Просмотр содержимого документа
«Презентация "Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода"»
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
«Расскажи - и я узнаю,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму.»
Китайская пословица
Деятельностный подход к обучению предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желание узнавать, открывать, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнения учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действий, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Условия провоцирующие детское действие могут задаваться и описываться с помощью:
- различных методических или дидактических средств;
- последовательности выполняемых действий;
- особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.
Шаг первый:
расскажи – и узнаю…
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в котором дети с помощью учителя …
- обнаруживают предмет своего действия;
- исследуют его, совершая разнообразные учебные действия;
- преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.;
Творчество педагога должно быть направлено на
- создание учебной ситуации,
- разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию.
Проектирование учебного процесса в этих условиях означает:
1) определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса;
2) отбор учебного материала;
3) определения способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействий учащихся);
4) прогнозирование возможных действий детей.
Учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом
- специфики учебного предмета;
- меры сформированности действия учащихся.
Шаг второй:
покажи – и я запомню…
Эффективным способом реализации деятельностного подхода является работа над
проектом.
Основные этапы работы над проектом:
- принятие решения о выполнении проекта;
- определения цели деятельности;
- определения задач деятельности;
- составления плана действий;
- составления программы;
- проверка программы на «реализуемость»;
- выполнения программы;
- предварительный контроль;
- презентация продукта.
Шаг третий:
Дай попробовать – и я пойму…
предмет
тема
учебная задача
описание учебной ситуации