СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прикладной курс по всемирной истории "История СССР в 1945-1991 гг."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прикладной курс по всемирной истории  составлен с целью углубления знаний по истории СССР, формированию мировоззрения, патриотизма обучающихся.    

Просмотр содержимого документа
«Прикладной курс по всемирной истории "История СССР в 1945-1991 гг."»

ПРИКЛАДНОЙ КУРС  по всемирной истории  «История СССР в 1945 – 1991 годах»   Белова Наталия Викторовна, учитель истории Шишкинской средней школы

ПРИКЛАДНОЙ КУРС по всемирной истории «История СССР в 1945 – 1991 годах»

Белова Наталия Викторовна,

учитель истории Шишкинской средней школы

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • 1. Пояснительная записка………………………………………………….стр. 3
  • 2. Программа прикладного курса……………………………………….стр. 4-5
  • 3. Общественно-политическая жизнь внутренняя политика СССР в середине 40-х начале 50-х гг…………………………………………………………стр.6-9
  • 4. Международные отношения и внешняя политика СССР. 1945 середина 50-х гг……………………………………………………………………….. стр.10-13
  • 5. Общественно-политическая жизнь в СССР. Середина 1950-х – середина 1960-х гг…………………………………………………………………..стр.14-18
  • 6. Экономическая политика СССР в середине 50-х - первой половине 60-х гг …………………………………………………………………………. стр.19-21
  • 7. Внешняя политика СССР в середине 1950-х - половине 1960-х гг………………………………………………………………………….стр.22-25
  • 8. Социально-экономическая политика СССР 1960-1980-х гг………стр.26-28
  • 9. Внешняя политика в 1965-1984гг……………………………………стр.29-32
  • 10. Общественно-политические и экономические преобразования в СССР в 1985-1991гг………………………………………………………………стр. 33-38
  • 11. Внешняя политика СССР 1985-1991 гг…………………………....стр. 39-42
  • 12. Обобщающее занятие(тесты)………………………………………стр. 43-54
  • 13. Технологические карты………………………………………….....стр. 55-63
  • 14. Список литературы……………………………………….…………стр. 64
  •  

Прикладной курс по всемирной истории составлен с целью углубления знаний по истории СССР, формированию мировоззрения, патриотизма обучающихся. Курс состоит из 9 разделов, всего 17 часов. К каждому разделу приводится краткий теоретический материал основополагающих ответов на вопросы, а также система проверочных и самостоятельных работ. При этом они могут использоваться для проверки знаний и для обучения. Часть вопросов и знаний по темам предназначена для того, чтобы выработать у учеников способность самостоятельно обобщить материал и сделать самостоятельные выводы. Они вводятся словами «как вы думаете», «как, по-вашему» и т.п., ответы на них в большинстве случаев не даются, поскольку рассчитаны на обсуждение или дискуссию.  Вопросы, предполагающие достаточно пространные ответы, могут быть использованы для устных, индивидуальных опросов учащихся «у доски», они вводятся словами «расскажите». Такие вопросы можно рекомендовать для домашних письменных работ учащимся .
  • Прикладной курс по всемирной истории составлен с целью углубления знаний по истории СССР, формированию мировоззрения, патриотизма обучающихся.
  • Курс состоит из 9 разделов, всего 17 часов. К каждому разделу приводится краткий теоретический материал основополагающих ответов на вопросы, а также система проверочных и самостоятельных работ. При этом они могут использоваться для проверки знаний и для обучения.
  • Часть вопросов и знаний по темам предназначена для того, чтобы выработать у учеников способность самостоятельно обобщить материал и сделать самостоятельные выводы. Они вводятся словами «как вы думаете», «как, по-вашему» и т.п., ответы на них в большинстве случаев не даются, поскольку рассчитаны на обсуждение или дискуссию.
  • Вопросы, предполагающие достаточно пространные ответы, могут быть использованы для устных, индивидуальных опросов учащихся «у доски», они вводятся словами «расскажите». Такие вопросы можно рекомендовать для домашних письменных работ учащимся .
  • Часть вопросов служит для проверки усвоения учащимися определенного объема информации. Ответы на эти вопросы могут быть краткими. Предлагается самостоятельная работа, т.е. ответы на вопросы с использованием учебника.
  • По уровню сложности вопросы различаются следующим образом. Вопросы и задания для текущего контроля рассчитаны на освоение учебника и минимального объема исторических источников. Группа вопросов и заданий для самостоятельной работы ориентирована непосредственно на учебник и может быть предложена для самостоятельного разбора дома или на уроке слабым ученикам.
  • Группа дополнительных вопросов может быть использована как углубленное изучение истории.
  • Итоговый контроль по теме является обобщающей работой и содержит помимо новых вопросов те, которые уже разбирались в ходе освоения материала.
  • Предлагаемые контрольные и проверочные работы могут помочь учителю уйти от традиционной, но малопродуктивной формы лекционного обучения, ученикам – проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным и интересным.
  • Актуальность работы заключается в том, что учащиеся смогут самостоятельно усвоить и понять все явления и процессы, происходящие в жизни людей в СССР и в Казахстане в том числе. А система вопросов в этом им поможет.
Программно – тематическое планирование  по истории России во второй половине ХХ века  Всего 17 часов     1. Общественно-политическая жизнь внутренняя политика ССС Р в середине 40-х начале 50-х гг. (2 часа)   1. Восстановление народного хозяйства. Засуха 1946г. Трудности сельского хозяйства. Отмена карточной системы. Денежная реформа. 2. Некоторая демократизация общественной жизни после окончания войны (1946-1948гг.) Проект Конституции. 3. Политика в области науки и культуры. 4. «Ленинградское дело» борьба с «космонолитами», «Дело врачей».

