СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по музыке "До, ре, ми... (истории нотного стана)" 7 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект по музыке об истории появления нотного стана, названий нот. Данная работа раскрывает некоторые  тайны и секреты великолепной и загадочной семерки, из которой складываются миллионы прекрасных песен.

Просмотр содержимого документа
«Проект по музыке "До, ре, ми... (истории нотного стана)" 7 класс»

СОДЕРЖАНИЕ


Введение …………………………………………………………………………………… 3

  1. История возникновения нотной записи………………………………………………… 4

    1. Древнее нотное письмо …………………………………………………………4

    2. Реформа нотной записи …………………….. ………………………………….5

    3. Нотный стан сегодня…………………………………………………………….9

  1. Заключение ……………………………………………………………………………...11

Список используемой литературы ………………………………………………………...12

Приложение ……………………………………………………………………………........13


























ВВЕДЕНИЕ


Ноты — это лишь искусство записывать идеи,

главное — это иметь их.

Стендаль (французский писатель)


“До, ре, ми, фа, соль, ля, си ㅡ села кошка на такси” ㅡ многим из детства знакома эта шуточная считалка. Названия нот слышали даже те, кто никогда не занимался музыкой. Но далеко не все знают, кто придумал ноты, и что скрывается за этими знаменитыми на весь мир слогами.

Вы не задумывались, почему ноты называются именно так, почему их семь, а обозначаются они овалами, а не квадратами? Какова история происхождения нот? Эти вопросы я задала себе, подбирая тему для исследования, и сделала вывод, что данная тема актуальна, так как она не входит в школьную программу по музыке и расширяет знания по предмету.

Цель работы - раскрыть некоторые тайны и секреты великолепной и загадочной семерки, из которой складываются миллионы прекрасных песен. Помогут нам в этом конкретные задачи:

- изучить историю появления нотного стана,

- проследить этапы преобразования и реформу нотной записи,

- провести опрос среди обучающихся, узнать их осведомленность в данном вопросе.















  1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОТНОЙ ЗАПИСИ

    1. Древнее нотное письмо

Письменность - великое изобретение человечества, которое позволило накапливать и передавать грядущим поколениям мысли, идеи и впечатления. Другое, не менее великое изобретение - нотная запись - позволило передавать потомкам звуки и музыку. Невозможно представить, что было время, когда на свете не существовало нотной записи, и музыка «передавалась» только устно. Но наступил момент, когда люди решили начать фиксировать мелодии, чтобы потомки, владеющие нотной грамотой и имеющие музыкальный слух, смогли исполнить любое произведение даже через несколько столетий. Для этого они придумали ноты – знаки, которые показывают высоту и длительность звука.

Итак, потребность найти способ сохранения музыкальных напевов привела к созданию нотной записи. С развитием музыкальной культуры способы записи звуков и композиций менялись. Прошло много веков, прежде чем человечество пришло к единой форме их записи, позволяющей фиксировать звуки на бумаге при помощи специальных условных знаков.

Ноты – это графическое изображение музыкальных звуков. В истории их создания заключается вся суть этого понятия. Найти ответ на вопрос, что представляют собой ноты, можно, только опираясь на исторические факты. Усилиями многих поколений создавались системы перевода «живого» звучания музыки на язык условной графической записи — нотации.

Изучая данный вопрос, я узнала, что нотная запись менялась на протяжении многовекового развития музыкальной культуры. В различных Интернет-ресурсах описано большое количество исследований ученых по данной теме. Многие поколения на разных континентах создавали свои способы для записи музыкальных произведений. Сравнивать их было трудно, т.к. они сильно различались.

До сих пор считалось, что первая система нотного письма, включавшая семь нот, была разработана Пифагором в VI веке до нашей эры. Однако, по словам итальянских исследователей, им удалось доказать, что аналогичная система

существовала на берегах Нила уже в середине IV тысячелетия до нашей эры!

В Древнем Египте для записи нот использовались иероглифы, обозначавшие небесные светила. Среди них - Солнце, Луна и звезды. «Нотные» иероглифы включались в тексты погребальных надписей, которые можно обнаружить на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов.

В Древнем Вавилоне применяли слоговую запись музыкальных звуков с помощью клинописи и пиктографических знаков (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления. В Древней Греции ноты изображали в виде букв. Примером такой записи служит Гимн Аполлону (128 - 127 до н.э), который находится в дельфийском археологическом музее, в Греции (приложение 1).

Интересна следующая запись музыки. В средние века в Григорианской музыке была разработана специальная система записи песнопений. Первоначально она обозначалась невмами (буквально "знак, намек” от греч. pneuma "дуновение, дыхание”). НЕВМЫ — первая нотная запись, которая использовалась в Европе (приложение 1). Это условные знаки, передававшие общее направление развития мелодии. По замечанию исследователей невма, как форма нотации, была принята римским папой Григорием Великим. При работе над текстом песни расставлялись графические схемы, знаки и символы (точки, черточки и запятые), располагаясь над словесным текстом и обозначая движение мелодии вверх или вниз, количество звуков на один слог, украшения, повторение, характер и способ исполнении. Не указывая точной высоты, эти схемы наглядно изображали мелодическую линию, помогая певцам вспомнить мелодии знакомых им по слуху песнопений.

