СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Новаторство Ф.М. Достоевского в раскрытии "темы маленького человека "в литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «маленького человека» часто поднималась в произведениях русских классиков. Многие авторы стремились изобразить незначительного и ничем не примечательного человека, судьба которого не имеет никакого значения. Актуальность этой темы никогда не будет утрачена. Её задача – отражать жизнь простого человека со всеми его переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Новаторство Ф.М. Достоевского в раскрытии "темы маленького человека "в литературе"»

Проект «Новаторство Ф.М. Достоевского в раскрытии темы «маленького человека» в литературе» Автор проекта: учитель русского языка и литературы МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» Родионово-Несветайского района Дукачёва Г.И.

Проект «Новаторство Ф.М. Достоевского в раскрытии темы «маленького человека» в литературе»

Автор проекта:

учитель русского языка и литературы МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» Родионово-Несветайского района

Дукачёва Г.И.

     XXI век  для человечества считается информационным. Родился  «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации.  Стремление к быстрой конкретной информации,  недостаточный уровень знаний ведет  к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи. Современное поколение мало читает. Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение  художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.  Дени Дидро говорил: «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Через чтение формируется мировоззрение, расширяется кругозор, повышается грамотность.

    XXI век  для человечества считается информационным. Родился  «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации.  Стремление к быстрой конкретной информации,  недостаточный уровень знаний ведет  к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи. Современное поколение мало читает. Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение  художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.

    Дени Дидро говорил: «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Через чтение формируется мировоззрение, расширяется кругозор, повышается грамотность.

    В то же время допуском к ЕГЭ для выпускников 11 класса является итоговое сочинение по литературе, цель которого состоит в формировании самосознания школьников, умении мыслить и доказывать свою позицию; развитии потребности в чтении, повышении читательской культуры; повышении уровня речевой культуры. А где как не на уроках литературы при чтении и анализе художественных произведений можно добиться этой цели. Поэтому обучение чтению и анализу художественных произведений остается основной задачей в преподаваниии учебного предмета «литература».

    Изучение творчества Ф.М.Достоевского- великого мыслителя и писателя-гуманиста не исключение. Проблемы, которые поднимает в своих произведениях автор, актуальны и в наши дни. И немногие из нас задумываются, что ответы на некоторые вопросы нашей жизни нужно искать в произведениях Ф.М.Достоевского, чуткость и провидческий дар которого оказали нам неоценимую помощь в понимании самих себя и собственной жизни.

    Читайте, цените, вдохновляйтесь и учитесь у Ф.М.Достоевского. Таких учителей у нас уже не будет, но есть у России свои великие провидцы. И названный автор один из них.

     Тема «маленького человека» часто поднималась в произведениях русских классиков. Многие авторы стремились изобразить незначительного и ничем не примечательного человека, судьба которого не имеет никакого значения. Актуальность этой темы никогда не будет утрачена. Её задача – отражать жизнь простого человека со всеми его переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. В каждом времени, в каждой эпохе, были, есть, и будут такие люди, маленькие люди, думающие о таких высоких вещах, о вечном.  Хочется выявить, в чем же состоит новаторство Ф.М. Достоевского в раскрытии темы «маленького человека» в русской литературе.

    Тема «маленького человека» часто поднималась в произведениях русских классиков. Многие авторы стремились изобразить незначительного и ничем не примечательного человека, судьба которого не имеет никакого значения. Актуальность этой темы никогда не будет утрачена. Её задача – отражать жизнь простого человека со всеми его переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. В каждом времени, в каждой эпохе, были, есть, и будут такие люди, маленькие люди, думающие о таких высоких вещах, о вечном.

    Хочется выявить, в чем же состоит новаторство Ф.М. Достоевского в раскрытии темы «маленького человека» в русской литературе.

    Привлечь внимание к изучению творчества Ф.М. Достоевского -величайшего писателя-гуманиста; раскрыть понятие и историю возникновения понятия «маленький человек» в русской литературе; раскрыть понятие эпистолярного жанра; отрабатывать навыки анализа художественного текста; учить искать, сопоставлять, выделять и систематизировать информацию; научиться создавать видеоролик.
    • Привлечь внимание к изучению творчества Ф.М. Достоевского -величайшего писателя-гуманиста;
    • раскрыть понятие и историю возникновения понятия «маленький человек» в русской литературе;
    • раскрыть понятие эпистолярного жанра;
    • отрабатывать навыки анализа художественного текста;
    • учить искать, сопоставлять, выделять и систематизировать информацию;
    • научиться создавать видеоролик.
    I. Подготовительный этап 1. Подбор материала для видеоролика(текст, иллюстрации, музыка) 2 . Чтение романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди» 3 . Поиск и сбор информации в Интернете и в библиотеке по вопросу «Тема «маленького человека» в  произведениях А.П. Чехова«Смерть чиновника»,Н.В.Гоголя «Шинель».

    I. Подготовительный этап

    1. Подбор материала для видеоролика(текст, иллюстрации, музыка)

    2 . Чтение романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

    3 . Поиск и сбор информации в Интернете и в библиотеке по вопросу «Тема «маленького человека» в произведениях А.П. Чехова«Смерть чиновника»,Н.В.Гоголя «Шинель».

