МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №105
КУПИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Доклад: Приёмы работы для развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения
Учитель: Цыганкова Е.Л.
Слайд 1
- Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления:
Приёмы работы для развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения
В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с дисплея телефона.
Дети овладевают телефоном раньше, чем учатся читать, ориентируются лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из учебника «Литературное чтение», а в последствии – попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.
Пробуждать и развивать интерес к чтению – одна из важнейших задач учителя. Базовым предметом для этого является урок литературного чтения.
Слайд 2
В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы с текстом. Предлагаю вашему вниманию приёмы работы, которые я использую на уроках в рамках современных педагогических технологий.
Слайд 3
Приём – «Чтение с остановками» Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии
сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внима-тельного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Слайд 4
Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
На слайде представлен пример опросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.
Слайд 5
Приём «Знаю, хочу узнать, узнал » Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Слайд 6
Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при
составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста.
Данный прием использую после чтения всего произведения.
В конце урока делается совместный вывод. Такой приём можно использовать, работая над рассказом М. Зощенко «Золотые слова».
Слайд 7
Приём «Синквейн» В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Слайд 8
Также применяю элементы игровой технологии, которые обеспечивают достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.
При закреплении изученного материала: Слайд 9
В 1 классе предлагаю задания на уровне слова:
- Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву С.
СОРОКАСОМАНАНАСДЕТИСОСНАСОКРЯБИНАСТОЛ
- Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.
- Сложи слово из перепутанных букв (касоаб – собака).
Начиная со 2 класса, данные задания усложняются:
- задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А также развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Слайд 10
Приём «Крестики-нолики». Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.
Применяю технологию разноуровневого обучения. В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабочитающими учениками, даю разноуровневые задания к текстам, что помогает поддержать интерес к чтению, повышать уровень усвоения знаний учащихся.
Слайд 11
В рамках работы по развитию читательского интереса особенно актуальна информационно-коммуникационная технология. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий использую толковый и энциклопедический словари.
Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным является использование возможностей мультимедийной презентации (программа Power Point). Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы (при необходимости!).
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитывать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой «есть соучастие в творчестве».
Слайд 12 Спасибо за внимание