Певцы часто путались, глядя в неразборчивые знаки, так как невмы очень напоминали детские каракули. Эти условные схемы легли в основу крюкового или знаменного письма на Руси, что является разновидностью невменной нотной записи – наглядного изображения мелодической линии. Слово «невмы» - это означает «мимический жест» или «кивок головы». Невмы служили напоминанием для певца, который уже знал музыкальное произведение. Но те, кто ни разу не слышал музыку, не могли её прочесть только по знакам.

В древней Руси народная музыка передавалась из уст в уста, а вот для церковной музыки отсутствие нотной записи было большой проблемой. Сейчас любой музыкант может взять ноты и проиграть или пропеть написанную мелодию. Но когда не было единой системы записи музыки, церковным певцам приходилось учить все гимны и распевы наизусть. Поэтому их обучение было очень сложной задачей, на него уходили годы.





    1. Реформа нотной записи

Многих, наверное, интересует вопрос, от какого языка произошли ноты, где именно появились эти музыкальные обозначения. Конечно, они могли быть изобретены только в самой музыкальной стране — Италии!

Дело было более 1000 лет назад. В старинном городе Ареццо, рядом с Флоренцией, жил-был музыкант. Это был монах, преподаватель церковного пения, которого звали Гвидо Аретинский или Гвидо из Ареццо (приложение 2). Его очень расстраивало, что монахи тратят больше времени на заучивание песнопений, чем на молитву. Поэтому Гвидо придумывал различные способы, чтобы ускорить процесс обучения.

Мы привыкли видеть 5 линий, на которых записываются ноты, и именно Гвидо предложил систему записи, которая используется до сих пор. Правда, сначала было только 4 линейки, и ноты были квадратными (приложение 3). Но сам принцип расположения нот на линейках и между ними остался таким же и по сей день.

С 8 по 16 век установили точные временные соотношения между всеми длительностями, появилась мензуральная нотации (от лат. mensura - мера - размеренная нотация), которая фиксировала не только высоту, но и длительность звуков. Изменилось графическое написание – квадратные головки округлились, появились нотные штили – вертикальные линии, обозначающие длительность звуков. С переходом от записи на папирусе к записи на бумаге, нотные знаки разделились на «белые» (незаполненные) и «черные» (заполненные), обозначая длительность (приложение 3).

Заметьте, нот гораздо больше, чем линеек, существуют разные голоса: низкие мужские и высокие женские. Как это описать? И здесь пригодилось еще одно изобретение итальянского монаха. Он придумал Музыкальные ключи, которые ставятся в начале нотного стана и показывают, какой ноте соответствует линейка в данном произведении. Гвидо использовал в качестве ключа буквы латинского алфавита. Спустя столетия появилась 5-ая линейка, а Музыкальные ключи приобрели современную форму (приложение 4).

Итак, мы разобрались с линейками и даже затронули тему ключей, но каково же происхождение названий нот? Уже только изобретения нотного стана было бы достаточно, чтобы увековечить имя итальянского монаха. Но Гвидо пришла в голову еще одна гениальная идея ㅡ он придумал названия нот на латинском языке!

Гвидо Ареццо, как и многие современные учителя вокала, начинал занятия с распевки (чтобы разогреть голос), для которой использовал Гимн Святого Иоанна -легендарного покровителя певцов (приложение 5). И вот какова расшифровка нот на самом деле ㅡ это первые слоги строк духовной песни:

UT queant laxis

RE sonare fibris

MIra gestorum

FAmuli tuorum,

SOLve polluti

LAbii reatum,

Sancte Ioannes


"Да восхотят слуги твои

слабыми голосами

восхититься славным

деяниям твоим.

Очисти вину

с нечистых губ,

Святой Иоанн"

Вот откуда происходит название нот (приложение 5).

Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше. Для того, чтобы помочь нерадивым ученикам, Гвидо напевал первый слог каждой фразы, в результате чего получились названия нот на латинском: УТ, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ. Вы возможно удивитесь? А где же нота СИ? И что за странная нота УТ? Только спустя более 500 лет неудобную для пения ноту “УТ” заменили на “ДО”, которая происходит, скорее всего, от слова Dominis (Господь). И примерно в это же время добавили ноту “СИ”, которой во времена Гвидо просто не было в звукоряде. Для названия новой ноты взяли первые буквы 2-х слов последней строки гимна ㅡ Sancte Ioannes (Святой Иоанн).

Нотная запись, придуманная Гвидо, очень понравилась певцам, ведь они могли изучать мелодию самостоятельно, а время на их обучение сократилось в несколько раз. Более того, они могли прочитать незнакомую мелодию, которую никогда не слышали! Этот момент стал революционным в музыкальном мире! Система Гвидо д’Ареццо позволила точно и наглядно изображать высоту нот.

