Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга»
Согласовано Утверждено старший воспитатель МДОУ №12» Радуга» заведующий МДОУ №12 » Радуга» __________________ Устинова Л.А ____________________ Кожина Е.С.
Проект
познавательно - информационный:
«Знакомство детей с профессиями взрослых в детском саду»
Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна
2019-2020 учебный год
Проект
познавательно -информационный:
«Знакомство детей с профессиями взрослых в детском саду»
Автор проекта: | Курдюкова Марина Борисовна (воспитатель) |
Продолжительность проекта | : сентябрь 2019 года - май 2020 год. |
Тип проекта: | игровой , познавательно-речевой, долгосрочный. |
Участники проекта: | дети младшей группы, их родители и воспитатель группы. |
Актуальность:
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, и поэтому родитель становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В это же время, в связи с возрастными особенностями, у детей наблюдается малая активность детей в сюжетно-ролевых игр, отражающих труд взрослых, однообразие сюжета, не особо развит интерес к труду, при проведении бесед отмечается затруднения, при ответах на вопросы «Кем работает мама папа)?, Кто приготовил нам суп?, постирал постель?, зачем это нужно людям?» Не все дети могут узнать, назвать орудия труда, имеющих отношение к выполнению профессиям. Объектом проектирования
Цель: Формировать представления детей о профессиях взрослых , трудовых процессах выполняемых каждым из них.
Задачи:
-Приобщать детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека.
-Развивать интерес к миру профессий. -Формировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей, смысле профессионального труда взрослого человека. -Обогащение жизненного и игрового опыта детей -Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять игровые задачи -Обучение детей младшего дошкольного возраста элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей - Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми
Социально-коммуникативное развитие: - воспитывать положительное отношение к результатам труда взрослых, в том числе родителей - формировать навыки сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Познавательное развитие: - создать и поддерживать интерес малышей к деятельности взрослых; - воспитывать интерес к профессии родителей; - развивать зрительное внимание и восприятие;
Речевое развитие: - расширить и закрепить представления о профессиях людей; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме; - развивать речевую и мыслительную деятельности, мелкую моторику.
Методы получения и обработки информации: экскурсии, рассматривание фотографий, беседы, наблюдения, чтение литературы, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые игры.
Ожидаемый результат:
- дети наберутся жизненного и игрового опыта связанных с профессиями взрослых, - сормируются представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей, смысле профессионального труда взрослого человека. - умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний; - проявление признательности и уважения к труду взрослых; - повышение интереса родителей к жизни детей в ОУ, желание участвовать в совместной деятельности с детьми. Создание альбома совместно с родителями, на тему: «Профессия моих родителей»
Перспективный план работы
Сентябрь | Рассказать детям о важности и значимости труда каждого человека, о почетности любой профессии. Учить рассматривать иллюстрации, делиться впечатлениями об увиденном. Формировать целостные представления дошкольников о профессиях, более конкретно о работе помощника воспитателя, шофера( водителя), дворника, врача, повара, прачки, музыкального руководителя, инструктор по физкультуре, парикмахера, продавца Продолжать накапливать и расширять словарь (предметы необходимые в работе людей разных профессий); Формировать умение наблюдения за трудом взрослых.Учить испытывать радость от совместной деятельности со взрослым и сверстником. | Рассматривание иллюстраций: «Профессии мам и пап» Дидактическая игра: «Все о профессиях», «Оденься по профессии» |
Октябрь | Профессия: воспитатель, помощник воспитателя Воспитывать интерес и уважение к труду воспитателя, помощника воспитателя. Воспитывать у детей стремление подражать взрослым, работающим в детском саду. Развивать у детей интерес к трудовой деятельности взрослых. | Рассматривание иллюстраций. Наблюдение за трудом воспитателя, помощника воспитателя. Чтение художественной литературы: А. Барто «Игрушки», Н. Кашнина «Первый день в детском саду». Беседа с детьми: «Кто у нас в группе трудолюбивый?». Чтение Елена Благинина «Не мешайте мне трудиться». Сюжетно-ролевая игра: «Поможем няне» Дидактическая игра: «Каждой вещи своё место» Аппликация: «Подарим няне красивую корзиночку с яблоками» Пальчиковая гимнастика «Мальчик – пальчик, где ты был? |
