СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку на тему «Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос - -кас» ( 6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку на тему «Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос - -кас» ( 6 класс) предназначена для учащихся 6 класса. Может помочь учителям- предметникам в подготовке к уроку. Узнать правило написания гласных о и а в корне -кос - -кас Уметь:1) распознавать слова с чередующимися корнями -кос - - кас 2) правильно писать слова с корнями -кос - - кас. Я расскажу вам сказку про корни -КОС- - -КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся. Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня -КАС- есть друг - суффикс А, а у –КОС ¬нет такого друга. И поэтому корню -КОС- очень обидно. Но что поделаешь? Например, слова касается, касание пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг - суффикс А. А вот в словах коснулся, соприкоснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне -КОС- мы пишем гласную О.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему «Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос - -кас» ( 6 класс)»

Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос - -кас ( 6 класс) Подготовила : Курсакова Людмила Ивановна , учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ  п. Бытошь Дятьковского района Брянской области. Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос - -кас

( 6 класс)

Подготовила : Курсакова Людмила Ивановна ,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ

п. Бытошь Дятьковского района Брянской области.

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Цели урока: Узнать правило написания гласных о и а в корне -кос - -кас  Уметь:1) распознавать слова с чередующимися корнями -кос - - кас   2) правильно писать слова с корнями -кос - - кас.

Цели урока:

Узнать правило написания гласных о и а в корне -кос - -кас

Уметь:1) распознавать слова с чередующимися корнями -кос - - кас

2) правильно писать слова с корнями -кос - - кас.

Лингвистическая сказка   о корнях -КОС- и -КАС-    Я расскажу вам сказку про корни -КОС- -  -КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.  Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня -КАС- есть друг - суффикс А, а у –КОС ­ нет такого друга. И поэтому корню -КОС- очень обидно. Но что поделаешь?  Например, слова касается, касание пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг - суффикс А. А вот в словах коснулся, соприкоснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне -КОС- мы пишем гласную О.

Лингвистическая сказка о корнях -КОС- и -КАС-

Я расскажу вам сказку про корни -КОС- - -КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.

Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня -КАС- есть друг - суффикс А, а у –КОС ­ нет такого друга. И поэтому корню -КОС- очень обидно. Но что поделаешь?

Например, слова касается, касание пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг - суффикс А.

А вот в словах коснулся, соприкоснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне -КОС- мы пишем гласную О.

Теоретический материал В этой сказке зашифровано правило о правописании корней -КАС- и -КОС-. Какое? В корне –КАС - - -КОС- пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А, и буква О , если этого суффикса нет. Прикасаться - пpuкосновение.

Теоретический материал

В этой сказке зашифровано правило о правописании корней -КАС- и -КОС-. Какое?

В корне –КАС - - -КОС- пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А, и буква О , если этого суффикса нет.

Прикасаться - пpuкосновение.

Проанализируйте слова. Какие из этих слов подчиняются правилу из сказки? Каким правилам подчиняются другие слова? Коса , касаться ,касательная, косой, косоглазый, подкошенный, прикосновение, косить, коситься, выкашивать, к оснулся, прикоснулся, прикосновение, касался, соприкасался, касательная.

Проанализируйте слова. Какие из этих слов подчиняются правилу из сказки? Каким правилам подчиняются другие слова?

Коса , касаться ,касательная, косой,

косоглазый, подкошенный, прикосновение,

косить, коситься, выкашивать, к оснулся, прикоснулся, прикосновение, касался, соприкасался, касательная.

  В один столбик запишите слова с чередованием гласных в корне, в другой - с проверяемой гласной, графически обозначается орфограмма. Коснуться рукой, легкое прикосновение, расположиться на опушке, посадить росточек, тенистые тропинки, помириться с другом, косить траву, поласкать котенка, собирать коллекцию, умирать от жары, располагаться на ночлег, расти на полянке, узкая дорожка, касаться мяча рукой.

В один столбик запишите слова с чередованием гласных в корне, в другой - с проверяемой гласной, графически обозначается орфограмма.

