СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Fdnjhcrfz hfphf,jnrf"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект направлен на популяризацию темы о правильной осанке школьника

Просмотр содержимого документа
«Проект "Fdnjhcrfz hfphf,jnrf"»

Мановицкий филиал МБОУ Новоникольской СОШ


Исследовательская работа


«Правильная осанка - это наше здоровье»



Номинация «Экология человека и его здоровье»






Автор: Матовникова Лидия , 9 класс

Руководитель: Хабарова В.Г. - учитель биологии










Мичуринский район 2018г.

Оглавление


  1. Введение стр. 3

  2. Организация исследования стр. 3

  3. Методы исследования стр. 3

  4. Теоретическая часть исследования стр. 4-8

  5. Практическая часть стр. 9-10 5.1. Профилактика нарушения осанки

  6. Выводы. Рекомендации стр. 11

  7. Список использованной литературы стр. 12

  8. Приложение стр. 14-19



































I.Введение

Актуальность. Научно-технический прогресс и всеобщая компьютеризация приводят к тому, что человек не получает достаточной двигательной активности. Все это приводит к негативной тенденции, увеличению числа школьников имеющих те или иные нарушения осанки.

Гипотеза: Если люди будут больше знать о том, к каким последствиям приводит неправильная осанка, то риск таково заболевания, как искривление позвоночника можно свести к минимуму.

Цель: Обратить внимание обучающихся на важность сохранения и развития правильной осанки для жизни и здоровья.

Задачи:

1. Изучить, как устроен наш позвоночник?

2. Выяснить, что такое осанка и как она формируется?

3. Определить причины и виды нарушения осанки.

4. Отметить влияние нарушений на организм человека.

5. Познакомить детей и родителей с мерами направленными на формирование правильной осанки.

6. Провести анкетирование и измерения учащихся.

II. Организация исследования

1 этап

Изучение материалов темы с помощью различных информационных источников (литература, сеть Интернет).

2 этап

Сбор информации, анкетирование, исследование, обработка и анализ полученных данных.

3 этап

Выработка рекомендаций

Создание презентации


III. Методы исследования: описательный, анкетирование, измерение, анализ результатов.




IV. Теоретическая часть исследования.

Основные составляющие позвоночника — это позвонки. Их 32 или 34: 7 — шейные, 12 — грудные, 5 — поясничных, 5 — крестцовых и от 3-5 — копчиковых. Величина и формы позвонков различны, все они имеют тело и дугу, между которыми находится позвоночное отверстие. Позвонки следуют по очереди друг за другом: в районе крестца и поясницы более крупные, а чем выше — тем они меньше. Позвоночные отверстия образуют спинномозговой канал, через который проложен спинной мозг, нервные окончания которого передают информацию головному мозгу, получая от него ответные команды. Через отверстия в поперечных отростках шейных позвонков проходит позвоночная артерия. Пространства между остистыми отростками позвонков заняты связками и мышцами.

Суставные отростки, соединяясь друг с другом, образуют суставы. Также суставные отростки принимают участие в формировании межпозвоночных отверстий, через которые проходит нервно-сосудистая система позвоночника.

Работу позвоночного столба обеспечивает еще и расположенные между позвонками межпозвоночные хрящи, которые называют дисками. Они состоят из ядра и фиброзного, т.е. волокнистого кольца, окружающего ядро. Ядро имеет вид двояковыпуклой линзы и состоит из студенистого вещества. Межпозвонковые диски не имеют сосудов, поэтому поступление питательных веществ к ним и выведение продуктов обмена происходит через тела позвонков посредством диффузии, т.е. проникновение частиц одного вещества в другое при их соприкосновении. Благодаря своей эластичности ядро — замечательный амортизатор. Если поднять что-то тяжелое, агрессивная сила сдавливает позвонки. Студенистое ядро уплощается, теряя некоторое количество жидкости, при опускании груза — давление на диск становится умереннее, силы всасывания начинают преобладать над силами сжатия, и диск снова активно накапливает воду.

