Просмотр содержимого документа
«Проект "Семейный оберег" для реализации с детьми старшего дошкольного возраста»
Проект: «Семейный оберег».
Вид проекта: творческий, познавательный.
Продолжительность проекта: среднесрочный (2 месяца).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Актуальность:
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является нравственное воспитание детей. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине, к своей семье. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, воспитывает уважительное отношение к труду, любовь и уважение к семье. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаи ребёнок получит первые представления о культуре русского народа, что способствует развитию духовно-нравственной личности.
Цель: приобщение детей к истории, традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
1.Образовательные:
- формировать понятие мой дом, моя семья, детский сад - второй дом;
- формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца и т.д.;
-познакомить детей с понятием «оберег»; с русской народной традицией иметь в доме оберег.
2.Развивающие:
-развивать творческие способности детей;
-развивать познавательную активность детей;
-поддерживать интерес к культуре русского народа;
3.Воспитательные:
-воспитывать уважение к русскому народу, вызвать интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
-воспитывать любовь и уважение к своей семье;
- воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам.
Предполагаемый результат (дети):
У детей сформируются представления о жизни и быте русского народа, о его традициях. Будут сформированы и расширены представления по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад».
У детей будут сформированы нравственные качества, необходимые для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной личности.
Предполагаемый результат (взрослые):
Вовлечение родителей в реализацию проекта. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах нравственного воспитания.
Этапы работы | Содержание работы |
1. Подготовительный этап | -подбор наглядно-методической, познавательной и художественной литературы, иллюстрационного материала; - подбор материала для исследовательской и продуктивной деятельности, игрушек, мультфильмов и атрибутов для игровой деятельности; - разработка методических пособий, конспектов НОД; - ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта. |
II Практический (основной) с детьми «Познавательное развитие» | - просмотр видеоматериалов: «Знакомство с бытом русской избы», «Русские народные обереги». - чтение художественной литературы Т.Александрова: «Домовенок Кузька». - НОД «Чудо-оберег»; - НОД «При солнышке тепло, при матушке добро»; - НОД «Наша дружная семья». |
«Социально-коммуникативное» | - сюжетно-ролевые игры: «В гостях у бабушки», «Семья»; «Детский сад» - дидактические игры: «Узнай потешку», «Угадай сказку», «Что игр «Что спрятано в сундуке». - игры-драматизации: русская народная сказка «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко». потешки «Как петух в печи пироги печет», «Как у бабушки Варвары», «Кот на печку пошел», «Сегодня день целый», «Барашеньки», «Идет лисичка по мосту», «Солнышко- ведрышко», «Иди, весна, иди, красна». |
«Речевое развитие» | Беседы: «Семейные традиции», «Мои друзья». - рассказы из личного опыта: «Как мы с мамой ездили в гости к бабушке в деревню»; «Мои любимые друзья». - разучивание пословиц, поговорок; -разучивание потешек, закличек; - разучивание скороговорок, считалок; - вечер «В гости к Бабушке -загадушке»; -пальчиковые игры по теме «Семья», «Детский сад». |
«Художественно- эстетическое развитие» | 1. Конструирование Разный вид конструктора: - «Теремок»; - «Деревенский дворик». 2. Рисование - «Волшебная ложка»; - «Ставеньки резные, окна расписные». 3. Лепка: - «Бублики, баранки, куличики»; - «Деревенская утварь». 4. Аппликация - «Фартук для бабушки»; - «Красивый платочек для Домовенка»; - «Подарок мамочке». 5.Чтение художественной литературы: - Русские народные сказки: - «Лисичка сестричка и серый волк»; - «Три медведя»; - «Гуси-лебеди» и другие. 6.Пословицы, поговорки, загадки, приметы, стихи и рассказы по теме «Семья». 7. Музыка. Слушание русских народных мелодий и песен: - «Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Гусельки», «Светит месяц»; «Во саду ли в огороде»; Хороводые игры: - «Галя по садочку шла»; - «Ходит Васька серенький». Разучивание частушек. |
«Физическая культура» | 1. Утренняя гимнастика: - «Как котик в гости ходил»; - «Матрешки». 2. Русские народные подвижные игры: - «У медведя во бору»; - «Гуси-лебеди»; - «Совушка сова»; - «Колпачок»; - «Мыши водят хоровод». 3. Ходьба по массажным дорожкам: «Веселый ручеек», «Нарядная фантазия». |
Работа с родителями. | 1. Беседы с родителями о важности данной проблемы. 2. Привлечение родителей к пополнению материалов для центра «Народное творчество» в группе разнообразными экспонатами. 3.Привлечение родителей к созданию в группе выставки «Семейный Домовенок». 4. Предложить консультации: «Народная мудрость гласит» (пословицы), «Сказки читаем – речь развиваем!», «Русские народные игры для всей семьи», «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка». «Семейные традиции». |
III Заключительный этап. | 1.Представление презентации проекта для родителей; 2.Представление центра в группе «Нравственно-патриотическое воспитание»; 3.Выставка экспонатов «Семейный Домовенок»; 4. Выставка детско-родительского творчества «Дедушка Домовой». 5.Оформление выставки в книжном уголке «В гостях у русской народной сказки, потешки, пестушки и песенки». 6.Фотовыставка «Художественно-творческие способности детей при ознакомлении с народной культурой и традициями»; 7.Праздничное мероприятие для детей и родителей. |