Ноябрь | Профессия: шофер (водитель) Познакомить с профессией шофера ( водителя)Расширять и закреплять представления детей о труде шофера. Развивать представления детей об инструментах используемых в данной профессии. Воспитывать у детей уважение к труду людей | Рассматривание иллюстраций. Беседа: «Шофер», «Кто привозит продукты в сад» Дидактическая игра: «Машины " Игровое упражнение: «Поможем кукле выбрать машину». Подвижная игра: «Воробушки и автомобиль» Сюжетно-ролевые игры: «Шофер везет ребят по поселку». |
Профессия: продавец. Познакомить с профессией продавца.Рассказ воспитателя о работе продавца: взвешивает продукты, получает деньги, вежливо разговаривает с покупателями. Расширять представления детей о работниках торговли в разных продовольственных и промышленных отделах. Расширять ориентировку в окружающем и словарный запас, воспитывать наблюдательность, развивать мышление. | Рассматривание иллюстраций. Беседа: «Какие бывают магазины». Подвижная игры: «Какие продукты продаются в магазине», «Профессии и предметы помощники» Игровое упражнение: «Поможем кукле выбрать покупку». Лепка: «Овощи и фрукты». Сюжетно-ролевые игры: «Магазин продуктов», «Овощной магазин». |
Декабрь | Профессия: врач ( медицинская сестра). Познакомить с профессией врача, медицинской сестры. Расширять и закреплять представления детей о труде врача. Развивать представления детей об инструментах используемых в данной профессии. Воспитывать у детей уважение к труду людей | Экскурсия в медицинский кабинет. Рассматривание иллюстраций. Беседа: " На приеме у врача." Дидактическая игра:«Предметы помощники для врача» Игровое упражнение: "Машенька заболела. Вызываем врача» Сюжетно-ролевые игры: "Поликлиника. Медицинская сестра" Чтение сказки: К.И. Чуковского «Айболит». |
Январь | Профессия: дворник Познакомить с профессией дворник. Расширять и закреплять представления детей о труде дворника. Развивать представления детей об инструментах используемых в данной профессии. Формировать умение поддерживать чистоту и порядок на своем участке Воспитывать у детей уважение к труду людей | Наблюдение за трудом дворника. Рассматривание иллюстраций. Беседа: «Кто наводит порядок на территории сада» Дидактическая игра: «Предметы помощники» Игровое упражнение: «Поможем кукле навести порядок». Сюжетно-ролевые игры: « Уборка на участке группы». Чтение стихотворения Е. Благининой: «Приходите, поглядите». Посильная помощь дворнику при уборке участка. |
Февраль | Профессия: повар. Познакомить с профессией повар. Дать представление детям о профессии повара; предметах, необходимых ему для работы. Закреплять знания о сервировке стола. Воспитывать у детей культуру поведения за столом. Воспитывать у детей уважение к труду людей. | Экскурсия на кухню. Рассматривание иллюстраций. Беседа: «Повар в детском саду». Дидактические игры: «Профессии и предметы помощники», " Овощи", " Фрукты" Игровое упражнение: «Поможем кукле сварить обед». Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим…». Чтение сказки К.И. Чуковского: «Федорино горе». Беседа по вопросам: «Кто у вас в семье готовит пищу? Помогаете ли вы маме или бабушке готовить завтрак, обед, ужин?». Сюжетно-ролевые игры: «Готовим еду гостям». |
Март | Профессия: прачка Познакомить детей с трудом прачки. Развивать представления детей об инструментах используемых в данной профессии. Развивать диалогическую и монологическую речь детей. | Беседа о профессии: «Прачка». Экскурсия: «В гости к прачке». Сюжетно – ролевая игра «Я стираю, посмотрите», «Гладим кукле белье». Чтение стихотворения и заучивание отрывка Е. Серова «Стирка». |
Апрель | Профессия: музыкальный руководитель Познакомить детей с музыкального руководителя. Развивать представления детей об инструментах используемых в данной профессии. Развивать диалогическую и монологическую речь детей, музыкальный слух | Наблюдение за трудом. Рассматривание иллюстраций. Загадки о предметах профессии ( инструментах). Дидактические игры: «Музыкальные инструменты», «Профессии и предметы помощники» Сюжетно-ролевая игра: « Я музыкант». |
Май | Профессия: инструктор по физкультуре. Познакомить детей с трудом инструктора по физкультуре. Дать представление о его труде, о оборудовании и материалах, необходимых для работы. Развивать диалогическую и монологическую речь детей. | Наблюдение за трудом. Рассматривание иллюстраций. Загадки о предметах, спортивных атрибутах профессии . Дидактические игры: «Спортивный инвентарь», «Профессии и предметы помощники» Сюжетно-ролевая игра: « Я спорсмен». |
