. Он записал в магазине имена и адреса свидетелей, заготовил справку об испортившихся продуктах. Потребовал в суде 1 млн.руб.
- Как вы думаете, что решит суд?
В каких случаях товар по требованию покупателя обязательно должен быть заменен на другой:
- - гражданин купил стереосистему, но, не вскрывая упаковки, через месяц попросил заменить её с доплатой на более дорогую;
- - гражданин купил литровый электрочайник, в течение недели кипятил воду, а потом попросил обменять его на двухлитровый;
- - гражданин приобрёл микроволновую печь с 6 месячным гарантийным сроком, которая на 27 недели вышла из строя из-за бракованной детали;
- - гражданин купил японский телевизор, но, не разобрав инструкцию, напечатанную на японском языке, включил его в сеть с нестандартным напряжением и аппарат сгорел.
Какими правами обладает потребитель при покупки товара?
Как читать маркировку
Знак «Зелёная точка» -
производство данного товара
экологически чистое,
а отходы подлежат вторичной обработке.
Предметы поддающиеся переработке
или предметы из вторсырья
Не нарушают озонового слоя.