СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока русского языка на тему "Имя числительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока русского языка на тему "Имя числительное" включает задания насовершенствование навыков определения морфологических и синтаксических признаков имени числительного 

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное. 10 класс»

Учитель А.Д. Кинжибаева

Предмет русский язык

Класс 10 «А»

Тема: Имя числительное

Цели: 1. Продолжить работу по формированию у учащихся понятия о числительном, о значениях по разряду и по составу; совершенствовать навыки определения морфологических и синтаксических признаков имени числительного

2. Развивать речь учащихся, продолжить работу по формированию умений и навыков связно излагать мысли.

3. Воспитывать интерес к урокам русского языка, к деятельности Д. И. Менделеева

Тип урока: комбинированный

Форма урока – традиционная

Методы урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Материал к уроку: портрет Д.И. Менделеева, слайды, тесты по теме «Имя числительное», схемы, таблицы

Работа со словами: набросок, убедительно, мироздание, сообразуясь

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся

- Чтение текста о Д.И. Менделееве, стр.102

Словарная работа. Обратите внимание на значение слов набросок, убедительно, мироздание, сообразуясь (на интерактивной доске):

Набросок. Предварительно, бегло, в общих чертах сделанный рисунок, изложение и т.п. Набросок таблицы химических элементов.

Убедительно (нареч.). Настоятельно, настойчиво. Убедительно просили.

Мироздание. То же, что и мир, вселенная. Существование в мироздании.

Сообразуясь. Согласовывая свои действия с чем-н., делая их соответствующими чему-н. Сообразуясь с химическими свойствами элементов.

- Какова основная мысль текста?

- Что вы узнали об открытии периодической системы?

- Что вы еще узнали о нем? Что вас больше всего поразило, удивило в деятельности Д.И. Менделеева? Почему?

- Определите стиль текста и тип речи, аргументируйте свой ответ.

- Выполните морфологический разбор слов химические (элементы), важнейшими (свойствами).

Морфологический разбор.

Химические (элементы)прилаг.

  1. (Какие?) химические. Н.ф. – химический.

  2. Пост. – относит.

  3. Непост. – В.п., мн.ч., определение.

Важнейшими (свойствами) – прилаг.

  1. (Какими?) важнейшими. Н.ф. – важнейший.

  2. Пост. – качеств.

  3. Непост. – прост. ф. превосх. степ., полная ф., Т.п., мн. ч., определение.

III. Изучение нового материала

- Давайте вернемся к тексту. Вам встретились цифры 17, 1834, 1907, 1869. Можно написать их словами? Как эти слова называются?

- Ваши одноклассники подготовили презентацию по теме «Имя числительное». Кайыржан и Асылхан. Послушаем их.

IV. Выводы по презентации (слово учителя, слайды № 1-5).

V. Закрепление изученного материала

1) Напишите числа словами: 5, 16, 29, 74, 185, 873, 1996, 1000000 (слайды № 6-7)

2) Объяснительный диктант. Вставьте пропущенные буквы (слайды № 8-9): один…адцать, мил…иард, шес…надцать, восем…сот, четырнадцат…, шест…десят… четыр…тысячный, сем…сотый, ст… сорок… пят…мил…ионный, сорок…летний, пять тысяч… трист… сем…десят восемь, тр…тонный

3) Определите, каким членом предложения являются числительные.

Работа с текстом. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Числительные запишите словами (слайды № 10-11).

  1. Они наблюдали на звездном небе движение 5 планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли 7 небесных светил.

  2. Так возникла (семи)дневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

  3. Примерно 4 тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания.

  4. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из 7 дней посвящать одному из 7 божеств.

4) Просклоняйте числительные в составе словосочетаний пять планет, семь дней, двадцать восемь суток.

5) Выполнение упражнения 146

VI. Подведение итогов урока. Контроль знаний и умений

Тестовые задания по теме «Имя числительное»

I вариант

  1. Имя числительное – часть речи, которая обозначает:

а) действие предмета:

б) количество предметов и порядок при счете:

в) указывает на предмет, количество.

2. Определи количественные числительные:

а) сорок, тысяча, три;

б) пятый, сотый, двести второй;

в) одна четвертая, третий, пятьдесят

3. Числительные, имеющие сходство с прилагательными, называются

а) количественными;

б) порядковыми;

в) собирательными

4. Числительные, отвечающие на вопрос сколько? называются:

а) притяжательными;

б) количественными;

в) порядковыми

5. Количественные числительные изменяются:

а) по родам;

б) по числам;

в) по падежам

6. Составными называются числительные, состоящие из:

а) двух или более слов;

б) одного слова;

в) словосочетания

7. Мягкий знак на конце пишется у числительных:

а) от 50 до 80;

б) от 500 до 900;

в) от 5 до 20, 30

8. Склоняются, как существительные 3 склонения, числительные:

а) от 5 до 30;

б) от 50 до 80;

в) 200, 300, 400

9. Во всех падежах кроме И.п. и В.п., имеют окончание –а числительные:

а) 40, 90, 100;

б) 50, 80, 70;

в) 200, 300, 400

10. Определи составные числительные:

а) 100, 1000, 200;

б) 22, 101, 36;

в) 900, 600, 40

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

а

б

б

в

а

в

а

а

б


II вариант

  1. Порядковые числительные в предложении являются:

а) определением;

б) дополнением;

в) обстоятельством

2. Имя числительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы:

а) Какой? Чей?

б) Кто? Что?

в) Сколько? Какой?

3. Мягкий знак пишется в середине у числительных:

а) 50, 20, 30;

б) от 50 до 80, от 500 до 900;

в) от 30 до 90

4. На какие две группы делятся числительные?

а) относительные, качественные;

б) личные, отрицательные;

в) количественные, порядковые

5. Чем отличаются простые числительные от составных числительных?

а) значением;

б) вопросами, на которые отвечают;

в) количеством слов

6. Какие числительные склоняются как существительные 3 склонения?

а) от 5 до 30;

б) от 50 до 80;

в) 40, 90, 100

7. Склоняются как имя прилагательное:

а) составные числительные;

б) порядковые числительные;

в) количественные числительные

8. Какие числительные имеют только две падежные формы?

а) 200, 300, 400;

б) от 500 до 900;

в) 40, 90, 100

9. Определи количественные числительные:

а) сто, пятнадцать, миллион;

б) пятый, сотый, тысячный;

в) пятьдесят, второй, миллионный

10. Определи составные числительные:

а) сто, пятнадцать, миллион;

б) пятый, сотый, тысячный;

в) пятьдесят два, две тысячи тринадцатый, две третьих

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

в

б

в

в

а

б

в

а

в


Шкала оценок:

«5» - от 9 до 10

«4» - от 6 до 8

«3» - от 4 до 5

«2» - от 0 до 3

VIII. Домашнее задание

1. Упражнение 147, стр.103. 2. Подготовить сообщение «Роль имени числительного в нашей жизни», «Священное число семь».

IX. Комментированное выставление оценок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!