СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по познавательному и патриотическому развитию: " Русские сувениры. Народно-прикладное искусство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обогатить знания детей о народно- прикладном искусстве, развить любовь к народному творчеству

Просмотр содержимого документа
«Проект по познавательному и патриотическому развитию: " Русские сувениры. Народно-прикладное искусство"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга»

Согласовано Утверждено старший воспитатель МДОУ №12» Радуга» заведующий МДОУ №12 » Радуга» __________________Устинова Л.А ____________________ Кожина Е.С



Проект по познавательному развитию:

" Русские сувениры. Народно-прикладное искусство"

















Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна.







Проект по познавательному развитию дошкольников

«Русские сувениры. Народно-прикладное искусство»

Автор проекта:

Курдюкова Марина Борисовна (воспитатель)

Продолжительность проекта

краткосрочный

Тип проекта:

Познавательный, информационно – исследовательский, краткосрочный

Участники проекта:

дети средней группы, их родители и воспитатель группы.



Актуальность:

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.  Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Гипотеза: если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.

Цель:

обогащать знания детей о народно-прикладном искусстве; развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству.

Задачи:

1. Развивающая: Развивать познавательную активность детей, мышление, творческое воображение, умение анализировать.

2. Образовательная: Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством. Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

3. Воспитательная: Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работе народных мастеров. Воспитывать любознательность.

Ожидаемые результаты: - Дети получили знания о различных видах декоративно-прикладного искусства.

- В результате совместного изготовления творческого проекта у детей сформировано уважительное отношение друг к другу и развиты творческие способности.

- Пополнение экспонатами мини-музея: «Русские сувениры. - Установлены тесные отношения сотрудничества с семьями воспитанников, вовлечены в творческий процесс по изготовлению поделок.





































Перспективное планирование

Раздел программы

С детьми

Родителям

Игровое развитие

«Обведи элемент и раскрась»,  «Собери целое»,  «Элементы росписи»,  «Найди пару»,  «Народные промысли».

Приобретение дидактических игр

Познавательное развитие

НОД на тему  «Путешествие к русским мастерам»

Приобретение экспонатов

Речевое развитие

Составление рассказов по игрушкам

Приобретение экспонатов

Художественно- эстетическое развитие

М. Г. Смирнова  «Дымка», «Красная девица»; Л. Гулыга «Пестрый хоровод»; В.Гаврилова «Индюк», «Водоноска»; П. Синявский «Хохломская роспись». Ю. Николаева «Чаша».

Рисование силуэтов красками «Волшебные лошадки».  «Украсим кукле платье»,  «Сказочные птицы».  Лепка: «Дымковская лошадка», Посуда «Гжель», «Хохлома».

Список рекомендуемой литературы для детского чтения
















  • Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе:

«Украсим кукле платье» ( декоративное рисование)


Цель: научить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги).


Программные задачи: 

1. Учить детей украшать для куклы, используя необходимые цвета.

2. Продолжать учить детей правильно держать кисточку, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю каплю о край баночки. 
3.

-Развивать зрительное внимание, умение визуально координировать свои движения. -Продолжать учить дифференцировать основные цвета.

-Формировать умение подрожать взрослому, договаривая слова и словосочетания, способствовать активизации речи.  -Развивать мелкую и общую моторику.

4. Продолжать знакомить детей с видом декоративно – прикладного искусства России: «Дымковская роспись», закрепить умение различать материал из которых изготовлены куклы: солома, ткань, глина, дерево. Продолжать учить детей обследовать предметы рукотворного мира. 5. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к окружающему миру и своему здоровью, любовь к Родине и природе.

Предварительная работа: 
Дидактическая игра «Подбери кукле платье». Беседа на тему: «Какая была и есть одежда ». Рассматривание иллюстрации с изображением разных платьев. Знакомство детей с видами декоративно – прикладного искусства России. Знакомство со свойствами дерева, глины, ткани, соломы выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов. Знакомство детей с элементами растительного узора.

Материал: 

- силуэты платьев, гуашь (жёлтая, красная, синяя) 
- Кисточки № 5, банки с водой, подставки под кисти. 
- Салфетки. 
- игрушка (кукла), куклы из соломы, ткани, Матрешка.
- Дымковские игрушки, иллюстрации.



