СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемный урок как средство развития личности ребенка

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемный урок как средство развития личности ребенка»

Тема: Проблемный урок как средство развития личности ребенка

План:

1.Вступление

2.Понятие проблемной ситуации

3.Как создать проблемную ситуацию на уроках литературы?

4.Что такое учебная проблема?

5.Современные технологии проведения проблемного урока

6.Заключение

Согласно идеологии ФГОС ОО ведущим типом урока в современной школе становится проблемный урок. Современная школа не может ограничиться лишь одной целью – усвоением знаний. Она должна обеспечить способность учащихся к творчеству, способность применять имеющиеся знания в неожиданных, новых ситуациях с целью построения своего, оригинального способа решения поставленной проблемы.

Что такое проблемный урок?

Проблемный урок – это урок, на котором школьники вовлекаются в процесс выявления, постановки и решения учебных программ.

Основой вовлечения школьников в проблемно-поисковую деятельность являются проблемная ситуация и учебная проблема.

Проблемная ситуация – это специально созданная (а порой и спровоцированная) учителем учебная ситуация, при которой ученик сталкивается и осознает недостаточность имеющихся знаний и умений для достижения поставленной перед ним цели.

Все специалисты сходятся во мнении, что наиболее важным и трудным в исполнении моментом проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это психологическое состояние ученика, которое возникает во время восприятия условия проблемного задания и направляет его на поисковую деятельность.

Проблемная ситуация должна содержать в себе такое количество сведений и признаков о неизвестном, которое необходимо для того, чтобы сделать все понятным для обучаемых и направить их мысль в определенном направлении. Проблемную ситуацию можно создать только на базе имеющихся знаний и легче всего тогда, когда новый материал тесно связан с изученным ранее.

На уроках литературы в старших классах создание проблемной ситуации – одно из условий успешного обучения. Е.И.Ильин пишет: «У каждого урока, как и в искусстве, - сверхзадача. В чем она? Идти к ребятам не только с темой, но и жгучей проблемой. Когда тема и проблема пересекаются, как горизонт и вертикаль, урок обретает свою учебную и нравственную емкость».

Проблемные ситуации могут быть созданы на разных по типу уроках. Так на уроке формирования знаний часто используются проблемные лекции. Примером такого урока может быть лекция в 9 классе по творчеству М.В.Ломоносова. Во время разговора о заслугах ученого перед русской литературой проблемная ситуация создается постановкой вопроса: чем объясняется необходимость реформ Ломоносова в области стихосложения?

Ученики затрудняются ответить на вопрос с помощью имеющихся знаний. Это рождает потребность в новом знании (а потребность – основное условие возникновения проблемной ситуации).

Учитель с помощью подготовленных учащихся знакомит учеников с различными путями развития русского стихосложения. Выбирая между метрической системой М. Смотрицкого, силлабической С. Полоцкого, тонической В. Тредиаковского и силлабо-тонической системой, предложенной М. Ломоносовым, в процессе знакомства с особенностями русского языка и примерами стихов, написанных в разных системах, ребята приходят к выводу, что концепция развития русского стиха М.Ломоносова наиболее приемлема для русского языка, так как соответствует природным его свойствам.

Во время работы ученики усваивают прием сравнения, учатся анализировать и выделять главное.

Много возможностей для создания проблемных ситуаций на уроках совершенствования знаний. Текст произведения учащимися прочитан, на вступительных уроках они познакомились с художественными особенностями произведения, системой образов, проблематикой. Наступило время аналитического исследования художественного текста.

Здесь хочется привести пример организации поиска решения другого проблемного вопроса на уроке в 9 классе. В то время как, работая над комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», учащиеся анализируют образ Софьи, можно создать такую проблемную ситуацию: как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?

При необходимости поиск организуется с помощью наводящих вопросов:

  1. Какое образование получила Софья?

  2. На каких книгах она воспитывалась?

  3. Почему Молчалин похож на героя из ее книг?

  4. Каким видит Софья жизненный путь светской дамы?

  5. Сможет ли Софья, отказавшись от Молчалина, отказаться от «молчалинского типа»?

  6. Что пугает Софью больше: кривизна души или дерзость?

В результате исследовательской работы учащиеся приходят к главному выводу, что Софья, безусловно, натура страстная, глубокая и самоотверженная, но все ее лучшие качества получили страшное, уродливое развитие. Виноваты в этом система светского воспитания, образования, образ жизни общества, к которому она принадлежит. «Кривизна души» Молчалина, доставившая ей такое страдание, поправшая ее первое чувство, пугает ее меньше, чем дерзость Чацкого, так как вся жизнь света построена на криводушии, а Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. Поэтому страшно легко пошла она на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не примет, дерзость рушит его устои. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его «робость»: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина. И Чацкий, который советует Софье помириться с Молчалиным, не так далек от истины: так или иначе, но рядом с ней окажется именно «муж-мальчик», а не дерзкий Чацкий.

