«Приёмы работы учителя начальных классов по формированию здорового образа жизни»
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
(Всемирная организация здравоохранения)
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Многочисленные исследования последних лет показывают, что:
- около 25-30 % детей, приходящих в 1 классы, имеют те или иные отклонения в здоровье;
- за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза;
- число близоруких детей увеличивается в 3,9 – 12,3 %;
- с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 – 16,4 %;
- нарушение остроты зрения по России до 30-40 %.
По мнению специалистов – медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит?
Видимо дело в том, что мы взрослые, считаем: для детей самое главное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружиться голова, если организм ослаблен болезнями?
Как помочь детям, как сделать так, чтобы они стали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость?
В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления».
В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения.
Оздоровительные минутки на уроках в начальной школе.
Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Устранить переутомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.
Продолжительность активного внимания на уроке составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у детей резко падает работоспособность, 50 % учащихся начинает отвлекаться.
На своих уроках использую следующие средства, способствующие отдыху и восстановлению работоспособности:
- физкультминутки;
- пальчиковая гимнастика;
- эмоциональные разрядки или «минутки покоя»;
- гимнастика для глаз;
- подвижные дидактические игры;
- динамические паузы (адаптационный период 1 класс).
Проводимые упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны детям, а также доступны на ограниченной площади.
Физкультурно-познавательный компонент на уроках русского языка.
На своих уроках русского языка активно использую физкультурно-познавательный компонент. Так, проводя орфографические минутки и минутки чистописания, использую поговорки, скороговорки, загадки, пословицы на тему здоровья. Ребята объясняют значение пословиц, а также объясняют и вставляют пропущенные орфограммы.
При изучении темы «Имена прилагательные» предлагаю подобрать синонимы и антонимы для характеристики здорового человека (сутулый, сильный, ловкий, бледный, румяный, подтянутый) и т. д.
По теме «Приставки», учащиеся определяют значение приставок по-, раз-, за- в словах бег, разбег, побег, забег, а затем вставляют эти слова в предложения или составляют самостоятельно. В ходе работы ведется беседа о здоровом образе жизни, о занятиях учащихся в спортивных кружках. После беседы ребята пишут сочинения о любимом виде спорта.
По теме «Правописание слов с парными согласными» предлагаю составить и записать словосочетания со словами спорт, площадка, футбол, бег, прыжки, игрок, шест, сетка, матч, холод, грипп, душ, лед и т. д.
Работая со словарными словами: теннис, футбол, хоккей, дети знакомятся с этими видами спорта. Узнают, какие полезные качества развивают эти виды спорта. Каких знаменитых спортсменов они знают. Для чего нужно заниматься спортом и т. д.
Часто к урокам русского языка подбирается материал, который способствует формированию интереса к занятиям физкультурой. Так, ребятам предлагается прочитать стихотворение и выписать существительные, относящиеся к спорту или выписать глаголы, говорящие о здоровом образе жизни, или найти слова с безударными гласными в корне и т. д. Соответствующие материалы подбираются и к другим программным темам. Проводимые беседы на уроках, заставляют задуматься о необходимости заняться спортом.
Уроки математики с позиции здоровьесбережения.
На состояние здоровья детей в период обучения в школе влияют не только уроки физ-ры, но и то, как и чему учат на уроках математики. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач учителя, но при этом, учитывая принцип «НЕ навреди». Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Традиционно проблему развития познавательного интереса ребенка решаю средствами занимательности в обучении математики. Появление на уроке необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми для детей понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, уже все ясно и понятно. Наконец, проникновение в методику элементов игровой деятельности, которая, естественно, присуща ребенку. Повышая эмоциональную составляющую учебного процесса, можно существенно повысить эффективность усвоения знаний, и самое главное, сохранить психологическое здоровье учащихся. Увлеченный ребенок никогда не переутомиться. Безделье на уроке – самый опасный для здоровья детей вид нагрузки. Наибольшую радость учащиеся получают от работы, позволяющей им проявить себя как личность. С этой целью предлагаю дифференцированные задания, в которых использую пословицы, кроссворды и т. д. Хочется отметить, что подобные задания желательно проводить как можно раньше. Чтобы у одних учащихся пробудить, а у кого-то закрепить желание заниматься математикой. Опыт показывает, что детям под силу сочинить «математическую сказку», где действующими лицами становятся цифры, знаки, фигуры. С большим удовольствием на уроках дети решают старинные исторические задачи, задачи-шутки, отгадывают загадки и т. д. Задания занимательного характера использую во время устного счета или на уроках закрепления пройденного материала. Игровые занимательные моменты, дающие большой эмоциональный всплеск, позволяют снять психологическое и физическое напряжение учащихся. У ребят появляется интерес учебе, появляется вера в свои силы, дети перестают бояться неудач, появляется смелость браться за сложные задания.
«Мир природы и человека» в рамках здоровьесберегающих технологий.
Прогрессивные возможности отдалили нашего современника от его естественного окружения. В результате выросли поколения людей, полностью отчужденных от природы. А это все приводит к широко распространившимся неврозам, психическим заболеваниям, депрессиям, алкоголизму, наркомании. Человек теряет гармонию с окружающим миром и самим собой. Период младшего школьного возраста – это возраст, когда ребенок чувствителен к чужой боли, ищет родства с природой, любит растения и животных, тонко чувствует их красоту. Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. И если правильно вести работу по воспитанию здорового образа жизни, то перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках. Какие средства помогут сформировать потребность заботиться ос воем здоровье и здоровье других людей, вести здоровый образ жизни? Ответы на эти вопросы заложены в арсенале традиционных для школы средств, имеющих огромный здоровьеформирующий потенциал, а именно учебная дисциплина «Мир природы и человека». Действительно данный предмет включает в себя достаточно много тем, позволяющие формировать понятия о здоровом образе жизни. Это «Времена года», «Человек - живой организм», «Береги здоровье», «Питание и здоровье», «Безопасность на дорогах» и. д. Большой интерес у детей вызывают уроки, проходящие в нетрадиционной форме: уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-КВНы. Такие уроки дают возможность каждому ученику принять участие в достижении цели урока. Таким образом, создавая специальные условия для активизации здоровьеформирующего потенциала, повышая уровень знаний о здоровье, формируется мотивация к ведению здорового образа жизни.
Внеурочная работа в аспектах здоровьесбережения.
В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеурочная работа с учащимися. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т.д. Для эффективности работы в этом направлении использую следующие методы и формы работы: тематические и информационные занятия, праздники, экскурсии, конкурсы, соревнования, беседы, дискуссии, походы, диагностика изучения личности, тесное взаимодействие с социально-культурной сферой.
Заключение.
Понятна истина: если нет здоровья, все остальное бессмысленно.
Владея современными педагогическими знаниями, используя здоровьесберегающие технологии, получаю положительные результаты.