СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Проблема выбора учебно-методического комплекса"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителя математики в связи с исключением УМК Виленкина оказались перед проблемой выбора нового УМК.  Причем каждый УМК декларирует соответствие концептуальных положений своего содержания требованиям ФГОС и дает одинаковую наполняемость "шлейфа". На семинаре также  выступала методист объединенной издательской группы "Дрофа" и "Вентана Граф" с представлением УМК Мерзляк, Якир, Полонский.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Проблема выбора учебно-методического комплекса"»

Муниципальное казенное учреждение городского округа город Воронеж «Центр развития образования и молодежных проектов»   Семинар  « Организация информационной среды на основе современных УМК в условиях внедрения ФГОС ООО»      15 апреля 2016 года

Муниципальное казенное учреждение городского округа город Воронеж

«Центр развития образования и молодежных проектов»

 

Семинар « Организация информационной среды на основе современных УМК в условиях внедрения ФГОС ООО»  

15 апреля 2016 года

План – программа   I.  Открытие семинара II. Вступительное слово, приветствие участников III. Организация информационной среды на основе современных УМК в условиях внедрения ФГОС ООО IV. Формирование метапредметных результатов средствами УМК объединенной издательской группы «Дрофа», «Вентана -Граф» и «Астрель» V. Открытый микрофон, дискуссия по проблемным вопросам выбора УМК VI. Подведение итогов. Рекомендации  

План – программа

 

I.  Открытие семинара

II. Вступительное слово, приветствие участников

III. Организация информационной среды на основе современных УМК в условиях внедрения ФГОС ООО

IV. Формирование метапредметных результатов средствами УМК объединенной издательской группы «Дрофа», «Вентана -Граф» и «Астрель»

V. Открытый микрофон, дискуссия по проблемным вопросам выбора УМК

VI. Подведение итогов. Рекомендации

 

Правовая регламентация выбора УМК

  • В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона РФ « Об образовании » организации, осуществляющие образовательную деятельность…, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

  • Согласно статье 32 Закона РФ « Об образовании »  « ...к компетенции образовательного учреждения относятся: определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе » .  
  • Согласно статье 55 Закона РФ « Об образовании »  « ...при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников » .

Обоснование выбора УМК должно быть отражено в пояснительной записке рабочей программы и опираться на следующие положения:

-обеспечение реализации идеологической основы ФГОС - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-формирование ценностных ориентиров через отбор учебного содержания и видов деятельности обучающихся в соответствии с особенностями содержания, развивающим и воспитательным потенциалом каждого учебного предмета;

-обучение в деятельности посредством реализации системно-деятельностного подхода и направленность на формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных;

-опора на лучшие традиции отечественной школы в сочетании с проверенными практикой современными инновационными подходами;

-направленность на результат через систему заданий по формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться;

-вариативность, наличие возможности использования УМК в работе с разными категориями учащихся

Учебник – центральный элемент информационно-образовательной среды предмета, который обеспечивает системную, целенаправленную ориентировку в информационном поле предмета Отличительные черты любого учебника: единая структура и логика изложения предметного материала Направленность на системно-деятельностный подход к организации учебного процесса – Практико-ориентированная система заданий Сквозные рубрики и система навигации Разнообразный иллюстративный ряд

Учебник центральный элемент информационно-образовательной среды предмета, который обеспечивает системную, целенаправленную ориентировку в информационном поле предмета

Отличительные черты любого учебника:

единая структура и логика изложения предметного материала

Направленность на системно-деятельностный подход к организации учебного процесса

Практико-ориентированная система заданий

Сквозные рубрики и система навигации

Разнообразный иллюстративный ряд

Наблюдение М А Т Е М А Т И К А Содержание УМК формирует систему основополагающих элементов предметного знания и систему предметных учебных действий; обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы Исследование Открытие Применение на практике Проект

Наблюдение

М

А

Т

Е

М

А

Т

И

К

А

Содержание УМК формирует систему основополагающих элементов предметного знания и систему предметных учебных действий; обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы

Исследование

Открытие

Применение на практике

Проект

Возможности УМК по созданию информационно-образовательной среды разделяет предметное содержание на инвариантную и вариативную части, обеспечивает взаимосвязь содержания обучения и способов действий в соответствии с ФГОС ООО ориентирован на достижение учащимися ключевых компетенций, на развитие их познавательной самостоятельности и функционально-технологической грамотности сформирован на основе современных научно-методических, психолого-педагогических, дизайнерско-эргономических требований

Возможности УМК по созданию информационно-образовательной среды

разделяет предметное содержание на инвариантную и вариативную части, обеспечивает взаимосвязь содержания обучения и способов действий в соответствии с ФГОС ООО

