Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Сочинение по русскому языку. Готовимся к ЕГЭ."»
Определяем проблему текста.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.
Что такое проблема?
Проблема – общественно значимый вопрос, который автор поднимает в тексте.
- Этот вопрос может не иметь определенного ответа:
- В чем смысл жизни?
- Что такое красота?
- Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, н-р , «отцов» и «детей».
Сформулировать проблему можно следующими способами:
- Формулировка в виде вопроса:
« В чем проявляется милосердие человека? Над этой проблемой размышляет писатель(указать имя и фамилию),рассказывая нам случай из жизни героя».
- Использование конструкции «проблема чего?»:
«Писатель(указать имя и фамилию) поднимает в своем тексте сложную проблему духовного становления молодого поколения».
- Обозначение проблемы как самой актуальной:
« Одна из важных проблем современного общества- это проблема бережного отношения к природе».
Помните!
Верная формулировка проблемы является залогом получения высокого балла за написанное вами сочинение .
При обозначении выдвинутой вами проблемы можно использовать следующие словосочетания:
Проблема сложная, важная, трудная, серьёзная, злободневная, острая, философская, нравственная, глубокая, социальная.
Проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
- Что с проблемой можно сделать?
Автор поставил , выдвинул, рассмотрел, рассмотрел проблему; автор думает, размышляет, работает над проблемой; автор уделили внимание проблеме; автор коснулся проблемы.
Основные группы проблем:
- Человек и общество
- Человек и природа
- Человек и человек
- Человек и культура/ искусство
- Человек и язык/ речь
- Человек и нравственные ценности
Человек и общество
- Проблема несправедливости социального устройства общества.
- В чем заключается смысл жизни человека?
- Проблема воспитания.
- Что влияет на формирование личности?
- Проблема формирования духовно развитой личности.
- Проблема обучения.
- Какова истинная цель обучения?
- Каким должен быть хороший учитель (ученик)?
- Значимость труда в жизни человека.
- Какое влияние оказывает личность на ход истории?
- Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.
- Что такое свобода?
- Какого человека можно назвать свободным?
- Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?
- Проблема выбора профессии
Человек и природа:
- Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.
- Как уберечь мир от экологической катастрофы?
- Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.
- Влияние природы на человека.
- Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?
Человек и человек:
- Проблема сложности взаимоотношений людей
- (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми).
- Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей».
Можно ли избежать конфликта поколений?
- В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?
- Проблема любви/ревности, дружбы/предательства.
- Проблема взаимоотношений подростков.
Человек и культура/искусство:
- Проблема восприятия искусства.
- Проблема восприятия красоты.
- Что такое истинная красота?
- Что поможет воспитать эстетический вкус человека?
- Проблема духовности в искусстве.
- Проблема экологии культуры.
- Почему следует беречь памятники культуры?
- Что такое массовая культура?
- Как массовая культура влияет на человека?
- Как влияет телевидение на человека?
- Какова роль книги в жизни человека?
- Проблема выбора книг для чтения.
- Почему молодежь стала меньше читать?
- Может ли Интернет заменить книгу?
- Всегда ли полезно скорочтение?
Человек и язык/ речь:
- Проблема развития и сохранения русского языка.
- Что такое хорошая речь?
- Как сохранить чистоту речи?
- Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами.
- Проблема канцелярита.
- В чем опасность штампов в нашей речи?
Человек и нравственные ценности:
- Проблема подлинных и мнимых ценностей.
- Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)?
- Что такое благородство?
- Какие поступки можно назвать благородными?
- Что такое честь, совесть?
- Какова роль этих понятий в жизни современного человека?
- Как сохранить нравственное достоинство?
- Что такое интеллигентность?
- Какого человека можно назвать интеллигентным?
Выбираем проблему!
- Сформулировать проблему помогут ключевые слова и предложения, которые можно подчеркнуть в самом тексте.
- Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме,
которая:
1) находится в центре внимания автора, а не
упоминается вскользь, косвенно;
2) дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту.
Типичные ошибки:
- Непонимание проблемы или неумение её сформулировать.
- Расширение или сужение проблемы.
- Чрезмерное цитирование текста.
- Пересказ содержания.
- Замена проблемы авторской позицией.
Удачи на экзамене!
Найдите ключевые фразы, которые помогут вам определить проблему, поднятую автором в тексте , и его позицию.
Выпишите эти фразы.
1)…загрустила земля…
2)…мы себе навредили…
3)…всё, брат, береги…
4)…человек в этом главный ответчик…
- Проанализируйте свои записи.
Какую проблему поднимает автор в прочитанном вами тексте?
Сформулируйте и запишите эту проблему.
- Взаимоотношения человек с природой .
- Проблема эгоизма в любви .