Просмотр содержимого документа
«Презентация "Обследование речи учащихся выпускных классов начальной школы"»
Состояние устной и письменной речи выпускников начальной школы 2016-2017 учебного года
Подготовила: учитель – логопед МБОУ
« СОШ № 50 им.Ю.А. Гагарина»
г. Курска
Гаврилова Н.А.
РЕЧЬ-
исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
РЕЧЬ-
это процесс общения, а язык – система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения.
Цель обследования:
- Проанализировать уровень готовности выпускников начальной школы к продолжению обучения в основной школе .
- В исследовании приняло участие четыре четвёртых классов. Средний возраст испытуемых 10 лет.
Основные черты экспресс – диагностики Фотековой Т.А.
- Полнота обследования;
- Соотнесение лексического материала с возрастными нормами;
- Доступность применения
ОБСЛЕДОВАНИЕ
- Звукопроизношения;
- Фонематического слуха;
- Слоговой структуры;
- Грамматического строя;
- Устной связной речи;
- Письменной связной речи.
Звуковая культура речи.
Дети умеют:
- различать на слух и отчётливо произносить звуки речи (артикуляционные навыки);
- соблюдать при произнесении слов орфоэпические и акцентологические нормы;
- соотносить изменение звукового состава слова с изменением его значения, дифференцируя звуки (гласные: ударные и безударные, согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие, сонорные);
- анализировать звуковую речь , деля слово и слоги, предложения на слова и словосочетания, тексты на предложения;
Формирование звукового анализа и синтеза
(уровни успешности)
Словарный запас учащихся
Дети научились:
- правильно сочетать слова по смыслу;
- замечать родство одних слов с другими;
- находить и объяснять несколько значений одного слова;
- осмысленно относиться к явлениям синонимии, антонимии, многозначности лексических средств языка, употреблению слов в переносном значении;
- обогащать свой словарный запас, уточняя значение слов с помощью контекста и различного рода словарей.
Расширение словарного запаса
Грамматические
умения и навыки.
Дети умеют:
- понимать языковые значения и речевые функции грамматических средств языка в создании высказывания;
- владеть нормами словоизменения;
- производить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- осуществлять выбор морфем при образовании слов с определенными значениями;
- выбирать языковое средство, адекватное речевой задаче в определенной ситуации, правильно его оформлять в речи с учетом языковой нормы;
Словообразование и словоизменение
Грамматический строй речи
Связная устная речь.
Дети научились:
- понятно, логично формировать главную мысль;
- соотносить её с заглавием текста;
- высказывать свое отношение к ней;
- выбирать наиболее точные, яркие слова для её выражения.
Связная устная речь
Связная письменная речь
Дети только учатся:
- понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;
- собирать материал: отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;
- располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ, писать сочинение по плану;
- пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать написанное.
Связная письменная речь
Лучшие сочинения учащихся 4 классов
Цыганков Тимофей(4А) «Школа для меня – это…»
«Для меня школа значит храм знаний. До школы я ничего не знал, не умел. Когда я пришел в 1 класс я научился считать и читать. Сейчас я уже умею считать многозначные числа, хорошо читать и писать. Школа научила меня быть культурным человеком.»
Андреев Даниил (4Б) «Друзья для меня – это…»
«Дружба – это как любовь, но посложнее. Когда тебе плохо твой друг должен стать врачом. Когда у тебя сложное время твой друг должен стать психологом. А главное заступаться друг за друга.»
Шубина Дарья (4В) «Семья для меня – это…»
«Я считаю, я семья самое главное в жизни каждого человека. Родственники всегда могут помочь в трудную минуту. Семья должна понимать друг друга. Если каждый человек будет уважать своих родственников к нему будут также относиться. Родители нам всё покупают, а самое главное они нас любят. Бабушки и дедушки нам покупают игрушки. Давайте беречь наши семьи.»
Кузнецова Елизавета(4Г) «Друзья для меня – это…»
«Друзья для меня это люди которые поддержат меня в любой ситуации. Которые доверяют мне, а я им. Которые дружат, общаются со мной только потому, что я есть. Друзья – люди с которыми можно быть самой собой.»
Рекомендации учителям
основной школы.
- Найти индивидуальный подход к каждому ученику, но особенно к « речевым детям».
- Включать обучающихся в низким уровнем речевого развития в коммуникативную деятельность.
- Для детей с инертностью нервных процессов задавать индивидуальный темп работы
Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...”. На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги.
Спасибо за внимание!