ориентирован на достижение учащимися ключевых компетенций, на развитие их познавательной самостоятельности и функционально-технологической грамотности

сформирован на основе современных научно-методических, психолого-педагогических, дизайнерско-эргономических требований

Актуальное наполнение УМК Регулятивные учебные действия поиск информации в предложенных источниках; заучивание материала наизусть в классе; «преднамеренные ошибки», «ищу ошибки»; взаимоконтроль; взаимный диктант; контрольные вопросы после текста. Типы заданий по формированию УУД Познавательные учебные действия • «найди отличия»; поиск лишнего; упорядочивание; «цепочки»; нестандартные решения; составление схем-опор, алгоритмов; работа с таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со справочным материалом Коммуникативные учебные действия составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа, работа в команде; диалоговое слушание; «опиши устно...», «объясни...»; ауди- и видеозапись ответа, выступления

Актуальное наполнение УМК

Регулятивные учебные действия

  • поиск информации в предложенных источниках;
  • заучивание материала наизусть в классе;
  • «преднамеренные ошибки», «ищу ошибки»;
  • взаимоконтроль;
  • взаимный диктант;
  • контрольные вопросы после текста.

Типы заданий по формированию УУД

Познавательные учебные действия

• «найди отличия»;

  • поиск лишнего;
  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • нестандартные решения;
  • составление схем-опор, алгоритмов;
  • работа с таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со справочным материалом

Коммуникативные учебные действия

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа, работа в команде;
  • диалоговое слушание;
  • «опиши устно...», «объясни...»;
  • ауди- и видеозапись ответа, выступления
Р Е З У Л Ь Т А  П Р И М Е Н Е Н И Я  У М К Познавательные УУД осуществлять сравнение, анализ, синтез, классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи и аналогии; строить рассуждения в форме простых суждений об объекте; владеть общим приемом решения учебных задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач Регулятивные УУД планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием алгоритма; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие организованно (в требуемый момент). Коммуникативные УУД  умение и желание вступать в контакт с окружающими; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими на предметной основе; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Р

Е

З

У

Л

Ь

Т

А

П

Р

И

М

Е

Н

Е

Н

И

Я

У

М

К

Познавательные УУД

  • осуществлять сравнение, анализ, синтез, классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи и аналогии;
  • строить рассуждения в форме простых суждений об объекте;
  • владеть общим приемом решения учебных задач;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Регулятивные УУД

  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием алгоритма;
  • предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
  • начинать и заканчивать действие организованно (в требуемый момент).

Коммуникативные УУД

  • умение и желание вступать в контакт с окружающими;
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими на предметной основе;
  • умение организовать общение, включающее умение

слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Учебно-методический комплекс, 5 класс под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина и др. Примеры актуальных УМК, 5 класс Учебник Программа Рабочие тетради №1, 2 Дидактические материалы Тематические тесты Сборник задач Электронное приложение

Учебно-методический комплекс, 5 класс

под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина и др.

Примеры актуальных УМК, 5 класс

  • Учебник
  • Программа
  • Рабочие тетради №1, 2
  • Дидактические материалы
  • Тематические тесты
  • Сборник задач
  • Электронное приложение
Примеры актуальных УМК, 5 класс Учебно-методический комплекс, 5 класс Авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир Программа курса Учебник Рабочие тетради № 1, 2 Методические рекомендации Дидактические материалы Электронное приложение

Примеры актуальных УМК, 5 класс

Учебно-методический

комплекс, 5 класс

Авторы А.Г. Мерзляк,

В.Б. Полонский, М.С. Якир

  • Программа курса
  • Учебник
  • Рабочие тетради № 1, 2
  • Методические рекомендации
  • Дидактические материалы
  • Электронное приложение
Примеры актуальных УМК, 5 класс Учебно-методический комплекс, 5 класс Авторы Г.К. Муравина, О.В. Муравина Программа курса Учебник Рабочие тетради № 1, 2 Методическое пособие Дидактические материалы Электронное приложение

Примеры актуальных УМК, 5 класс

Учебно-методический комплекс, 5 класс

Авторы Г.К. Муравина, О.В. Муравина

  • Программа курса
  • Учебник
  • Рабочие тетради № 1, 2
  • Методическое пособие
  • Дидактические материалы
  • Электронное приложение
Все УМК ориентированы на фундаментальное  ядро содержания общего образования, на основе которого у обучающихся формируются ценностные ориентации, научная картина мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности. В методическом аппарате всех учебников заложена исследовательская и проектная деятельность обучающихся, направленная на овладение ими практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождение путей разрешения проблемных ситуаций.  Учебник  Рабочая тетрадь  Дидактические материалы   Программа  Сборник задач  Электронное приложение   Проблема выбора УМК

Все УМК ориентированы на фундаментальное  ядро содержания общего образования, на основе которого у обучающихся формируются ценностные ориентации, научная картина мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности.

