Приёмы педагогической техники

Категория: Всем учителям

Описание приёмов педагогической деятельности

Просмотр содержимого документа
«Приёмы педагогической техники»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа №112 города Донецка»

Литвиненко Елена Владиславовна

Учитель математики и информатики































«Кольца Венна»

Способ «Кольца Венна», или же «Диаграмма Венна», стал деятельно использоваться в рамках технологии становления критичного мышления. В первый раз способ описан британским научным работником Джоном Венном в книжке «Символическая логика». Это графический метод, который применяется, когда надо сопоставить два или же больше понятий, методов, предметов.

На уроке выявляются 2 или же больше мнений, определений, явлений, которые надо сопоставить. К примеру, на уроке математики, можно сопоставить свойства различных геометрических фигур – квадрата, ромба, трапеции.

На уроке литературы — героев произведения. К примеру, составить диаграмму Венна, по сравнению членов семьи Ростовых в романе «Война и мир».

На уроке обществознания по теме «Мыслители времен Просвещения» можно сопоставить идеи различных мыслителей, вычленяя совместные идеи и уникальные для каждого.

Дальше учащиеся изображают кольца и заполняют графы. На рубеже осмысления (закрепления материала) выполняется рассмотрение составленных диаграмм (в парах, в группах).

Для каждого урока можно избрать необходимую численность колец — в зависимости от числа сравниваемых понятий, предметов.

В курсе Информатики и ИКТ основной и старшей школы рассматриваются такие важные темы как «Основы логики» и «Поиск информации в Интернет». При решении определенного типа задач удобно использовать диаграммы Эйлера-Венна.

При изучении темы «Поиск информации в Интернет» рассматриваются примеры поисковых запросов с применением логических связок, сходственным по смыслу союзам «и», «или» русского языка. Смысл логических связок становится более понятным, если показать их с помощью графической схемы – кругов Эйлера (диаграмм Эйлера-Венна).

Логическая связка

Пример запроса

Пояснение

Круги Эйлера

& - «И»

Париж университет

Будут отобраны все страницы, где упоминаются оба слова: Париж и университет

Рис.1

| - «ИЛИ»

Париж университет

Будут отобраны все страницы, где упоминаются слова Париж и/или университет

Рис.2

Круги Эйлера (диаграммы Эйлера-Венна) находят практическое применение при решении заданий в формате ЕГЭ и ГИА и при решении содержательных логических задач.

Таким образом, «Кольца Венна» помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по изученной теме.

«Лови ошибку!»

Педагогический прием, который возник из реальных ошибок учителей, благодаря их же находчивости и креативности стал действенным и популярным.

Впервые была рассмотрена в  А.А. Гина «Приемы техники». При нового материала желая заострить учащихся на месте в задании, намеренно допускает (одну или ). Обнаружив неточность, вносят коррективы, правильный вариант.

материал проверяемого знаком ученикам, этот методический провоцирует возникновение успеха на . А если материал , то успешные ошибки, одобренные похвалой и восхищением , позволят детям себя исследователями и .

Учитель в своем допускает ошибки, следует найти, раздаются тексты, в явно искаженная или запутанные , маршруты, последовательность , героям приписывают мысли и поступки, неверные толкования и процессов.

Учитель найти в тексте (, задании) ошибки. указать количество . Филологи рекомендуют в текстах две- явные ошибки, -три типичные, малозаметную. Выявление ошибки свидетельствует о знании предмета и развивает критическое мышление учеников.

Этот же методический прием можно применить как командную игру. Каждая команда готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза двойная и обоюдная - чья команда лучше, спрячет свои ошибки и кто больше и быстрее найдет.

Подготовка учителя должна быть . Важно учитывать учащихся, имеющиеся и опыт, необходимые обнаружения ошибок, правильного варианта и своего выбора. :

  • предупредите детей о ошибок, неточностей, информации в задании;

  • установку найти количество неверных , внести правки. высоком уровне у детей и большом работы с подобными можно не число ошибок в ;

  • применяя прием « ошибку!» на с младшими школьниками, им с помощью , жестов на неточности;

  • составляя , продумайте с позиции , по каким он найдет , какие аргументы в пользу своей зрения;

  • используйте в начале урока активизации имеющихся , в середине урока повторения изученного , на этапе с целью подведения ;

  • не переусердствуйте. принципу «хорошего — »;

  • обязательно после ошибки, акцентируйте детей на варианте так, чтобы именно он отложился в сознании.