Коснуться рукой, легкое прикосновение, расположиться на опушке, посадить росточек, тенистые тропинки, помириться с другом, косить траву, поласкать котенка, собирать коллекцию, умирать от жары, располагаться на ночлег, расти на полянке, узкая дорожка, касаться мяча рукой.

 Упражнение-размышление: «Есть ли в записанных предложениях слова с корнем -кос- - -кас-?»    1) Леса на дальних косогорах, как желто-красный  лисий мех. (И. Б у н и н.) 2) Заметались, почти касаясь воды, ласточки. (Ю. Н а г и б и н.) 3) День за днем, год за годом росла черешня. Сначала она выпросталась из травы, потом коснулась веткою окна, потом выглянула из-под обвисшей кровли. (В. А с т а ф ь е в.) 4) Косо летели листья. Лошадь косится на меня одним глазом. 5) Она, одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит.  (А. П у ш к и н.)

Упражнение-размышление: «Есть ли в записанных предложениях слова с корнем -кос- - -кас-?»

1) Леса на дальних косогорах, как желто-красный лисий мех. (И. Б у н и н.) 2) Заметались, почти касаясь воды, ласточки. (Ю. Н а г и б и н.) 3) День за днем, год за годом росла черешня. Сначала она выпросталась из травы, потом коснулась веткою окна, потом выглянула из-под обвисшей кровли. (В. А с т а ф ь е в.) 4) Косо летели листья. Лошадь косится на меня одним глазом. 5) Она, одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит.

(А. П у ш к и н.)

А или О 1. Солнце уже к..снулось края степи. (Сераф.) 2. Я сидел в тенистом углу сада, прик..снувшись спиной к стволу огромного дуба. (Л. Т.) 3. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик..саясь мордочкой до кушанья. (Т.) 4. Тёма точно почувствовал на себе прик..сновение грязи и содрогнулся за свою Жучку. (Гар - Мих.) 5. Солнечные лучи почти никогда не к..саются холодной серебристой влаги родника. (Т.) 6. Аппарат мчался по к..сательной против вращения Земли. (А.Н.Т)

А или О

1. Солнце уже к..снулось края степи. (Сераф.) 2. Я сидел в тенистом углу сада, прик..снувшись спиной к стволу огромного дуба. (Л. Т.) 3. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик..саясь мордочкой до кушанья. (Т.) 4. Тёма точно почувствовал на себе прик..сновение грязи и содрогнулся за свою Жучку. (Гар - Мих.) 5. Солнечные лучи почти никогда не к..саются холодной серебристой влаги родника. (Т.) 6. Аппарат мчался по к..сательной против вращения Земли. (А.Н.Т)

Проверь себя! Солнце уже к о снулось края степи. (Сераф.) 2. Я сидел в тенистом углу сада, прик о снувшись спиной к стволу огромного дуба. (Л. Т.) 3. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик а саясь мордочкой до кушанья. (Т.) 4. Тёма точно почувствовал на себе прик о сновение грязи и содрогнулся за свою Жучку. (Гар. - Мих.) 5. Солнечные лучи почти никогда не к а саются холодной серебристой влаги родника. (Т.) 6. Аппарат мчался по к а сательной против вращения Земли. (А.Н.Т)

Проверь себя!

Солнце уже к о снулось края степи. (Сераф.) 2. Я сидел в тенистом углу сада, прик о снувшись спиной к стволу огромного дуба. (Л. Т.) 3. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик а саясь мордочкой до кушанья. (Т.) 4. Тёма точно почувствовал на себе прик о сновение грязи и содрогнулся за свою Жучку. (Гар. - Мих.) 5. Солнечные лучи почти никогда не к а саются холодной серебристой влаги родника. (Т.) 6. Аппарат мчался по к а сательной против вращения Земли. (А.Н.Т)

Словарный диктант.   Соприк..саться во взглядах, к..саться в разговоре различных вопросов, к..снуться интересной темы, прик..саться к растению, к..сание мяча рукой, прик..сновение  к больному месту, предл..жения  к..саются всех участников похода, маршрут предл..гается интересный, соприк..сновение  с богатой р..стительностью края, изучение особенностей р..стений этой местности, к..снуться вопроса о создании гербария.