Последователи системы Гвидо придумали еще одну хитрость - они разместили все ноты на руке и таким образом могли показывать движение мелодии во время пения. Кончики и суставы каждого пальца означали определенный звук. Это позволяло показывать хору, какие ноты петь. Такая система также получило имя монаха ㅡ Гвидонова Рука (приложение № 6).

За свои нововведения Гвидо подвергся гонению, но когда сам Папа Римский убедился, что система, созданная гонимым монахом, значительно облегчает чтение записанных по этой системе мелодий, Гвидо был с почестями возвращен в монастырь Помпозы, в котором и прожил, занимаясь преподаванием, до самой смерти 17 мая 1050 года. В память выдающегося музыкального теоретика, с 1952 года в городе Ареццо проводится крупнейший Международный конкурс хоровых коллективов имени Гвидо д’Ареццо.

.

























    1. Нотный стан сегодня

Музыка безгранична. Нотная запись не остается неизменной. По мере развития музыкального искусства расширяется его образная сфера, обновляются музыкальные темы, появляются новые музыкальные формы, утверждаются новые средства выразительности. Все это требует постоянного совершенствования нотной записи. Дополняется и уточняется система условных обозначений, появляются новые способы записи.

Но́тный стан (нотоно́сец) в музыкальной нотации — набор параллельных горизонтальных линий (нотных линеек), на которых и между которыми, записываются ноты. Нотный стан состоит, как правило, из пяти линеек, однако применяются также нотоносцы из одной (нотоносец - «нитка»), четырёх, шести и другого количества линеек, бывают даже нотоносцы без линеек (используется, например, в хоровом пении для обозначения партий «хлопки в ладоши», «щелчки пальцами», «топ ногой») (приложение 7).

Ключ, помещённый на нотном стане в начале каждой нотной строки, определяет высотное значение линеек. Ноты, высота которых выходит за пределы, охватываемые станом, снабжаются добавочными линейками (приложение 7). Ноты, расположенные в нижней половине нотоносца, принято записывать штилем вверх, в верхней части — штилем вниз. Нотный стан делится поперек одинарными вертикальными чертами на отрезки-такты. В конце произведения или значимого фрагмента, перед сменой знака или размера ставится двойная вертикальная черта. Двоеточие слева от двойной вертикальной черты (реприза) указывает на то, что данный фрагмент необходимо повторить (например, припев песни) (приложение 8).

В ходе исследования я провела опрос среди обучающихся школы, результаты которого меня немного удивили. На вопрос – сколько линеечек у нотного стана – точный ответ лучше знают ученики начальных классов. Как видно из диаграммы, таковых 72% опрашиваемых. Большинство старшеклассников не помнят количество линеек нотного стана.

Результаты опроса «Сколько линеечек у нотного стана»





Кто придумал названия нот, когда и при каких обстоятельствах 100% опрошенных не знают.

Время не стоит на месте. Все изменяется, в том числе и нотная запись. Современная нотация представляет собой схемы, графические записи, взаимодействие с живописью. Особенно мне понравилась запись Кошачьей симфонии. Ноты - это головы кошек, а кошачьи усы – добавочные линейки нотного стана. Направление музыки вверх или вниз подсказывают кошачьи прыжки. Позы говорят о характере в каждом моменте музыки (остановка – кошка, умывающаяся лапкой или беззаботно валяющаяся на спине) (приложение 9).

Что только не использую композиторы 21 века – кляксы, созвездия, серии, циклы, даже математические законы вероятности появления музыкальных элементов.

С появлением электронной аппаратуры – синтезаторов, усилителей, динамиков - весь акустический материал (тоны, шумы, импульсы, щелчки) обрабатывается и комбинируется, превращаясь в многообразные смеси, тембро-красочные звучания и записываются звуковые волны. Я думаю, что современное нотное письмо позволяет точно отразить «живое» звучание музыки.




















  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так, благодаря стараниям Гвидо Аретинского и других музыкантов, нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сначала во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

Вот и я, работая над проектом, познакомилась с основами языка музыки, узнала, откуда произошло название нот, а также, кто придумал ноты и удобный способ их записи, что принесло огромную пользу для музыкантов.

Окунувшись в исследование нотной записи, я поняла, что это для меня сложно, но все равно интересно. Теперь я точно знаю, откуда появились эти названия До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Теперь, когда вы будете слышать или петь ноты, помните, что это не просто звуки, а зашифрованный гимн святого покровителя певцов ㅡ Иоанна.

























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Музыкальный портал http://muzikal-portal

  2. Поспелова Р. Западная нотация XI -XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). - М., 2003.

  3. Поспелова Р. Л. Реформа нотации Гвидо Аретинского // Sator tenet opera rotas, Москва, 2003.

  4. Холопов Ю. Н. Гвидонова рука // Музыкальный энциклопедический словарь.-М., 1990

  5.  https://citaty.ru/pro-noty/

  6. http://muz-teoretik.ru/kak-poyavilis-nazvaniya-not/

  7. https://citaty.ru/pro-noty/



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!