СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы нравственного воспитания в педагогической системе В.А.Сухомлинского

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемы нравственного воспитания в педагогической системе В.А.Сухомлинского»





Оглавление



Введение………………………………………………………………………………………3

Глава 1.В.А. Сухомлинский о воспитании личности ................……………….………….6

1.1. В.А. Сухомлинский о воспитании патриота и гражданина..................…………….6

1.2. Учитель в педагогической системе В.А. Сухомлинского…………………..………9

1.3. В.А. Сухомлинский о руководстве учебно - воспитательным процессом……………………………………………………………………………...……..14

Глава 2. Основные идеи В.А. Сухомлинского об умственном, нравственном и трудовом воспитании…………………………………………………………………………...………20

2.1. В.А. Сухомлинский об умственном воспитании…………………………...………20

2.2. Проблемы нравственного воспитания в педагогической системе

В.А.Сухомлинского……………………………………………………………………...…27

2.3. В.А. Сухомлинский о трудовом воспитании………………………………………..33

Заключение…………………………………………………………………………………..38

Список используемой литературы ……………………………………………...…………42

Введение.

Актуальность исследования состоит в том, что впервые в истории педагогики В.А. Сухомлинский обратился к идеи развития эмоциональной сферы ребенка. Он предвосхитил ведущие направления развития педагогики, направленной на общечеловеческие нравственные ценности.

Проблемы интеллектуального и нравственного воспитания всегда были на первом месте. В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Если не внести в задачи нового поколения такие понятия, как нравственность и духовность, не связать настоящее с историческим, то в дальнейшем произойдет духовный, моральный и культурный регресс общества. К сожалению, в последнее время в нашей стране, прошедшей через многие проблемы, кризисные явления в политической, экономической и общественной областях жизни, среди большинства учащихся школ возрастают межличностные конфликты, появляется жестокость, отсутствие доброты, взаимопомощи, человечности в отношениях, наблюдается асоциальное поведение, связанное с недостаточным развитием нравственных чувств, таких как ответственность, совесть, долг.

В этой связи возрастает ценность тех педагогических систем, которые раскрывают данные аспекты воспитательной работы и которые выдержали испытание временем, но не нашли достаточно полного использования в педагогической практике. Одной из них является система, создателем которой был В.А. Сухомлинский (1918 - 1970 гг.).

«В.А. Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли» [6, с.90].

«Гуманистические идеи В.А. Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной педагогики и школы, они предложили свой подход для преобразования отечественной школы»[1, с.85].

Творчество В.А. Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Его работы известны в изданиях на разных языках народов мира, его наследие изучается в университетах и педагогических вузах Европы. Им написано 50 книг и более 700 статей. Одни из самых значительных его произведений:

-«Сердце отдаю детям»,

- «Сто советов учителю»,

- «Рождение гражданина»,

- «Разговор с молодым директором школы»,

- «О воспитании».

Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Как говорил сам В.А. Сухомлинский: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Опыт собственной долгой учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы». Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.

На основании вышеизложенного была определена тема исследования: «Проблемы интеллектуального и нравственного воспитания личности в педагогической системе В.А. Сухомлинского».

1)Цель исследования: - раскрыть и обосновать основополагающие идеи интеллектуального и нравственного воспитания в педагогической системе В.А. Сухомлинского.

2)Объект исследования: педагогическая система В.А. Сухомлинского. 

3)Предмет исследования: основополагающие идеи В.А. Сухомлинского об интеллектуальном и нравственном воспитании личности.



Задачи исследования:

1. Изучить проблемы исследования в психолого- педагогической литературе, проанализировать идеи и положения в педагогической системе В.А. Сухомлинского о воспитании личности.

2. Выявить основные положения В.А. Сухомлинского об интеллектуальном и нравственном воспитании личности.

3. Раскрыть основные концептуальные положения педагогической системы В.А. Сухомлинского о воспитании человека – патриота и гражданина и их значение в воспитание личности в современных условиях.





Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

- теоретические: теоретический анализ (сравнение, обобщение, анализ литературы по теме исследования);

- системный анализ: основополагающие идеи В.А. Сухомлинского о нравственном и интеллектуальном развитии личности;

- изучение и анализ философских и психолого-педагогических трудов ученых, изучающих педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.

Глава 1.В.А.Сухомлинский о воспитании личности

В 50-60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес Василий Александрович Сухомлинский - директор Павлышской средней школы. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. "Век математики - хорошее крылатое выражение, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека" [8. с.123-124].



1.1. В.А. Сухомлинский о воспитании патриота и гражданина.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в российском государстве была чертой национального характера. И в советское время вопросы патриотической работы, становления гражданственности в нашей стране были важнейшей составной частью воспитания граждан. Начиная с детского возраста и до исполнения возраста призыва на военную службу, молодым людям прививались качество будущего защитника, патриота своей Родины.

Проблема воспитания новых поколений россиян с каждым годом звучит всё острее. Педагогические проблемы воспитания превращаются в общенациональную трагедию.

Наверное, не вызовет спора утверждение о том, что сейчас нравственное воспитание молодежи в стране по сравнению с советским временем резко ухудшилось, а отсюда – ее ошибки в выборе жизненных позиций, отношение к защите Отечества, к труду по созданию материальных ценностей, к ветеранам войны и труда.

В процессе формирования современной цивилизованной личности необходимо решать ряд вытекающих из этой доминирующей цели задач. Одной из них является воспитание патриота—гражданина–личности, осознающей свою причастность к происходящим в современном обществе процессам и решению его насущных проблем.

Ученые разных времен говорили о том, что любой человек, а особенно учитель, должен быть сознательным и активным гражданином своей Родины. Гражданственность - это личностное образование, в котором сочетаются чувства и сознание, причастность педагога к жизни, судьбе своей Родины. Понятие гражданственности выражает самую высокую силу духа, что приводит активную жизненную позицию учителя.

Ведущая идея гражданственного воспитания личности принадлежит выдающемуся педагогу В.А. Сухомлинскому. Понятия «гражданственность» и «патриотизм» он наполнил глубоким нравственным смыслом, рассматривая его в единстве с такими общечеловеческими ценностями, как национальным сознанием, свободой, достоинством личности.

Особое внимание В.А. Сухомлинский в воспитании гражданственности уделял младшему возрасту: «именно в младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали» [8, с.161]. Раскрывая психологию детей, подростков, он характеризует особенности восприятия, потребностей, чувств, интересов, волевых процессов личности в духовно- нравственном становлении их. В своей работе «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинский писал: «Воспитание человека происходит только среди людей, и от того, насколько глубоко отражаются в этой среде моральные достижения человечества, мир человека, идеи общества и государства, зависит эффективность рассчитанных, предусмотренных, целенаправленных усилий воспитателя. Моральная воспитанность состоит, в конце концов, в том, что человек стремиться делать добро и не может дать зла» [16, с. 284].

В своих трудах В.А. Сухомлинский призывал к активности в борьбе со злом, неправдой, чтобы дети, когда видят бесчеловечность, лень или зло, не молчали. «Если ребенок возмущается злом, которое он увидел в жизни, высказывает свое негодование, - это хорошо» [8, с.165]. Но простых разговоров, негодований мало, поэтому он должен сам делать добро, давать другим пример. В.А. Сухомлинский призывал детей постигать сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Одновременно с этим он раскрывал сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, мужество, героизм, честь и независимость. «Задача школы - на основе нравственных ценностей, созданных, добытых, завоеванных старшими поколениями, создавать реальные нравственные, высокоидейные, гражданские отношения в коллективе» [8, 167].

