Просмотр содержимого документа
«Применение учебного пособия для 8 класса А.В. Камкина «Социокультурные истоки» в учебном предмете «Искусство» в 9 классе»
Г.Н. Корнякова, учитель МБОУ «Белослудская школа»
Применение учебного пособия для 8 класса А.В. Камкина «Социокультурные истоки» в учебном предмете «Искусство» в 9 классе
Учебное пособие «Истоки» для 8 класса посвящено размышлениям об истоках человеческого творчества. Плоды его не только украшают нашу жизнь, но и обогащают наш разум, облагораживают и одухотворяют наши сердца. В этом связь его с искусством.
В книге представлены четыре пути к истокам творчества. Первый путь ведет к размышлениям о смысле творчества, о духе и формах. Он позволяет заглянуть в свой собственный мир и найти свои способности к творчеству. Второй путь ведет в мир образов - мир Божественный, природный, человеческий. Третий путь ведет в творческие порывы человеческого разума: научное творчество, техническое конструирование, просветительство. Путь четвертый рассматривает управленческие качества. Управлять необходимо не только государством, но и собственными возможностями и поступками, уметь жить в коллективе.
В ниже приведенной таблице рассматривается темы, в которых мы нашли применение пособия «Истоки» в предмете «Искусство».
Тема в учебнике «Искусство» | Тема в учебнике «Истоки» | Рассматриваемые вопросы |
Воздействующая сила искусства | Дух творчества | Что значит быть творцом, творческим человеком? В чем смысл творчества? |
Искусство и власть | Мотивы творчества | Каковы внутренние и внешние условия творчества? Как искусство воздействует на идеологию людей? |
Какими средствами воздействует искусство | Инструментарий художника | Какими средствами художник населяет земной мир новыми образами? |
Храмовый синтез искусств | Образы божественного мира | Как в человеческом творчестве может отражаться мир духовный, божественный? |
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении | Языки творчества | Как увидеть, почувствовать и прочитать языки творчества? |
Дар предвосхищения | Образы мира человеческого | Провидческий характер искусства. В чем заключается сила мифопоэтических образов? |
Какие знания дает искусство | О сути научного творчества | Каковы пути научного познания мира? |
Художественное мышление в авангарде науки | Техническое творчество | Как фантастические проекты в области искусства двигали техническую мысль? |
Художник и ученый | Пути и смыслы науки | В чем состоит моральная ответственность ученого за все, что он открыл и предложил миру? |
Архитектура исторического города | Храм как образ Божественного мира | В чем состоит единство духовной и материальной культуры? |
Вопрос к себе как первый шаг к творчеству | «Познай свои возможности» - активное занятие | Какие стороны творческой деятельности вам наиболее близки? |
В преподавании предмета мы постарались донести до учащихся мысль о том, что в каждом из нас есть искра творчества. Важно ее разглядеть, разжечь и соединить с добрыми дарами сердца и духа.
Результатом изучения курса для учащихся стали учебные проекты. Их темы разнообразны, но они отражают индивидуальность каждого ученика. Приведем названия некоторых из них: «Виртуальная экскурсия в музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское», «Астрономия: малая планета 2208 PUSHKIN», «Святая Елизавета Фёдоровна на иконе и религиозной картине», «Александра Федоровна Романова в фотографиях и на рисунках», «Изготовление буклета «Мой класс. Моя школа».
Применение «Социокультурных истоков» в изучении предмета «Искусство» привело нас к следующим выводам.
Курс «Истоков» в соединении с предметом «Искусство» заставляет задуматься о своем будущем, о выборе жизненного пути. Важно выбрать профессию, чтобы она доставляла радость себе и пользу людям.
2. Кроме того, мы увидели, что материал «Истоков» позволяет обогатить преподавание учебного предмета «Искусство» новым видением, истоковскими технологиями.
Литература:
А.В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2006.
Н.Б. Красикова. Истоки. Рабочая тетрадь для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2010.
Г.П. Сергеева. Искусство. 8-9классы: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г.Б. Сергеева, И.А. Кашекова, Е.Д.Критская. – 4-е изд., перераб. – М.: просвещение, 2014.