Подобная исследовательская деятельность учащихся активизирует мышление, способствует формированию прочных, осознанных знаний, пробуждает у них потребность к творческой деятельности.

На уроках обобщения и систематизации знаний возникает большое количество благоприятных моментов для создания проблемных ситуаций, т. к. у учащихся к этому времени имеется уже определенный фонд знаний, который дает большие возможности для активизации мышления. В этих условиях приемы активизации должны быть направлены на то, чтобы ученик сумел самостоятельно использовать имеющиеся знания в принципиально новых условиях.

Так, например, на последнем уроке по изучению комедии А.С. Грибоедова перед учащимися может быть поставлен следующий проблемный вопросКомедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - пример классицизма или реализма?

Особенности классицизма как литературного метода учащимся известны. Знакомы они и со статьей учебника о реализме. Теперь, используя знания, полученные в результате анализа комедии «Горе от ума», учащиеся должны доказать принадлежность пьесы тому или иному литературному направлению. Без труда ребята находят в комедии черты классицизма: единство времени, места и действия. Дальнейшие ответы учеников учитель может координировать по мере надобности вопросами:

  1. Автор назвал свою пьесу комедия. Чем отличается комедия А.С.Грибоедова от комедий классицизма?

  2. Чем отличается А.С.Грибоедов от классицистов в вопросе раскрытия характеров героев?

  3. Чем отличается финал пьесы А.С.Грибоедова от финала пьес в классицизме? Ребята в ходе обобщения знаний приходят к ответу на вопрос: А.С.Грибоедов – писатель-реалист, первый из драматургов проложивший дорогу к реализму.

Целью уроков контроля знаний, умений и навыков является проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. Постановка проблемных вопросов на таких уроках просто необходима, т.к. она позволяет проверить не только степень усвоения материала, но и способность ученика к самостоятельным обобщениям, выявляет его творческие способности. Например, после знакомства с русским символизмом, с творчеством таких поэтов, как В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Блок, в XI классе можно провести устный зачет с таким проблемным заданиемпо данному отрывку определите автора стихотворения.

Учащийся, обладающий разнообразными знаниями по теории символизма и по творчеству поэтов данного направления, для нахождения нужного ответа должен последовательно пройти все этапы в решении данной проблемной задачи: не только определить тему и основную мысль, особенности изображения лирического героя и языкового строя стихотворения, но и сначала выдвинуть гипотезу об авторстве (кому из поэтов свойственна подобная тематика, особенности героя и речи), а потом доказать ее (найти в данном стихотворении особенности поэтики предполагаемого автора).

Практика проблемного обучения требует активного применения на уроках необразной (схемы, таблицы) наглядности. Она служит в качестве источника информации (связана с обобщением фактов) и средства иллюстрации.

Применяя принцип проблемности, учитель использует наглядность как источник постановки учебных проблем. Так, например, на уроке, посвященном «мысли народной» в романе Л.Толстого «Война и мир», ученикам может быть задан такой проблемный вопрос: по схеме опорных положений расскажите, как отражена в романе Л.Толстого «мысль народная»?

Педагог в данной ситуации, помогая в наиболее сложных случаях, организует учебно-познавательную деятельность учащихся так, что на основе анализа учащиеся самостоятельно делают обобщения и выводы.



Учебная проблема – это форма практической реализации созданной на уроке проблемной ситуации.

Признаки учебных проблем на уроке:

- наличие проблемной ситуации;

- готовность ученика к поиску решения;

- возможность неоднозначного пути достижения поставленной цели.

Реализация проблемной ситуации посредством использования различных современных технологий.

Прием "Шесть шляп мышления" на уроке: как его применять? Описание стратегии и примеры использования

«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Алгоритм работы с приемом

  1. Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.

  2. Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

  • Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

  • Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

  • Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

  • Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

  • Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

А также:

  • Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Это эталон приема «Шесть шляп». Но каждый учитель может адаптировать стратегию, исходя из собственных планов и темы урока.

Предмет: литература.

После изучения произведения, например, «Герой нашего времени», учитель предлагает для групп следующие задания:

  • Белая — факты из истории создания произведения, объяснить поему выбрана именно такая структура, такой жанр.

  • Желтая — найти аргументы, почему это произведение считается одним из лучших в русской классике.

  • Черная — обосновать негативное восприятие главного героя. Либо доказать, что этот роман неактуален в наши дни.

  • Красная — рассказать об эмоциях, чувствах и впечатлениях после прочтения произведения.

  • Зеленая — доказать, что роман актуален в наши дни, чему он учит современных подростков.

  • Синяя — эксперты.





