Проект "Семилукская земля православная"

Данный материал может помочь учителю при подготовке к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Семилукская земля православная"»

XVI областной конкурс социальных проектов

«Гражданин Воронежского края – гражданин России»

(в рамках Всероссийской акции «Я - гражданин России»)


Номинация «Туризм и краеведение»


Вид маршрута: Культурно-познавательный.


Вид взаимодействия - добровольческий




Проект

«Экскурсия выходного дня

«Семилукская земля православная»»



Школа: МКОУ Нижневедугская СОШ

Название проекта: «Экскурсия выходного дня «Семилукская земля православная»»

Название группы исполнителей:

ФИО \Возраст \должность, телефон руководителя проекта

Шендрикова Виктория , 14 лет, 8 класс, тел. 89518716117

ФИО \Возраст основных исполнителей: Чивилёва Валерия, 14 лет, Матковская Екатерина, 12 лет, Просветова Маргарита, 13 лет, Лютиков Владимир, 13 лет, Шишкина Кристина, 13 лет, Иваньшин Александр, 12 лет, Шевченко Алина, 12 лет, Дорохова Анжелика, 12 лет.


Воронежская область

Семилукский район

с. Нижняя Ведуга

Муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение Нижневедугская средняя общеобразовательная школа

396910 Воронежская область, Семилукский район, село Нижняя Ведуга, ул. Ленина, д.68

телефон (847372)42-2-93; e-mailsml-nved@mail.ru


Выполнила:

инициативная группа 6 и 8 классов

координаторы: Мисанченко Н.П., зам. директора по ВР, Ярцева Т.Н., преподаватель ОПК,

Крапивницкая И.Н., учитель информатики

руководитель проекта: Шендрикова Виктория

КАРТА ПРОЕКТА


п/п


Наименование раздела

Информация

Наименование проекта

Экскурсионный проект «Семилукская земля православная»

Актуальность

В нашей стране традиционно духовно-нравственное становление человека происходило на основе православной культуры. Доброта, милосердие, трудолюбие, сострадание, благочестие, уважение к другим людям формировались в православном быту, и потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ православной культуры. Более того, православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты имеют немалые возможности для противостояния духовной коррозии, поразившей наше общество.

Социальный проект – экскурсионно-туристический маршрут «Семилукская земля православная» направлен на решение целого комплекса проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи.

Разработка данного проекта обусловлена стремлением к повышению интереса к истории и культуре родного района, а также отсутствием экскурсионных маршрутов в настоящее время.

Маршрут отличается новизной и оригинальностью, так как в настоящее время проявляется интерес к духовной жизни своих предков, а строительство храмов - символ возрождения православной России.

Данный создаваемый маршрут может быть использован в самодеятельном туризме, он доступен для каждого.

Маршрут однодневный, рассчитан на 5 часов 30 минут (полный), но может быть сокращен (по желанию), время пребывания в храмах 30 минут. Передвижения от начального до конечного пункта 5 часов 30 минут.

Протяженность маршрута составляет 100 км.

Маршрут начинается с посещения церквей Богоявления Господня (с. Губарёво, с. Терновое) точка №1, затем автобусное передвижение до церкви Николая Чудотворца (с. Землянск) точка №2, посещение Воскресной школы; автобусное передвижение до церкви Троицы Живоначальной (с. Старая Ольшанка), точка 3; автобусное передвижение до церкви Покрова Пресвятой Богородицы (с. Старая Ведуга), точка 4; автобусное передвижение до церкви Рождества Христова (с. Стадница) точка №5, автобусное передвижение до церкви Вознесения Господня (с. Избище) точка №6, автобусное передвижение до храма «Всех скорбящих радость» (с. Нижняя Ведуга) точка №7, посещение Воскресной школы; автобусное передвижение до церкви Троицы Живоначальной (п. Латная) точка №8, посещение Воскресной школы; автобусное передвижение до церкви Митрофана Воронежского (г. Семилуки) точка 9.

Возвращение домой.

  • Маршрут не сложен, подходит для человека любого уровня подготовки.

  • Круглогодичный.

  • Автобусный.

  • Детские группы, семейные группы, пенсионеры, взрослые люди, проявляющие интерес к православной культуре.

  • Наличие специальной экипировки и снаряжения не требуется.

  • Не более 20 человек.

  • Возможна организация завтрака на безе МКОУ Губаревской СОШ и обеда на базе МКОУ Нижневедугской СОШ (имеется школьная столовая). По предварительной договоренности – в храмах и Воскресных школах (бесплатно).

  • На протяжении всего маршрута возможно оказание медицинской помощи (Землянская и Нижневедугская амбулатории, во всех селах – фельдшерские пункты, Семилукская ЦРБ)

  • В с. Землянск есть СТО (станция технического обслуживания), если возникнут проблемы транспортного обслуживания.

  • Цена путевки на одного человека составляет 200 рублей, на группу экскурсантов в 20 человек – 4000 рублей.