Позвоночный столб укреплен многочисленными связками и мышцами. Они обеспечивают его движение и придают ему прочность. Мышцы позвоночника, или глубокие мышцы спины играют главную роль в поддержании тела в вертикальном положении и именуются разгибателями. Мышцы брюшного пресса, иначе, мышцы живота, — сгибатели позвоночника Здоровье позвоночника во многом зависит от выносливости мышечно-связочного аппарата. Чем крепче и выносливее мышцы и связки, тем меньшую нагрузку принимают на себя диски и суставы. Мышцы можно и нужно укреплять, что позволит сохранить оптимальную форму позвоночника при совершении каких-либо движений.

В медицинском словаре написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе.

Осанку рассматривают в самых разных аспектах:

  • Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека;

  • Осанка — это язык тела, который говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, это индивидуальность;

  • Осанка - это визитная карточка человека, позволяющая безошибочно узнать знакомого, не видя его лица.

Особенностью позвоночника новорожденного является то, что он лишен физиологических изгибов. Шейный изгиб у детей начинает возникать сразу после начала держания головы. Грудной изгиб (кифоз) устанавливается предварительно после 6-7 месяцев жизни, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, а окончательно он закрепляется только в 6-7 лет. Поясничный лордоз становится заметным после 9-12 месяцев, а окончательно формируется в школьные годы. В течение всего детского возраста фиксация позвоночника несовершенна, и под влиянием недостаточного мышечного развития, неадекватной позы, не соответствующей росту ребенка мебели, очень легко возникают изменения формы позвоночного столба (сколиозы и патологические осанки)

В свое время в институтах благородных девиц практиковали специальные упражнения для формирования осанки. Воспитанницы должны были несколько раз в день ходить, держа за спиной палку. В этом случае плечи расслаблялись и привычная поза закрепляла правильное положение тела. В результате институтки выходили из стен этого почтенного заведения, имея красивую горделивую осанку, которая сохранялась у них на всю жизнь.

Оказывается, 100 лет назад молодая дама сидела только на краешке стула, не облокачиваясь, и двигалась так, будто «проглотила палку». Ссутулиться, развалиться на софе - было немыслимо! Это было аморально! Сейчас же это появление свободы в общении и не больше.

Учащихся балетной школы и в повседневной жизни отличает характерная прямая осанка. Это и неудивительно, потому что юные танцоры сначала учатся правильно стоять у опоры, вытянув шею, опустив плечи и лишь после этого переходят к движениям без опоры.

Строевого офицера тоже всегда можно узнать и в штатском костюме: так называемая «военная выправка» сохраняется и бессознательно поддерживается всю жизнь. Все это примеры правильной осанки, приобретенной систематической тренировкой.

Если осанка правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легка и упруга. И наоборот, часто приходится видеть вокруг людей хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова. Особенно обидно, когда плохая осанка развивается у девушки. Тогда ее не спасут ни красивое лицо, ни модная одежда и высокие каблуки.

Причины и виды нарушения осанки.

Нередко говорят, что нарушением осанки человек «расплачивается» за прямохождение. У животных, которые передвигаются на четырех ногах, нарушений осанки не бывает. Когда первобытный человек встал на ноги и освободил руки для работы, увеличилась и стала неравномерной нагрузка на нижние конечности и спину.

Оказывается, на позу влияют самые разные причины, например эмоциональные. Недаром по тому, как человек сидит или стоит, можно догадаться о его настроении. Помните слова из сказки, как вернулся Иванушка от царя «невесел, ниже плеч буйну голову повесил»? Но главное, что определяет осанку, – это степень развития мускулатуры, положение и форма позвоночника.

Из состояний, косвенно влияющих на формирование нарушений осанки, очень частым является стресс. Это ссоры с друзьями и родителями, строгие замечания и наказания со стороны учителей, плохие отметки и многое другое. В таких ситуациях получается замкнутый круг. Стресс приводит к нарушениям осанки, из-за этого нарушаются дыхание, кровообращение и очень страдает центральная нервная система, что еще более усиливает

плохое настроение.

Сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки. Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре, школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклонённой головой и другими деформациями вызванными школьным обучением.

Сутулая осанка, в положении сидя (справа для примера изображена хорошая осанка)

Другими причинами плохой осанки могут стать:

-неправильное привычное положение тела во время работы и отдыха;

-проблемы со зрением

- продолжительная болезнь;

- слабое физическое развитие

-существенные нарушения образа жизни и режима - недостаточный по времени сон и отдых,

-малая двигательная активность,

-не соответствующая росту мебель;

-нарушения питания, как по режиму, так и по составу пищи.