Май | Профессия: парикмахер. Познакомить с профессией парикмахера. Рассказ воспитателя о труде парикмахера: стрижет, бреет, делает прически. Дать представление о его труде, о оборудовании и материалах, необходимых для работы. Дать понять, что труд является основой благосостояния каждого человека и общества в целом. | Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений о профессии. Загадки о предметах профессии. Дидактические игры: «Сделай прическу кукле», «Завяжи бантик», «Чем работает мастер», «Оденься по профессии», «Профессии и предметы помощники» Сюжетно-ролевая игра: «Парикмахерская». |
Работа с родителями
Месяц | Содержание |
Сентябрь | Информационный лист: "Формирование игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста" |
Октябрь | Консультация: «Как знакомить детей с трудом взрослых» Рекомендация: "Как играть и общаться с ребенком дома" |
Ноябрь | Консультация: «Как следует знакомить ребёнка с профессиями» |
Декабрь | Памятка:" Формирование положительных эмоций детей в процессе игровой деятельности" |
Январь | Создание индивидуального коллажа, совместно с родителями, на тему: «Профессия моих родителей» |
Февраль | Консультация:" Виды игрушек для дошкольников" |
Март | Консультация: "Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» |
Май | Информационный лист: "Профессии в моей семье. Коллаж" |
Использованная литература:
Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте» М.: Воспитание дошкольника, 2002.
Недоспасова В. А. Растем, играя. М.: Просвещение.
Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.
Бабаева Т. И. Игра и дошкольник: развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 192 с
Приложение 1.
Загадки про профессии для дошкольников
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не пугайся и не плачь,
Ведь тебе поможет ... (врач).
Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,
Пропишет пилюли и витамины. (Врач)
Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались ли, ребята,
Кто следит за чистотой? (Дворник)
Дым валит столбом,
«Ноль-один» мы наберем,
Его на помощь позовем. (Пожарный)
Он с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу. (Повар)
Он одет в комбинезон,
Красит рамы, стены.
Он и пол и потолок
В доме выкрасить помог. (Маляр)
Из рассыпчатой муки
Он печет нам пироги,
Булки, плюшки, сайки.
Кто он? Угадай-ка. (Пекарь)
У него товара горы:
Огурцы и помидоры,
Кабачки, капуста, мед.
Все он людям продает. (Продавец)
Феном, щеткой и расческой
Ловко сделает прическу. (Парикмахер)
Сошьет он платье, брюки,
Обрадует обновой.
Скажут: «Золотые руки
У этого ...» (портного).
Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом. (Строители)
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он... (Артист)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы? (Пожарники)
В детском садике обед,
Повар пробу с блюд снимает.
Но ведь мамы рядом нет,
Кто ж на стол там накрывает? (Помощник воспитателя)
Приложение 2. Стихи про профессии для детей
ПОВАР
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель… И тогда
Ждёт вас вкусная еда.
ПАРИКМАХЕР
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
СТОЛЯР
Молоток в работе нужен,
И с пилою столяр дружен.
Он дощечки распилил
И скворечник смастерил.
ВЕТЕРИНАР
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар —
Перевяжет, даст отвар.
ЛЁТЧИК
Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.
ХУДОЖНИК
Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт.
ПОЖАРНЫЙ
Если вдруг беда случится,
Где-то что-то загорится,
Там пожарный нужен срочно.
Он погасит, — это точно.
МУЗЫКАНТ
Как играет музыкант,
Как прекрасны скрипки звуки!
У него большой талант,
Золотые руки.
ХУДОЖНИК
На холсте художник Петя
Нарисует все на свете.
Опускает в краску кисть
И на холст ее хлобысть!
Хорошенечко размажет,
«Хороша картина!» – скажет.
Будут люди много дней
Думать, что же там на ней.
СТОЛЯР
У Семена-столяра
Дело спорилось с утра:
Он строгал, пилил, сверлил,
Гвоздик молотком забил,
А шуруп блестящий верткий –
Быстро завернул отверткой.
Так он смастерил буфет,
Стол, комод и табурет.
А потом их шлифовал,
Ярким лаком покрывал
И приделывал к ним ручки,
Ножки и другие штучки.
ПОВАР
Повар Вася очень ловко
Чистит ножиком морковку,
Сыр на крупной терке трет:
Взад-вперед да взад-вперед.
Суп мешает поварешкой
И толкушкой мнет картошку,
Режет ножиком укроп:
Вжик-вжик-вжик и в миску оп!