  • В каждом храме, церкви, в школах частично есть пандусы. Посещение их для всех слоев населения бесплатное.

Цели проекта

  • Формирование у учащихся социальной и гражданской зрелости, патриотических чувств.

  • Привлечение внимания общественности к сохранению исторического наследия.

  • Организация и проведение экскурсий по родному краю «Семилукская земля православная».

  • Создание постоянно действующего ресурса в сети Интернет «Виртуальные маршруты по Семилукскому муниципальному району»

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели

  • Разработать проект туристического маршрута по православным местам Семилукского муниципального района.

  • Изучить историю и культуру родного края, его духовно- нравственные традиции.

  • Подготовить экскурсоводов.

  • Способствовать сохранению культурного наследия малой родины через популяризацию духовных святынь родного края.

Количество участников проекта

Инициативная группа – 12 учащихся 6 и 8 классов МКОУ Нижневедугской СОШ.


Количество благополучателей проекта

Детские группы, семейные группы, пенсионеры, взрослые люди, проявляющие интерес к православной культуре, - неограниченное.


План реализации проекта

  1. Погружение в проект. Определение темы и целей, мотивация деятельности.

  2. Организация деятельности. Выборы актива; составление плана-графика деятельности; распределение задач между членами команды.

  3. Осуществление деятельности.

1 этап: октябрь-ноябрь 2015 года.

1. Изучение специальной литературы по составлению и проведению экскурсий, проанализировать опыт создания экскурсионного маршрута с целью формирования экскурсионной и экологической культуры.

2. Создание информационного ресурса по краеведению, истории, культуре Семилукского района (календарь «Православные символы Семилуксого района»)

3. Выявление экскурсионных объектов для создания маршрута.

4. Определение круга лиц для сотрудничества по созданию маршрута.

5. Разработка программы деятельности

2 этап: ноябрь 2015г. – февраль 2016г.

  1. Создание творческих групп по направлению проекта

  2. Обучение экскурсоводов

  3. Создание веб-сайта «Семилукская земля православная»

  4. Выпуск буклетов и путеводителя по проекту

  5. Апробация экскурсионного маршрута на учащихся района и взрослом населении.

3 этап: февраль 2015г.

  1. Выявление ошибок, недочетов в работе, составление плана коррекции с учетом замечаний посетителей веб-сайта, экскурсантов на маршруте.

Достигнутые результаты

Практическая ценность проекта заключается в разработке экскурсионного маршрута «Семилукская земля православная», который может быть востребован учащимися школ, а также людьми, время пребывания которых в Семилукском муниципальном районе ограничено, а виртуальные экскурсии могут посетить люди с ограниченными возможностями.

Экскурсионная группа может передвигаться на автобусе и пешком, делая остановки у наиболее интересных достопримечательностей. Разработанные презентации позволят проводить также заочную экскурсию по родному краю.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Творческие и исследовательские работы по краеведению, истории Семилукского муниципального района

2. Выход в Интернет из школьного кабинета информатики и ИКТ

3. Возможность выездов в районные и областные архивы и музеи.

4. Связь со школьными, поселковыми музеями, сельскими домами культуры района.

5. Тесная связь с местными и районными органами власти, советом ветеранов, средствами массовой информации.

6. Спонсорская помощь общественных организаций и выпускников школы.

7. Школьные, сельские и районная библиотеки.

8. Связь со школьниками нашего района.


Ожидаемые результаты проекта

В результате успешной реализации проекта будет:

  1. Сформирован положительный образ малой родины.

  2. Посетители сайта и района познакомятся с историческими и культурными достопримечательностями родного края.

  3. Увеличится поток туристов в район.

  4. Виртуальные экскурсии будут востребованы людьми с ограниченными возможностями, будут использованы учителями в своей работе.

  5. Посещение сайта вызовет интерес к истории и традициям нашего народа.

Проживая в крае, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта мы получим знания о прекрасных местах, не только там где родились, но и о других не менее удивительных уголках Семилукской земли. Появится интерес к истории и культуре родного района, к его историческому прошлому, появится активность в поиске краеведческого материала.

В результате появится чувство гордости за свою землю, за его неповторимую красоту, а это значит можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Перспективы развития проекта


  1. Создание веб-сайта «Семилукская земля православная»

  2. Найти в Интернете учащихся из других городов (стран) и обменяться с ними информацией о своем крае.

Бюджет проекта


Статья расходов


Сумма в рублях

Канцтовары (бумага А4, ручки, блокноты, карандаши и др.)

1000

Расходы на ГСМ

500 л.* 36 = 18000

Итого

19000


Дополнительные сведения

Автор проекта: Шендрикова Виктория Алексеевна, ученица 8 класса МКОУ Нижневедугской СОШ, тел. 89518716117

Контактные данные руководителя проекта (ФИО, телефон, email)


Руководитель проекта: Мисанченко Наталия Павловна, заместитель директора по ВР МКОУ Нижневедугской СОШ; 89518731817; nataliya_misanchenko@mail.ru


ОПИСАНИЕ ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА


«Семилукская земля православная»


Губарево – Боявленка – Терновое – Землянск – Стадница – Кондрашовка – Ст. Ольшанка – Ст. Ведуга – Избище – Нижняя Ведуга – Латная - Семилуки.

