Солтүстік Қазакстан облысы
Тайынша ауданы
Ильич орта мектебі
Бағдарлама
Программа
прикладной курс
«Проблемы биогеографии»
для 10-11 класса
общеобразовательных школ
естественно- математического направления
биогеографического профиля.
с. Ильич
2017-2018 г
Автор и составитель программы прикладных курсов
«Проблемы биогеографии» для 10-11 класса общеобразовательных школестественно- математического направлениябиогеографического профиля Абжатова А.Б
учитель биологии.
Цель программы – ознакомить учащихся чтосообщества и организмы - объекты не только биогеографии, но и биологии и экологии.
Данная программа знакомит учащихся с решением теоретических проблем и практических задач в биогеографии, также используется широкий арсенал географических методов, среди которых важнейшую роль играют сравнительно-географический и картографический методы; при этом требуется глубокое знание биологических свойств и экологии растительных и животных организмов, умение широко использовать данные о специфике взаимодействий организмов и сообществ друг с другом и со средой.
Литература для учителя
Воронов А. Г., Дроздов Н. Н., Криволуцкий Д.А.,
Мяло Е. Г. Биогеография с основами экологии. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 392 с.
Дроздов Н.Н , Мяло Е. Г. Экосистемы мира. - М.: ABF, 1997. - 340 с.
Леме Ж. Основы биогеографии. - М.: Прогресс, 1976. - 308 с.
Петров К.М. Биогеография с основами охраны биосферы
2001. - 376 с.
Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. - М.: Прогресс, 1980. - 327 с.
Шмитхюзен И. Общая география растений. - М.: Прогресс, 1966. - 307с.
Вернадский В. И. Биосфера. - Л., 1926. - 146 с.
Гептнер В. Г. Общая зоогеография. - М., 1936. - 382 с.
Литература для ученика
Автор: Дроздов Николай Николаевич, Второв Петр Петрович, Королева Н. В.Издательство: Владос, 2001 г.
Биогеография. Абдурахманов Г.М. и др. М.: Академия, 2003. - 480 с.Основы биогеографии Вячеслав Мордкович В. Г.
Географические науки Автор: Мордкович В. Г.Год: 2005. Товарищество научных изданий.
Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. - М.: Прогресс, 1980. - 327 с.
Шмитхюзен И. Общая география растений. - М.: Прогресс, 1966. - 307с.
31 | Биогеографические методы и подходы являются определяющими. | 1 | | Семинар |
32 | Основные подходы к изучению живого покрова планеты в современной биогеографии. | 1 | | Лекция |
33 | Труды (в развитие биогеографии) исследователей различных научных школ и направлений | 1 | | Лекция |
34 | Итоговое повторение | 1 | | Тесты |
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Зам. директора Директор школы
протокол №1 ________ ________
от «______»___________2017 г «______»___________2017 г «______»___________2017 г
Бағдарлама
Программа
прикладной курс
«Проблемы биогеографии»
для 10-11 класса
общеобразовательных школ
естественно- математического направления
биогеографического профиля.
2017-2018 г
Нормативно- правовые документы:
Закон РК «Об образовании»
Концепция 12-летнего обучения
Концепция пред профильной подготовки учащихся и профильного обучения старшеклассников.
Методические рекомендации по организации и учебно- воспитательного процесса на старшей ступени общеобразовательной школы.
Государственный общеобразовательной стандарт образования РК.
Требования к усвоению программы:
Изучить проблемы биогеографии для познания истории Земли, эволюции живой природы и правил природопользования.
Цель: сформировать понятие о проблеме биогеографии и ее значения для жизни человека и всего живого.
Задачи: формирование знаний о географическом распространении живых организмов и их сообществ, закономерностях структуры растительного покрова и животного населения планеты в целом и отдельных ее регионов.