Ход НОД. 

1 часть:

Воспитатель: 

Ребята, нам пришла телеграмма от куклы Алены. Она пишет, что у нее сегодня день рождения. Алена хотела прийти к нам в гости, но по дороге замарала платье. Она очень расстроилась и не пришла к нам. 
Как мы с вами можем помочь Алене?

Дети: Нарисовать ей новое платье!

- Правильно, надо кукле помочь , нарисовать ей новое платье, чтобы она могла прийти к нам в гости.  

Воспитатель: 

Как любая кукла

  Алена любит наряды

  Ведь нарядной кукле

  Дети очень рады.


2часть: Основная часть: 
Воспитатель подводит детей к музею: " Русские сувениры":

Посмотрите  внимательно, у нас в музее: " Русские сувениры" живут тоже куклы, но они разные и в разной одежде.

-Эта кукла -игрушка у которой платье украшено яркими красками. Что на них нарисовано?  (ответы детей) 
- Правильно полоски и точки. 
- Полоски, какого цвета?  (ответы детей) 
- А точки, какого цвета? (ответы детей) 

Вы знаете, что существует вид декоративно-прикладного искусства, в котором используются яркие красочные орнаменты – горизонтальные и вертикальные линии, узоры – клетки, большие и маленькие кружочки, солнышки. Этот вид декоративно – прикладного искусства называется «Дымковская роспись» А кто ответит: - Из чего сделана эта кукла, из какого природного материала? Где глину люди берут для изготовления игрушек? Ответы детей. Глиняная кукла тяжелая, она не гнется, нельзя надеть на нее одежду, если упадет, то может разбиться.

Воспитатель читает стихотворение: "Дымковские игрушки"

Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.

Наша барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.
Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.

Эти разные игрушки,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.

Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.



- А это - что за кукла. Обратите внимание , что у неё на платье узоры  расположены  не полностью на всём платье, а только на подоле, планке и манжетах. Из чего сделана эта кукла, из какого природного материала? Ответы детей.

Прошло много лет, человек придумал новую куклу, она отличалась от глиняной. Для ее изготовления, сначала собирали солому, затем варили, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Соломенной куклой интереснее играть, чем глиняной, но она непрочная, легко ломается.

Соломенная кукла. Золотистая солома Без сомненья всем знакома Словно сказочные феи. Колдовали все над нею. Собрали ее в пучок Повязали поясок Ленточку шелковую, Розовую, новую.

-А следующая кукла  - это тряпичная . На её платье изображены цветы. А кто ответит: - Из чего сделана эта кукла, из какого материала? Ответы детей. Кукла сделана из тряпочек, обрезков ткани.

Существует очень много видов тряпичных кукол. Есть кукла - игровая, - предназначалась детям для игры, обереговая кукла – спасала человека от различных опасностей.

- А это что за кукла?. Обратите внимание , что у неё на платье узоры  расположены   на всём платье . Как она называется? ( Матрешка) Из чего сделана эта кукла? Ответы детей. Кукла эта нравилась и взрослым и детям. А особенно русским мастерам. Они нарядили её в русский сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки.

Матрешечка, матрешка, русская краса: Румяные щечки, глазки – бирюза, Белая рубаха и русский сарафан, На голове платочек – не найдешь изъян! На первый взгляд – простая, но радует взор В росписи одежды затейливый узор.

И мы с вами сегодня будем настоящими художниками и украсим платье для Алены орнаментами дымковской росписи.

- А теперь посмотрите, как нужно рисовать узор на платье. У вас на столе у всех лежат платья. Сначала посмотрите, как я буду рисовать. 
- Я беру кисть за железную юбочку, смачиваю в воде, затем набираю красную краску, лишнюю краску снимаю о край банки. И рисую линию сверху вниз, не отрывая кисти от платья. Затем рисую вторую линию также, и третью. Промываю кисть в банке. Беру на кисть синюю краску, отступаю сверху немного и рисую линию слева направо, не отрывая кисть от платья. Отступаю немного и рисую ещё синюю линию слева направо, не отрывая кисть от платья, и еще одну синюю линию. Промываю кисть в банке. А теперь окунаю кисть в жёлтую краску и делаю точки в окошечках (в середине). 

