Тема урока | Природные ресурсы России. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цели | - обучающие: выявить природно-ресурсный потенциал России – развивающие: развивать познавательный интерес к географии; продолжить развивать навыки самостоятельной работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы; умение работать с раздаточным материалом, развивать умение сравнивать и обобщать получаемые знания; – воспитательные: стимулировать творческую активность учащихся, способствовать воспитанию толерантности и этики в процессе коллективного обсуждения вопросов изучаемой темы. |
Образовательные ресурсы | Политико-административная и физическая карта России, атласы, контурные карты, учебники. |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.. Формы: индивидуальный, фронтальный. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Знать: природно-ресурсный потенциал России | Познавательные: строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения и формулируют новые задачи. | Обладают готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Задачи | Планируемые результаты |
1. Закрепить понятие «природный ресурс» | 1. Дают определение понятию «природный ресурс» |
2. Изучить классификации природных ресурсов | 1. Называют группы природных ресурсов по генетической классификации 2. Называют группы природных ресурсов по экологической классификации 3. Называют группы природных ресурсов по величине запасов и степени изученности |
3. Определить минеральные ресурсы России и географию их размещения | 1. Перечисляют основные минеральные ресурсы, определяющие хозяйственную специализацию России 2. Называют субъекты РФ, обладающие основными запасами минеральных ресурсов. 3. Показывают перечисленные субъекты на политико-административной карте РФ |
4. Определить водные ресурсы России и их значение в хозяйственной жизни | 1. Называют крупнейшие реки РФ 2. Показывают на карте наиболее полноводные реки 3. Рассказывают о роли рек в хозяйственной жизни страны |
5. Определить почвенные ресурсы России | 1. Дают определение понятию «почва» 2. Называют самые плодородные почвы России (чернозём) и показывают субъекты РФ с самыми плодородными почвами 3. Объясняют причины дефицитности ресурса (значительная площадь страны находится в зоне многолетней мерзлоты и на заболоченных участках) 4. Поясняют, что следует понимать под Нечерноземьем |
6. Определить агроклиматические ресурсы РФ | 1. Дают определение понятию «агроклиматические ресурсы» 2. Поясняют отличие климатических ресурсов от агроклиматических 3. Называют субъекты РФ с наиболее благоприятными агроклиматическими ресурсами и показывают их на политико-административной карте РФ |
7. Определить лесные ресурсы РФ | 1. Приводят примеры лесоизбыточных и лесодефицитных районов |
8. Определить рекреационные ресурсы РФ | 1. Дают определение понятию «рекреационные ресурсы». 2. Приводят примеры объектов Всемирного наследия на территории России 3. Рассказывают о рекреационных ресурсах своего края |
9. Способствовать формированию ценностей географических знаний на примере изучаемой темы | 1. Осознание ценностей географического знания для использования в повседневной жизни |
10. Развивать умения работать в группе со статистическими данными, способствовать формированию географической культуры, развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта | Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации и формулировать выводы, определять термины и понятия, строить логически обоснованные рассуждения; Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности, планировать учебную деятельность; Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, понимать позицию другого |
Технологии: проблемное обучение, технология построения индивидуального образовательного маршрута
Этап | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент (1 минута) | Приветствие, включение в деловой ритм. | Подготовка к работе, настрой |
2. Мотивация учебной деятельности (2 минуты) | Просит назвать изображение на слайде. Спрашивает, как называются люди, коллекционирующие почтовые марки, рассказывает о своё хобби, делает акцент на возможности изучения географии с помощью почтовых марок (слайд 1) | Определяют, что на слайде изображена почтовая марка, посвящённая году экологии в России. Проговаривают, что люди, коллекционирующие марки называются филателистами |
3. Формулировка темы урока, постановка задач, проблемного вопроса для мотивации деятельности. (5 минут) | Делает акцент на репродукциях каждого обучающегося, спрашивает, почему мы объединились в круг, просит определить тему сегодняшнего урока (подводит к пониманию темы урока). Приложение 1 Просит дать определение понятию (слайд 2) Предлагает по опорным словам сформулировать задачи урока (формулируют задачи в совестной деятельности). Слайдовая презентация (слайд 3) Показывает на слайде картину Сикстинская мадонна, просит назвать автора (межпредметные связи с искусством). Приводит цитату профессора Ивана Бородина «Природа такой же уникум, как и картина Рафаэля. Уничтожить ее легко…» и предлагает ответить на вопрос: «Почему важно изучать обозначенную тему?» (мотивирует, чтобы изучаемая тема стала личностно значимой для каждого обучающегося) | Называют тему урока «Природные ресурсы». Природные ресурсы — компоненты природы, используемые человеком Используя опорные слова, формулируют задачи урока (рассмотреть, изучить, определить, познакомиться): 1. Классификации природных ресурсов 2. Какими ресурсами богата Россия, какие ресурсы дефицитны 3. Субъекты РФ, обладающие запасами при родных ресурсов Отвечают на вопрос – Рафаэль Варианты ответов: сохранить природу, грамотно и рационально распоряжаться ресурсами; каждый гражданин РФ должен знать географию своего государства; для будущей профессии, например, эколог; для успешной сдачи ГИА по географии; интересно. |
4. Применение знаний и умений в схожей и новой ситуации 3-4 минуты (7 минут – групповая работа, 8 минут – защита работ) | Предлагает решить первую задачу урока, используя репродукции марок (названия природных ресурсов), пообщаться и распределиться по группам. Подводит к пониманию, что произошло деление на группы по природной классификации (+ климатические). Рассказывает о существующих других классификациях (слайд 4) Организует групповую работу учащихся (4 группы – 16 человек) по реализации сформулированных 2 и 3 задач урока. Предоставляет право выбора обучающимся уровня сложности заданий. Приложения № 2,3,4,5 Организует отчёты групп. | Принимают учебную задачу, распределяются по группам: 1 группа – минеральные ресурсы, 2 группа – водные ресурсы, 3 группа – почвенные, 4 группа – лесные. Учащиеся работают в группах (группы сформированы на основании беседы с учителем, работающим с данным классом или на основе диагностики). Читают текст, выбирают только одно задание. Приложения № 2,3,4,5 Отчёты групп. |
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (4 минуты) | Подводит к пониманию, что географию можно изучать постоянно, в том числе и с помощью марок. Просит каждого по своей марке показать субъект РФ | Выполняют задание индивидуально, в режиме проверки по эталону проводят самопроверку. Выходят к карте, показывают субъект РФ |
6. Рефлексия и оценка результатов деятельности (3 минуты) | Просит соотнести сформулированные задачи урока с индивидуальным продвижением на уроке. Предлагает заполнить последнюю колонку рефлексивной таблицы (приложение 7). Таблица заполняется в течение урока. | Заполняют рефлексивную таблицу (выстраивают индивидуальный маршрут по коррекции выявленных проблем) |
7. Реализация индивидуального маршрута (5-6 минут) | Индивидуально выполнить задания по коррекции недостатков или задания высокого уровня (приложение 8) | На основе рефлексивной таблицы определяют уровень усвоения, отрабатывают базу (читают текст параграфа, проводят анализ карт) или выполняют задания творческого уровня |
7. Д/з (2 минуты) | Параграф 7 Стр. 49-50 (для всех). По желанию – сообщение (презентация) о рекреационных ресурсах своего края, доделать задания индивидуального маршрута | Записывают д/з |
8. Итог урока (1 минута) | Подводит к пониманию, что, несмотря на то, что РФ хорошо обеспечена минеральными (особенно топливными), водными, лесными ресурсами, мы должны бережно к ним относиться. Мы храним предметы старины как картины Рафаэля, так и природные ресурсы также требуют нашего разумного использования. Благодарит за работу на уроке | Отвечают на проблемный вопрос |