Программно – тематическое планирование по истории России во второй половине ХХ века Всего 17 часов  

  • 1. Общественно-политическая жизнь внутренняя политика ССС Р в середине 40-х начале 50-х гг. (2 часа)
  •  
  • 1. Восстановление народного хозяйства. Засуха 1946г. Трудности сельского хозяйства. Отмена карточной системы. Денежная реформа.
  • 2. Некоторая демократизация общественной жизни после окончания войны (1946-1948гг.) Проект Конституции.
  • 3. Политика в области науки и культуры.
  • 4. «Ленинградское дело» борьба с «космонолитами», «Дело врачей».
Теоретический материал; 1. Главной задачей послевоенного периода было восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховным Советом СССР был принят план реконструкции, который наметил основные направления и показатели. Восстановление разрушенных заводов и фабрик началось еще в 1943 г. по мере изгнания оккупантов. Демилитаризация экономики закончилась в основном к 1947 г., сопровождаясь одновременно модернизацией военно-промышленного комплекса. Прямые военные расходы поглощали в начале 50-х годов около 25% бюджета государства. Другой приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно - энергетический комплекс. В целом за годы 4-й пятилетки (1946-1950) промышленное производство в стране выросло и в 1950 г. превзошло довоенные показатели на 73% (при плане 48%). Этот рост основывался на. высоких мобилизационных способностях директивной экономики, сохранявшихся в условиях экстенсивного развития (за счет нового строительства, дополнительных источников сырья, топлива и т.д.
  • Теоретический материал;
  • 1. Главной задачей послевоенного периода было восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховным Советом СССР был принят план реконструкции, который наметил основные направления и показатели. Восстановление разрушенных заводов и фабрик началось еще в 1943 г. по мере изгнания оккупантов. Демилитаризация экономики закончилась в основном к 1947 г., сопровождаясь одновременно модернизацией военно-промышленного комплекса. Прямые военные расходы поглощали в начале 50-х годов около 25% бюджета государства.
  • Другой приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно - энергетический комплекс.
  • В целом за годы 4-й пятилетки (1946-1950) промышленное производство в стране выросло и в 1950 г. превзошло довоенные показатели на 73% (при плане 48%). Этот рост основывался на. высоких мобилизационных способностях директивной экономики, сохранявшихся в условиях экстенсивного развития (за счет нового строительства, дополнительных источников сырья, топлива и т.д.
  • Вопросы и задания для текущего контроля.
  •  
  • 1. Охарактеризуйте состояние народного хозяйства СССР к моменту окончания войны.
  • 2. Каковы основные задачи четвертого пятилетнего плана? Как они решались?
  • 4. Кто был автором программы экономического развития страны в первое послевоенное десятилетие?
  • 5. Какие ограничения военного времени были сняты первые годы после войны?
  • 6. Назовите факторы, обусловившие динамическое развитие промышленности СССР в первое после военное десятилетие.
  • 7. Когда был принят план реконструкции народного хозяйства?
  • 8. Когда был подтвержден обязательный минимум трудодней в колхозе? С чем это связано?
  • 9. С чем был связан массовый забой скота в 1943 году?
  • 10. В чем, на ваш взгляд, заключались причины бедственного положения на селе в первые годы после окончания войны?
  • 11. Когда была отменена карточная система на распределение продуктов питания?