Получилось вкусно чтобы,
Лично с блюд снимает пробы.
Всё посолит, поперчит
И горчицей погорчит.
ВРАЧ
Любит делать доктор Лола
Всем прививки и уколы,
И, велев «А-а!» пропеть,
Горло палочкой смотреть,
Ставить градусник под мышку,
Слушать трубочкой одышку,
И в особую тетрадь
Все подробности писать.
И мальчишкам, и девчонкам
Мазать ссадины зеленкой,
Руки-ноги бинтовать
И рецепты штамповать.
ПОМОЩНИК ВОСПИТАТЕЛЯ
У помощницы Карлотты
Очень важная работа:
Подмести, пропылесосить,
Все поднять, что на пол бросят,
Вымыть окна, стены, пол,
Протереть от пыли стол.
Мусор вынести в мешочках,
Напоить цветы в горшочках,
Проследить, чтоб тут и там
Все стояло по местам.
САЛОН КРАСОТЫ
Нравится работать Соне
Парикмахером в салоне –
Причесать, постричь, завить,
Лаком для волос облить.
Косметологу же Асе
Нравится ресницы красить,
Пудрить лоб и пудрить нос,
Красить губы ярче роз,
Щечки бледные румянить,
Веки обводить тенями,
И на пальчиках руки –
Красить лаком ноготки.
ПОРТНИХА
Для портнихи Виолетты
Дело есть зимой и летом.
Людям круглый год нужны
Платья, юбки и штаны.
Чтоб была обнова впору,
Все-все-все измерит споро –
Руки, талию и рост,
Шею, голову и хвост.
Тут же выкройку найдет,
Белым мелом обведет,
Раскроит, сошьет, погладит,
В платье манекен нарядит,
А потом сидит и ждет,
Что клиент за ним придет.
СПОРТСМЕН
Нравится спортсмену Ване
Побеждать в соревнованьях!
Может молот он метать,
Бегать, прыгать, приседать,
Плавать, шпагами сражаться,
Подтянуться и отжаться,
Быстро веслами грести
И на пьедестал взойти
Выше всех, чтоб сразу дали
Кубки все и все медали!
МУЗЫКАНТ
Любит музыкант Филипка
Для людей играть на скрипке,
На рояле, на баяне,
На дуде, на барабане,
На гитаре, на трубе,
Ксилофоне и себе –
Широко разинув рот,
Громким голосом поет:
«До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Села кошка на такси!»
Филе хлопают в ладоши –
Ах, какой концерт хороший!
СТРОИТЕЛЬ
Для строителя привычно
Строить новый дом кирпичный.
Экскаватором Степан
Вырыл в поле котлован,
В землю вбил большие сваи,
А теперь цемент мешает,
Ровно кирпичи кладет –
Ветер щелки не найдет.
Кирпичи с земли Степану
Поднимать сподручно краном.
Вот и новый дом готов,
Запускать пора котов!
МАМИНЫ ПРОФЕССИИ
Тёплые вещи быстро и тихо
Шьёт для детишек мама-портниха.
Доит корову с утра спозаранку
В чистом загоне мама-доярка.
Зубки больные без всяких уколов
Вылечит мама – врач-стоматолог.
В детском саду очень много занятий.
Мама там няня и воспитатель.
В школе не меньше занятий. Смотрите:
Ставит оценки мама-учитель.
Из корешочка растить не устанет
Чудо-растение мама-ботаник.
Пишет в газеты статьи и записки
Мама-писатель и журналистка.
Вкусной колбаски достала с витрины
Мама, она – продавец магазина.
Плюшки и булочки кушать спешите!
Их испекла нам мама-кондитер.
Из самолёта прыгает с риском
Смелая мама-парашютистка.
ПАПИНЫ ПРОФЕССИИ
Дрожит мостовая и воет мотор –
Это к нам едет папа-шофёр.
По синему небу летит самолёт.
Им управляет папа-пилот
Дружно шагает с военными в ряд
В серой шинели папа-солдат.
Кто в многоборье у нас рекордсмен?
Мы отвечаем: «Папа-спортсмен!»
Уголь рубить не устал в недрах гор
Чёрный от сажи папа-шахтёр.
Плавится сталь, из котла валит пар –
Папа — рабочий, он — сталевар.
Вылечит тысячи сломанных рук
В детской больнице папа-хирург.
Кран установит, прочистит засор
Папа-сантехник, или монтёр.
Кто выступает на сцене на бис?
Это известный папа-артист.
«В мире ненужной профессии нет!» —
Учит нас с детства папа-поэт.