В методическом аппарате всех учебников заложена исследовательская и проектная деятельность обучающихся, направленная на овладение ими практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождение путей разрешения проблемных ситуаций.

  • Учебник

  • Рабочая тетрадь

  • Дидактические материалы

  • Программа

  • Сборник задач

  • Электронное приложение

Проблема

выбора УМК

Что предпочтительнее? В настоящее время учитель продолжает предпочитать «классику»

Что предпочтительнее?

В настоящее время учитель продолжает предпочитать «классику»

Открытый микрофон: дискуссия по проблемным вопросам выбора УМК Вопросы для группового обсуждения  1. Как Вы выбираете УМК, если в каждом из них декларируются полное соответствие концептуальных идей требованиям ФГОС?  2. Какие новые компетенции Вам стали необходимы для работы с выбранным УМК?  3. Как сказалось на результатах обучения использование данного УМК? Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» - «Вентана Граф», г. Москва:  «Я предлагаю рассмотреть линию УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир»

Открытый микрофон: дискуссия по проблемным вопросам выбора УМК

Вопросы для группового обсуждения

1. Как Вы выбираете УМК, если в каждом из них декларируются полное соответствие концептуальных идей требованиям ФГОС?

2. Какие новые компетенции Вам стали необходимы для работы с выбранным УМК?

3. Как сказалось на результатах обучения использование данного УМК?

Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» - «Вентана Граф», г. Москва:

«Я предлагаю рассмотреть линию УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир»

Учебник А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир + ФГОС

Содержание отражает систему основополагающих элементов научного знания и систему формируемых предметных действий.

научная составляющая

Методический аппарат направлен на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

методическая составляющая

Учебник обеспечивает материалом все основные этапы урока, позволяет строить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика.

технологическая составляющая

В учебнике строгость и четкость сочетается с простотой, доступностью и наглядностью изложения.

При выборе соотношения между строгостью и доступностью учитывались:

Важнейшей задачей стоящей перед учителем при реализации ФГОС является освоение технологию проектирование учебного занятия с учётом деятельностного подхода. При этом основной формой обучения остаётся урок. Как помочь учителю, сохраняя его стиль, опыт работы организовать деятельность детей по поиску и обработке информации, обобщению способов деятельности. Такие задачи призван решать современный УМК. Имея на руках такой комплект учитель сможет не просто быть транслятором учебного материала, передавая готовые знания, а создавать условия для развития учащихся посредством поиска и самостоятельного добывания знаний.

Главным компонентом комплекте является учебник. Что значит сегодня «Учебник соответствующий ФГОС». Учебник должен отражать систему основополагающих элементов и систему формируемых предметных действий…Методический аппарат учебника должен позволять достигнуть…предметные метапредметные и личностные результаты освоения оо программы. Учебник должен помогать учителю в подготовке и проведении урока, а именно обеспечить материалом все основные этапы урока. Позволять строить образовательную траекторию для каждого ученика. Именно эти составляющие проверяются сегодня экспертами на предмет включения учебника в федеральный перечень.

  • возрастные особенности восприятия учащихся;
  • необходимость формировать интерес к предмету;
  • необходимость создавать ситуацию успеха в обучении для учащихся с различным уровнем способностей

Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф»

16

Структура учебника  Математика -5  Учебник состоит из: 2 разделов   5 глав    38 параграфов  Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф» 16

Структура учебника Математика -5

Учебник состоит из:

2 разделов

5 глав

38 параграфов

Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф»

16

Структура учебника  Математика-6  Учебник состоит из:   4 глав       47 параграфов  Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф» 16

Структура учебника Математика-6

Учебник состоит из:

4 глав

47 параграфов

Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф»

16

УМК через содержание учебных текстов должен обеспечивать управление учебной деятельностью по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов

Помочь ученику читать и понимать текст, видеть в нем важные элементы, осмысленно выучивать теоретические положения помогают иллюстрации, выделение цветом, запись правил в виде формул.

Такая система опор дает возможность учителю целенаправленно учить детей внимательному чтению и осмыслению текста, выделению и анализу основных положений теории, позволит также формировать общие навыки и приемы работы с учебной книгой.

Первая трудность, с которой встречаются пятиклассники, — работа с объяснительным текстом учебника.

Причина этого — недостаточная техника чтения у некоторых детей, малый словар­ный запас, а также и то, что в учебниках для начальной школы такие объемные тексты не встречались.

