СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные ресурсы России. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природные ресурсы России. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий.

Просмотр содержимого документа
«Природные ресурсы России. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий.»




Технологическая карта урока № 9


Тема урока

Природные ресурсы России. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий.

Тип урока

Открытие новых знаний

Цели

- обучающие: выявить природно-ресурсный потенциал России

– развивающие: развивать познавательный интерес к географии; продолжить развивать навыки самостоятельной работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы; умение работать с раздаточным материалом, развивать умение сравнивать и обобщать получаемые знания;

– воспитательные: стимулировать творческую активность учащихся, способствовать воспитанию толерантности и этики в процессе коллективного обсуждения вопросов изучаемой темы.


Образовательные ресурсы

Политико-административная и физическая карта России, атласы, контурные карты, учебники.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический..

Формы: индивидуальный, фронтальный.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Знать: природно-ресурсный потенциал России


Познавательные: строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения и формулируют новые задачи.

Обладают готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.



Задачи

Планируемые результаты

1. Закрепить понятие «природный ресурс»

1. Дают определение понятию «природный ресурс»

2. Изучить классификации природных ресурсов

1. Называют группы природных ресурсов по генетической классификации

2. Называют группы природных ресурсов по экологической классификации

3. Называют группы природных ресурсов по величине запасов  и степени изученности

3. Определить минеральные ресурсы России и географию их размещения

 1. Перечисляют основные минеральные ресурсы, определяющие хозяйственную специализацию России

2. Называют субъекты РФ, обладающие основными запасами минеральных ресурсов.

3. Показывают перечисленные субъекты на политико-административной карте РФ

4. Определить водные ресурсы России и их значение в хозяйственной жизни

1. Называют крупнейшие реки РФ

2. Показывают на карте наиболее полноводные реки

3. Рассказывают о роли рек в хозяйственной жизни страны

5. Определить почвенные ресурсы России

1. Дают определение понятию «почва»

2. Называют самые плодородные почвы России (чернозём) и показывают субъекты РФ с самыми плодородными почвами

3. Объясняют причины дефицитности ресурса (значительная площадь страны находится в зоне многолетней мерзлоты и на заболоченных участках)

4. Поясняют, что следует понимать под Нечерноземьем

6. Определить агроклиматические ресурсы РФ

1. Дают определение понятию «агроклиматические ресурсы»

2. Поясняют отличие климатических ресурсов от агроклиматических

3. Называют субъекты РФ с наиболее благоприятными агроклиматическими ресурсами и показывают их на политико-административной карте РФ

7. Определить лесные ресурсы РФ

1. Приводят примеры лесоизбыточных и лесодефицитных районов

8. Определить рекреационные ресурсы РФ

1. Дают определение понятию «рекреационные ресурсы».

2. Приводят примеры объектов Всемирного наследия на территории России

3. Рассказывают о рекреационных ресурсах своего края

9. Способствовать формированию ценностей географических знаний на примере изучаемой темы

1. Осознание ценностей географического знания для использования в повседневной жизни

10. Развивать умения работать в группе со статистическими данными, способствовать формированию географической культуры, развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта

 

Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации и формулировать выводы, определять термины и понятия, строить логически обоснованные рассуждения; 

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности, планировать учебную деятельность;

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, понимать позицию другого

 

Курсивом выделены предметные результаты «выпускник получит возможность научиться»

Технологии: проблемное обучение, технология построения индивидуального образовательного маршрута

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

 

 

 

Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

(1 минута)

Приветствие, включение в деловой ритм.


Подготовка к работе, настрой

2. Мотивация учебной деятельности (2 минуты)

Просит назвать изображение на слайде.

Спрашивает, как называются люди, коллекционирующие почтовые марки, рассказывает о своё хобби, делает акцент на возможности изучения географии с помощью почтовых марок (слайд 1)

Определяют, что на слайде изображена почтовая марка, посвящённая году экологии в России. Проговаривают, что люди, коллекционирующие марки называются филателистами

3. Формулировка темы урока, постановка задач, проблемного вопроса для мотивации деятельности.