В. А. Сухомлинский также перед школой ставил задачу в воспитании патриотов. Он стремился, чтобы у каждого школьника сформировалось личное отношение к Родине: желание, духовный порыв утвердить ее достоинство, величие, честь, славу, могущество. Для В.А. Сухомлинского патриотизм - это любовь к Родине с ее народом, традициями, природой, чувство любви и верности своему государству. В своих произведениях он называл чувство любви к Родине «патриотической сердцевиной». Кроме того, он ввел такие понятия, как «патриотическое сознание», «патриотический дух», «патриотическое начало», «патриотические чувства», «патриотическое видение мира», «патриотический долг», «патриотический порыв», подчеркивая определением «патриотический» качественно новое значение категорий, наполняя их общечеловеческими ценностями и гуманистическим содержанием.

Главными особенностями патриотизма являлись деятельностный и активный характер. Под деятельностью понимался общественно - полезный добровольный труд, включая способности к деятельности в коллективе, умение быть хорошим организатором, аккуратным исполнителем и быть заинтересованным в успехах коллектива. Таким образом, патриотическая деятельность в официальной педагогике была обусловлена прежде всего общественными требованиями и нормами.

Что касается В.А. Сухомлинского, то он под патриотической деятельностью понимал деятельность, выполнение которой исходит из глубины души человека и является потребностью для каждого. Патриотический долг он рассматривал как мотив, в котором сливается общественное и глубокое личное, а вершиной долга должны стать понимание и переживание интересов общества. Таким образом, патриотическое воспитание школьников в педагогической системе В.А. Сухомлинского осуществлялось на основе выработки у ребенка личного эмоционального отношения к различным явлениям окружающей действительности.

В.А. Сухомлинский большое внимание уделял созданию воспитывающей среды. Он использовал необычные приемы и методы патриотического воспитания такие, как создание уголка красоты, посадка сада благодарности и т.д. Такой творческий подход сильно отличался от политического просвещения и военно-патриотической деятельности, проводимой в образовательных учреждениях. Таким образом, он создал систему патриотического воспитания, построенную на гуманистических принципах: свободы и ответственности, творческой активности, доверия и уважения, а также построенную на гуманистических ценностях: познания смысла человеческого существования, счастья, вопросов добра и зла.



1.2. Учитель в педагогической системе В.А. Сухомлинского

Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского сформировались в ходе его учительского труда. Вследствие этого, основные его работы содержат в себе и долю его педагогической деятельности. Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать» [10,с.22]. Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Василий Александрович понимал авторитет как не возвышение, не требование постоянного послушания, , формальное и авторитарное управление ребенком, а доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура.

«Важнейший источник воспитания чувств педагога – это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ» [10, с. 22].

Пытаясь найти ответы на многие жизненно важные вопросы, В.А.Сухомлинский, его коллеги и ученики размышляли над этическими и эстетическими проблемами. Так, для В.А. Сухомлинского проблемы жизни и смерти, памяти и забвения, трагического и прекрасного были постоянным предметом размышления. Преодоление смерти в философско-педагогических взглядах В.А. Сухомлинского – это символическое бессмертие результатов человеческого творчества. Педагог всегда стремился к тому, чтобы понимание жизни и смерти, чувствование и переживание близкого человека способствовало взрослению ребенка, вносило в его жизнь зрелость, воспитывало умение дорожить людьми, относиться к ним как к великой ценности. «Понимание этической стороны смерти – важнейшее условие подлинного оптимизма, жизнелюбия, умения дорожить жизнью и беречь ее. Многолетний опыт воспитательной работы убедил меня, что ребенок вместе со взрослыми, постигая смерть как неотвратимое горе, у взрослых же черпает оптимистическую веру во всепобеждающую силу жизни» [3,с.260]. В.А. Сухомлинский считал, что в беседах с учащимися учитель обязан затрагивать вопросы жизни и смерти, объединяющие биологическую и социальную сущность человека, хотя это почти не исследованная область воспитания. Поэтому такие беседы требуют очень бережного и тщательного обращения с материалом и должны опираться на знание, понимание и чувствование состояния ребенка, его характера, эмоционального мира. Учитель, который по складу своего мышления не чувствует в себе склонности к размышлению и беседам на эти темы, должен просто опускать их в процессе работы.

Соблюдение этических принципов обеспечит успех педагогической деятельности учителя. Этическая культура педагога способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками. И основным условием здесь является педагогический такт. Учитель, как никто другой должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей – ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятам подлинную науку высоконравственного поведения. Бестактность, оскорбительное отношение к детям наносит глубокие душевные травмы, вредит всему делу обучения и воспитания.

«Будьте доброжелательны!» – советовал Сухомлинский учителям, относя этот совет к азбуке педагогической культуры.

В.А. Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Исходя из подобных установок в школе Сухомлинского, стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Например, он писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности» [11, с. 355].Именно через подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей.

Учитель в первую очередь, по мнению Сухомлинского, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности» [11,с.355]. И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, чувствующий ребенка.

Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, что бы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым – значит, прежде всего, помочь ему учиться.

Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Вред зубрежки огромен – она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Учитель должен точно разграничить, что надо запомнить на всю жизнь, а что надо только понять и усвоить без зубрежки – в упражнениях.

В.А. Сухомлинский придает огромную роль учителю, помимо отличного знания своего предмета, умения чувствовать каждого ребенка, учитель должен быть преподавателем словесности. Слово - первый шаг к мысли ученика. Способы общения во время занятий заслуживают серьезного внимания. Речь учителя не должна излишне возбуждать психику ребенка повышенным тоном, напряжением, не должна быть перегружена излишней информацией. Слово учителя находит отражение в сердцах учеников лишь тогда, когда его мудрость привлекает, одухотворяет. Дети прекрасно чувствуют фальшь в речи учителя, если она не соответствует моральным принципам самого воспитателя. «Настоящий воспитатель должен в совершенстве владеть средствами мудрого слова. В слове проявляется суть отношений между людьми. Сердце ребенка должно быть открыто слову, мысли, убеждению, поучению воспитателя» [8, c.198]. Большая беда, считал Сухомлинский, если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка, если в процессе воспитания норм морали и нравственности мы не вызываем положительных эмоций, подобных тем, которые появляются у человека от соприкосновения с чем-то близким и дорогим. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника. Ведь если слова, пусть даже самые нужные и красивые, о высокой морали не вызывают эмоций, не волнуют, то они так и останутся пустыми звуками, благими пожеланиями. В том заключается мастерство воспитателя, чтобы разговор с воспитанником вызывал у последнего собственные мысли, переживания, побуждая к активной деятельности.

Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, – это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.

Учитель всегда должен поддерживать ученика, никогда не позволять ему почувствовать, что он хуже других, не успевает, отстает, нельзя унижать его достоинство. Ученики должны всегда переживать радость успеха за то, что преодолели трудности. «Учение – труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат – все это надежные источники человеческой радости»[12,c.10].

Многолетний опыт убедил Сухомлинского в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность, стремится сделать ее лучше. Воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Воспитание, согласно Сухомлинскому, представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников. Он советовал молодым директорам школ в первую очередь добиваться дружной творческой атмосферы в педагогическом коллективе. Гуманистическая направленность педагогики В.А. Сухомлинского объединяла учеников и учителей.