18 | Экоразвитие | 1 | | Лекция |
19 | Ареал и его границы | 1 | | Лекция |
20 | Эндемизм | 1 | | Семинар |
21 | Дискуссия на тему: «Ареалы и экология видов» | 1 | | Тесты |
22 | Историческая биогеография | 1 | | Лекция |
23 | Тесты по теме «Становление биогеографии как науки» | 1 | | Тесты |
24 | Дискуссия на тему: «Современные проблемы в географии» | 1 | | Лекция |
25 | Экологические причины | 1 | | Семинар |
26 | Биогеография и экология | 1 | | Беседа |
27 | Данные, не поддающиеся объяснению с точки зрения теории эволюции | 1 | | Лекция |
28 | Тесты по теме «Биоразнообразие» | 1 | | Тесты |
29 | Геологические процессы(производящих целые перевороты в мире флоры и фауны) | 1 | | Лекция |
30 | «Флоры, фауны и биоты» | 1 | | Лекция |
7 | Дискуссия на тему: «биогеоценоз» | 1 | | Лекция |
8 | Экологическая биогеография | 1 | | Практическое занятие |
9 | Основные понятия биогеографии | 1 | | Лекция |
10 | Биогеография и экология | 1 | | Лекция |
11 | Тесты по теме «флоры, фауны и биоты» | 1 | | Тесты |
12 | Биогеография в свете учения о сотворении | 1 | | Практическое занятие |
13 | Биогеография в свете эволюционного учения | 1 | | Лекция |
14 | Экологические причины | 1 | | Семинар |
15 | Дискуссия на тему: «Исторические причины» | 1 | | Лекция |
16 | Исследование географии | 1 | | Лекция |
17 | Биогеография в свете эволюционного учения | 1 | | Семинар |
Пояснительная записка
Предлагаемый прикладной курс написан в соответствии с программами дисциплин для биогеографических и экологических специальностей.
Поскольку биогеография неразрывно связана с экологией на всем протяжении своего развития, в учебные планы географических и экологических специальностей включен в настоящее время ряд курсов экологического содержания.
В разделе данного курса рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и фундаментальным законам экологии.
В задачи прикладного курса входит формирование знаний о географическом распространении живых организмов и их сообществ, закономерностях структуры растительного покрова и животного населения планеты в целом и отдельных ее регионов. Знание основных положений биогеографии необходимо для решения вопросов природопользования, охраны природы, биоиндикации и мониторинга состояния окружающей среды.
Данный курс должен пополнить знания учащихся, а также ориентировать учащихся на дальнейшее обучение в профильных: естественно- научных, химико- биологических, эколого- географических классах старшей ступени обучения.
Учащиеся должны знать, уметь и владеть:
Знать:
- Решении теоретических проблем и практических задач в биогеографии;
- Основные положений биогеографии, которое необходимо для решения вопросов природопользования,;
- Эколого-географические принципы рационального природопользования в свете концепции «устойчивого развития»;
- Воспитательное и развивающее значение биогеографии как науки.
Уметь:
- Использовать путь анализа фаун и флор, который представляет «экологическая биогеография», исследующая закономерности распространения сообществ, образуемых совместно обитающими растениями, животными, микробами;
- Работать с различными источниками знаний;
- Применять полученные знания при изучении других дисциплин.
Владеть:
- Новыми научными достижениями в области биогеографии;
- Представлениями об основах эволюции живой природы.
Тематическое планирование
учебного материала
для 10-11 класса.
34 часа, 1 раз в неделю
№ урока | Тема занятия Сабақ тақырыбы | Сағат Часы | Сроки | Форма проведения |
1 | Введение в биогеографию. | 1 | | Лекция |
2 | Проблемы сохранения биологического разнообразия | 1 | | Лекция |
3 | "Биоразнообразие" | 1 | | Семинар |
4 | Понятия "жизнь на Земле" | 1 | | Лекция |
5 | Дискуссия на тему «Уровни биоразнообразия» | 1 | | Лекция |
6 | Термин "сообщество" | 1 | | Семинар |