(5 минут)

Делает акцент на репродукциях каждого обучающегося, спрашивает, почему мы объединились в круг, просит определить тему сегодняшнего урока (подводит к пониманию темы урока). Приложение 1

Просит дать определение понятию (слайд 2)

 

Предлагает по опорным словам сформулировать задачи урока (формулируют задачи в совестной деятельности). Слайдовая презентация (слайд 3)

 

 

Показывает на слайде картину Сикстинская мадонна,  просит назвать автора (межпредметные связи с искусством). Приводит цитату профессора Ивана Бородина «Природа такой же уникум, как и картина Рафаэля. Уничтожить ее легко…» и предлагает ответить на вопрос: «Почему важно изучать обозначенную тему?» (мотивирует, чтобы изучаемая тема стала личностно значимой для каждого обучающегося)

Называют тему урока «Природные ресурсы».

 

Природные ресурсы — компоненты природы, используемые человеком

 

 

Используя опорные слова, формулируют задачи урока (рассмотреть, изучить, определить, познакомиться): 

1.      Классификации природных ресурсов

2.      Какими ресурсами богата Россия, какие ресурсы дефицитны

3.      Субъекты РФ, обладающие запасами при родных ресурсов

Отвечают на вопрос – Рафаэль

Варианты ответов: сохранить природу, грамотно и рационально распоряжаться ресурсами; каждый гражданин РФ должен знать географию своего государства; для будущей профессии, например, эколог; для успешной сдачи ГИА по географии; интересно.

4. Применение знаний и умений в схожей и новой ситуации

3-4 минуты

 

 

 

 

 

(7 минут – групповая работа,

8 минут – защита работ)

 

 

Предлагает решить первую задачу урока, используя репродукции марок (названия природных ресурсов), пообщаться и распределиться по группам. Подводит к пониманию, что произошло деление на группы по природной классификации (+ климатические). Рассказывает о существующих других классификациях (слайд 4)

 

Организует групповую работу учащихся (4 группы – 16 человек) по реализации сформулированных 2 и 3 задач урока. Предоставляет право выбора обучающимся уровня сложности заданий. Приложения № 2,3,4,5

Организует отчёты групп.

Принимают учебную задачу, распределяются по группам: 1 группа – минеральные ресурсы, 2 группа – водные ресурсы, 3 группа – почвенные, 4 группа – лесные.

 

 

 

 

Учащиеся работают в группах (группы сформированы на основании беседы с учителем, работающим с данным классом или на основе диагностики). Читают текст, выбирают только одно задание.

Приложения № 2,3,4,5

Отчёты групп.

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

(4 минуты)

Подводит к пониманию, что географию можно изучать постоянно, в том числе и с помощью марок. Просит каждого по своей марке показать субъект РФ

Выполняют задание индивидуально, в режиме проверки по эталону проводят самопроверку.

 

Выходят к карте, показывают субъект РФ

6. Рефлексия и оценка результатов деятельности (3 минуты)

Просит соотнести сформулированные задачи урока с индивидуальным продвижением на уроке. Предлагает заполнить последнюю колонку рефлексивной таблицы (приложение 7). Таблица заполняется в течение урока.

Заполняют рефлексивную таблицу (выстраивают индивидуальный маршрут по коррекции выявленных проблем)

7. Реализация индивидуального маршрута (5-6 минут)

Индивидуально выполнить задания по коррекции недостатков или задания высокого уровня (приложение 8)

На основе рефлексивной таблицы определяют уровень усвоения, отрабатывают базу (читают текст параграфа, проводят анализ карт) или выполняют задания творческого уровня

7. Д/з (2 минуты)

Параграф 7 Стр. 49-50 (для всех). По желанию – сообщение (презентация) о рекреационных ресурсах своего края, доделать задания индивидуального маршрута

Записывают д/з

8. Итог урока (1 минута)

Подводит к пониманию, что, несмотря на то, что РФ хорошо обеспечена минеральными (особенно топливными), водными, лесными ресурсами, мы должны бережно к ним относиться.  Мы храним предметы старины как картины Рафаэля, так и природные ресурсы также требуют нашего разумного использования. Благодарит за работу на уроке

Отвечают на проблемный вопрос

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!