Василий Александрович был всегда против наказаний, и говорил, что воспитание можно организовать так, чтобы надобности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.

В.А. Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. Нет большего зла в человеческих отношениях, чем повышенное внимание к своей персоне и равнодушие (или – еще хуже – высокомерие) к окружающим. «Как важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое личное» [11, с. 235].

Детство, школьные годы должны быть годами воспитания сердечности. Она не наследуется генетически, она приобретается вместе с другими чертами характера, формируется процессом воспитания. Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

«Сердце отдаю детям» – так назвал Сухомлинский книгу, которая стала итогом тридцати трех лет безвыездной работы в сельской школе. В предисловии он рассказал, какое огромное влияние на него оказали жизнь и подвиг Януша Корчака. «Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной чистоты – пишет Сухомлинский, – явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им сердце» [10, с. 10].

Названия лишь некоторых статей Сухомлинского, опубликованных в различных журналах и газетах, – свидетельство ярко выраженной гуманистической направленности его педагогики: «Человек неповторим», «Чтобы души не ржавели», «Воспитание чувств», «Не бойтесь быть ласковыми», «Чистота и благородство» и др.

В.А. Сухомлинский глубоко верил, что каждый человек может достичь высокого мастерства в той или иной области труда и стремился пробудить в своих воспитанниках творческое начало. «Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [11, с. 92]. Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции. Именно в этом В.А. Сухомлинский видит высшее предназначение педагога.

«Учительская профессия, – писал Сухомлинский, – это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта – постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления – один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших – отца, матери, учителя, – которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку»[10, с.243]. Именно так формировался педагогический талант самого В.А. Сухомлинского, источник которого – любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке – всю эту мудрость Сухомлинский вынес из собственного детства.



1.3. В.А. Сухомлинский о руководстве учебно-воспитательным процессом.

В своей монографии “Разговор с молодым директором школы” В.А.Сухомлинский писал: “…опытные учителя на практике осуществляют классическое правило Аристотеля – мышление начинается с удивления.… Почему это так происходит? Чувство удивления – могучий источник желания знать”[10,с.220].

Хорошо руководить учебно-воспитательным процессом - это значит, в совершенстве владеть наукой, мастерством и искусством обучения и воспитания. Воспитание в широком смысле слова – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления и тех, кого воспитывают, и тех, кто воспитывает.

Руководитель школы будет хорошим, эрудированным, авторитетным учителем учителей лишь до тех пор, пока он с каждым днем совершенствует своё мастерство- мастерство учителя, воспитателя, пока для него на первом месте стоит самая сущность школьного дела – обучение и воспитание, изучение и знание ребёнка.

Учителем учителей – а только учитель учителей и является настоящим руководителем, которому верят и которого уважают, - можно стать лишь тогда, когда с каждым днем все больше углубляешься в детали, в тонкости педагогического процесса, когда открываются все новые и новые грани.

В. А. Сухомлинским был разработан и успешно реализован новый исследовательский метод в педагогике - эксперимент, характеризующийся единством трех компонентов: целостности, коллективного творчества и длительности. Именно благодаря применению этого метода в исследовании проблем воспитания всесторонне развитой личности и были достигнуты результаты, которые ознаменовали значительный вклад в развитие теории педагогики. Причем, теоретические идеи он апробировал в непосредственной практической работе.

В. А. Сухомлинский первым заговорил о ведущей роли воспитания в формировании духовно богатой личности, о том, что без духовности не может быть социально-экономического прогресса.

Представляют большой интерес взгляды В. А. Сухомлинского на роль коллектива в воспитании детей. Говорить о них - значит разобраться в отношениях В.А. Сухомлинского к А. С. Макаренко. Он преемник А. С. Макаренко в самом глубоком смысле слова; он воспитывался под сильным влиянием его идей, но в то же время не слепо следует за своим учителем.



В чем различие между Макаренко и Сухомлинским?

А.С. Макаренко пишет: "Достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои способности, сохранять свою индивидуальность. Такая задача была бы абсолютно не посильной для педагога, если бы не марксизм, который давно решил проблему личности и коллектива. Совершенно очевидно, что, приступая к разрешению нашей частной педагогической задачи, мы не должны мудрствовать лукаво. Мы должны только хорошо понять положение нового человека в новом обществе. Социалистическое общество основано на принципе коллективности. В нем не должно быть уединенной личности, а есть член социалистического коллектива. В Советском Союзе не может быть личности вне коллектива и поэтому не может быть обособленной личной судьбы и личного пути и счастья, противопоставленных судьбе и счастью коллектива".

В. А. Сухомлинский утверждает: "Я глубоко убежден, что цель коммунистического воспитания - человек, а коллектив лишь средство к достижению этой цели. И надо обязательно учитывать тот реальный факт, что в школе великое множество разных коллективов и что так называемый первичный коллектив и так называемый общешкольный коллектив не могут исчерпать всего богатства отношений ребят. Что касается общешкольного коллектива, то вообще надо подумать, возможен ли он в школьном понимании в условиях не коммуны, не детского дома, а обычной нашей школы, объединяющей до тысячи ребят (хотя А.С.Макаренко придавал ему огромное значение, считая, что только с помощью него можно разбудить могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора). Много лет я пытался создать этот самый общешкольный коллектив. И чем больше стремился к этому, тем ярче выступала тенденция - коллектив ради коллектива, деятельность во имя того, чтобы были руководство, подчинение, взаимозависимость. Уровень развития самых младших и самых старших, их интересы, запросы - все это настолько различно, что честно признаться, вывод о существовании их общешкольного коллектива, что бы я ни предпринимал, явился бы большой натяжкой. Удалось, скажем, добиться, что старшие воспитывают младших (комсомольцы - вожатые пионерских отрядов, руководители кружков). В некоторых случаях, когда дружба ребят проникнута сердечностью, душевностью, такое шефство только радует. Но вся беда в том, что чаще всего никаких духовных, эмоциональных связей, прочных и длительных между старшими и младшими не возникает. И я не осмелюсь заявить, что в сознании учеников младших классов удалось таким путем утвердить мысль, что они - члены общешкольного коллектива".

Главными идеями В. А. Сухомлинского принято считать: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно–нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. Главные источники, по его мнению, учебно–воспитательным процессом - наука и образование, искусство и мастерство. В.А.Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.

Доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор – этот далеко не полный перечень гуманистических принципов, на которых была основа педагогическая система В. А. Сухомлинского, свидетельствует о ее безусловной гуманистической направленности.

В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно работать, находить нужный материал, пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

В целях достижения эффективности обучения В. А. Сухомлинским была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения В.А. Сухомлинского являются: природа, книга, сказка, труд. Он убежден в том, что духовную полноту жизни может дать хорошее, качественное образование, активность к получению знаний, а также радость от полученных знаний. Ребенок будет счастлив, будет желать учиться, если в школе ему не будет скучно. Чтобы сделать это, в первую очередь, нужно помочь ему учиться.

Одной из главных целей В.А. Сухомлинского в своей работе является то, что воспитатель должен быть сам высоконравственной личностью, что бы достичь успехов в обучении детей. Влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность, стремится сделать ее лучше. По мнению Сухомлинского, воспитание – это единство духовной жизни воспитанников и воспитателя. Он всегда выступал против наказаний и был убежден в том, что воспитательный процесс можно построить так, что необходимости в наказании не было. Это действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.