Осанка во многом связана с наследственными особенностями строения тела, хотя в большинстве случаев ее нарушения являются приобретенными.

Проведенные еще в конце XX столетия обследования школьников показали, что от 30 до 60% имеют нарушения функции опорно-двигательного аппарата, т.е. разного рода искривления позвоночника, и как следствие – неправильную осанку. Через 10 лет эти цифры возросли до 50–90%. Распространенность искривлений позвоночника растет от младших классов к старшим. Даже в детских спортивных школах обнаружено немало учащихся с нарушениями осанки и сопутствующими им заболеваниям.

Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в сагиттальной (передне-задней) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).

а) «сутуловатость» — увеличение грудного кифоза в верхних отделах сглаживании поясничного лордоза;

б) «круглая спина» — увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;

в) «вогнутая спина» — усиление лордоза в поясничной области;

г) «кругло-вогнутая спина» — увеличение грудного кифоза и увеличение поясничного лордоза;

д) «плоская спина» — сглаживание всех физиологических изгибов;

е) «плоско-вогнутая спина» — уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

Различают 3 степени нарушения осанки:

1 степень — характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.

2 степень — характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

3 степень — характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.

К чему приводит нарушение осанки.

Нарушение осанки приводит к целому ряду серьезных заболеваний и в первую очередь — болезням позвоночника и корешков спинного мозга. Болезни корешков спинного мозга вызывают ухудшение работы тех органов, которыми они управляют.

Если мышцы слабые, позвоночник искривляется, и тогда нарушается не только управление внутренними органами (сердце, легкие, желудок, печень и др.) сдавливаются и принимают форму, затрудняющую их нормальную работу.

Неправильная осанка может стать источником таких негативных последствий для организма и привести к:

    • развитию остеохондроза;


    • патологическому изменению формы грудной клетки;


  •  сколиозу - сдвигу позвоночника в ту или иную сторону относительно естественной его оси. Что ведёт к головным болям, болям в области поясничного отдела, нарушает естественное положение тазовых костей и органов в области таза.

  •  кифозу (сутулость или горбатость в грудной области позвоночного столба). Вследствие чего — сужение грудной клетки, диафрагма опускается ниже своего естественного положения, брюшной пресс становится крайне слабым. Ведёт к затруднению дыхательной функции.

  •  лордозу (появление резких выпуклостей, которые выпирают вперёд, в шейном отделе, а также в области поясницы). Ведет к сильным болевым ощущениям в области спины, ограничению подвижности. Возникают проблемы в работе сердца, лёгких, нарушается обмен веществ.

  • горбу рёберно-позвоночному;

  • При прогрессировании нарушений, может привести к инвалидности.








V. Практическая часть.

В процессе работы мы использовали несколько методов.

1.Для оценки того, как учащиеся относятся к своей осанке, мы провели анкетирование ( Приложение 1), в котором приняло участие 63 ученика. Опрос проводили в течение 4 дней среди учащихся 3, и 5-11 классов.

2. Результаты анкетирования приведены в таблице. Приложение 2.

На вопрос: «Обращаете ли Вы внимание на свою осанку?» утвердительно ответили 87% опрошенных.

При этом только 46% считают, что у них правильная осанка, 11% отмечают, что неправильная, а 17% - затрудняются ответить.

Более 65% учащихся нашей школы регулярно занимаются спортом и показывают хорошие результаты на районных соревнованиях по различным видам спорта, но утреннюю зарядку делают только 28% опрошенных.

Родители 65% анкетируемых детей обращают внимание на осанку своего ребенка и, возможно, делают замечания и проводят беседы.

Судя по опросу, только 32% обучающихся отмечают, что учителя следят за правильной осанкой учащихся в ходе урока, 48% не заметили к себе внимания со стороны учителей, 21% затруднялись ответить.

Только 22% знают причины неправильной осанки, 41% -не знают, а 26%- затрудняются ответить.

28% спят на диване, 3% на кровати с панцирной сеткой и 68% на кровати с жестким матрасом.

Школьные принадлежности большинство (84%) обучающихся носит в ранцах, 3% - в сумках через плечо и 13% - в сумках с ручкой.

