СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект образовательного путешествия в профессию "Пограничник"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательное путешествие (ОП) — это педагогическая модель, которая позволяет преобразовывать окружающую среду в среду развития личности, соединить реальное передвижение в пространстве с освоением культурно-исторических пространств .   Основное отличие ОП от экскурсии в том, что учащийся не получает знания в готовом виде от экскурсовода, а находит информацию самостоятельно, рассматривая, анализируя увиденные объекты.

Просмотр содержимого документа
«Проект образовательного путешествия в профессию "Пограничник"»

















Образовательное путешествие в профессию «Пограничник».



Скобликова Светлана Михайловна

Государственное учреждение образования

«Тереховская средняя школа №2»

Учитель трудового обучения

высшей квалификационной категории





В современном информационном обществе проблема умения учиться становится все более и более актуальной. Чтобы разобраться в лавине знаний, которые обрушились на современного человека, надо владеть этим умением в совершенстве. [1, с. 4] На учебных занятиях учащиеся должны не только усваивать определенный объем учебной информации, но и учиться находить нужную информацию, использовать ее в измененной ситуации. На первый план выходит использование в образовательном процессе компетентностного подхода. Образовательный процесс – это единство учебной и воспитательной работы. Главной задачей воспитательных мероприятий должно становится формирование и развитие ключевых и общеучебных компетенций. В этом может помочь образовательное путешествие.

Образовательное путешествие (ОП) — это педагогическая модель, которая позволяет преобразовывать окружающую среду в среду развития личности, соединить реальное передвижение в пространстве с освоением культурно-исторических пространств [2, с. 11]. Основное отличие ОП от экскурсии в том, что учащийся не получает знания в готовом виде от экскурсовода, а находит информацию самостоятельно, рассматривая, анализируя увиденные объекты. Таким образом, в ОП учащийся выступает не как объект обучения, а как его активный субъект. Педагогу же отводится роль консультатна, помощника. Этот метод призван научить ребенка видеть объекты культуры, анализировать их элементы, устанавливать связи между отдельными культурными и природными объектами, делать выводы, то есть ориентироваться в мире природы [4, с. 599].

В нашем учреждении образования ОП как педагогическую модель, мы используем достаточно давно. Считаем, что ОП это один из самых эффективных способов формирования и развития метапредметных компетенций учащихся. Представленный ниже проект ОП разработан в рамках сотрудничества УО «Тереховская средняя школа №2» с пограничной заставой №6 «Усохская Буда» Гомельского погранотряда. При планировании и организации образовательного процесса мы отталкиваемся от местных условий – г.п.Тереховка находится в непосредственной близости от государственной границы, что накладывает определенный отпечаток на весь образ жизни нашего региона. Невозможно представить внеурочную деятельность в нашем учреждении без сотрудничества с представителями пограничной службы, с которыми мы тесно сотрудничаем с 2012 года. Мы твердо уверены, что патриотизм и гражданственность необходимо воспитывать не словом, а конкретными делами, твердой гражданской позицией всех субъектов воспитательного пространства. Именно пограничники могут стать ярким примером самоотверженного служения Родине, содействовать в воспитании физически развитой и морально устойчивой личности.

Основной целью взаимодействия и сотрудничества с пограничниками является воспитание активной гражданской позиции учащихся на основе исторического наследия и традиций нашего края, опыта лучших представителей различных поколений. Молодым людям, готовящимся вступать во взрослую жизнь, важно знать, что наряду с множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно,- профессия защитника Отечества. Отсюда вытекает тема нашего ОП

Тема: Образовательное путешествие в профессию «Пограничник».

Объект исследования: профессия «Пограничник».

Предмет исследования: представление о профессии «Пограничник».

Цель: Формирование представлений о профессии «Пограничник» посредством ОП для профессионального самоопределения личности

Задачи:

Создать представление о данной профессии;

Определить и показать положительные и отрицательные стороны профессии;

Визуализировать наработанные материалы о профессии «Пограничник»

Сроки проведения: Январь - май 2018 года

Форма организации деятельности:

- коммуникативная коллективно-распределенная.

Ожидаемые результаты:

  • оформление сообщения об особенностях профессии «Пограничник»;

  • составление кластера «Метапредметные компетенции»;

  • Составление перечня УВО Республики Беларусь, где можно получить профессию «Пограничник»;

  • создание фотовыставки материалов о профессии «пограничник»;

  • разработка макета коллажа «Пограничник и я»;

  • создание профориентационного видеоролика;

  • создание банка данных учащихся, отвечающим требованиям к представителям данной профессии;

  • составление диаграммы по итогам обработки анкет и оформление собранных материалов в виде буклета;

  • выпуск листовки с рекомендациями по формированию личностных качеств, необходимых для профессии «Пограничник».

Организация работы:

Образовательное путешествие организуется в рамках плана профориентационной работы в учреждении. Для реализации программы ОП создан информационно-аналитический центр образовательного путешествия (ИАЦ ОП). В его состав вошли: учитель трудового обучения, ответственный за организацию профориентационной работы в школе Скобликова С.М., классные руководители 8 и 9 классов, начальник и заместитель начальника пограничной заставы №6 «Усохская Буда» по идеологической работе, учащиеся 8 и 9 классов. Классные руководители и Скобликова С.М., как тьютер, помогли участникам ОП разработать подробный маршрут и программы с учетом образовательных потребностей.

Участники ОП распределились на 3 группы: журналисты, психологи, фотокорреспонденты.

Виды деятельности участников ОП в соответствии с выбранной ролью

Роль, ФИО

Деятельность

Результат

Журналисты

Отбор и поиск информации, где получить профессию.

Поиск информации о рынке труда, о востребованности профессии. О «минусах» и «плюсах» профессии.

Изучение условий труда, должностных обязанностей специалиста.

Систематизация информации об учреждениях образования.

Список литературы,

интернет – источников, сообщение «Особенности профессии пограничник», реферат «Пограничник –профессия стойких духом и крепких телом», таблица «Плюсы и минусы профессии пограничник, презентация «Есть такая профессия –Родину защищать», диаграмма «Проходной балл для профессии пограничник»,

буклет об учебных заведениях

Психологи

Отбор и поиск информации о личностных качеств пограничника.

Ознакомление с методикой анкетирования.

Проведение анкетирования учащихся.

Обработка анкет и обобщения собранного материала.

Анкета (сбор первоначальной информации), список личностных качеств, необходимых для профессии «Пограничник», банк данных учащихся школы, имеющих необходимые качества для профессии «Пограничник», диаграмма «Учащиеся школы, обладающие личностными качествами для профессии «Пограничник»», листовки «Рекомендации по формированию личностных качеств пограничника»

Фотокорреспонденты

Создание фото и видео материалов.

Компьютерный дизайн представленных продуктов


Фотоальбом «Профессия «Пограничник», фотовыставка, посвященная профессии «Пограничник», буклет «Пограничные войска»,

видеоролик «Как стать пограничником».

В качестве примера представляем индивидуальную образовательную программу мини-исследования учащихся, выбравших роль фотокорреспондентов. Программа предусматривает работу для двух групп: А и В в соответствии с образовательными возможностями членов групп. Программа разделена на модули, которые предусматривают как теоретическую так и практическую деятельность.

Программы групп журналистов и психологов даны в приложении.



ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ В ПРОФЕССИЮ «ПОГРАНИЧНИК»

ФИО обучающегося, УО, ступень обучения

Смык Татьяна, Радченко Сергей 8 класс, ГУО «Тереховская средняя школа №2», ІІ ступень обучения

ФИО тьютора, УО: Скобликова С. М., ГУО « средняя школа №2».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема мини-исследования: Образовательное путешествие в профессию «пограничник».

Цель: Формирование представлений о профессии «пограничник» с точки зрения фотокорреспондента посредством образовательного путешествия для профессионального самоопределения личности.

Задачи группы А:

1) Создать визуальное представление о данной профессии на рынке труда посредством подбора фоторяда из предложенного материала;

2) Выявить привлекательные стороны профессии через подбор предложенных интересных фотофактов;

3) Составить фотоальбом о профессии на основе подобранного фоторяда и фотофактов.

Формы и методы исследования: осмысление, объяснение, наблюдение, систематизация и классификация, сравнение, визуализация.

Формы и методы контроля и самоконтроля: беседа, опорный конспект, выполнение тестов, самооценка, взаимооценка.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. Сущность профессии пограничник

Описание профессии: Кто такой пограничник? Спектр деятельности пограничника. Что должно быть хорошо развито у людей данной профессии. Где можно получить профессию пограничник в Республики Беларусь. Риски профессии. Престижность профессии. Возможность карьерного роста. Оплачиваемость.

Практическая работа: оформление сообщения на основе прочитанной статьи и просмотра видеофильма о профессии пограничник; создание таблицы «Плюсы и минусы профессии пограничник», составление списка литературы о профессии пограничник; посещение погранзаставы в день открытых дверей и составление буклета по результатам.

Модуль 2. Метапредметные компетенции и личностные качества пограничника.

Уровень необходимых знаний. Понятие «компетенция». Метапредметные компетенции: учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования. Личностные качества: морально-этические, коммуникативные, волевые. Межпредметные связи.

Практическая работа: составление списка необходимых метапредметных компетенций для овладения профессией пограничник; создание диаграммы по результатам анкетировния, оформление кластера «Метапредметные компетенции».

Модуль 3. Учреждения высшего образования Республики Беларусь

Расположение УВО. Престижность УВО. Проходной балл. Оплата за обучение. Наличие общежития.

Практическая работа: создание переченя УВО Республики Беларусь, где можно получить профессию пограничник, составление диаграммы «Проходной балл для профессии пограничник», оформление стенгазеты.



ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН


Этапы освоения

Деятельность на данном этапе1

Планируемый результат

Сроки освоения

Полученный результат

Оценка и самооценка

Целепологающий



Постановка целей и задач образовательного путешествия

Поставлены цели и задачи. Определены объект и предмет.

1 час

Определены цели и задачи, объект и предмет мини-исследования

Самооценка и оценка тьютора

Проектировочный






Разработка коллективного образовательного маршрута и программ в рамках образовательного путешествия. Выбор доступного метода исследования

План работы. Составление тьютором алгоритма работы.

1 день

План работы, алгоритм работы.

Оценка тьютора

Реализационный







1.Выбор из предложенного иллюстративного материала кадров, отражающих суть данной профессии.

2.Выбор из предложенного иллюстративного материала кадров, отражающих комфортность, красоту, полезность данной профессии по предложенной схеме.

3. Составление фотоальбома о профессии «Пограничник» из выбранного иллюстративного материала по предложенному алгоритму

1.Подобраны картинки, отражающие суть профессии пограничник;

2.Подобраны картинки, отражающие комфортность, красоту, полезность данной профессии;


3. Составлен фотоальбом о профессии «Пограничник»

четверть

Особенности профессии пограничник отражены в предложенных картинках.

2.Отобраны картинки, отражающие комфортность, красоту, полезность данной профессии;

3.Из иллюстративного материала составлен фотоальбом о профессии «Пограничник»

самооценка и оценка тьютора

Аналитико-рефлексивный




Отбор и систематизация полученных материалов, их обобщение.


Сообщение учащихся о проделанной работе и предоставление отобранного материала о профессии пограничник.

2недели

Составлен фотоальбом о профессии «Пограничник»

самооценка и оценка тьютора

Обобщающий



Внесение корректив, подготовка материала.

Готовый фотоальбом

2 недели

Составлен фотоальбом о профессии «Пограничник»

самооценка и оценка тьютора



Литература:

1. 1. Шакура, С.Д. Обучение во взаимодействии/ С.Д.Шакура – Минск: АПО, 2017. – 81 с.

2. Шакура, С.Д. Образовательное путешествие: формируем у учащихся метапредметные компетенции/ С.Д.Шакура //Народная асвета.-2018.- №8.- С.11-14

3. Шакура, С.Д. Модель формирования индивидуальной учебной деятельности учащихся 1-6 классов/ С.Д.Шакура, Д.Ч.Покачайло. – Минск: АПО, 2013. – 141 с.

4. Стрункина, В. А. Образовательное путешествие как интерактивный метод, способствующий формированию метапредметных результатов во внеурочной деятельности/ Стрункина В. А. //Молодой учёный. – 2016. - № 25 С. 598-601. — URL https://moluch.ru/archive/129/35678/

4. Инфоурок [Электронный ресурс] / Расширение индивидуального образовательного пространства учащегося посредством образовательного путешествия. https://infourok.ru (дата обращения: 02.02.2018)




1 Задания по каждому виду деятельности указаны в приложениях


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!