В.А. Сухомлинский предостерегал от нанесения случайных обид, беспокойства и настаивал на уважении личности ребенка. Только уважая личность другого, можно искать уважения к себе. И эту способность каждый воспитатель должен передать своим воспитанникам. «Как важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое личное» [9, т. 5, с. 235].

Каждый учитель должен заинтересовать ученика в их деятельности. Безразличие, бездействие школьника – его собственный первый и самый главный враг. Сухомлинский призывал докапываться до самых основ этой опасности и решительно ее устранять. По его мнению, одна из таких основ - навязывание готовых формулировок, определений, фраз. Обучение будет эффективным и даст положительные результаты только тогда, когда его главной целью не будет лозунг: «Выучить! Запомнить!». В противном случае, задача нравственного воспитания будет отходить далеко назад. Вред зубрежки огромен – она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Воспитатель должен вызывать положительные эмоции у ребенка, подобны тем, которые возникают при прикосновении к чему-то близкому и родному.

В.А. Сухомлинский утверждал, что если учитель станет другом ребенка, если эта дружба будет стимулом к чему-то благоразумному, светлому, в душе ребенка никогда не будет зла. Если все же в школе есть скрытные, недоверчивые и даже злые дети, то это только потому, что учителя не нашли подхода к ним, не успели стать их другом. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в темноте. Именно в этом и заключены, по его мнению, основные требования к педагогу – стать другом своим ученикам.



2. Основные идеи В.А. Сухомлинского об умственном, нравственном и трудовом воспитании.

2.1. Сухомлинский об умственном воспитании.

Педагог В. А. Сухомлинский известен по всему миру, каждый учитель и воспитатель знаком с его творчеством. Однако его признание пришло не сразу, сначала были годы трудной работы над изучением духовного мира ребенка, выработкой форм и методов обучения и воспитания. В педагогическом наследии В.А. Сухомлинского нет ни одного аспекта в системе обучения и воспитания, которому не было бы уделено должного внимания. Вместе с тем в работах В.А.Сухомлинского четко выступает проблема умственного воспитания, которая была и будет одной из главных задач учебно-воспитательного процесса.

По мнению В.А. Сухомлинского, умственное воспитание – это «приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработки культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике» [8.с.212]. Умственное воспитание осуществляется в период приобретения научных знаний. Если эти знания станут личными убеждениями, духовным богатством человека, которые будут отражаться на его жизни, интересах, то только тогда они станут факторами умственного воспитания.

Обучение - важнейшее средство умственного воспитания. А в процессе его осуществляется главная цель умственного воспитания – умственное развитие. Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка.

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие.

Каждый учитель должен иметь определенные навыки, быть умелым и вдумчивым воспитателем. У такого учителя знания, которые получают ученики, должны быть инструментом, благодаря которому воспитанник осуществляет новые шаги в познании окружающего мира. Это произойдет только тогда, когда накопление и расширение объема знаний учитель будет рассматривать как одно из средств развития познавательных и творческих сил, а не как конечную цель процесса обучения.

В.А. Сухомлинский в Павлышской школе создал систему умственного воспитания, которая была нацелена на развитие у учащихся ценности знаний, на желании их учиться. Он призывал к созданию в школе культа и знаний. «Опытные учителя начальных классов стремятся к тому, чтобы с первых своих шагов к школьной жизни ребенок стал активным участником процесса овладения знаниями, чтобы процесс открытия мира доставлял ребенку глубокое, ни с чем не сравнимое чувство радости, взволнованности, эмоциональной приподнятости» [8, с.219]. С этой целью в Павлышской школе проходили уроки мысли, творческие задания, привитие любви к чтению, воспитание самодисциплины в умственном труде. Успех воспитания, которое понимается как целенаправленное и социально- полезное влияние на личность, определяется не только тем, насколько удачно оно решает задачи, стоящие перед обществом, но и тем, насколько это воспитание соответствует интересам этой личности.

В.А. Сухомлинский стремился привлечь учеников к умственному труду, вследствие этого, он утверждал, что умственный труд – это усилие мысли. Мышление у учащихся появляется там, где есть потребность ответить на вопрос, стремясь к сочетанию труда души, мышления и рук. «Ребенок должен думать – работая руками, и работать руками – думая» [8, с.220]. С точки зрения Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В связи с этим он практиковал в своей работе уроки мысли. Это были уроки на природе, где детям можно задавать тысячи вопросов. Урок в природу - путешествие к источнику живой мысли. Пробуждению мысли способствовало желание понять природные явления, наблюдения за ними. Сухомлинский считал, что труд мысли невозможен без детского творчества. Он привлекал школьников к сдаче сказок, произведений, самостоятельного изучения отдельных тем и др.

Большое внимание в своей работе В.А. Сухомлинский отдает мировоззрению. По его мнению, мировоззрение – это субъектное состояние личности, проявляющееся в мыслях, чувствах, деятельности. «В мировоззрении – единство сознания, взглядов, убеждений и деятельности» [8, с.214].

Для формирования научного мировоззрения, ученики должны глубоко осмысливать главные, ведущие идеи основ наук, например, материальность и познаваемость мира человеком, познаваемость сущности и причин общественных явлений, классовую, социальную обусловленность взглядов на добро и зло. Исследуя факты, познавая явления окружающей природы, убеждаясь в истинности научных взглядов, ученик пытается самостоятельно что-то доказать, отстоять свою точку зрения. В этом случае, мышление становится процессом самостоятельного формирования научного мировоззрения. Очень важно, чтобы умственный труд затрагивал интересы личности. «Мы придаем исключительное значение исследовательскому характеру умственного труда: наблюдая, думая, изучая, сопоставляя, дети находят истину или же видят, что для открытия истины необходимы новые наблюдения, необходимо чтение» [8, с.215]. Научить ребенка активно видеть мир, руководствоваться в труде убеждениями – одна из главных предпосылок того, чтобы знания воспитывали.

В.А. Сухомлинский стремился превратить образование в важную жизненную ценность, и эту идею он связывал с отсутствием или наличием у учащихся интереса к учению. По его мнению, учение для учеников должно быть радостным трудом. Радость успеха – это единственный источник жажды к знаниям, а главное средство достижения этого – правильное оценивание учащихся. Оценка должна вознаграждать трудолюбие, а не наказывать за леность. Нельзя допускать, чтобы оценка баловала учеников, чтобы не создалось легкомысленного отношения к учебе. Говоря об отметке как об инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов, поскольку в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего плохую отметку, потерял веру в себя.

Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, неряшливые и аккуратные. Однако все дети без исключения идут в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Это красивое человеческое желание озаряет весь смысл школьной жизни детей. Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень.

В.А. Сухомлинский отводил особое внимание начальной школе, именно в ней начинается овладение научными знаниями ребенка. Как раз в эти годы, годы раннего детства, перед учеником впервые раскрываются многие стороны и явления окружающего мира, и от того, какой подход ребенка к этому миру с его тайнами и закономерностями сумел обеспечить учитель, зависит личное отношение ребенка к знаниям. Опытные учителя начальных классов стремятся всегда к тому, чтобы с первых этапов школьной жизни ребенок стал активным ее участником, участником овладения знаниями, и чтобы процесс открытия мира доставлял ребенку глубокое чувство радости. «Чем больше ребенок сделал познавая, чем глубже пережил волнующее чувство радости труда, тем больше ему хочется знать, тем глубже переживается им жажда знаний, пытливость, любознательность» [8, с.219].