    II . Основной этап (формирование творческих групп)  1группа(технологи) Задание: Создание сценария видеоролика на тему «Основные этапы биографии великого русского писателя XIX века Ф.М. Достоевского» - Монтаж видеоролика в программе «Киностудия WindowsLive» 2 группа (историки) Задание: Раскрыть понятие «маленький человек» Подготовить историко - литературную справку: «История возникновения понятия «маленький человек» в русской литературе» 3 группа (литераторы) Задание: Выполнение презентации:«Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» по плану:

    II . Основной этап (формирование творческих групп)

    1группа(технологи)

    Задание:

    • Создание сценария видеоролика на тему «Основные этапы биографии

    великого русского писателя XIX века Ф.М. Достоевского»

    - Монтаж видеоролика в программе «Киностудия WindowsLive»

    2 группа (историки)

    Задание:

    • Раскрыть понятие «маленький человек»
    • Подготовить историко - литературную справку: «История возникновения

    понятия «маленький человек» в русской литературе»

    3 группа (литераторы)

    Задание:

    Выполнение презентации:«Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» по

    плану:

    а) история создания; б) эпистолярный жанр романа; в) тема и проблематика романа; г) главные герои и их характеристика; д) концовка( чему учит?); е) критика о романе 4 группа (исследователи)  Задание: 1. Сопоставление найденной информации и заполнение таблицы «Тема «маленького человека» в произведениях русских писателей» 2. Вывод. Формулирование ответа на вопрос:«В чем новаторство Ф.М. Достоевского в раскрытии темы «маленького человека» в романе «Бедные люди»?»)

    а) история создания;

    б) эпистолярный жанр романа;

    в) тема и проблематика романа;

    г) главные герои и их характеристика;

    д) концовка( чему учит?);

    е) критика о романе

    4 группа (исследователи)

    Задание:

    1. Сопоставление найденной информации и заполнение таблицы «Тема

    «маленького человека» в произведениях русских писателей»

    2. Вывод. Формулирование ответа на вопрос:«В чем новаторство Ф.М.

    Достоевского в раскрытии темы «маленького человека» в романе «Бедные

    люди»?»)

    III. Заключительный этап 1. Защита и презентация готового проекта (открытый урок в рамках предметной недели) 3. Распространение результатов проекта (на районном методобъединении учителей русского языка и литературы)

    III. Заключительный этап

    1. Защита и презентация готового проекта (открытый урок в рамках предметной недели)

    3. Распространение результатов проекта (на районном методобъединении учителей русского языка и литературы)

    Оцениваются результаты работы на проектом всех групп учителем и самими учащимися, отмечаются наиболее активные участники. Критерии оценки проекта: 1. Самостоятельность работы над проектом. 2. Полнота раскрытия темы. 3. Презентация содержания проекта. 4. Наглядность, иллюстративность. 5. Навыки монологической речи. 6. Грамотность.

    Оцениваются результаты работы на проектом всех

    групп учителем и самими учащимися, отмечаются

    наиболее активные участники.

    Критерии оценки проекта:

    1. Самостоятельность работы над проектом.

    2. Полнота раскрытия темы.

    3. Презентация содержания проекта.

    4. Наглядность, иллюстративность.

    5. Навыки монологической речи.

    6. Грамотность.

    Список литературы:

    Список литературы:

       Образовательные электронные ресурсы:   yandex.ru . Картинки. https:// www.youtube.com Обучающий урок по созданию видеороликов в программе Киностудия Windows Live http :// writerstob . narod . ru / Биографии великих русских писателей и поэтов http://videouroki.net/ Видеоуроки в сети Интернет http :// lit .1 september . ru / index . php Газета «Литература» http://www.uchportal.ru/ Учительский портал http://lit-classic.ru/ Русская классическая литература

      Образовательные электронные ресурсы:

      • yandex.ru . Картинки.
      • https:// www.youtube.com Обучающий урок по созданию видеороликов в программе Киностудия Windows Live
      • http :// writerstob . narod . ru / Биографии великих русских писателей и поэтов
      • http://videouroki.net/ Видеоуроки в сети Интернет
      • http :// lit .1 september . ru / index . php Газета «Литература»
      • http://www.uchportal.ru/ Учительский портал
      • http://lit-classic.ru/ Русская классическая литература
      Н.В. Гоголь «Шинель» Направление А.П.Чехов «Смерть чиновника» Жанр Ф.М. Достоевский «Бедные люди» Композиция Проблематика Конфликт Идея

      Н.В. Гоголь «Шинель»

      Направление

      А.П.Чехов «Смерть чиновника»

      Жанр

      Ф.М. Достоевский «Бедные люди»

      Композиция

      Проблематика

      Конфликт

      Идея

       Приложение 2 Пошаговая инструкция создания видеоролика: 1. Открыть программу Киностудия WindowsLive. 2. Добавить название. 3. Добавить музыку, изображения и видео. 4. Добавить заголовки. 5. Для заголовков выбрать переход «Современные – Исчезание 1» 6. Обрезать до нужного фрагмента видеофайлы. 7. Сократить до нужного момента аудиофайлы. 8. Далее нажать «Файл – Сохранить фильм – Компьютер». 9. Нажать далее. 10. В строке название продукта написать название вашего  видеоролика, а в строке папка выбираете папку, куда вы будете сохранять ваш видеоролик.

      Приложение 2

      Пошаговая инструкция создания видеоролика:

      1. Открыть программу Киностудия WindowsLive.

      2. Добавить название.

      3. Добавить музыку, изображения и видео.

      4. Добавить заголовки.

      5. Для заголовков выбрать переход «Современные – Исчезание 1»

      6. Обрезать до нужного фрагмента видеофайлы.

      7. Сократить до нужного момента аудиофайлы.

      8. Далее нажать «Файл – Сохранить фильм – Компьютер».

      9. Нажать далее.

      10. В строке название продукта написать название вашего

      видеоролика, а в строке папка выбираете папку, куда вы будете

      сохранять ваш видеоролик.


      Скачать

      Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

      Вебинар для учителей

      Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!