-А давайте ребята, прежде чем начать нашу работу, мы с вами подготовим пальчики и разомнёмся.


Физминутка: «Платье» 


Это платье для Наташки — 
(Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.) 
Красные горошки. 
(Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.) 
А на платье два кармашка, 
(«Рисуют» на животике два кармашка.) 
Спрячем в них ладошки. 
(Прикладывают обе ладошки к животику) 


Какие вы молодцы хорошо размялись, а теперь вернемся за свои столы и начнем работу. 
- Давайте возьмём кисти и покажем, как вы будете рисовать линии в воздухе (рисуем линии сначала сверху вниз, а затем слева направо) . 
Самостоятельная работа детей воспитатель оказывает индивидуальную помощь. 

3часть: 

Воспитатель. Заканчиваем рисовать, кисточки промываем и кладем на салфетку, краски закрываем, рисунки убираем на край стола Какие нарядные платья у вас получились! Теперь кукла Алена в таких платьях будет ходить в гости к нам очень часто.

А как называется этот вид декоративно-прикладного искусства, в котором используются яркие орнаменты: полоски, линии, кружочки, точки? (ответы детей).

Какого цвета полоски и точки получились на наших платьях?

Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились!

Воспитатель читает стихотворение:


Куклы с детства нам знакомы,
Куклы – чудо из чудес!..
Даже кукол из соломы 
Превращаем мы в принцесс.

Мы болтали без умолку
И, под вьюги долгих зим,
Шили платьица из шелка
Куклам тряпочным своим.

Мы с тарелкой каши манной
Принимали строгий вид,
Чтоб у куклы деревянной 
Появился аппетит.

С милой куклою моею
Я – волшебница и фея,
Я и лекарь, и швея!..
Мне из кукол всех милее,
Мне из кукол всех милее
Кукла первая моя!..



МДОУ детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга»















Конспект НОД по художественно-эстетическому и

познавательному развитию:

«Украсим кукле платье»

( декоративное рисование)





Средняя группа





Воспитатель: Курдюкова М.Б.







2016-2017 учебный год





Литература, используемая в проектной деятельности:


  1. Гаврилова В. В.,  Артемьева Л. А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет.

  2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2-е издание, испр. и доп. - М.: Мозайка-синтез, 2008. - 160 с.: цв.вкл.

  3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (для каждой возрастной группы). - М.: ИПК.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144с., 24 л., переиздание дораб. и доп.

  4. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования / под ред. Т.С. Комаровой. - М.: ИПК и ПРНОМО, 2001. - 176 с.





















Консультация для родителей "Знакомство детей дошкольного возраста
с народным декоративно-прикладным искусством"



Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.

Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчество представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской - это дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям из детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.

Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни.

В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки.

Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки и т. д.

Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям. Всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска.

Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на определённую отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.

Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простота и ясность.

Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушка до того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.

Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.

Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать.

Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и Загорские матрёшки, а также Полхов-майдановские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.

Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных предметах.

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:

  1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

  2. Формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.;

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

  1. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.



































МДОУ детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга»











Консультация для родителей: "Знакомство детей дошкольного возраста
с народным декоративно-прикладным искусством"



Средняя группа







Воспитатель: Курдюкова М.Б.







2016-2017 учебный год

Это интересно знать. Декоративно-прикладное искусство в жизни детей.

  

Декоративно – прикладное искусство – одно из древнейших. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества. Росписи и резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу и т.п. Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Все это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей. Эмоциональный язык искусства – самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Новейшие требования в системе дошкольного образования требуют развития у детей самостоятельности, инициативы и творчества во всех областях их деятельности. Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является декоративно-прикладное искусство. На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства.

   Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

  Общие задачи обучения дошкольников декоративному рисованию:

1.Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; желание знать искусство местного края, различать стили наиболее известных видов декоративной живописи .

2.Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.

3. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров.

Декоративное рисование в средней группе детского сада.

Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям этого возраста доступно мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на её примере можно учить детей декоративному рисованию. Роспись объёмной игрушки пока не доступна детям. В этом возрасте дети только начинают овладевать приёмами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов дымковской росписи. В средней группе не стоит задача глубокого ознакомления дошкольников с каким-то видом искусства. В этом возрастном периоде главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами искусства.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!