Интерес к обучению, общее развитие ученика невозможны, если в классе нет интеллектуального фона - постоянного обмена знаниями в классе между учениками. Важным источником интеллектуального фона является развитие увлечений школьников. Каждый ученик должен иметь свой любимый предмет, где он знает больше других.

По мнению В.А. Сухомлинского, нельзя сводить духовный мир ребенка лишь к обучению. Если учителя будут стремиться к тому, чтобы все силы школьника были затрачены на уроки, его жизнь станет невыносимой. Исходя из одной из важных идей, что ребенок не может быть счастливым, если в школе ему плохо, ребенку нужно помогать учиться. Надо дать ему почувствовать себя достаточно способным для овладения школьными предметами. Решать эту проблему В.А. Сухомлинский советует через открытие даже перед самым трудным учеником тех сфер его развития, где он может достичь вершины, быть лучше других. Этому способствует, прежде всего, привлечение детей к участию в различных кружках. Для преодоления слабых сторон (в том числе и неуспеваемости по тому или иному предмету) ребенок черпает моральные силы в своих успехах в других видах деятельности, где она может лучше проявить себя, раскрыть свои духовные силы.

Успех умственного воспитания зависит от методов обучения, от их соответствия умственному развитию учащихся, а это в свою очередь определяет структуру уроков.

В.А. Сухомлинский разработал целостную, системообразующую концепцию по овладению устной и письменной речью, раскрывшую основополагающие ее значения для духовного и интеллектуального развития личности, приобщения ее через родной язык к истории народа, его традициям и культуре.

Он был убежден, что умение читать - это одно из определяющих средств предупреждения умственной отсталости. Даже если ученик будет не в состоянии овладеть математикой в том объеме, чтобы на этом поприще развивать свои способности, даже при таком условии, если он не научился решать задачи так, как их решают удовлетворительно успевающие ученики, то умение читать откроет перед будущим гражданином и тружеником окошко в мир духовной жизни. Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, не умея решать задачи, но нельзя жить, нельзя быть счастливым, не умея читать. «Тот, кому недоступно искусство чтения, невоспитанный человек, нравственный невежда»[8].

Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. «Язык - духовное богатство народа», - пишет он. «Сколько я знаю языков, столько я - человек», - гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты»[17, c.56]. По его мнению, речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры. «Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания», - утверждает педагог-мыслитель, - «являются красота и величие, сила и выразительность родного слова»[17,с.56]. Он постоянно внушал учителям и родителям: «Словом своим деды и прадеды наши передавали нам свои заповеди, свою любовь к родному краю и прежде всего - любовь к родному языку». Духовное единство подрастающего поколения с народом обеспечивается посредством родного языка, «...от каждого детского сердца протягиваются нити к тому великому и вечному, имя которому - народ, его неумирающий язык, его культура, слава его многочисленных поколений, которые почивают на кладбищах, и будущее тех, которые родятся. Через посредство слова ребенок становится сыном народа». В.А. Сухомлинский стремился к тому, чтобы «этот животворный источник богатства родной речи был открыт для детей с первых шагов их школьной жизни, чтобы они чувствовали красоту языка, бережно к нему относились, заботились о его чистоте».

Главное задание словесника, по его убеждению, - это воспитать у ребенка любовь к родному языку. Учитель должен сделать родное слово основой духовного мира ребенка. Ведь родной язык - это на всю жизнь, потому нужно знать, беречь, обогащать его. Он был глубоко убежден в том, что истоки школьного творчества начинаются со слова, что первое место в жизни детей должно принадлежать словотворчеству. «Радость словотворчества – самая доступная для ребенка интеллектуальная одухотворенность»- писал В.А. Сухомлинский. Как тонкий педагог и психолог он был глубоко убежден, что самый большой творческой находкой учителя является тот миг, когда ребенок сказал «свое слово». В этот период формируется его чувственность к разуму и мудрости.

Особое значение В.А. Сухомлинский придавал воспитанию речевой культуры школьника, которая является зеркалом его духовной культуры. Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживания его души являются, по его убеждению, «красота, величие и выразительность родного слова». Путешествие в природу открывало детям глаза на богатство окружающего мира. У детей после этих путешествий появилось желание рассказать о красоте увиденного, что являлось первым толчком к творчеству. В Павлышской школе посвящались специальные уроки таким словам, как заря, вечер, степь, полет, река, журчит, мерцает, гремит.

Сухомлинский требовал от учеников кропотливой работы над словом, его значению и эмоциональным окраске. Он отмечал то, что чувствительность к содержанию и красоте языка производится тогда, когда человек понимает и чувствует игру слова: его внутреннее смысловое богатство, эмоциональная расцветка. Он уделял особое внимание сочинениям школьников. «Надо пойти с детьми к живому источнику мысли и слова, добиться того, чтобы представление о предмете, явлении окружающего мира вошло через слово не только в их сознание, но и в душу и в сердце».

Вся педагогическая деятельность ученого направлялась на то, чтобы «животворный источник - богатство родного языка - был открыт для детей с первых шагов их жизни». Во многих его трудах («Слово родной речи», «Источник бессмертного колодца», «Родное слово», «Слово, о слове», «На трех китах») находим ответы на актуальные вопросы: как научить ребенка воспринимать, понимать слово и удачно использовать его в устном и письменном изложении.

Кто сердцем чувствует слово и может передать самые тонкие оттенки человеческой мысли и переживания, тот поднимается на ступеньку высокой человеческой культуры. И наоборот, низкая языковая культура обедняет духовный мир людей. Из живой мысли и слова «началось становление людей: мысль, воплощенная в слово, подняла нас над природой, над всеми вещами и явлениями, над эпохами и столетьями. Слово впитало в себя самые тонкие порывы наших чувств; в нем отметилась душа, обычаи, традиции, радости и боли народа - все его духовные ценности, сотворенные веками».

Овладение культурой слова является непременным условием успешной учебы и умственного развития ребенка. Слово и мысль неразрывно связаны. Когда ученик учится выражать мнение, он стимулирует и мышление. Выражение мысли словом дает возможность углубляться в суть познаваемого.

Обучению чтению В.А. Сухомлинский придавал большое значение, при этом подчеркивал, что без упражнений, без «определенной нормы чтения ничего не добьешься.

«Чтение – окошко в мир, важнейший инструмент учения, оно должно быть беглым, быстрым – лишь тогда это инструмент будет готов к действию»[17].

По мнению Василия Александровича, важными элементами умственного воспитания в процессе обучения является: при изучении предметов естественнонаучного цикла - производительный труд, исследования, эксперименты, при изучении гуманитарных дисциплин - самостоятельное изучение жизненных явлений, литературных источников, литературно-творческий опыт.

Обобщая свой большой практический опыт, В.А. Сухомлинский наметил основные пути активизации мыслительной деятельности учащихся, среди них:

- самодисциплина в умственном труде;

- формирование познавательных мотивов;

- специальная организация умственного труда на уроке и после урока;

- творческий характер заданий с элементами исследования;

- обучение приемам мыслительной деятельности.



2.2 Проблема нравственного воспитания в педагогической системе В.А. Сухомлинского.

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное - как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка.

Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Нравственность определяется как нравственная свобода личности, когда требования, предписываемые общечеловеческими нормами морали, которые совпадают с внутренними побуждениями и мотивами личности. Нормы морали становятся основой поведения лишь тогда, когда они не только познаются, но и становятся объектом эмоционально-ценностного отношения. Общеизвестно, что нравственное воспитание – это процесс целенаправленного развития ценностных отношений воспитанника к обществу, к окружающим людям, к самому себе. Следовательно, данный процесс – глубоко индивидуальный, основывающийся на единстве знаний, чувств и поведения.

Современные процессы обновления педагогических концепций, усиление роли нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе делают проблему развития нравственных чувств личности особенно актуальной. В то же время они не могут осуществляться без опоры на то положительное, что накоплено на всех этапах развития отечественного образования и педагогической мысли.

Таким образом, возрастает ценность тех педагогических систем, которые содержат данные аспекты воспитательной работы и которые выдержали испытание временем. Одной из них является система, созданная В.А. Сухомлинским. Актуальность его работ состоит в том, что он первый в истории педагогики советского периода обратился к идеи развития эмоциональной сферы личности ребенка. По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения.

По мнению В.А. Сухомлинского, начало нравственного воспитания происходит с первых шагов сознательной жизни ребенка. «Именно в младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали» [8, с.161]. Под азбукой морали и нравственности великий педагог понимал гражданскую активности и самодеятельность, не просто знать, что такое хорошо, а что плохо, а действовать хорошо во имя величия и могущества Родины. Подлинное мастерство воспитания, считал павлышский педагог, состоит в развитии нравственных чувств у ребенка таким образом, чтобы он сам отдавал себе приказы, творил добро людям бескорыстно, без расчета на похвалу, и испытывал от этого радость.

Большое значение в этом процессе имеют дошкольный и младший школьный возраст. Сухомлинский указывал на важность для развития нравственных чувств такой особенности младшего возраста, как повышенная эмоциональная восприимчивость детей: «Детское сердце весьма чувствительно к внушению этих мыслей, детская душа глубоко переживает радость свершения добра для людей. Если подобное моральное поучение подкрепляется хорошими наставлениями, побуждениями к добрым делам для людей, в сердце с малых лет утверждаются внутренние духовные силы, ограничивающие желания и капризы» [8, с. 162].

Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым» [14,с. 373].

В. А. Сухомлинский считал, чтобы воспитатель воздействовал на ребенка, чтобы ребенок прислушивался к словам воспитателя, подчинялся им, педагогу требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это у педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского.

Читая опыт работы в Павлышской средней школе, можно выделить такие задачи нравственного воспитания:

1. последовательно приобщить воспитанников к нравственным нормам общества;

2. формировать положительный опыт самих детей и нравственный опыт;

3. направлять сознание, чувства, поведение на овладение и реализацию принципов морали;

4. формирование нравственного обмена личности.

Его работы дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов, но и о целостности всего его педагогического мышления.

Кроме задач, В.А. Сухомлинский формулирует принципы нравственного воспитания, основные из которых:

1. забота о возвышении человеческого достоинства - главное в воспитании;

2. педагог не только открывает мир перед учеником, но и утверждает его в этом мире;

3. следует не сообщать истину ребенку, а учить ее открывать;

4. в природе вечный источник детского разума;

5. учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь;

6. нравственным путеводным огоньком педагог становится не тогда, когда он на каждом шагу изрекает истины, а когда его отношение к человеку – маленькому школьнику, является образцом, вершиной нравственности.

Василий Александрович считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно, исходя из подобных установок в школе Сухомлинского, стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. «Мы добиваемся того, чтобы каждый ребенок заботился о цветах и растениях, о птицах и животных, о рыбках в аквариуме. Этот труд оттачивает сердечную чуткость, побуждает желание делать добро» [8, с.164].

Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю». При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.

В качестве основных черт педагогической системы В.А. Сухомлинского можно назвать трактовку формирующейся личности как самоценности, понимание воспитания как феномена, в значительной степени не зависимого от требований общества, выдвижение главной цели – свободного развития ребенка как активной личности, раскрытие его индивидуальности. Для павлышского учителя в воспитании ведущей становится педагогическая установка на синхронный процесс воздействия двух субъектов. В центре педагогического процесса находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями, на которые, прежде всего и должны ориентироваться учителя. Главной задачей педагогов становится создание благоприятных условий для развития детей. Поэтому в Павлышской школе акцент в образовании делался на расширение представлений детей об окружающем мире, на развитие у них критичности мышления и независимости поведения, на формирование моральных ценностей, а также умений и навыков самостоятельного получения и использования информации.

Его школа являлась школой-лабораторией по разработке важнейших вопросов обучения и воспитания сельских школьников, умелому сочетанию умственного и нравственного, трудового и эстетического воспитания, формированию лучших качеств гражданина своего Отечества, пробуждению у детей чувства сострадания к другим детям, родителям, всему человечеству.

В его школе царил дух творчества. Это относилось и к школьникам, и ко всему педагогическому коллективу. Вся деятельность школы была построена на принципах уважения личности учащихся, учителей. Здесь дети не готовились к жизни, а жили полнокровной жизнью, удовлетворяя свои интересы и потребности.

Всё в его школе крепчайшим образом увязано в одно и всё подчинено высшим задачам: развить ум ребенка, научить ребенка, вырастить его человеком добрым, чутким к людям и любящим свою Родину,- одним словом, дать ему счастье.

В психологии общепризнанным является тот факт, что развитие нравственных чувств может происходить двояко: путем опосредованного влияния на эмоциональную сферу (через воздействие на личность в целом) и путем непосредственного воздействия на эмоциональною сферу. Последнее осуществляется с помощью использования специальных эмоционально-ценностных для воспитанника средств — эмоциональных стимулов.

Анализ многогранного педагогического творчества В.А. Сухомлинского свидетельствует о том, что процесс развития нравственных чувств осуществляется им преимущественно путем непосредственного влияния на эмоциональную сферу ребенка через ее актуализацию. Под актуализацией эмоциональной сферы понимается процесс, в результате которого моральные нормы становятся актуальными, личностно-значимыми для индивида не только на рациональном, но и на эмоционально-ценностном уровне. Актуализировать эмоциональную сферу — значит создать обстоятельства, при которых обостряется восприятие нравственной идеи или поступка. Реализация эмоционального стимулирования нравственных чувств нашла свое отражение во всех компонентах педагогической системы В.А. Сухомлинского.

В процессе эстетического воспитания это выразилось в использовании игры; красоты природы кик источника нравственного самосовершенствования. В процессе этического просвещения этот подход воплотился в применении проблемно-поискового (диспуты, дискуссии) и эмоционально-образного (проведение этических бесед в яркой, эмоционально-значимой для ребенка форме) стимулов.

В процессе трудовой деятельности эмоционально-ценностное значение имел эстетический, творческий характер общественно-полезного труда учащихся, стимулирующий их положительные переживания.

В.А. Сухомлинский многие высокие цели воспитания понимал буквально: нравственность - так нравственность, трудолюбие - так трудолюбие. Они были для него простыми понятиями. Поэтому когда он писал "мы стремимся подготовить наших питомцев к высоконравственным и эстетическим отношениям, построенным на дружбе и товариществе, на уважении всего подлинного в каждом честном человеке", именно это он и имел ввиду. Он так все устраивал в своей школе, что каждый маленький и большой человек участвовал именно в таких человеческих отношениях и любил трудиться ради их установления.

Заканчивая свою книгу "Сердце отдаю детям", В. Сухомлинский пишет: «В своей мечте я вижу вас взрослыми людьми, мои дорогие дети. Каждого из вас я вижу мужественным советским патриотом, человеком с честным и горячим сердцем, ясным умом, золотыми руками» [17, с.150]. Такие идеи должны будить творческую мысль в головах поколений и просто обязаны быть осуществлены.



2.3. В.А. Сухомлинский о трудовом воспитании.

Труд осознаётся людьми как целесообразная, сознательная, физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы. Если в труде взрослых основной целью является создание потребительских стоимостей, то труд детей организуется, прежде всего, с учебными и воспитательными целями. Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности. В.А. Сухомлинский указывал на облагораживающую силу труда: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком» [6, c. 134]. Для детей важно осознание социальной и личностной значимости собственных трудовых усилий, осмысление необходимости самосовершенствования для успешного выполнения любого труда, переживание своего персонального вклада в общее дело.

В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Если вначале он заявил о себе как убежденный сторонник «школы учебы» с её установкой на твердый базовый компонент знаний и умений, приоритет умственного труда учащихся, то во второй половине 1950-х годов В.А. Сухомлинский решительно пересматривает свои взгляды с позиции трудовой школы. В качестве ведущих ценностей павлышского учителя теперь выступали творчески развивающая деятельность; соединение физического и умственного труда; прерогатива освоения учащимися средств познания над собственно овладением знаниями. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех. Трудовое воспитание должно быть как в семье, так и в школе, нужно воспитывать любовь к труду, трудолюбие, бережного отношения к материальным и духовным благам человечества. В процессе обучения на уроках им была введена система воспитания детей, созданы необходимые условия для формирования трудовых традиций, которые переросли в культ труда. Для Сухомлинского воспитание в труде - это прежде всего воспитание любви к труду. Но, конечно, одновременно эта работа воспитателя помогает ему решить еще многие и многие задачи. Поддержка любви к учению, к знанию; воспитание любви к людям, к природе, ко всему живому и прекрасному, развитие склонностей; укрепление коллективизма; подготовка к выбору профессии; воспитание характера, нравственности, убеждений - все педагогические цели, сколько их есть, свиваются в один узел, который на этот раз называется труд.

По мнению В.А. Сухомлинского в труде раскрываются способности, моральные и интеллектуальные силы ребенка, формируется его личность. Только в процессе трудовой деятельности возникает потребность в общении, в становлении социальных и психологических отношений, деловых взаимоотношений между людьми, взаимопомощи, взаимопонимания, дисциплинированности, согласованности действий и поступков и т.п.. Потребность в труде, привычка и ответственное отношение к труду могут сформироваться лишь при наличии посильных и постоянных трудовых поручений, в труде радостной, без принуждения и наказаний, самостоятельной и творческой, полезной как для личности, так и для общества. Через все педагогические труды В. А. Сухомлинский проводит основную идею - идею самоутверждения и становления личности гражданина в творческом труде на благо общества. Дать ребенку радость созидания, радость труда, труда на благо людей - это и есть настоящая мудрость родительской любви к детям.

Всякий труд имеет созидательную направленность. Многие исследователи отмечают в качестве обязательного условия детского труда его творческий характер. Чаще это творчество носит субъективный характер. Данный компонент придает детскому труду подлинно педагогический смысл. Воспитание наиболее эффективно в процессе деятельности, изменяющей окружающий мир. Поэтому воспитывает не труд вообще, а лишь тот, который улучшает окружающую жизнь.

В.А. Сухомлинский выделял творчество в процессе трудового воспитания. Он писал, что творческий характер раскрывается перед ребенком тогда, когда он занят длительной работой, которая требует время, ежедневной мысли, заботы. А одно из сильных побуждений к этому труду является важность замысла этой работы, сочетание усилий ума и рук. Если ребенок вовлечен в трудовую деятельность, то это приносит психическое удовлетворение и обеспечивает престижность личности. Выполнение большинства видов трудовой деятельности характеризуется приобретением новых знаний. Включаясь в трудовой процесс, ребенок не только познает новое, но и развивает свои способности, у него формируются частные и общетрудовые умения. Сам воспитанник, его социальное окружение оценивают качество и объем выполненной деятельности, определяют вклад в общее дело. Ребенок с помощью педагога осмысляет изменения, произошедшее с ним. Полноценная трудовая деятельность включает и третий компонент, который назван ценностно-ориентированным. Его назначение - придать процессу и результатам труда ценностный смысл, дать возможность детям эмоционально пережить значимость выполненной работы. Чувство успеха по природе своей связано с преодолением трудности. Легкий успех, так сказать, не считается; Сухомлинский предупреждает: педагогически невыгодно, например, давать детям участки с плодородной почвой. Там они вырастят хороший урожай. Но не мерой урожая, а мерой побежденных трудностей определяется успех и радость. Сухомлинский все время ведет ребят к трудному, почти невозможному, создает своего рода конфликтные ситуации, но не в отношениях между детьми, а между мечтой и возможностью, замыслом и исполнением.

Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.

Новое слово сказал В. А. Сухомлинский и в области трудового воспитания. Им сформулированы его принципы применительно к современной школе:

  1. Единство трудового воспитания и общего развития - нравственного, интеллектуального, эстетического и физического. Труд тогда становится воспитательной силой, когда, обогащая интеллектуальную жизнь, наполняет глубоким содержанием умственные, нравственные и эстетические интересы человека.

  2. Развитие индивидуальности человека в труде. Труд становится источником радости и развития воспитанника, если он видит нечто большее в нем, чем средства получить материальные блага, если труд служит полем применения его способностей.

  3. Высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность. Важно так организовать трудовую деятельность, чтобы ребенка воодушевляло желание принести пользу обществу.

  4. Раннее включение воспитанника в производительный труд. Важно стремиться к тому, чтобы труд вошел в духовную жизнь уже в раннем возрасте. Ребенок переживает от этого чувство гордости, чести, достоинства.

  5. Многообразие видов труда. Природе ребенка свойственно стремление к перемене, чередованию, сочетанию двух-трех видов трудовой деятельности, имеющих свои отличительные черты, специфику операций, умений. В этом он находит удовлетворение.

  6. Постоянность, непрерывность труда. Только повседневный, постоянный труд обогащает духовную жизнь человека.

  7. Черты производительного труда взрослых в детском труде. Труд детей должен иметь как можно больше общего с производительным трудом взрослых. Это усиливает его воспитательное воздействие.

  8. Творческий характер труда. Чем значительнее, занимательнее замысел, тем с большим интересом выполняется работа.

  9. Преемственность содержания трудовой деятельности. Все, что делает ребенок в младшем возрасте, углубляется в старших классах.

  10. Всеобщий характер производительного труда. В каких бы видах интеллектуальной или художественной деятельности ни проявлялись умственные задатки школьника, его участие в производительном труде обязательно.

  11. Посильность труда детей. В труде допускается здоровая усталость, но отнюдь не истощение физических и нравственных сил ребенка.

  12. Единство труда и многообразие духовной жизни. Надо добиваться того, чтобы в коллективе никогда не прекращалась богатая духовная жизнь.