Оставьте за мной последнее слово

Проблемный урок, несомненно, предполагает и диспуты. Поэтому в данном случае интересна стратегия «Оставьте за мной последнее слово», состоящий из следующих этапов:

  1. Во время обсуждения темы учитель или ученики отмечают интересные, наиболее достойные внимания комментарии, высказывания учащихся.

  2. Цитаты спикеров или их фрагменты записываюся участниками дискуссии на карточках или просто в тетрадях.

  3. Записывав свои мысли, ученик озвучивает их в процессе дальнейшего обсуждения по поводу решения проблемы.

  4. Затем выступающий указывает на те моменты речи спикера, с которыми он не согласен и предлагает свою точку зрения.

  5. Спикер выступает с ответным словом — если он согласен с этой позицией, то дискуссия завершается, если нет, то учитель враве разрешить спор участников, отметив, что оба решения не взаимоисключают друг друга, или находит другой способ закончить дискуссию, уважительно отнесясь к мнению всех участников диспута.



Прием Фишбоун позволяет описать и решить большой круг проблем при работе с текстами различного объема. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в них информация не сравнивается, а суммируется для более полного анализа и оценки.

Остов предстоящего исследования — рыбий скелет — должен представлять собой такую модель: на верхних косточках выписываются различные аспекты рассматриваемой проблемы, а на нижних — причины ее возникновения.

В голове записывается главная проблема, которую в ходе исследования необходимо решить.

Хвост — общее и конечное решение всей группы. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, реальные факты. Конечным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Технология работы по данной стратегии может варьироваться:

  • Индивидуальный путь — работа с одинаковым текстом происходит индивидуально.

  • Работа в парах или групповая работа.

Пример — фрагмент из урока-эссе, посвященного творчеству Л.К. Чуковской «Без свободного слова нет свободного человека»:

Презентация спикера группы: Наша группа познакомилась со статьей «Не казнь, но мысль, но слово», написанной в 1968 г. и приурочена к 15-летию ко дню смерти И.В. Сталина. Автор очень эмоционально пишет, что сталинская эпоха миновала, но не проведен еще анализ причин возникновения беспредела власти, до конца не исследован механизм осуществления геноцида по отношению к своему народу. Не успел народ вдохнуть глоток свободы, как опять началась охота на писателей, правдиво изображающих это время. Но если этого не сделают они, то этого не сделает никто. Бывшие охранители сталинского режима, те, кто судил направо и налево миллионы безвинных людей, хотят избежать ответственности и боятся правды как огня. Автор, признавая справедливость реабилитации когда-то осужденных на каторжный труд, болезни и смерть людей, утверждает, что нельзя предать забвению это страшное время. Не требуя смертной казни для жестоких судей и палачей, доносчиков и шпионов, автор говорит, что слово — тоже оружие, и с его помощью можно пригвоздить к позорному столбу эпохи всех мерзавцев и негодяев и судить их судом народной совести. Мы согласны со словами автора: «Пусть же сбудется освобождение слова от всех кандалов, как бы они не назывались. Пусть сгинет немота — она всегда поддерживала деспотизм». И мы восхищены совестливостью, смелостью автора, который продолжает традиции русской литературы, всегда обличавшей мракобесие, защищавшей свободу людей, их честь и достоинство, будившей мысль и нравственное чувство (объясняет наработки по своему заданию на примере схемы «рыбьего скелета»).

Коллаж

Не менее важным на уроках такого типа является обучение навыкам формулирования и оформления результатов деятельности школьников. Нередко я использую во время подведения итогов урока такой прием как «Коллаж».

Берется ватман, сверху на нем записывается тема урока, а на все свободное поле ватмана прикрепляются работы учащихся за урок. Это могут быть и рефераты, подготовленные заранее (их защищают ученики), рисунки и кроссворды, выполненные прямо на уроке, подобранные ранее фотографии, свои высказывания и высказывания великих мыслителей, карты и т.д., — все то, что могут ребята приготовить дома и в классе по теме. Учащиеся, видя наглядно результаты своего труда, понимают значимость этой работы, итог своей активности в учебной деятельности.



Таким образом, проблемные ситуации и учебные проблемы составляют основу проблемного урока.

Итог. Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что метод проблемного обучения является одним из самых перспективных в педагогической науке. Он позволяет изменить ставшие привычными формы организации занятий. В процессе урока, где реализуется этот метод, учащиеся заняты не только заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач – проблем, подобранных в определенной системе. И каждый раз учитель должен организовать работу учеников таким образом, чтобы они самостоятельно отыскивали в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, сравнивали и анализировали фактический материал, делали необходимые обобщения и выводы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируются способности открывать новые знания, находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Проблемный метод обучения помогает учителю литературы «привести» ученика к книге, ведь только в аналитической, исследовательской работе ребята изменят свое отношение к художественным произведениям и урокам литературы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!