  • используйте доску, мультимедиа, карточки;

  • организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители;

  • индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте в качестве контроля или работы с одаренными или отстающими учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий).

Учитель дает определенный и найти в ошибки даже их Конечно, таких есть 2-3 еще 2-3 другие малозаметны. И одну может даже на специалист. такой может действительно знание Если ученикам возникает ситуация Если новый, могут себя исследователями,

Этот прием использовать при участии Каждая готовит дома (или на рассказ с из темы или и его команде. для экономии времени заготовленными дома с Здесь двойное кто скроет и кто найдет.

Примеры приема ошибку» на по предметам.

Русский язык

Ошибки в : крыльцо»

Литература

«А.С. величайший поэт века литературы» века).

Математика

2 + 2 × 2 =  8. Так если прибавить, а умножить - «ошибкоопасное» Сначала потом сложение. Правильный 6.

Необходимо что «Лови ! не смысла, если не доказать то есть имеет место для уже на тот учениками.

Таким образом, «Лови ошибку» - универсальный приём, активизирующий внимание учащихся, который формирует: умение анализии ровать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.



«Шесть шляп»

Метод шляп - это один из основных по мышления, английским психологом и в творческого Эдвардом де В книге шляп / «Six Hats», де Боно рассматривает приемы структурировать как так и умственную ее продуктивной и шляп» - рефлексивный и на Формирует свой умение событиям, фактам; к миру и себе. на и приобрести из Владельцам дать оценку , деятельности в от при любой способ мышлением и . Один из мышления.

Обучить  сознавать черты и четко его с с более успешного  хода мышления   поставленных задач.
  дает  разбить понимание в 6 видов, либо систем, каждому с отвечает фигуральная многоцветная "шляпа".  Подобное разделение дает употреблять режим успешнее, и мышления больше и

Красная цвет на об Она с интуицией, и Здесь не ничего Ваши существуют, и шляпа дает их

шляпа. цвет на о и Под шляпой мы найти и предложения, и победы, найти ресурсы. Черная цвет о сﺍудьи и остоﺍрожность. шляпа - кﺍритики и она и и почемﺍу может Зеленая . цвет о росте, жизни. - это твоﺍрчества, , подходов и точек цвет на о В мы ны той котоﺍрую необходима для : факты и Синяя в , поставить мышления и мы полﺍучить в . наблюдения за и им целей, и т. п.). Пример использования «Шесть шляп» в урока, в качестве .

Предлагаю вам итоги нашего . У нас есть шляпы: оранжевая, красная, синяя, желтая. Давайте поделимся на группы и представитель от каждой подойдет  к столику и выберет  шляпу, того цвета, которая ему понравилась. На размышления учащихся даётся 3 минутки.

Итак, красная - шляпа эмоций. Учащиеся в этой шляпе будут  анализировать урок с позиции чувств.  Вы не думаете, вы чувствуете, вас переполняют эмоции.

Желтая - шляпа оптимизма. Учащиеся  в жёлтой шляпе будут искать только всё самое лучшее, будут смотреть на содержание урока только  с позиции оптимиста. Что  понравилось больше всего? Какое задание? Почему это стоит знать и применять на практике?

Оранжевая - шляпа творчества. Учащиеся в  оранжевой шляпе  невероятно творческие люди. Они попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления. Какие новые идеи у вас появились? Как можно еще применять полученные знания?

Синяя - шляпа мудрости. Учащиеся в синей шляпе размышляют о пользе, которую приносят новые знания, вы мудрецы! Мы просим вас поделиться  тем, что вы сегодня узнали нового на уроке. Как следует применять полученные знания для эффективного достижения целей?

Таким образом, приём «Шесть шляп» - лёгкий и практический способ, который способствует преодолению трех основательных проблем, которые тесно связаны с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу.














Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас