Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга»
Согласовано Утверждено старший воспитатель МДОУ №12» Радуга» заведующий МДОУ №12 » Радуга» __________________Устинова Л.А ____________________ Кожина Е.С.
Проект
по духовно- нравственному воспитанию дошкольников:
« Образ материнства в русской иконописи»
Подготовительная к школе группа
Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна
2018 - 2019 уебный год.
Проект
по духовно- нравственному воспитанию дошкольников:
«Образ материнства в русской иконописи»
Автор проекта: | Курдюкова Марина Борисовна (воспитатель) |
Продолжительность проекта | 2018-2019 учебный год |
Тип проекта: | познавательно–интеллектуальный, творческий |
Участники проекта: | дети подготовительной к школе группы, их родители и воспитатель группы. |
Актуальность
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Необходимо сформировать у детей с раннего возраста, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность, никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности. Соприкосновение с народным православным творчеством и традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.. Духовно-нравственное воспитание на основе народных и православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, содействует формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) В проекте « Образ материнства в русской иконописи » мне хотелось бы рассмотреть образ Богородицы - Матери в русских иконах, её значении для русского человека, семейного и дошкольного воспитания в современном мире. Исходя из программы ДОУ, одной из главных задач стоящей перед педагогами, является создание организационно – педагогических условий для формирования у детей духовно – нравственного отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к своей Родине, духовной истории государства российского, и воспитание ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей основанного на этнокультурных ценностях родного края.
Цель: Формирование духовно-нравственной личности через приобщение дошкольников, к ценностям православной культуры, воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
Задачи: - Познакомить детей с особенностями церковного искусства иконописи и иконографии, с иконами Божьей матери, дать представления о Пресвятой Богородице как Покровительнице, Заступнице и Предстательнице перед Богом за всех людей. - Развить у детей восприятия образа Богоматери как о святом и чистом человеке, о её глубочайшем смирении и послушании, о её уповании на Бога. - Воспитывать осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
-Воспитывать духовную культуру дошкольников, внимательное и бережное отношения к матерям и окружающим людям.
Ожидаемые результаты:
- Знают основные отличия иконы и картины умеют анализировать содержание иконы, выделять средства выразительности, высказывать свое отношение к увиденному, какое настроение вызывает тот или иной образ, как это удалось изобразить художнику. - Развито восприятие образа Богоматери как о святом и чистом человеке, о её глубочайшем смирении и послушании, о её уповании на Бога. - Проявляют нравственные качества как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей - Интерес у детей и взрослых к искусству иконописи и иконографии и Библейской истории.
Литература:
1. Бахметева А.Н. " Жития святых для детей. - М., 2016. 2. «Библия для детей» 3. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. — М: Современник, 2012. 4. Куломзина С.С. Закон Божий для самых маленьких. — М., 2009. 5. «Основы православной культуры для детей дошкольного возраста». Под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 2007 6. Т.А. Шарыгина «Главные праздники страны». Москва 2011г. 7. .Л.Л. Шевченко «Добрый мир». Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества. Москва 2011г.
8. Т. А. Бударина «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», «Родное пепелище», Нижний Новгород, 2010.
Перспективный план работы
| Содержание работы |
сентябрь | 1.Пополнение мини-музея: «Русские сувениры» Иконография. 2. Организованная образовательная деятельность "Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери" 3. Дидактическая игра: «Мешочек добрых дел» 4. Консультация для родителей: «Что такое икона и ее значение» |
октябрь | 1. Беседа с детьми: «Какие бывают иконы Божьей Матери» 2. Презентация: " Виды образов Божьей матери» 3.Дидактическая игра: «Вежливые слова» |
ноябрь | 1.Праздник: " День матери" 2.Игра-путешествие по группам: «Иконы в нашем ДОУ» 3. Папка-передвижка «Основные элементы в иконох Божьей Матери» |
декабрь | 1.Досуг: " Кузминки" 2. Организованная образовательная деятельность: «Виды храмов" 3. Конструирование « Мой храм» |
январь | 1.Рождественская сказка: " Рождественская звезда" 2. Встреча со священником: «Храмы в честь Пресвятой Богородицы» 3. Словесная игры: «Хорошо-плохо» |
февраль | 1.Беседа: " Иконы Божьем матери - заступницы земли русской" 2.Викторина «Иконы Пресвятой Богородицы» 3.Рисование: «Мама мой ангел» |
март | 1.Праздник : «Мамочка- всех людей дороже!» 2.Слушание молитв о Пресвятой Богородице 3.Оригами: «Цветы для украшения иконы» 4. Папка-передвижка « Строение храма» |
апрель | 1. Презентация: «Чудотворные иконы Божьей Матери» 2.Чтение: «Евангелие для детей» 3. Оригами: " Ангел" 4. Консультация для родителей: " Появление икон на Руси. Заступница земли русской" |
май | 1.Беседа: «Как икона город спасла» ( икона «Смоленская») 2 Д/игра: «Мешочек добрых дел» 3.Слушание молитв о Пресвятой Богородице. Заучивание молитв. |
Вывод .
В результате проведенной работы я выяснила, что образ Матери имеет большое значение для русской иконописи. Получив широкое распространение и необычайное развитие, иконописные образы Богородицы и в наше время остаются наиболее привлекательными и понятными. Многие иконы, являясь выдающимися произведениями искусства, сыграли заметную роль в русской истории и искусстве всего мира. Хотя иконопись и ограничивается рамками канонов и догматов, именно в изображении Богоматери художники получили наибольшую свободу. Это привело к появлению огромного количества вариантов написания Матери. Следуя основным иконографическим схемам, мастерам Древней Руси удалось создать целую галерею нежных, иногда скорбных, иногда торжественных, но всегда притягивающих образов Божьей Матери. Рассмотрев ряд икон, можно прийти к выводу, что иконописцам удавалось выразить образ Богородицы как образ всепрощающей Матери – Заступницы, жертвенно несущей своего сына во искупление людских грехов. Соединяя в своем творчестве христианское мировоззрение и талант художника, живописцы древнерусского искусства создали ряд неповторимых, выразительных и трогательных икон Богоматери, которые до сих пор находят отклик в душе каждого человека. Верующие люди иногда называют иконы духовными окнами, постоянно напоминающими человеку о существовании иного, «горнего» мира и открывающими надежду на спасение.
Взывая к Богу на протяжении всей жизни - во время испытаний, болезней, счастливых событий, человек устремляет свой взор на святые лики. Они помогают ему в молитвенном обращении, вернее в чистосердечной беседе со своим Создателем. Иконы служат символическим мостиком, соединяющим искренне молящегося христианина с первообразами тех, кто изображен на них. Преклоняясь перед Творцом, Святой Богоматерью, святыми угодниками, молитвенник переносит почитание и на Их образы, то есть на иконы.
Поэтому в каждом благочестивом христианском доме образа с горящими лампадами, возжигаемыми праздничными свечами обязательно занимают видное почетное место - красный угол, что ведет к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию подрастающего поколения.
МДОУ детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга»
Конспект организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию:
«Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери»
Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна
2018-2019 учебный год
Конспект: «Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери»
Цель:
- Дать детям доступные представления о Земной жизни Пресвятой Богородицы и иконами с её образами, иконой - Тихвинская Божья матерь ( престольной иконой Георгиевского храма). Приобщать детей к благочестивым традициям.
- Обогащать словарь детей новыми выражениями и словами (город Назарет, благочестивая семья, Благая весть, ясли, явления Пресвятой Богородицы)
Задачи:
Развивающая: развивать понимание и восприятие о святости, любви и доброте, соединяющих человека с Пресвятой Богородицей
Воспитывающая: воспитывать у детей, почитание, нежность, заботу к близким, воспитывать внимание и послушание.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.
Материал к ООД:
- Иллюстрации репродукций икон (Земная жизнь Пресвятой Богородицы)
- Электронный материал: короткие фильмы о явлениях Пресвятой Богородицы и её Чудотворной иконе.
Предварительная работа: просмотр репродукции икон, Церквей России.
Ход ООД:
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об иконах, на которых изображено самое дорогое для нас:
«Кто без тревог не прожил и дня!?
Кто с нетерпением ждет меня!?
Кто все простит!? Кто все поймет!?
Если я сделаю наоборот!»
Догадайтесь о ком это стихотворение? Дети: О маме.
Воспитатель: Да ребята, это о наших любимых мамах.
«Маме в ладони лицом я уткнусь,
Горем и радостью с ней поделюсь.
Звездочек – глаз, нет в мире добрей,
Нет красивее мамы моей!»
У нас в группе есть ваши портфолио, где есть фото ваших мам. Давайте ещё раз рассмотрим в них фотографии.
Посмотрите, с какой любовью они смотрят на вас. И конечно для каждой мамы ее ребенок самый хороший, самый любимый. Если вдруг вам станет грустно, кто-то обидит, мама всегда первая придет на помощь, приласкает, пожалеет. Каждый из нас любит свою маму очень, очень, и считает, что она самая лучшая. А как мы ласково завеем своих мам?
Дидактическая игра «Назови ласково маму»
Воспитатель: Ребята, а есть ещё одна мама, которую знают все люди на свете. (Показывает репродукцию иконы Пресвятой Богородицы).
Скажите, пожалуйста, кто это? Дети: Пресвятая Богородица. Воспитатель: Да ребята – это Пресвятая Богородица. Это - то же наша мама! И любит она нас всех самой сильной Божественной материнской любовью. Получается, что у нас две мамы. Одна рядом, а другая мама – Царица Небесная. Её образ занимает особое место у семей, где растут дети. С самых первых веков любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу русского народа, т.к. она стала покровительницей русской земли, Богоматерь - Заступница, матушка Мария, Пресвятая Богородица.
«Над кроватью чуть в сторонке
Божьей Матери иконка
Добрый свет ее лучится.
А если мама отлучится.
То ни страшно мне одной
- Богородица со мной».
Ребята, а вы хотите узнать о жизни Пресвятой Богородицы на земле? Дети: Да.
Воспитатель: Давным-давно в Галилейском городе Назарете жила благочестивая семья – Иоаким и Анна. Прожили они долгую жизнь в трудах и молитвах, помогали бедным и больным. И все бы было хорошо, да вот только не было у них детей. У всех соседей в домах звенели детские голоса, а у Анны сердце сжималось от горя. Днем и ночью молили они Бога о рождении ребенка. Но время шло и Иоаким и Анна стали пожилыми.
От горя и печали Иоаким ушел в горы, где молил о рождении ребенка. Анна же оставшись дома, в слезах вышла в сад. Вокруг зеленела трава, цвели цветы. Анна села под дерево и увидела на нем гнездо, в котором птица кормила своих птенцов. Еще сильнее заплакала Анна, еще сильнее стала просить Бога послать ей ребенка. Вдруг перед ней появился Ангел, который сообщил ей о скором рождении дочери. Обрадованные супруги поблагодарили Бога за эту весть и пообещали отдать ребенка в Храм на воспитание.
И вот в назначенный час Анна родила маленькую девочку, которую назвали Марией. ( «Репродукция иконы Рождество Пресвятой Богородицы»)
«В тот день особенно цветы благоухали
И птицы пели звонче, чем всегда,
Начало нашего спасения назвали
Тот день, когда была Мария рождена»!
Посмотрите, какая она маленькая, беззащитная. С какой любовью смотрят на нее мать Анна и девушки рядом с ней.
Мария росла и отличалась от всех детей. Была необыкновенно умным и любознательным ребёнком. Всего лишь три года Мария жила с родителями. И вот маленькую Марию в сопровождении нарядных девушек повели в Храм. ( «Репродукция иконы Введение во храм Пресвятой Богородицы»)
«Огни, как на праздник великий горят,
И юные девы все в белом стоят.
Марию родители к Храму несут
И в Храм по обету Ее отдадут.
И только встревожена Мать не шутя:
«Заплачет и вспять повернется дитя!»
Но лишь Ее к лестнице Мать подвела –
Сама на пятнадцать ступеней взошла!»
До четырнадцати лет Дева Мария жила в Храме, родителей у нее уже не было в живых. Дева Мария была очень послушна, трудолюбива, три раза на день читала молитвы.
«Бог видел, как юная Дева скромна
Сидит за работой все время она.
И к Богу любовь в ней горела огнем
Мария молилась и ночью и днем»
Дева Мария в беседах была сдержана, мудра, к бедным людям добра и никому не отказывала в помощи. Став взрослой, Дева Мария жила в семье старца Иосифа, который был назначен священниками ей опекуном. Она работала наравне со всеми членами семьи: пряла лен и шерсть, вышивала шелком.
Однажды перед Девой Марией появился Архангел Гавриил с благой вестью. Он сказал, что Мария скоро родит Сына и даст Ему имя Иисус. Это будет Сын Всевышнего. День, когда Мария узнала о том, что у нее родится Сын – Спаситель Мира называется Благовещение Пресвятой Богородицы.
«Репродукция иконы Благовещение Пресвятой Богородицы»
Через определенное время пришел миг, когда родился Спаситель Мира Иисус Христос.
«Много было в небе звезд
Теплой ночью ясной
Тихо спал Иисус Христос
На соломе в яслях
Дева – Мать, склоняясь над Ним
Нежно напевала.
Ночь мерцала золотым
Звездным покрывалом».
«Репродукция иконы Тихвинской божьей матери»
Воспитатель: Посмотрите, с какой нежностью и любовью смотрит на Младенца Мария. Вы, ребята, не замечаете, но с такой, же любовью и нежностью смотрят на вас ваши мамы.
А любовь ей даёт
И все нам только Бог –
Тот, кто любит сильней всех на свете.
И ты помни всегда, что любовь – это Бог.
И мы все для него просто дети».
Воспитатель: Мама, мамочка! Сколько тепла таит это слово! Материнская любовь способна греть нас всегда, потому что дети – самое дорогое для матери. Мама – первый учитель и друг, она всегда поймет, утешит, поможет! У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки на свете!
МДОУ детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга»
Консультация для родителей :
" Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери".
Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна
2018-2019 учебный год
Консультация для родителей: " Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери"
Образ Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей в Киеве - Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице. В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник - Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле. Затем в XIV веке миссию града Богородицы, возьмет на себя Москва, и Успенский собор в Московском Кремле будут именовать Домом Богородицы. Фактически с этого времени Русь осознает себя посвященной Деве Марии. Для изучения образа Богоматери необходимо рассмотреть историю появления иконы на Руси, развитие основных русских иконописных школ. Так же необходимо рассмотреть причины столь всеохватывающего и преданного служения иконам Богородицы.
1. Икона на Руси Искусство иконописи возникает в Византии задолго до зарождения дохристианской культуры на Руси и получает широкое распространение в православном мире. Основные изобразительные приемы иконописи - тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры и иконописные образы: огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Вырастая из античных образов и аллегоричных изображений, в IV – VI вв. постепенно складывается иллюстративно-символическая иконография, ставшая структурной основой всего восточно-христианского искусства. На Русь икона приходит с принятием христианства. В это время Византия переживала расцвет духовной жизни. Церковное искусство развито здесь как нигде в Европе. Для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и уже подготовленная почва, высокоразвитая художественная культура. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным. Русь создает свою иконописную школу, могучую не только со стороны содержания и художественного мастерства, но значительную по своим размерам. Ни одна страна не имела такой иконописи, как Древняя Русь. Икона получила такое широкое распространение на Руси потому, что «ее форма отвечала складу русско-православного сознания». Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей. Таинственная загадочная красота иконы восхищает и увлекает, ее художественный язык, столь отличный от языка европейского искусства становиться предметом изучения и исследования специалистов. Икона не может восприниматься только лишь как произведение искусства или культа. Она являет нам синтез веры и творчества, таланта человека и его мировоззрения. «Великие культуры всегда религиозны, без религиозные культуры – упадочные» - писал Н. Трубецкой, и сама история подтверждает эту мысль. Такова и древнерусская иконопись: «Иконопись есть - боговидение и боговедение… Она требует для своего осуществления соединения в одном лице художника и религиозного созерцателя-богослова» Способность соединять в себе различные пласты бытия человека сделала икону близкой душе русского человека, и как результат — в иконе отразилось видение России, ее истории, ее идеи. Икона стала неотъемлемой частью самой Руси. Икона, в отличие от стенописи, интимна, самоуглубленна и требует сосредоточенной связи между ней и молящимся. Эти черты православного сознания и послужили стимулом развития на Руси иконы и ее необычайного распространения, как в храмах, так и домашнем быту. В XIII веке Русь попадает под татарское иго, и творчество, особенно строительство храмов, замирает. Но XIV веке, частично, раскрепощенная от монголов, страна растет и крепнет в своей духовной мощи. Куликовская битва, возвышение Москвы, основание Троицкой обители, размах храмового строительства и расцвет иконописи – все симптомы национального подъема. Русь осознала свою самобытность. Византийские влияния переработаны, и на их основе расцветает национальное искусство - свой образ Богоматери. Если в царственной Византии распространен был суровый образ Богоматери Одигитрии, то на Руси излюбленным стал образ Умиления. В колористическом отношении русская икона более красочна, композиция сложна и ритмична. К XIII – XIV вв. уже складываются основные школы иконописи, каждая из которых имеет свои особенности композиции, колорита и техники. Печать византийской школы прослеживается до14-15 веков, когда в иконописи всё больше появляются национальные черты. Возможно, это связано с прекращением связей с Византией, духовно питавших местных иконописцев. Кроме того, в это время феодальная раздробленность Российского государства приводит к возникновению ряда локальных школ. Взаимовлияние этих школ если и имело место, то замедленное ввиду громадной территории Российского государства и слабо развитых путей сообщения. В настоящее время искусствоведы выделяют такие основные школы иконописи, как Новгородская, Псковская и Московская. Что касается таких культурных центров, как Ростов, Суздаль, или Нижний Новгород, то про них можно сказать, что в них были собственные кадры иконописцев, имеющих собственный диалект работы; тем не менее, они не смогли подняться на такую высоту художественного творчества, чтобы можно было говорить о выделении собственной школы.
3. Почитание - чудотворных икон. История русских чудотворных икон восходит к первым векам после крещения Руси. Первый храм, воздвигнутый в Киеве Владимиром Красным Солнышком, Десятинная церковь – был посвящен Пресвятой Богородице – Ее Успению. Ярослав Мудрый воздвиг Нерушимую стену – знаменитый мозаичный образ Богородицы Оранты в алтаре киевского Софийского собора. Этот образ – творение греческих мастеров, призванных князем на Русь, на греческом языке выполнена и пояснительная надпись мозаики: «Бог посреди Нее – и не поколеблется». Несмотря на высочайшую степень религиозного почитания Матери Божией в Византийской церкви, не было там такого явления, как превращении одной из икон – Владимирской – в главную святыню не только одного храма или города, но всей Российской державы. Икона отразила в себе черты русской религиозности, народного характера, философские и богословские искания, историю государства. С другой стороны, икона непосредственно принимала участие во всех событиях России: ею благословляли на великие ратные подвиги, ее брали в бой, ее увозили как символ покорения, ее дарили как знак подчинения. На Руси складывается обычай передавать икону из поколения в поколение как главную ценность семьи. Как уже было сказано выше, в честь икон строятся церкви и монастыри: Десятинная церковь, Толгский монастырь, Успенский собор в Москве, Сретенский монастырь, Софийский собор в Киеве – лишь малая часть того, что было построено для прославления чудотворных икон одной лишь Богоматери. Существует и много легенд о том, как иконы помогали русским князьям в боях, как защищали города от разрушений, как отводили врага и т.д. В целом можно сказать, что на Руси складывается особое отношение к иконе не просто как к изображению Бога или святого, но как к «благословенному образу, могущего вершить чудеса для утверждения Славы Божией на земле и укрепления веры православной в веках»
4. Заступница земли русской. Образ Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице. В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле. Затем в XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва, и Успенский собор в Кремле будут именовать Домом Богородицы. Фактически с этого времени Русь осознает себя посвященной Деве Марии. Сколько молитв было вознесено на этой земле Пресвятой Деве, сколько икон посвящено Ей. Многие из этих икон прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — Владимирская икона Божьей Матери, которая сопровождала Россию на всех этапах ее истории. Торжественная встреча иконы описана в летописях, в память о ней введен праздник Сретения Владимирской иконы Божьей Матери, на месте, где москвичи во главе с митрополитом Киприаном встречали чудотворную икону, основан Сретенский монастырь, а улица, по которой двигалась процессия со святыней, получила название Сретенка. В 1395 г. вся Москва молилась перед Владимирской иконой о спасении Москвы от страшного нашествия Тамерлана, и Божья Матерь отвела 6еду. В 1480 г. Заступница поворачивает войска хана Ахмата от границ Руси. Река Угра, где стояли войска Ахмата, получила в народе название Пояса Богородицы, именно здесь, по преданию, явилась хану Сияющая Дева и повелела покинуть русские пределы. В 1591 г. вновь россияне прибегают к заступничеству Пречистой, в этот год подступает к Москве Казы-Гирей. Тогда москвичи молились перед иконами Владимирской и Донской. И вновь Бог даровал победу. В дни смуты и интервенции начала XVII века войска народного ополчения борются не просто за Москву и Кремль, но за свою национальную святыню - Владимирскую икону Божьей Матери. «Богородичная догматика основана на тайне Боговоплощения, и через образ Богородицы раскрывается нам глубина богочеловеческих отношений. Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится матерью Бога (Богородицей). Тайна Богоматери в том и состоит, что через Девство и Материнство она является новой тварью. И почитание Ее связано именно с этим» Образ Приснодевы Марии и Матери Иисуса Христа обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы. Ее тихое присутствие окрашивает повествование в нежные тона, помогая воспринимать все события в их какой-то особой глубине. Образ Богоматери один из самых лирических образов русской иконописи. Если Христос — Судья, то Богоматерь - Заступница, Мать моя — Матушка Мария, Пречистая Дева, Пресвятая Богородица, Солнце красное, Пречистая голубица. В ее образе — не юном и не старом, словно безвременном, народ чтит небесную красоту. Она всегда остается воплощением страдания. Богоматерь как бы растворялась во всей системе мировидения русского человека, сливалась в единое целое с русской природой, с русской историей. Многообразие вариантов рассмотрения образа Богородицы вызывало к жизни многочисленность иконографических типов.. По традиции, вся иконография отталкивается от древних типов, но на Руси были введены свои отличительные детали, например, одежды Богоматери украшены восьмиконечными звездами. Восьмиконечная звезда, или славянская, являлась символом Руси, одновременно являлась и символом Богоматери, таким образом, Русь и Пресвятая Дева становились едины. Появляются свои иконографические типы: Смоленская Богоматерь, Новгородская Богоматерь, Курская Богоматерь, др. Появляются свои чудотворные иконы Божией Матери: Тихвинская, Боголюбская, др. Русские иконы полны предчувствия будущей радости, прощения, веры и заступничества, любви. Она вместе с Христом правит судьбами мира. Поэтому иконы Божьей Матери занимают у людей особенно значительное место: в храме и богослужении их место наряду с иконами Спасителя. Иконы Богоматери отличаются от икон других святых икон Ангелов, как разнообразием иконографических типов, так и их количеством и интенсивностью их почитания.
5. Иконография Богоматери. Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. 1.Одигитрия. Один из самых популярных иконографических типов в византийском искусстве. Иконографическая схема Одигитрии, строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым, направляя внимание предстоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: «Смоленская»,«Иверская», «Тихвинская», «Грузинская», «Иерусалимская», «Троеручица»,«Страстная» и многие другие. Одной из лучших икон этого типа считается «Богоматерь Одигитрия», созданная в 1482 г. Дионисием. Эта икона написана на нежно-голубом фоне, на котором ясно и четко выступает окутанная темным мафорием полуфигура Богородицы с младенцем Иисусом на руках . Мария изображена, в соответствии с каноном, в строго фронтальной, торжественной позе, и лишь правая ее рука поднята в жесте моления, обращенном к сыну. Лик Младенца написан с необычайно высоким куполом лба, фигура закутана в золотые одежды, в левой руке сжат свиток с учением. Правая рука приподнята в благословляющем жесте, обращенном к миру. В верхних углах иконы изображены склонившиеся архангелы Михаил и Гавриил. Весь строй иконы несет умиротворение , линии фигур плавны, в цвете соединяются нежная бирюза, глубокий коричневый, зелень и золото одежд, розовые охры ликов. Иногда эту икону называют «Богоматерь Смоленская». Дело в том, что самый первый список Одигитрии, привезенный на Русь, хранился в Смоленске. Эта икона не сохранилась, но все списки с нее, а также иконы, написанные ранее, но совпадающие с ней во всех деталях, получают ее имя. Образ Богоматери Одигитрии Тихвинской отличает более мягкая трактовка позы Богородицы и младенца, которые изображаются слегка склоненнымидруг к другу. Необычно положение ножки Младенца, она повернута пяткой наружу, тем самым подчеркивается лирический характер образа. Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери «Страстная» обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым, предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа — Он изображен вполоборота, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Как правило, в «Одигитрии» Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся: «Казанская», «Петровская», «Игоревская». Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте. Интересен извод «Казанской Богоматери». Он представляет собой изображение Богоматери, держащей с левой стороны младенца, который представлен не сидящим, а стоящим в строго фронтальной позе. В иконографии также широко известны зеркальные переводы, когда Младенец изображается сидящим на правой руке Богоматери. Таковы варианты, получившие название «Александрийской», «Иерусалимской» Богоматери. 2.Оранта. Еще один образ Богоматери, восходящий к традициям египетского искусства, получил название «Оранты» или «Великой Панагии». Орантами называли изображения человеческих фигур в молитвенной позе. Мотив моления Богоматери за людей составляет главную черту, основной смысл образа «Оранты». Богородица изображается одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Она облачена в мафорий темно-красного цвета и темно-синий хитон. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. Воздетые руки Оранты стали символом вечной молитвы за род человеческий. Со временем в изображениях Богоматери стали располагать на ее груди диск с Младенцем, как быв знак таинственного воплощения от нее всемогущего Бога. Этот тип изображения получил название «Великой Панагии» (Всесвятой). На Руси изображения Оранты Великой Панагии получили распространение в конце XII — первой половине XIII века и их считали покровительствующими княжеской власти. Подобное значение приписывалось и иконе из Ярославля. В придворном храме она была главной святыней и помешалась в алтаре, «на горнем месте», возвышаясь над престолом. «Композиция иконы необыкновенно торжественна. В ее верхних углах помещены круглые медальоны с полу фигурами архангелов. Богоматерь, молитвенно простирая вверх руки, стоит на ковре, затканном богатым травным узором. На груди Марии — большой диск славы, в котором изображен «облаченный в императорские одежды отрок Христос, приветливо благословляющий обеими руками молящихся и возлагающий на новый удел мир и спокойствие». Фигура Богоматери четко вырисовывается на глади золотого фона. Ее пурпурный мафорий и темная сине-зеленая туника прописаны большими широкими полосами золотых пробелов, украшены золотой каймой и золотыми поручами. На фоне темного пурпурного мафория сверкает диск славы с погрудным изображением Христа Еммануила. Цвет золота буквально заливает фигуру отрока Иисуса, закрывая своим блеском все другие краски его одежд. Благодаря сверканию золота диск с фигурой Еммануила выглядит изделием, словно бы выкованным из драгоценного металла. Золотыми пробелами щедро покрыты одежды архангелов. Вторым по значению выступает в колорите иконы символ мира, благородства и чистоты помыслов — белый цвет. Если в иконах «Архангел Михаил» и «Спас Нерукотворный» преобладал цвет киновари — символ победы, то в иконе «Богоматерь Великая Панагия» белый цвет напоминал о мире, призывал к нему. Большими белыми нимбами окружены головы Марии, Христа, архангелов. В украшении одежд Богоматери и Христа предпочтение оказано шитью жемчугом — эмблеме чистоты и святости. Белый цвет сделался главным в раскраске фигур покровителей князя — архангелов: одежды небо жителей перевиты белыми лорами, в руках у них — белые зерцала, а сами фигуры архангелов заключены в белые круги. Символ победы — красный цвет — звучит в иконе приглушенно, подчиняясь блеску золота и яркой чистоте белого. Богоматерь стоит на узорчатом красном ковре овальной формы — роте, являясь всем в образе триумфатора. Пропорциями фигура Богоматери близка произведениям античной скульптуры, стройна и изящна. Складки ее одежд положены со знанием законов драпировки, которые византийская живопись унаследовала от эллинистического искусства. Мастеру удалось достичь особой, подобной драгоценной эмали, сплавленности различных оттенков цвета, а контраст переходов от светлого ктемному он усилил рисунком, твердо очертив линиями на лицах Марии и Христа брови, глазницы, нос, рот. «Богоматерь Оранта – Великая Панагия» (Молительница – Всесвятая) является одной из прекраснейших русских икон. Она уникальна не только по своей древности, но и потому, что не сохранилось не только ее прямых повторений, но и сам ее извод очень редок в древнерусском искусстве. Здесь утвердились не ростовые, а полуфигурные изображения, которые получили название «Знамения». 3. Умиление ( Елиус) . По мнению некоторых исследователей, тип Умиления развился на основе трансформации образа Одигитрии. Это, пожалуй, самый излюбленный образ на Руси. «Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом». Известны варианты сидящей или стоящей в рост Богоматери, а также поясные изображения. Младенец может сидеть как на правой, так и на левой руке. Наиболее известным произведением, изображающим сцену Умиления, является знаменитая икона Владимирской Богоматери, привезенная в киевский Вышгород из Константинополя в начале 12 века. Богоматерь держит младенца на руках и, склонившись, прижимается к нему щекой. Младенец ласкается к матери, обхватив левой ручкой ее шею. Этот лирический мотив контрастирует с сосредоточенной скорбностью лика Бог матери, сконцентрированной в ее глубоких, исполненных печали глазах. Редкой серьезностью отмечен и лик младенца. Глубокая эмоциональность образов, тончайшая живопись, духовная наполненность образов, родственная по своей интонации поискам русских мастеров, сделала Владимирскую икону источником множества икон, где тип «Умиление» стал традиционным и излюбленным. Следуя русской традиции, икона многократно повторялась. Списки с нее породили ряд незабываемых образов. Самым знаменитым списком является так называемая - запасная «Владимирская», созданная в XV веке. Несмотря на старания автора создать точную «меру и подобие» древней иконы (она писалась, чтобы заменить древнюю святыню, увезенную в Москву), она имеет некоторые отличительные черты. Мягче черты лица Богородицы, прозрачнее зрачки ее глаз, светлее тонкие брови, более округл и мягок овал«сияющего розовым светом лика». От этого «иной оттенок обретает одушевляющее эти черты безмерное материнское чувство: чиста, нежна и просветленна та всеобъемлющая сосредоточенная любовь, которой исполнен здесь лик Богоматери» Есть предположение, что эта нежная и светлая икона была написана Андреем Рублевым. К иконам типа «Умиление» относятся: «Волоколамская», «Федоровская», «Жировицкая», «Гребневская», «Ахренская», «Ярославская», «Взыскание погибших», «Почаевская» и т.д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается плечная композиция, как, например, в иконе «Корсунская». В XIII веке на основе «Умиления» складывается новый извод, в котором Младенец стоит на коленях сидящей Богородицы. Наиболее ярким примером этого типа является «Толгская Богоматерь». Мария и Младенец представлены на ней в позе Умиления. «Лицо Марии, обращенное к зрителю, исполнено грусти. Ее взору открылась грядущая судьба сына. Младенец привстал на коленях матери, обнял ее за шею, прижался к щеке. Он почувствовал тревогу матери, и потому его глаза, смотрящие на зрителя, тоже печальны. Трудно найти среди икон на тему «Умиление», созданных мастерами Древней Руси, равную Толгской по выражению скорби.». В колорите иконы преобладают темные краски — красно-коричневая, черно-зеленая, изумрудно-зеленая, охра, умело сопоставленные с цветом серебряного фона. Художник искусно сумел выделить на лице Марии глаза, подчеркнуть их скорбное выражение. Он придал зрачкам миндалевидную форму и сделал их очень большими по размеру. Благодаря этому умело примененному контрастному сопоставлению цветов темные глазницы на лице Марии стали самой заметной его частью. Страдание, запечатленное византийским художником во взоре «Владимирской Богоматери», русскому мастеру первой половины XIV века удалось передать иными, но не менее выразительными по эмоциональному воздействию средствами. Еще одна разновидность иконографии «Умиление» — «Млекопитательница». Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа. В русскую иконографию этот тип проникает, главным образом, начиная с XVII столетия. 4.Акафистные ( Панахранта, Агиосаритисса). Представленные выше три иконографических типа являются основными в иконографии Богоматери. Они основаны на богословском осмыслении образа Богоматери и представляет иконы, построенные по принципу иллюстрирования тех или иных эпитетов, которыми наделяют Богородицу тексты Акафиста и других гимнов.. К этому типу можно отнести изображения Богоматери на престоле, представляющие ее как Царицу Небесную. В таком виде Богоматерь представлена на Синайской иконе VI в. Из монастыря св. Екатерины. Рядом стоят святые Георгий и Федор. Сзади трона — архангелы. Младенец расположен по центру на коленях Матери, правая рука приподнята в благословляющем жесте. Подобный тип можно видеть в мозаиках Святой Софии в Константинополе. Но большая часть икон этого типа представляют собой соединение схемы основных типов с дополнительными элементами. Вершиной акафистных иконографий следует признать образ «О Тебе радуется обрадованная вся тварь». В центре изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. «Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями — это одновременно и образ Небесного Иерусалима. В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди — пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий. Мы видим — на Иконе представлены новая земля и новое небо— образ преображенной твари, начало которой положено в тайне Боговоплощения (здесь центральное изображение отчасти напоминает схему Знамения). Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, не многочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Известная древняя русская икона «Богоматерь Боголюбская» также изображает Богородицу без Младенца, но предстоящей пред Богом с ходатайством ( свиток) о молящихся Ей. Также к этому типу можно отнести иконографию «Богородица Семистрельная» или «Симеоново проречение», известен этот иконографический вариант и под другим названием – «Умягчение злых сердец». Иконографические варианты ( без младенца) под названием «Умиление», практически не встречаются, так как трудно представить, как возможно изобразить интимные отношения Богоматери и Ее Сына в образе одной только Богоматери. Тем не менее, и такой поворот в иконографии возможен. Это так называемый тип Скорбящей Богоматери , когда Божья Матерь представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Обычно Богородица изображается со склоненной головой и молитвенно сложенными руками возле самого подбородка. В праздничных богородичных иконах, изображение Богородицы имеет все те же иконографические особенности, что и в других иконах. Хотелось бы несколько слов добавить к тем отступлениям от канона, которые иногда можно видеть в различных иконах, посвященных Богородице. Так традиционно принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (модификация красного цвета), синей тунике и голубом чепце. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды — как знак ее непорочности («непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла») и кайма как знак ее прославления. Сам плат – мафорий — означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья — Девство. Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафорий. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее покаянного образа жизни. Во всех остальных случаях принято изображать женщин с покрытой головой. Но в некоторых иконографических вариантах богородичных икон мы видим изображение Богоматери с непокрытой головой. Например, «Богоматерь Ахтырская» и некоторые другие. В некоторых случаях плат заменен венцом (короной). Обычай изображать Богоматерь с непокрытой головой западного происхождения, где он вошел в обиход с эпохи Возрождения, и в принципе не каноничен. Мафорий на голове Богородицы – глубокий символ — знак Ее Материнства и полной отдатности Богу. Существует изображения, где венец поверх плата - «Богоматерь Державная», «Новодворская». Изображение венца (короны) на голове Богородицы также пришло в восточно-христианскую иконографическую традицию из Западной Европы. Основные иконографические типы дали жизнь многим местным вариантам изображений Богородицы. В православном календаре насчитывается около ста двадцати наименований икон, дни празднования которых отмечаются церковью.Любовь и почитание Богоматери на Руси нераздельно слились с ее иконами. Это отношение к ее иконам могло сложиться и потому, что художникам удалось воплотить в своих произведениях сохраненный в преданиях образ Божьей Матери, средствами живописи сумели передать соединение в ней того лучшего, что несет в себе женское начало– материнской любви и чистоты девы. И сегодня, пожалуй, первые образы, которые привлекают в древнерусском искусстве современного человека, подрастающее поколение и наиболее понятны ему – это образы Богородицы.
МДОУ детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга»
Консультация для родителей :
" Значение иконы в семье".
Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна
2018-2019 учебный год
Консультация для родителей: « Значение иконы в семье»
Иконы, или священные изображения, являются важной частью христианской жизни человека, а их почитание считается одним из главных условий православия.
Верующие люди иногда называют иконы духовными окнами, постоянно напоминающими человеку о существовании иного, «горнего» мира и открывающими надежду на спасение.
Взывая к Богу на протяжении всей жизни - во время испытаний, болезней, счастливых событий, человек устремляет свой взор на святые лики. Они помогают ему в молитвенном обращении, вернее в чистосердечной беседе со своим Создателем. Иконы служат символическим мостиком, соединяющим искренне молящегося христианина с первообразами Тех, кто изображен на них. Преклоняясь перед Творцом, Святой Богоматерью, святыми угодниками, молитвенник переносит почитание и на Их образы, то есть на иконы.
Поэтому в каждом благочестивом христианском доме образа с горящими лампадами, возжигаемыми праздничными свечами обязательно занимают видное почетное место - красный угол.
Иконы считаются семейной ценностью, ими благословляют любимых людей на важные поступки и предприятия - перед учебой, службой в армии, браком, путешествием... В прежние столетия, со времен крещения, Русь без святых образов не жила. Однако за годы советской власти много священных изображений было уничтожено, по и русские иконы вместе с верой вновь вошли в жизнь даже не церковных людей. Христиане отдают на реставрацию «заболевшие» старинные унаследованные образа, охотно покупают новые в церковных лавках и галереях, заказывают в иконописных мастерских.
Возродился существовавший в давние времена православный обычай передавать их в семье от поколения к поколению, дарить близким и друзьям.
Вновь входят в обиход такие понятия как семейные, венчальные, именные, мерные иконы.
Приобретаемые сегодня образа, прожив в семье несколько поколений, станут когда-то для потомков бережно хранимыми реликвиями - так продолжится связь времен... Поэтому иконы должны быть в каждом доме, как важный атрибут духовной жизни православного христианина. Невозможно представить себе жилье православных христиан без образов Спасителя и Божией Матери.
Православные изображения Божией Матери почитаемы в России со столь же великим благоговением, как и святые образы Ее великого Сына.
Многочисленные виды ликов Пречистой Девы в иконографии подразделяются на отдельные типы: Молящаяся, Умиление, Заступница, Всемилостивая, Путеводительница. Каждое особое изображение Богоматери, относясь к конкретному типу, носит еще и свое именное название - Казанская, Владимирская, Тихвинская, Иверская, Толгская... Готовые православные иконы Спасителя и Божией Матери всегда можно выбрать сообразно душевному предпочтению и материальной возможности в церковных магазинах.
Вместе с тем иногда их делают специально на заказ в иконописной мастерской. Конечно, работа мастера всегда стоит дороже, но в некоторых случаях, особенно если позволяют финансовые возможности, такое приобретение - очень верное решение. Например, венчальные иконы - это все те же образа Спасителя и Богородицы, написанные специально для торжества свершения таинства брака. Они будут сопровождать семейную пару всю последующую жизнь и потом останутся как семейная святыня ее потомкам. Для каждой семьи хорошо иметь семейную (родовую) икону, на которой изображены святые небесные покровители каждого члена семьи и семейной профессии.
Кроме соборного изображения общесемейных заступников каждому члену семьи нужно иметь образ святого, в честь которого он был наречен - именную икону.
И в давние времена и сегодня ее принято вешать над кроваткой крещеного младенца. Глядя на нее, малыш учится слагать первые молитвы, открывая небесному помощнику печали и радости. Это изображение своего святого молитвенника он будет благоговейно хранить всю жизнь. Заказать для своего чада изготовление иконы в подарок могут родители, крестные или просто близкие люди, друзья, причем в любом возрасте. Особым видом именной считается мерная икона - то есть изображение святого небесного покровителя, изготовленное «в меру роста» родившегося младенца. Мерная икона - подарок ребенку от любящих людей ко дню крестин, который будет приглашением к молитве и духовному росту православного христианина. Конечно, по сути, совсем не важно, какого именно качества святые изображения будут стоять в доме на видном месте. Это могут быть скромные, отпечатанные типографским способом, ламинированные образки из церковной лавки или богато украшенные образа ручной работы. Кстати, на последних не принято мастерами обозначать свое авторство - считается, что вдохновителем, а значит, и автором их является сам Творец. Тем, кто на них изображен, важно совсем другое - чувства и мысли, которые пытается выразить человек, глядя на Святые Лики. Ведь суть иконы заключается в пробуждении в нас особого молитвенного духа, в искреннем порыве смертного человека прикоснуться к Вечному.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга»
Динамика усвоения программы
ПРОЕКТ:
« Образ материнства в русской иконописи»
Подготовительная к школе группа
2018-2019 учебный год
Воспитатель: Курдюкова М.Б.
Количество детей: 22
Разделы образовательной области | Динамика педагогического процесса |
|
Ребенок не может выполнять все параметры оценки, помощь взрослого не принимает | Ребенок выполняет все параметры оценки, с помощью взрослого - | Ребенок выполняет все параметры оценки, с частичной помощью взрослого | Ребенок выполняет сам-но все параметры оценки и с частичной помощью взрослого | Ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно | |
н\п | к/п | н\п | к/п | н\п | к/п | н\п | к/п | н\п | к/п | |
Знают основные отличия иконы умеют анализировать ее содержание , выделять средства выразительности |
0 |
0 |
38 |
15 |
36 |
30 |
15 |
25 |
0 |
35 | |
Проявляют нравственные качества терпение, трудолюбие, милосердие,,понимание и сопереживание и.т.д. |
0 |
0 |
40 |
5 |
30 |
30 |
15 |
25 |
0 |
35 | |
Интерес к искусству иконописи и иконографии и Библейской истории. |
0 |
0 |
42 |
5 |
38 |
30 |
15 |
35 |
0 |
35 | |
Развита мотивация доброго отношения к окружающим |
0 |
0 |
44 |
5 |
35 |
30 |
15 |
30 |
0 |
35 | |
Итоговый результат |
0 |
0 |
40 |
5 |
45 |
30 |
15 |
30 |
0 |
35 | |
16