  • 12. Что такое конверсия и репарация? Какую роль они сыграли в восстановлении экономики СССР?
  • 13. Какие проблемы возникли в связи с демобилизацией военнослужащих возвращением их домой?
  • 14. Как изменилась социальная структура советского общества в первое послевоенное десятилетие?
  • 15. Какие изменения в структурах власти произошли в первое послевоенное десятилетие?
  •  
Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Расскажите о состоянии народного хозяйства после окончания Великой Отечественной войны. 2. Назовите основные задачи четвертой пятилетки. 3. Как проходило выполнение плана четвертой пятилетки? 4. Расскажите о состоянии послевоенной деревни. 5. Каким был уровень жизни народа в конце 40-х — начале 50-х годов? Дополнительные вопросы   1. Когда был принят закон о демобилизации? 2. Когда была в основном завершена демобилизация армии? Сколько приблизительно человек было демобилизовано? 3. Когда состоялись выборы в Верховный Совет СССР? 4. Какие мероприятия предусматривалось провести согласно решению пленума ЦК партии «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период» (февраль 1947 г.)? 5. Какие пути развития экономики указаны в работе И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952)?
  • Вопросы и задания для самостоятельной работы
  • 1. Расскажите о состоянии народного хозяйства после окончания Великой Отечественной войны.
  • 2. Назовите основные задачи четвертой пятилетки.
  • 3. Как проходило выполнение плана четвертой пятилетки?
  • 4. Расскажите о состоянии послевоенной деревни.
  • 5. Каким был уровень жизни народа в конце 40-х — начале 50-х годов?
  • Дополнительные вопросы
  •  
  • 1. Когда был принят закон о демобилизации?
  • 2. Когда была в основном завершена демобилизация армии? Сколько
  • приблизительно человек было демобилизовано?
  • 3. Когда состоялись выборы в Верховный Совет СССР?
  • 4. Какие мероприятия предусматривалось провести согласно решению
  • пленума ЦК партии «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период» (февраль 1947 г.)?
  • 5. Какие пути развития экономики указаны в работе И. В. Сталина
  • «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952)?
  • СССР В 1945-1964 гг.
  • 1. В ходе послевоенного восстановления народного хозяйства
  • приоритетной была:
  • 1) легкая промышленность
  • 2) тяжелая промышленность
  • 3) культура
  • 4) наука и образование
  • 2. Послевоенное восстановление народного хозяйства в условиях
  • 1) единого государственного плана
  • 2) многоукладной экономики
  • 3) господства рыночной экономики
  • 4) тесных экономических связей с наиболее развитыми державами мира
  • 3. Освоение целины проходило в 1960-е гг. в
  • 1) Узбекистане 2) Казахстане 3) Таджикистане 4) Киргизии
  • 4. В первые послевоенные годы (1945-1950) в СССР были
  • 1) освоены целинные земли
  • 2) введены паспорта для колхозников
  • 3) введены 8-часовой рабочий день, ежегодные отпуска
  • 4) увеличены приусадебные участки
  • 5. В период правления Н.С. Хрущева произошла
  • 1) организация машинно-тракторных станций 2) ликвидация МТС,
  • передача техники колхозам 3) ликвидация колхозов
  • 4) реорганизация колхозов, создание на их основе самостоятельных частных
  • хозяйств
  • 6. Шестидесятниками» называют
  • 1) партийных и государственных руководителей 60-х годов
  • 2) ученых, сделавших крупные открытия в 60-е годы
  • 3) деятелей искусства, получивших звание “Народный артист СССР” в 60-е г
  • 4) интеллигенцию, поверившую в обещания Н.С. Хрущева
  • “ десталинизировать” страну