У телевизора или компьютера без отдыха более одного часа проводят

55% детей, 19% - около одного часа.

По результатам мы можем сделать выводы:

  • Учащиеся нашей школы задумываются о своей осанке и делают выводы.

  • Очень мало детей делает утреннюю зарядку, а ведь зарядка по утрам – это прежде всего процесс, предназначенный для разминки организма. Организм начинает работать, заставляя «просыпаться» все системы органов, снижает утомляемость.

  • На уроках и дома дети часто сидят неправильно, искривляя при этом позвоночник. К сожалению, учителя и родители недостаточно контролируют этот процесс.

  • Сейчас дети очень любят проводить свободное время у мониторов компьютеров, не задумываясь над тем, что, сидя на стуле, они принимают неправильную позу.

Все это в совокупности с другими факторами приводит к ухудшению самочувствия, и школьники после уроков испытывают усталость и боль в спине.

2. Выявляя нарушение осанки при помощи сантиметровой ленты и у стены по методике, находящейся в учебнике биологии, мы установили, что

-10% т.е. 2 самых высоких мальчика нашего класса имеют заметное нарушение осанки и им требуется врачебное обследование;

-32 % имеют нарушение осанки, им необходимо контролировать положение своего тела при любом виде деятельности и, конечно ,делать гимнастику для укрепления мышц спины;

58% учеников класса, на наш взгляд и согласно нашим измерениям, имеют правильную осанку.

Хотелось бы, чтобы все дети с нарушениями осанки находились на диспансерном учете у врача — ортопеда и получали все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, физиотерапию и другие виды консервативного лечения), а по показаниям — хирургическое лечение

5.1.Профилактика нарушений осанки.

Методы борьбы с нарушениями осанки могут быть различными. Но, конечно, наиболее эффективен для этого комплексный метод воздействия на организм.

Чтобы избежать патологических изменений опорно-двигательного аппарата у ребенка, необходимо позаботится о том, чтобы он правильно развивался с самого раннего детства. Позвоночник младенца легко деформируется, что впоследствии может привести к различным его искривлениям.

- Организовать правильную постель. Матрац должен быть жестким, а подушка плоской и тоже не слишком мягкой.

-Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Следите за тем, чтобы, сидя, он держал спину прямо, не скрещивал ноги и не поджимал одну ногу под себя. Стул должен быть придвинут достаточно близко к столу, но не настолько, чтобы грудь упиралась в край стола.

- Нельзя низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит осанку, но и вредит зрению.

-Школьные принадлежности носить в ранце, который должен висеть за спиной.

-Детям необходимо постоянно напоминать, чтобы держались прямо, подтягивали живот, не горбились. Ведь ребенок, даже послушный, после такого напоминания выпрямится, но через пять минут бессознательно снова примет неправильную позу. Поэтому, не теряя терпения и необходимо методично добиваться того, чтобы ребенок, в конце концов, привык держать спину прямо.

-Дети с нарушением осанки в большей степени нуждаются в систематических занятиях физическими упражнениями.

«Симметричные» нагрузки на мышцы дают такие виды спорта как; легкая атлетика, лучше бег, лыжные гонки, плавание стилем «брасс» и на спине, гребля; смешанные нагрузки — волейбол, баскетбол, футбол, многоборье комплекса ГТО, художественная гимнастика и другие.

Регулярные занятия перечисленными видами спорта на фоне общефизической подготовки способствуют гармоничному физическому развитию.

Выводы: Таким образом, моя гипотеза подтверждается, и я думаю, если следить за осанкой детей и обращать на них внимание чаще, то людей с нарушенной осанкой будет меньше.

Для того чтобы выработать стойкие навыки правильной осанки, надо не только правильно сидеть за партой в школе, но укреплять мышцы спины специальными упражнениями. Контролировать вес ранца. Помнить о гигиенических правилах просмотра телевизора. Обращать внимание на размеры мебели дома, где выполняешь уроки.

VI. Рекомендации.

Упражнения для правильной осанки

    Основными средствами формирования правильной осанки являются занятия физическими упражнениями  и физическая активность. 

1. Стоя у стены. Принять положение правильной осанки: живот втянуть, плечи развернуть, ноги выпрямить, голову приподнять.  Отойти от стены на один шаг и проверить правильность осанки. Удерживать позу 5-10 сек.

2. Стоя у стены в положении правильной осанки. Присесть с прямой спиной, касающейся стены, и встать, не отклоняясь от нее. 

3. Стоя у стены в положении правильной осанки. Выполнить движения руками вперед, вверх, в стороны,  на пояс; медленно поднять согнутую ногу, захватив её руками, прижать к туловищу,   не отрываясь от стены.

4. Стоя, руки за головой, дыхание произвольное. Вначале отвести руки в стороны, затем поднять их вверх и прогнуться. Замереть в этом положении на 2–4 сек. затем вернуться в исходное положение.

5. Стоя на  шаг от стены,  касаясь стены ладонями. Прогнуться как можно больше назад и удерживать позу 3-5сек., затем вернуться в исходное положение.  

6. Лежа  на животе, руки согнуты, кисти расположены под грудью, локти направлены назад. Опираясь на руки и не отрывая бедра от пола, необходимо прогнуться. В таком положении замереть на 3–5 сек., затем вернуться в исходное положение.

     7.         Стоя ноги врозь. Положить на голову предмет (книгу, мешочек с крупой). Выполните  приседания, держа ровно голову и спину, так чтобы предмет не упал.

     8. Ходьба с  предметом (мешочком, книгой) на голове с сохранением правильной осанки.

   



































VII. Список использованных источников.


1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев учебник Биология 8 класс . М.: Дрофа 2016

2.Аронов, Д.М. Сердце под защитой. / Д.М.Аронов.- М.: Физкультура и спорт, 1982. — 243 с.

3.Бака М. М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи: учеб. пособие / М. М. Бака. – М.: Советский спорт, 2004. – 280 с.

4.Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник / Л. В. Волков. Киев: Олимпийская литература, 2002. – 294 с.

5.Гриненко, М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений./ М.Ф. Гриненко, Г.С. Решетников. -М.: Физкультура и спорт, 1984. – 73 с.


















ПРИЛОЖЕНИЕ


















Приложение 1




Анкета

1. Обращаете ли Вы внимание на свою осанку?

а) Да. б) Нет в) редко

2.. Правильная ли у Вас осанка?

а) Да. б) Нет. в) Затрудняюсь ответить

3. Беседуют ли с Вами родители о правильной осанке?

а) Да. б) Нет в) редко

4. Беседуют ли с Вами учителя о правильной осанке?

а) Да. б) Нет в) редко

5. Делаете ли Вы утреннюю зарядку?

а) Да. б) Нет. в) Иногда.

6. Знакомы ли Вы с причинами возникновения неправильной осанки?

а) Да. б) Нет. в) Затрудняюсь ответить.

7. Знакомы ли Вы с упражнениями, которые направлены на развитие правильной осанки?

а) Да. б) Нет. в) Затрудняюсь ответить.

8. На чем Вы спите?

А) Диван б) Кровать с панцирной сеткой. в) Кровать с жестким матрацем.

9. Школьные принадлежности носите:

А) В ранце Б) В сумке через плечо.В) В сумке.

10. 2. Сколько времени проводите у телевизора или компьютера без отдыха?

А) 30минут б) 1 час в) больше 1 часа




















Результаты анкетирования учащихся








Приложение 2








Приложение 3



Результаты контроля осанки с помощью сантиметровой ленты


№п/п

Ширина плеч(см.)

Величина дуги спины(см.)

Отношение в долях от единицы

Определение осанки у стены

1

45

47

0.95

ладонь

2

40

41

0,98

ладонь

3

35

37

0.94

кулак

4

40

43

0.93

кулак

5

45

47

0.95

ладонь

6

42

39

1.07

кулак

7

41

46

0.89

кулак

8

38

38

1

ладонь

9

36

38

0.95

ладонь

10

39

36

1.08

кулак

11

44

48

0.92

кулак

12

45

47

0.96

ладонь

13

41

42

0.98

ладонь

14

41

42

0.98

ладонь

15

38

39

0,97

ладонь

16

40

43

0,93

кулак

17

42

41

1,02

кулак

18

38

39

0,97

ладонь

19

39

41

0,95

ладонь




Скачать

© 2018 4511 30

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!