На протяжении всего времени обучения в 5-х и 6-х классах учителю математики необходимо систематически развивать у детей умения читать и понимать текст, не пропускать непонятные слова, выделять в тексте новое для себя, находить главное и опорные слова, заучивать основные теоретические положения, воспроизводить встречающиеся в учебнике элементы рассуждений, доказательств.

Эта работа служит необходимой базой для успешного изучения систематических курсов алгебры и геометрии в следующих классах, а также и смежных предметов, в частности, курса физики, где текст учебника тоже насыщен новыми понятиями и требует от ученика сформированных читательских умений.

Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф»

16

В каждом параграфе предлагаются примеры решения типовых задач  для данной темы После текста параграфа предлагается система вопросов , контролирующих усвоение теоретического материала.  В рубрике  «Когда сделаны уроки» в 5 классе содержится 6 дополнительных рассказов, а 6 классе - 5    Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф»

В каждом параграфе предлагаются примеры решения типовых задач для данной темы

После текста параграфа предлагается система вопросов , контролирующих усвоение теоретического материала.

В рубрике

«Когда сделаны уроки»

в 5 классе содержится 6 дополнительных рассказов, а 6 классе - 5

Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф»

Неожиданность + простота = красивая задача Задачи этой рубрики оригинальные и интересные. Идея их решения неожиданная и вместе с тем несложная и доступная учащимся  Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф»

Неожиданность + простота = красивая задача

Задачи этой рубрики оригинальные и интересные.

Идея их решения неожиданная и вместе с тем несложная и доступная учащимся

Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф»

 В конце каждой главы предлагаются задачи для самоконтроля в тестовой форме    Завершает главу рубрика  «Итоги главы» Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф»

В конце каждой главы предлагаются задачи для самоконтроля в тестовой форме

Завершает главу рубрика «Итоги главы»

Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф»

  Дидактический материал учебника сформирован по принципу универсальности : от задач, формирующих навыки, до задач для внеурочной деятельности. Все задачи разбиты на четыре уровня сложности. Большинство задач учебника разбиты на пары аналогичных задач , одна из которых рекомендуется для решения в классе, другая - дома. Номер задачи, рекомендуемой для решения дома, выделен зелёным цветом .    5 класс. Тема: Числовые и буквенные выражения. Формулы Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф»

Дидактический материал учебника сформирован по принципу универсальности : от задач, формирующих навыки, до задач для внеурочной деятельности. Все задачи разбиты на четыре уровня сложности. Большинство задач учебника разбиты на пары аналогичных задач , одна из которых рекомендуется для решения в классе, другая - дома. Номер задачи, рекомендуемой для решения дома, выделен зелёным цветом .

5 класс.

Тема: Числовые и буквенные выражения. Формулы

Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф»

5 КЛАСС. ЗАДАЧИ – миниПРОЕКТЫ Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф»

5 КЛАСС. ЗАДАЧИ – миниПРОЕКТЫ

Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф»

Методическое пособие поможет учителю наиболее эффективно организовать и управлять учебным процессом на уроках математики  Первый раздел «Календарное планирование» содержит таблицу распределения учебного времени по изучаемым темам с учетом часов, выделенных на контрольные работы. Второй раздел «Технологические карты уроков» состоит из технологических карт всех уроков, за исключением контрольных работ и уроков по повторению и систематизации учебного материала. Третий раздел содержит 32 математических диктанта,  охватывающих весь учебный материал. Четвертый раздел содержит решения задач из рубрики учебника «Задача от мудрой совы». Пятый раздел состоит из 10 контрольных работ  в соответствии с календарным планированием.  Каждая работа содержит 4 варианта. Цель книги — помочь учителю наиболее эффективно организовать, осуществлять и контролировать учебный процесс на уроках математики в 5 классе Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф» 16

Методическое пособие поможет учителю наиболее эффективно организовать и управлять учебным процессом на уроках математики

  • Первый раздел «Календарное планирование» содержит таблицу распределения учебного времени по изучаемым темам с учетом часов, выделенных на контрольные работы.
  • Второй раздел «Технологические карты уроков» состоит из технологических карт всех уроков, за исключением контрольных работ и уроков по повторению и систематизации учебного материала.
  • Третий раздел содержит 32 математических диктанта, охватывающих весь учебный материал.
  • Четвертый раздел содержит решения задач из рубрики учебника «Задача от мудрой совы».
  • Пятый раздел состоит из 10 контрольных работ

в соответствии с календарным планированием. Каждая работа содержит 4 варианта.

Цель книги — помочь учителю наиболее эффективно организовать, осуществлять и

контролировать учебный процесс на уроках математики в 5 классе

Пустовитова Е.В., методист объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана Граф»

16

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!