7. Понятие “десталинизация” означает

  • 1) частичную реабилитацию жертв репрессий 30-50-х гг.
  • 2) полную реабилитацию всех жертв репрессий 30-50-х гг.
  • 3) пересмотр официальной партийной точки зрения на Октябрьскую
  • революцию
  • 4) отказ от сталинских методов управления государством и обществом
  • 8. В период правления Н.С. Хрущева
  • 1) граждане СССР получили возможность свободно выезжать за границу
  • 2) граждане СССР получили право свободного передвижения по стране
  • 3) из паспорта был изъят штамп о прописке
  • 4) колхозники получили
  • паспорта
  • 9. Выдающимся достижением советских исследователей космоса в 1961
  • гг. был первый
  • 1) выход человека в открытый космос
  • 2) полет космического корабля на Луну
  • 3) полет человека в космос
  • 4) полет многоразового космического корабля
  • 10.«Оттепель» в 50-е гг. характеризуется
  • 1) ослаблением влияния КПСС на все стороны жизни общества
  • 2) введением многопартийности
  • 3) отказом КПСС от монополии на истину
  • 4) началом духовного раскрепощения людей 2вариант
  • 11. Страны Восточной Европы и СССР подписали Варшавский договор
  • 1)в 1945 г. 2) в1949 г. 3) в1955 г. 4) в1956 г.
  • 12. К внешнеполитическим событиям периода 1953-1965 гг. относится
  • 1) Карибский кризис
  • 2) образование Совета Экономической Взаимопомощи
  • 3) вторжение советских войск в Венгрию
  • 4) создание блока стран Варшавского договора

Тема № 1,

Методы обучения, формы организации учебной деятельности

Общественно-политическая жизнь внутренняя политика СССР в середине 40-х начале 50-х гг.

План урока.

Обобщающая беседа.

Основные понятия и термины

1. Провести беседу-обсуждение по итогам Великой Отечественной и второй мировой войн и вкладу Советского Союза в великую победу и в освобождение народов Европы от фашизма.

Развитие умений учащихся

Стратегии критического мышления

1)денежная реформа;

Изучение нового материала

2)план «Маршалла»;

Источники информации: школьные и внешкольные

Умение характеризовать экономический ущерб и численность людских потерь за весь военный период; рассматривать различные точки зрения в советском руководстве на перспективы развития экономики, поиск путей ее реформирования; особое внимание уделить героическим усилиям советского народа, в кратчайший срок сумевшего не только восстановить, но и дать импульс дальнейшему развитию экономики СССР; усвоить противоречивый характер развития традиционной советской экономической модели, вскрыть причины, тормозившие ее поступательное движение.

1. Восстановление народного хозяйства. Засуха 1946г. Трудности сельского хозяйства. Отмена карточной системы. Денежная реформа.

 

Учебники, тематические карты, рабочая тетрадь.

2. Некоторая демократизация общественной жизни после окончания войны (1946-1948гг.) Проект Конституции.

Д/з/

3)репарация;

 

Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно - популярной и художественной литературы.

4) конверсия;

3. Политика в области науки и культуры.

Дополнительный материал по теме

5) космополиты

4. «Ленинградское дело» борьба с «космонолитами», «Дело врачей».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!