СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема греха и раскаяния в поэме Д.Алигьери "Божественная комедия"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья полностью раскрывает проблематику поэмы.

Просмотр содержимого документа
«Проблема греха и раскаяния в поэме Д.Алигьери "Божественная комедия"»


УДК 378.1

Кох Мария Владиславовна

Ставропольский государственный педагогический институт,

Ставрополь

Koh M.V.

Stavropol State Pedagogical Institute,

Stavropol

E-mail: [email protected]

Научный руководитель: Погребная Я.В., профессор


Проблема греха и раскаяния в поэме Данте Алигьери

«Божественная Комедия»

The Problem of sin and remorse in Dante Alighieri's poem "Divine Comedy"


Аннотация: В статье раскрывается проблема греха и раскаяния в поэме Данте Алигьери «Божественная Комедия». Поскольку понятия «грех» и «раскаяние» выступают центральными в поэме Данте, их анализ осуществляется в контексте целостно проинтерпретированной религиозно-философской тематики произведения.

Abstract: The article is devoted to the theme of sin and remorse in Dante Alighieri's poem "the divine Comedy". In this work, "sin" and "remorse" are globally considered by the author in the poem, thereby confirming the religious and philosophical themes of the work.

Ключевые слова: Данте Алигьери, поэма, грех, раскаяние.

Index terms: Dante Alighieri, poem, sin, remorse.


«Земную жизнь пройдя до середины,

Я очутился в сумрачном лесу...» –

Именно с таких строк начинается «Комедия» (пер. М. Лозинского), которую современники писателя вскоре после ее публикации назвали «божественной», тем самым подчеркивая ее художественное совершенство и гениальность автора. Поэма «Божественная Комедия» – пик творческой эволюции Данте Алигьери. Данное произведение является не только результатом его творческой деятельности, но и результатом завершения формирования религиозно-философской и художественной картины мира в творчестве писателя.

Путешествие по потустороннему миру, представленное в виде видения, было распространенным жанром в средневековой литературе. Особой популярностью пользовалось «Видение Тнугдала», записанное в XII в. в Ирландии. Такие видения носили назидательный характер и ставили своей целью напугать читателей демонстрацией посмертного наказания грешников, чтобы их образумить. Данте обращается к средневековому жанру «видения», но наполняет его новым гуманистическим содержанием. Герой произведения, сквозной персонаж, связывающий воедино все три части «Комедии» многопланов: это и сам Данте со своей судьбой и своими грехами, как историческое лицо, это типический портрет современника с его пороками и достоинствами, это и символическое воплощение человека вообще, в ренессансном смысле этого понятия. Именно человек – главный герой «Комедии» Данте. В отличие от средневековых видений именно образ человек выступает центральным в «Комедии», а не описание потустороннего наказания грешников. Но для того чтобы раскаяться и прийти к прошению и примирению, главному герою нужно пройти сквозь мир нераскаявшихся грешников (Ад), грешников, предающихся покаянию (Чистилище), а затем подняться к райским небесам, где находятся блаженные души праведников (Рай).

Проблема идентификации концепции греха и добродетели в художественном мире Данте, равно, как и проблема соотношения эстетического и этического выступала предметом исследования С.С. Аверинцева, составившего комментарий к «Божественной Комедии» [1, c. 29]; А.А. Илюшина, выполнившего новый перевод «Божественной Комедии» (перевод был опубликован в издательстве «МГУ» в 1995 году); А.Л. Доброхотова, уделившего особое внимание различным аспектам философии Данте Алигьери.

Российский филолог и культуролог Сергей Сергеевич Аверинцев отметил, что Ад в «Божественной Комедии» со всеми его компонентами и ярко выраженной последовательностью девяти кругов, обстоятельной классификацией разрядов грешников, наглядной детализацией картин отчаяния мучимых и палаческой грубости бесов является «поэтическим обобщением и преобразованием средневековых представлений» [1, с. 5]. Данте описывает Ад как глубокую пропасть, которая опускается в самый центр Земли. Вергилий ведёт поэта в подземный мир, состоящий из девяти кругов. Поэтапно следуя путями девяти кругов Ада, герой видит, кто и за какие смертные грехи несёт в нем расплату. У ворот Ада раздаются рыдания – это мучаются те люди, которые на земле не согрешили, но и не были добродетельны – все те, кто выражал заботу лишь только о самих себе. Часть грехов, за которые караются согрешившие в верхних кругах Ада, происходит путем влечения к «пустому благу». Проходя всё ниже и ниже, поэт видит грешников: развратников, чревоугодников, скупцов и расточителей, гневных и ленивых, насильников и обманщиков, – причем, тяжесть греха определяет степень приближенности круга Ада к его центру. На дне Ада терпят наказание бездушные деспоты, которые в бессильной ненависти скрежещут зубами в огне, а также обманщики, среди которых есть и алчные папы римские:

«И ров мерцал таким глубоким дном,

Что только со скалы и было можно

Узреть все то, что шевелилось в нем» [3, с. 42].