Словарный диктант.

Соприк..саться во взглядах, к..саться в разговоре различных вопросов, к..снуться интересной темы, прик..саться к растению, к..сание мяча рукой, прик..сновение к больному месту, предл..жения к..саются всех участников похода, маршрут предл..гается интересный, соприк..сновение с богатой р..стительностью края, изучение особенностей р..стений этой местности, к..снуться вопроса о создании гербария.

Проверь себя. Соприк а саться во взглядах, к а саться в разговоре различных вопросов, к о снуться интересной темы, прик а саться к р а стению, к а сание мяча рукой, прик о сновение к больному месту, предл о жения к а саются всех участников похода, маршрут предл а гается интересный, соприк о сновение  с богатой р а стительностью края, изучение особенностей р а стений этой местности, к о снуться вопроса о создании гербария.

Проверь себя.

Соприк а саться во взглядах, к а саться в разговоре различных вопросов, к о снуться интересной темы, прик а саться к р а стению, к а сание мяча рукой, прик о сновение к больному месту, предл о жения к а саются всех участников похода, маршрут предл а гается интересный, соприк о сновение с богатой р а стительностью края, изучение особенностей р а стений этой местности, к о снуться вопроса о создании гербария.

  Устно объясните написание слов с корнем – кос– кас .   1. Солнце к..снулось  вершин деревьев. (Пауст.) 2. Чайки подлетают к самому солнцу и пропадают, словно испаряются, когда к..саются его. (Пог.) 3. Вода от зари, словно радуга: где заря воды не к..снулась, вода темная. (Пог.) 4. Егорушка почувствовал, что к его лицу прохладным бархатом прик..снулся какой-то другой воздух. (Ч.) 5. Золотые сережки ольхи еще и сейчас дымятся от прик..сновения птичек. (Пришв.) 6. Лодка чуть слышно к..салась берега. (Аст.) 3. Рукоятка кортика к..снулась руки Полевого. (Рыб.)

Устно объясните написание слов с корнем – кос– кас .

1. Солнце к..снулось вершин деревьев. (Пауст.) 2. Чайки подлетают к самому солнцу и пропадают, словно испаряются, когда к..саются его. (Пог.) 3. Вода от зари, словно радуга: где заря воды не к..снулась, вода темная. (Пог.) 4. Егорушка почувствовал, что к его лицу прохладным бархатом прик..снулся какой-то другой воздух. (Ч.) 5. Золотые сережки ольхи еще и сейчас дымятся от прик..сновения птичек. (Пришв.) 6. Лодка чуть слышно к..салась берега. (Аст.) 3. Рукоятка кортика к..снулась руки Полевого. (Рыб.)

Рефлексия Проверяются ли ударением слова с корнями -лаг- _ -лож­ и -раст- - -ращ- - -рос-? Нет. Пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующuмися гласными в корне нельзя. Расскажите о правописании корня -КОС- -КАС -. КА СА – КОС пишется А , если после корня стоит суффикс А . КАСАТЬСЯ (есть суффикс А ). КОСНУТЬСЯ (нет суффикса А ).  

Рефлексия

Проверяются ли ударением слова с корнями -лаг- _ -лож­ и -раст- - -ращ- - -рос-?

Нет. Пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующuмися гласными в корне нельзя.

  • Расскажите о правописании корня -КОС- -КАС -.

КА СА – КОС пишется А , если после корня стоит суффикс А .

  • КАСАТЬСЯ (есть суффикс А ).

КОСНУТЬСЯ (нет суффикса А ).

 

Домашнее задание. Параграф 29. Упражнение № 139 . (письменно).

Домашнее задание.

Параграф 29.

Упражнение № 139 . (письменно).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!