СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Опыт использования словарей на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа может быть использована учителем для разнообразия уроков и внеурочной деятельности. Очень интересная находка! 

Просмотр содержимого документа
«Проект «Опыт использования словарей на уроках русского языка и литературы»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №11»

г. Гремячинск, Пермский край









Проект

«Опыт использования словарей на уроках русского языка и литературы»









Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Хорюшина Людмила Васильевна



















2020г

  1. Введение

Словарь – это книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. Термин "словарь" также используют для обозначения всей совокупности слов того или иного языка (другими словами, его лексику) и противопоставляют термину "грамматика", который обозначает совокупность правил построения из слов осмысленных речевых отрезков.

Лингвистическая наука, которая занимается разрабатыванием методов составления словарей, называется лексикографией.

Современные словари имеют довольно позднее происхождение. Они появились в период, последовавший за изобретением книгопечатания в середине 15 века. До этого существовали так называемые глоссарии - рукописные списки слов, которые часто встречались в древних книгах, особенно в сочинениях классической греческой и латинской литературы. Ученый или переписчик, догадавшись о значении незнакомого слова, писал его между строками или на полях; отдельная такая заметка и называлась глосса (от греческого glossa ’язык, слово’). Самые ранние глоссы, известные науке, датируются 25 в. до н. (Шумер). На написанные от руки глоссарии всегда был спрос. С них делалось большое количество копий, а позже, когда с развитием книгопечатания книги стали намного дешевле, словари оказались в числе первых печатных книг.

Различают энциклопедические и лингвистические словари. Они представлены во всем своем многообразии. Ученые-лингвисты составляют различные словари русского языка. Всего существует около 20 разновидностей словарей русского языка.

Актуальность.

Я выбрала именно эту тему потому, что проблема знания роли словарей русского языка чрезвычайно актуальна, словари дают нам возможность узнавать новое, развиваться, не делать различные ошибки в словах и выражениях. Орфографический словарь помогает правильно писать слова, словарь иностранных слов раскрывает правильное значение иностранных слов. И это только малая толика тех знаний, что дают нам словари.

Цель – повысить эффективность и качество обучения при помощи игровой деятельности на всех этапах школьного образования

Методы: изучить и охарактеризовать многообразие словарей русского языка в конкурсе игровых проектов «Вокруг света со словарем» в декаду русского языка и литературы.

Предмет исследования –словарь.

Объект исследования – различные виды словарей.

Задачи: для учителей

  • Обмен опытом работы по организации проектной деятельности среди учителей ГГО;

  • Формирование коммуникативной культуры школьников;

  • Формирование умения работать с информацией;

  • Развитие любознательности, инициативности, самостоятельности в приобретении знаний.

для учеников

  • ознакомление с научной литературой по теме;

  • изучение истории создания словарей;

  • ознакомление с видами словарей;

  • понимание роли словарей в русском языке.

  • обобщение и систематизация данных, формулирование выводов и предложений по заявленной проблеме;

  • оформление результатов исследования в виде мультимедийной презентации.

Практическая значимость заключается в том, что с результатами исследованийобучающихся можнопознакомить одноклассников, выступить на школьной научно – практической конференции, пропагандируя необходимость использования словарей и применять полученные знания на уроках русского языка и литературы.

Объекты исследования:

  1. речь взрослых и школьников;

  2. словари;

  3. научно-методическая литература.

Участники проекта: обучающиеся школы

Результаты: обучающиеся смогут

  • Применять полученные знания на практике;

  • Работать со словарями разных видов;

  • Рассуждать, анализировать отобранный материал.

Обращайтесь к словарям постоянно и они непременно помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат грамотно писать и красиво говорить.

















  1. Основная часть.

Какую пользу приносят словари?

В современном мире красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас слов свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются.

Русская пословица гласит: «Хромое слово – кривая речь». Как известно, с пословицей нельзя спорить, она народная мудрость. Для того чтобы красиво говорить, понимать прочитанные тексты, нужно знать много слов, умело с ними обращаться. По подсчётам учёных, в русском языке белее 500 000 слов. Вряд ли можно найти человека, в лексиконе которого было бы столько слов. И всё же каждому человеку необходимо стремиться пополнять свой словарный запас.

Один из путей пополнения своего лексикона – обращение к словарям, энциклопедиям и справочникам. Знаменитый писатель Анатоль Франс, французский романист и литературный критик, лауреат Нобелевской премии по литературе говорил: «Словарь – это вся Вселенная, расположенная в алфавитном порядке». Слова называют всё то, что когда-то было увидено, осмыслено, понято человеческой цивилизацией о существовании нашей Вселенной и о роли человека в ней. А словарь, как вместилище и классификатор этих понятий, может считаться вселенной в мини-варианте.

Словари помогают нам правильно писать и произносить слова, расширяют кругозор, приобщают к культуре. Действительно, без чтения словарей, без систематической, регулярной работы с ними не может обойтись человек, профессионально связанный со словом: писатель, журналист, языковед, диктор радио, учитель-словесник, современный школьник… Для большинства же людей словарь – это справочник, в котором при необходимости можно найти те или иные сведения: как пишется слово, что оно значит, как употребляется. При этом человек, конечно же, читает словарь, но не все слова подряд, а нужные ему страницы, касается ли это, скажем, «Большого энциклопедического словаря» или «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Они могут отвечать и запросам широкого круга читателей, и узких специалистов. А самое главное, принимая подсказку словаря, мы не смущаемся, не стыдимся, а гордимся тем, что удалось избежать ошибки и получить новые сведения. Есть словари необыкновенные, среди них словарь В.И.Даля.

«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля — вместилище не только слов, но и метких самобытных пословиц, поговорок, загадок… Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. О себе и своём словаре В. И. Даль говорит: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языкa». Обращение к данному словарю - знакомство с богатым народным речевым творчеством русского народа.

О пользе словарей и о необходимости иметь их в своей личной библиотеке говорил академик Д.С. Лихачёв. Обращаясь к молодым читателям, Дмитрий Сергеевич писал: «Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку». Из этих слов известного учёного-академика становится понятным то, как важны словари и справочники.

Сейчас существует великое множество книжных словарей, и в любой читающей семье они, конечно же, есть. Особенно важно и детей приучать пользоваться словарями. Это, несомненно, благотворно скажется на развитии речи ребёнка, пополнит его словарный запас.

Наличие электронного словаря не исключает необходимость иметь его книжный вариант. Ведь иногда техника может дать сбой, и тогда на выручку придет «старый и проверенный друг» - книжный словарь. Но из-за того, что количество информации в современном мире растет, язык пополняется новыми словами и выражениями, и соответственно словари постоянно обновляются. Обновление электронных и интернет словарей происходит гораздо проще и быстрее, чем переиздание книжных словарей.

Как же начать работать со словарями? Не нужно забывать, что словари бывают энциклопедические и лингвистические. В чем же разница между ними? Главное различие в том, что энциклопедические словари описывают мир вещей, а словари лингвистические – мир слова. «Вселенную», то есть мир вещей, описывают именно энциклопедические, а в словарях лингвистических содержатся сведения о словах – о том, что они значат, как склоняются или спрягаются, как сочетаются друг с другом в предложении, и т.п. Конечно, чтение любого авторитетного словаря, энциклопедического или лингвистического, повышает эрудицию человека.

Известно, что чаще всего мы обращаемся к орфографическому словарю, узнаём о верном написании слова. Хотя и другие словари могут дать нам не только сведения о правописании слова, но и многое другое.

Полезно обращение к словарям синонимов, антонимов, фразеологическим, этимологическим – это в значительной степени обогатит словарный запас. Русский язык помогает работать с достаточно обширными синонимическими рядами: каждое слово имеет примерно 5-6 синонимов, а более распространенные слова имеют до 40 синонимичных слов. Практиковаться можно, заменяя слова в каком-либо тексте, близкими по значению словами - синонимами.

Этимологические словари позовут вас в интересное путешествие - в историю происхождения слов. Например, всем известное слово школа первоначально имело совсем другое значение, нежели сегодня: латинское – schola (отдых от физического труда, досуг). Слово «школа» получило широкое распространение довольно поздно – в XVI–XVII вв., хотя известно было и раньше, но до этого времени его заменяли синонимом – словом «училище». Слово школа происходит от древнегреческого корня scholazo, что значит «отдыхать от работы». Древние греки в свободное от работы время предпочитали посещать беседы философов и таким образом пополнять объем знаний. Благодаря этому появилось слово школа – «место, где можно получить образование» («Этимологический словарь» А.В.Семёнова)

Словарь заимствованных слов также поможет при обогащении лексикона. В русский язык много слов приходит из других языков. У нас они адаптируются иногда настолько, что мы сразу и не можем сказать, из какого языка они пришли. Например, всем знакомое слово арбуз в русском языке известно с XV века. Данное слово является восточным заимствованием, как и в некоторых других славянских языках: болгарском, сербохорватском.

В русский язык слово попало из тюркских, вероятнее – из татарского, и изначально в форме с «х» – харпуз, где, как и в других восточных языках, восходит к персидскому xarbuza – «дыня», а дословно – «ослиный огурец», образованному от хег (хага) – «осел» и bucina – «огурец».

Из восточных языков, через русский, татарский и арабские языки, слово распространилось в западноевропейские: немецкий, английский, французский и т.д.

«Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» автора Чудинова А.Н. позволит нам узнать значение привычного нам слова «газета».
Газета (франц. gazette). Издание, выходящее периодически отдельными листами; название свое получила от итал. слова gazetta, мелкая венецианская монета, которую обыкновенно за нее платили. Морякам, путешественникам нужны были сведения, или как мы говорим информация, так появились первые листки с новостями. За один листок надо было платить одну монету. Так монета подарила название источнику информации.

Разговор о словарях безграничен. Научившись пользоваться этими книгами, можно бесконечно полюбить их и согласиться с С.Я. Маршаком:

Усердней каждый день смотрю в словарь:
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

Словари должны быть настольными книгами, причем словари самые разнообразные: орфографические, толковые, грамматические и прочее. Узнавайте с их помощью правильность написания незнакомых слов, их происхождение и различные значения, подбирайте синонимы и антонимы. Значительно облегчают изучение новых слов и компьютерные словари. Таким образом, ежедневное обращение к словарю - самое легкодоступное средство увеличения словарного запаса, обогащения речи и пополнения знаний. Особенно полезно приучать к работе со словарями детей.



Вывод

Со словарями постоянно работают ученые, писатели, преподаватели, студенты. Когда некоторые говорят, что их любимое чтение - словари, то по своему правы. Ведь чтение этих книг не менее захватывающее, чем чтение занимательного романа.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!