Просмотр содержимого документа
«Приём здоровьесберегающих технологий. Из опыта работы классного руководителя.»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, ориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, воспитание у учащихся стремления к здоровому образу жизни. Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
Отсутствие назидательности и авторитарности
Элементы индивидуализации обучения
Наличие мотивации на здоровый образ жизни
Комфортные условия обучения в ОУ
Наличие физкультминуток
Наличие гигиенического контроля.
Включение в образовательный процесс методических приёмов и средств, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, не требует больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т.д.
За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический материал по обеспечению здоровья школьников в образовательном процессе на уроке.
Немаловажным фактором здоровьясбережения является психическое состояние ученика, его настроение на уроке, общение с одноклассниками. Учитель помогает создать атмосферу комфорта в период обучения.
В своей практике применяю метод посадки учащихся за парты, который отвечает и желаниям ученика, и условиям учителя одновременно. В начале четверти первыми, выбрав своё место, рассаживаются девочки. Условие учителя: девочки садятся по одной за парту. Далее мальчики по желанию выбирают своё место рядом с девочками. Условие учителя: за партой сидят девочка и мальчик. В начале следующей четверти первыми рассаживаются мальчики по одному за парту. Далее девочки занимают места по желанию. Такой подход позволяет сохранять между одноклассниками дружественные и толерантные отношения (каждый ребёнок имеет право выбора места и соседа по парте). Учащийся самостоятельно выбрал место посадки и товарища по парте, если не в 1 четверти, то во 2 четверти это обязательно произойдёт. Вместе с тем, сохраняется возможность организации эффективной деятельности учащихся на уроке. Ребёнок понимает, что с правом выбора у него сохраняется обязанность ответственного отношения к учебным занятиям. В единичных случаях возможна пересадка учителем учащихся с проблемами зрения на первые парты. Из опыта: учащиеся всегда с интересом, с радостным настроением подходят к пересадке. И не важно, когда это происходит: в пятом или десятом классе. Это своеобразная игра. И дети участвуют в ней с большим удовольствием. Учитель имеет возможность увидеть предпочтения ребят в общении, кому с кем в классе комфортнее, к кому они могут обратиться за помощью. И, очень важным является то, как строят общение девочки и мальчики в период образовательного процесса. Происходит заметное улучшение психологического климата в коллективе, повышение мотивации к учебной деятельности, рост учебных достижений.