Сухомлинский взламывает все наши представления о возможностях детей. Его ученики до десяти лет носят в школу любимые куклы и с девяти лет управляют мотором; они до шестого класса слушают сказки и пишут сочинения с первого класса. Они овладевают сложными сегодняшними школьными программами, они настоящие «интеллектуалы», «книжники» - любители и ценители книги, и они же с девяти лет, как это рекомендовали в свое время Маркс и Энгельс, заняты серьезным производительным трудом - создают материальные ценности.

Сухомлинский сам успевал за день - и успел за жизнь - столько, что у обычного человека это вызывает удивление. Кажется, он в день жил три дня и прожил за жизнь три жизни. Вот этому драгоценному искусству продления жизни он и учил своих ребят, когда учил их любить труд.

Заключение.

Труды В.А. Сухомлинского дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов Сухомлинского о воспитании личности, но и о цельности всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава.

Во всем вышедшем из-под пера В. А. Сухомлинского — следовало бы видеть, образно говоря, «философию сердца», обращенную к людям всех возрастов и всех родов занятий. И если воспитание — это, прежде всего постоянное духовное общение старшего с младшим, то главное в нем — творчество взаимных отношений. В.А.Сухомлинский не уставал повторять, что в воспитуемом любого возрастного уровня следует видеть и всячески поддерживать самостоятельно мыслящее и инициативно действующее существо и главное в воспитании — становление и развитие самовоспитания.

В чем заключается феномен В. А. Сухомлинского? Это был Человек с большой буквы, титан духа и мысли. Его человеческая сущность в обычном житейском представлении хорошо обрисована его женой: «Меня всегда удивлял контраст между его внешним видом и духовной силой. Внешне мягкий, несколько медлительный, с тихим глуховатым голосом, несколько печальным взглядом, временами стыдливый, особенно в обществе мало знакомых ему людей, он концентрировал столько духовной энергии, что ее сила давала ему возможность создавать невозможное ...»

Будучи человеком необыкновенно организованным, собранным, целеустремленным, он обладал огромной силой воли, которая помогала ему преодолевать болезнь, осуществлять свой трудовой подвиг.

В.А.Сухомлинский был разным: добрым, ласковым, заботливым, внимательным, гневным, суровым, но никогда не был равнодушным. Ненавидел лень, пустословие, инертность, расслабленность, отсутствие у человека интереса к новому, корыстолюбие, подхалимство, лесть, карьеризм. Очень любил людей трудолюбивых и сам работал до самозабвенья. У него не было выходных, праздников, отпусков. Он спешил жить в высочайшем понимании этого слова и утверждал, что трудовое воспитание должно быть как в семье, так и в школе, нужно воспитывать любовь к труду, трудолюбие, бережного отношения к материальным и духовным благам человечества. В.А.Сухомлинский также перед школой ставил задачу в воспитании патриотов. Он стремился, чтобы у каждого школьника сформировалось личное отношение к Родине: желание, духовный порыв утвердить ее достоинство, величие, честь, славу, могущество.

Крестный путь – так можно определить жизнь и деятельность этого подвижника гуманистической педагогики. В его личном и профессиональном дискурсе сошлись узловые точки мирового педагогического процесса 20-го века. Система взглядов В.А.Сухомлинского на обучение, воспитание и социализацию изначально включала в себя положения, составляющие его педагогическое кредо.

«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. В.А.Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.

Все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество повторения себя в Человеке.

В.А. Сухомлинский придавал огромную значимость роли учителя в воспитании учеников. Учитель в первую очередь, по мнению Сухомлинского, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.

В.А.Сухомлинский говорил юношам и девушкам, вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше сего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути»[16,с.255].

В этих словах весь В.А. Сухомлинский - гуманист, мыслитель, педагог.

В. А. Сухомлинский первым заговорил о ведущей роли воспитания в формировании духовно богатой личности, о том, что без духовности не может быть социально-экономического прогресса. Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю»[17, с.83].

Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. «Язык - духовное богатство народа», - пишет он. «Сколько я знаю языков, столько я - человек», - гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты. По его мнению, речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры. «Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания», - утверждает педагог-мыслитель, - «являются красота и величие, сила и выразительность родного слова» »[17, c.56]. Родной язык он рассматривал как «духовное богатство народа». В.А.Сухомлинский стремился к тому, чтобы «этот животворный источник богатства родной речи был открыт для детей с первых шагов их школьной жизни, чтобы они чувствовали красоту языка, бережно к нему относились, заботились о его чистоте».

Он был глубоко убежден в том, что истоки школьного творчества начинаются со слова, что первое место в жизни детей должно принадлежать словотворчеству. «Радость словотворчества – самая доступная для ребенка интеллектуальная одухотворенность»[13,c.50]- писал В.А. Сухомлинский. Как тонкий педагог и психолог он был глубоко убежден, что самый большой творческой находкой учителя является тот миг, когда ребенок сказал «свое слово». В этот период формируется его чувственность к разуму и мудрости.

Особое значение В.А. Сухомлинский придавал воспитанию речевой культуры школьника, которая является зеркалом его духовной культуры. Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживания его души являются, по его убеждению, «красота, величие и выразительность родного слова».

Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил В.А.Сухомлинский, но, как это всегда бывает, мысли и дела истинно великих людей со временем не только не устаревают, не только не отдаляются, но становятся все ближе, нужнее новым поколениям. Так и гуманистическая педагогика Василия Александровича Сухомлинского продолжает активно воплощаться и развиваться в жизни современной российской школы. И этот процесс необратим. Нам еще предстоит в полной мере осмыслить оставленное павлышским учителем нравственно- интеллектуальное наследие, которое вобрало ведущие тенденции развития педагогического будущего. Вклад В.А. Сухомлинского на разработку этих проблем в своей школе не потерял и в наше время. На более глубокое изучение родного языка и литературы обратил внимание президент В.В. Путин в своей речи на российском литературном собрании в ноябре 2013 года, подчеркнув, что «пренебрежение правилами родного языка становится нормой», необходимо «пересмотреть программы преподавания». В 2014-2015 учебном году наряду с выпускным экзаменом по русскому языку, будет проводиться итоговое сочинение. Сочинение по литературе возвращается в школу.

Список используемой литературы

1. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1989. – 110 с.

2.Аргайл М. Психология счастья: перевод с англ. – М 1991

3. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. - 1987. - № 2.

4. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство - Челябинск, 2004.

5. Буре Р.С. Воспитание и труд. – М., 1987

6. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. — М., 1994.

7. Равкин З.И. Сердце, отданное детям // Народное образование. — 1982.

8. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в трех томах. – Москва. Педагогика, 1980. – Т.2, 3.

9. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. – Киев.: Раденска школа, 1980. – Т.2, 5.

10. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — М., 1990.

11. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем, М.: КВАНТА +, 2002.-521с.

12. Сухомлинский В. А. О воспитании, М.: КВАНТА +, 2001.-436с.

13. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. К,1983.

14. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999.

15. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы М.: Просвещение, 1982. – 310 с.

16. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Изб. пед. соч.: в 3 т. М.: Просвещение, 1979. – Т.1.

17. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1984г.

18. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю // Пед. произв.в 5 т. – Т.2 -1976

19. Сухомлинский В.А. Трудность и радость познания // Работница. - 1968. - № 9.

20. Сухомлинский В.А. Что такое добро и зло //Свободное воспитание. ВЛАДИ. - 1993. - № 3.

21. Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск: Изд-во Минского Государственного Университета, 2000. – 560 с.

22. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.





15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!