Помещая на самом дне Ада насильников и обманщиков, Данте таким образом показывает, что наиболее тяжкие грехи носят не телесно-физический характер, носят не плотский характер (сладострастники в первом кругу Ада), направлены не на разрушение плоти (как грех чревоугодников). Кроме того, саморазрушение скупцов и расточителей или гневных и унылых – грехи, которые вредят только самим грешникам и никак не поражают ни тело, ни душу другого человека, в отличие от насилия и обмана. Причем, насилие, в иерархии Данте, – грех менее тяжкий, чем обман, поскольку насилие направлено на плоть человека, в то время как обман деформирует душу. В концепции тяжести греха, представленной в «Комедии», наиболее тяжкие грехи – те, которые направлены против человека, лишают его жизни или душевного равновесия, веры, надежды, любви. Грех, обращенный против церкви – ересь, Данте считает менее тяжким, чем предательство, направленное против веры человека в добро и разум. Еретики томятся в шестом кругу Ада, в то время как предатели помещены на адское дно. Данте уравнивает по степени тяжести грех предательства, направленный против Бога, с грехом предательства против человека: Дит, находящийся на дне Ада, терзает в своих пастях трех самых страшных грешников: Иуду, Брута и Кассия, – первый согрешил против Сына Божьего, двое других – против человека Цезаря.

Данте подчеркивает, что человек, мучаясь от своих согрешений, все равно им поддаётся. То есть, не воздействие внешних сил, а именно выбор человека приводит того к греху и пороку. Характеризуя содержание дантовской концепции Ада, Александр Николаевич Веселовский отметил, что Данте, основывался на аристотелевской классификации пороков и по-новому, как «стройную логически продуманную систему», изобразил «схему загробных хождений» [2, с. 39].

Мир Чистилища противопоставлен миру Ада. Данте изображает Чистилище в виде большой горы, в середине пустынного, занятого океаном южного полушария, обрывами она распределена на семь уступов, где души умерших заглаживают грехи высокомерия, зависти, ярости, отчаяния, жадности и расчетливости, обжорства, сладострастия. В семи кругах терпят искупительные мытарства души тех, для кого дорога в Рай не закрыта, кто не лишился надежды на будущее блаженство. Грехи могут быть прощены тогда, когда грешник осознает ниспосланную свыше праведность своего бытия. Ожидают освобождения гордецы, а также завистники и склонные к тоскливости души. Среди тех, кого главные герои видят в Чистилище, – композитор и певец Казелла; флорентийский мастер по лютням Белаква; латинский поэт Стаций; трубадур Арнаут Даниэль, созидатель «нового сладостного стиля» Гвидо Гвиницелли и приятель Данте поэт-сатирик Форезе Донати. Эти люди грешны, но, согласно концепции греха и прощения у Данте, они не обречены на вечные терзания в Аду. Александр Львович Доброхотов утверждал, что в дантовском аду души не знали перемен, они застывали в единственном поучительном облике, в то время как, «в Чистилище вместо превращений – преображение. Здесь начинается – сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее – восхождение к свободе и духовному самоопределению» [6, с. 125].

Таким образом, в «Божественной Комедии» итальянского поэта Данте Алигьери утверждается новая гуманистическая концепция греха и прощения, предвосхищающая этику Возрождения, и новая ренессансная концепция человека. Этой концепции отвечал сам поэт, автор «Божественной Комедии», и как конкретное историческое лицо, и как действующее лицо произведения, и как его автор-создатель. Данте – провозвестник новой эпохи, потому что его душа была наполнена сочувствием к человечеству, надеждой на изменение жизни к лучшему, на преодоление греховности человека. В этом состоял протогуманизм Данте – поэта переходной эпохи, связующего Средневековье и Возрождение.

Список литературы:

1. Аверинцев С. Ад // Мифологический словарь (Аншба А., Мелетинский Е.). - М.: Сов. энциклопедия, 1990.

2. Веселовский А.Н. Данте // Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Биографии. Т. 4. М., 1993. С. 39.

3. Дaнте А. Ад // Данте. Божественная комедия (пер. М. Лозинского). – М.: Наука, 1997.

4. Данте А. Божественная Комедия. (Пер., вступ. статья и прим. А.А. Илюшина). – М.: МГУ, 1995. – 573 с.

5. Данте А. Божественная Комедия (Пер., вступ. статья и прим. А.А. Илюшина). Библиотека зарубежной классики. – М.: Дрофа, 2008. – 662 с.; 2-ое изд. – 2014. – 624 с.

6. Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. М.: Мысль, 1990. – С. 125.



Скачать

© 2019 522 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!