Приспособление живых организмов к среде обитания
Хорошун Анна Константиновна
учитель начальных классов
КГУ «Токтамысская СШ»
а.Токтамыс
2017год
Мозговой штурм.
- Что такое среда обитания?
- Как она влияет на растительный и животный мир?
Назовите среду, в которой они обитают.
Цели урока:
- Узнать, что такое среда обитания организмов;
- Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;
- Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;
Проблемный вопрос:
Почему вымерли динозавры?
Работа в группах.
Каждая группа выдвигает свою гипотезу и объясняет ее.
Работа с учебником.
Прием "Инсерт»
Прочитайте текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому,
- что знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения,
уточнения.
Работа с учебником.
После прочтения текста ,
подготовьтесь к фронтальному опросу.
Среда обитания – условия, окружающие организм.
СРЕДЫ
ОБИТАНИЯ
НАЗЕМНО-
ПОЧВЕННАЯ
ВОДНАЯ
ВОЗДУШНАЯ
Приспособления животных к среде обитания
Примеры адаптации
Покровительственная окраска
Покровительственная форма тела
( маскировка)
Яркая предостерегающая окраска
Темные и светлые полосы на теле совпадают с чередованием тени и света окружающей местности
( мало заметны на расстоянии
50- 70 метров)
Отпугивающее поведение
палочник
скунс
Плащеносная ящерица
лемуры
Мимикрия-
внешнее сходство незащищенных животных с защищенными
Муха - журчалка
уж
Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде
Ноги одних приспособлены к бегу (страус, гепард, зебра).
Гепард – самый быстроногий из зверей. Он развивает скорость до 110 км/ч.
Ноги других животных приспособлены к прыжкам
Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м, а иногда до 12 м.
Птицы, насекомые передвигаются при помощи крыльев
Приспособления организмов к жизни в водной среде.
- Организмы, обитающие в воде, имеют обтекаемую форму тела
У моржей и тюленей – ласты.
У бобров, выдр, лягушек, водоплавающих птиц – перепонки между пальцами.
Приспособления организмов к жизни в почвенной среде
У животных, населяющих почву, маленькие глаза, роющие конечности, компактное или червообразное тело
ФАКТОРЫ
СРЕДЫ
ОБИТАНИЯ
ФАКТОРЫ
ФАКТОРЫ
НЕЖИВОЙ
ЖИВОЙ
ПРИРОДЫ
ПРИРОДЫ
ГРИБЫ,
СВЕТ, ВОДА,
РАСТЕНИЯ,
ВОЗДУХ,
ЖИВОТНЫЕ
ТЕМПЕРАТУРА
Приспособленность у растений к жизни в среде с повышенной сухости почвы и воздуха
Приспособленность у растений к жизни в среде с повышенной влажностью
1
волк
крот
уж
стриж
Найдите лишнее животное другой среды обитания
2
дельфин
ящерица
тритон
щука
Найдите лишнее животное другой среды обитания
3
пчела
летучая мышь
страус
стрекоза
Найдите животное, которое передвигается не так, как остальные
Назовите среду, в которой они обитают.
Работа в группах.
Каждая группа разрабатывает интеллект-карту по теме урока.
Как строить интеллект-карты ?
1. Вы начинаете от центрального понятия.
2. Далее линиями соединяете ассоциативные понятия.
3. От этих понятий далее строите карту по такому же принципу.
Важно соблюдать правило :
1. По одному ключевому слову на каждую линию.
2. Все линии должны сходить к центральному понятию.
3. Каждая линия или ассоциация должна содержать только одно слово. Избегайте вписывания длинных фраз.
Для большей наглядности вы можете применять:
1. Разные цвета у ветвей карты.
2. Разный шрифт и его величину в зависимости от важности ветви.
3. Добавлять к ассоциациям картинки - это усилит эффект карты за счет визуального запоминания.
Закрепление знаний
Вывод:
Все приспособления у организмов вырабатываются
в конкретных условиях их среды обитания .
Если условия среды меняются, приспособления могут утратить свое положительное значение.
Рефлексия
1. Мне удалось сегодня ...
2. Меня удивило ...
3. Мне понравилось ...
4. Я могу похвалить себя за ...
Домашнее задание
- Стр.63-65 (повторить)
- Приготовить небольшое сообщение о приспособлении к среде обитания :
животных, птиц, растений и т.д. .