СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Притча как средство духовно–нравственного ориентира в воспитании современных школьников»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по обмену опытом работы с притчами на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«"Притча как средство духовно–нравственного ориентира в воспитании современных школьников»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Преображенская средняя школа»















Притча как средство духовно-нравственного ориентира в воспитании современного школьника

Работу выполнила:

Кравцова Ольга Ивановна,

учитель русского языка

и литературы





















Преображенская

2023год

Содержание

  1. Введение:

- выбор правильного ориентира



2. Основная часть:

- ценность притчи

- притча на уроках русского языка и родной литературы

- притча – жанр, созвучный времени (краткость, чёткость, лаконичность - жанровые признаки притчи)

- «ограждение от пустоты души»

3. Заключение:

- притчи – это семена…

--притчи вдохновляют



























































Введение

Слайд 2

Я была приятно удивлена, когда он пожелал выйти к доске и написать ответ на вопрос: «Может ли родительская любовь принести вред ребёнку?»

Это был тот самый симпатичный мальчик низенького роста, со стильной стрижкой, в модной одежде и всегда новой обуви, внешне доброжелательный и никогда не работающий на уроке. Каждый учитель, преподающий в моём 8 классе, может легко понять, о ком я говорю: в вопросах учёбы совершенно не идущий на контакт ребёнок.

И вот он у доски выводит ответ…

Для меня это успех! Всё получилось!

Конечно, далеко не сразу. Зато теперь ко мне пришла полная уверенность: я всё правильно делаю и нужно продолжать.

Нашим детям нужна помощь. Но как помочь? Вариантов много: разнообразные методы и приёмы, современные электронные ресурсы, чтение книг…

Я предлагаю притчи. Древние, пришедшие из глубины веков, и современные.



























Основная часть Слайд 3 Два волка.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Слайд 4-5

Обычно после знакомства с содержанием дети берут небольшую паузу, обдумывая и подбирая нужные, точные слова. А затем следует разнообразная работа.

Слайд 6-7

Почему я выбрала притчи?

К этому жанру я обратилась при подготовке к районному конкурсу «Учитель года-2010». И с тех пор не расстаюсь…

Ценность притчи - в ее лаконичности и краткости.

Небольшой объём текста - на любом этапе обычного урока, всё зависит от учителя, который постарается правильно организовать работу.

Слайды 8

Издавна и до наших дней притчам было посвящено невероятное количество филологических исследований, но их загадка и до сих пор не раскрыта до конца. Даже поняв смысл притчи, осознаешь оставшееся ощущение тайны, чего-то невысказанного, необъяснимой прелести и красоты. Любимые притчи проходят с человеком через всю жизнь.

Моя любимая притча «Окно»

Я с ней познакомилась на курсах повышения квалификации в Волгограде уже много лет назад. Конечно же, использую её по-разному в разных классах.

Очень помогла она мне «собрать внимание» девятиклассников на весенних консультациях перед экзаменами в 2022 году. Мы работали над понятиями «милосердие», «сострадание», «надежда», «зависть».

Приглашаю вас посмотреть притчу, а потом я попрошу моих слушателей ответить на несколько вопросов.

Слайд 9

Просмотр притчи «Окно» в исполнении Светланы Копыловой

Видео (отдельно)

Слайд 10

ВОПРОСЫ:

- о чём говорится в притче?

- какие добродетели вы заметили в характере героев?

- какие отрицательные качества, показанные в притче, вы можете назвать?

- какие выводы вы сделали для себя?

- зачем мы сейчас познакомились с этой притчей?

- что вы почувствовали?

- о чём подумали?

- что поняли?

- что хотели бы изменить в притче?

А дальше – вы готовы написать изложение, сочинение, эссе…

Возможности использования притчи в целях воспитания практически безграничны.

Слайд 11

Если работать с ней на уроке русского языка в 8 классе по теме «Обобщающее слово при однородных членах предложения», то можно после просмотра притчи дать задание учащимся, например:

Слайд 12-13

Продолжите предложение, используя содержание и смысл притчи «Окно»:

  1. В притче «Окно» изображены положительные человеческие качества: …

  2. В притче мы наблюдаем проявление человеческих пороков:…

  3. Самые лучшие свойства и качества характера: ……..- мы развиваем в себе, знакомясь с притчами.

Учащиеся выполняют задание, учитель получает ответы детей и видит, что с человеческими ценностями в классе всё хорошо, и с однородными членами предложения тоже работа на должном уровне. Но если какие-то проблемы возникнут при выполнении задания – сразу будет видно, кому какая помощь потребуется. Равнодушных и отвлекающихся на другие темы при работе с притчами, как правило, не бывает.

Слайды 14-17 (пролистать с интервалом 2-3 секунды)

Родная литература

Предваряя изучение рассказа А.П.Чехова «Шуточка», подготавливая детей к анализу произведения, можно познакомить учащихся с притчей «Окно», затем дать задание по группам.

Слайд 18

Жанровые признаки притчи:

– малый объем,

– сказовая форма,

– кольцевая композиция,

– сюжет из обыденной жизни,

– иносказание,

– отвлеченное понятие,

– нравоучение.

Слайд 19

Притчи - это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.





Заключение

Почему мы любим притчи? Наверное, потому, что они говорят с нами о самом важном - о счастье, любви, дружбе, о предназначении человека и смысле жизни. Но не поучают, а лишь намекают, оставляя нам свободу самим искать смысл их ярких, неожиданных образов.

Слайд 20

Притчи вдохновляют на творчество

  • И восхищенья не тая

  • Великим гением народным,

  • Летит к потомкам песнь моя

  • Во славу притчи так свободно!

  • И нет препон, и нет преград:

  • Непревзойдённый жанр и лучший.

  • Забвенья цепи не грозят,

  • Ведь он спасает наши души…













Источники:

Докучаева, О. В. К вопросу о жанре притчи, её значении и происхождении / О. В. Докучаева // Теология: история, проблемы, перспективы : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием / Под редакцией Н.Я. Безбородовой, Н.В. Стюфляевой : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – С. 270-272.

Елисов, А. В. Духовно-нравственный потенциал жанра притчи в формировании позитивных ценностей школьников (по курсу "Религии России") / А. В. Елисов // Нижегородское образование. – 2009. – № 4. – С. 140-146.

Чернышева, Л. Е. Роль притч в духовно-нравственном воспитании школьников / Л. Е. Чернышева // Молодежь и научно-технический прогресс : Сборник докладов VIII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4-х томах, Старый оскол, 16 апреля 2015 года. – Старый оскол: Общество с ограниченной ответственностью "Ассистент плюс", 2015. – С. 405-408.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!