название туристского маршрута (краткое и полное)


«Экскурсия выходного дня»

номинация в которой заявляется данный маршрут


Маршрут рассчитан, прежде всего, на детей, но он будет интересен и молодёжи и взрослым. Особенно будет интересно путешествовать всей семьёй.

категория потребителей (детский, молодежный, взрослый)


Маршрут функционирует с 2015 года.



Время, которое занимает прохождение данного маршрута

и расписанный план маршрута и программы.


Время экскурсии до 6 часов.

Маршрут однодневный, его можно совершить на автобусе или личном автотранспорте.

Можно осуществлять и точечные маршруты с посещением отдельных поселений или пунктов маршрута. В этом случае прибытие осуществляется автотранспортом, а затем проводится экскурсия по заинтересовавшим экскурсантов объектам.


География маршрута.



Маршрут проходит в пределах Семилукского района: Губарево –– Терновое – Землянск –– Ст. Ольшанка – Ст. Ведуга – Стадница - Избище – Нижняя Ведуга – Латная - Семилуки.




Сезонная актуальность.

Маршрут актуален для любого времени года. В связи с тем, что во многих храмах приезжающие священнослужители, маршрут оптимален для воскресного дня.


Способ передвижения / вид транспорта

Маршрут задуман прежде всего как автобусный, но ввиду пропаганды в последнее время здорового образа жизни в летнее время возможно его прохождение на велосипедах или даже пешком (тогда время проходнения увеличиться до 2-х суток с возможными ночевками в с. Землянск и/или Нижняя Ведуга). В зимнее время возможно прохождение на лыжах.


Описание точек, которые включены в маршрут

и достопримечательности, которые включены в маршрут, их краткое описание



Точка 1. Церкви Богоявления Господня.

Богоявленская церковь в Губарёво
  • Митрополия: Воронежская

  • Епархия: Воронежская и Лискинская

  • Благочиние: Семилукское

  • Первое упоминание: 1657 г.

  • Дата основания: 1800 год

  • Дата закрытия: 1930-е годы

  • Архитектурный стиль: барокко, классицизм

  • Престол: Богоявления Господня

  • Приделы: Казанской иконы Божьей Матери, Михаила Клопского

  • Состояние: частично разрушена, в настоящее время идут работы по восстановлению.


Церковь Богоявления Господня — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Губарёво Семилукского района Воронежской области.

Село Губарево расположено на правом берегу реки Ведуга, притока Дона. Основано в конце ХVI века. В «Дозорной книге» 1615 года отмечено как принадлежащее одному из боярских детей Василию Федоровичу Губарю. От этой фамилии и произошло название села. До 1923 года село территориально входило в состав Землянского уезда Воронежской губернии.

В 1657 году в селе был выстроен деревянный Богоявленский храм, перестраивавшйся в 1701 и заново отстроенный в камне в 1800 году.

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал:«Церковь в селе Губареве, Землянскаго уезда, каменная с колокольнею, построена в 1800 году на средства помещика майора Ивана Иоакимовича Невежина. Приделы: Казанской иконы Божией Матери (на правой стороне), Михаила Клопскаго (на левой стороне, устроен на средства помещика Михаила Петровича Сомова). В Губареве, как видно из старинных документов, была церковь еще в начале XVIII века и под 1701 годом в ней упоминается поп Григорий. Земли пахатной 33 десятины. Причт получает % с 28 рублей. К этой церкви приписана Богоявленная церковь села Терновки. Прихожан 730 душ, деревня Чудовка (в трех верстах), хутора Студеной (5 верст) и Красноловка (2 версты)».

По данным Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Алексей Васильевич Кириллов), диакон (Александр Николаевич Савицкий) и псаломщик (Иван Герасимович Абрамов). У церкви отмечено 34½ десятины земли. Приход насчитывал 226 дворов, в которых проживало 1717 человек. В селе была церковно-приходская школа.

В советское время церковь была закрыта, ныне восстанавливается.

В настоящее время Богоявленская церковь постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.1995 г. является объектом исторического и культурного наследия областного значения (код памятника 3600510000).

Материал экскурсии.

Зима 1929 пришла спокойно. Людей никто не трогал, не тревожили хлебопоставки, никого не арестовывали, даже перестали разговаривать о колхозах. Одни считали, что это было связано с тем, что высокое начальство боялось притеснять людей, боясь уменьшения посевов. Другие думали, что Варейкис сдержал свое слово и намылил головы не в меру ретивых партработников. Многие же предсказывали, что это тишина перед бурей.

И буря грянула. В тот тихий солнечный день, после всенощной, народ потянулся к церкви. Шли целыми семьями, неспеша, мужики чинно раскланивались со знакомыми, слегка поднимая картуз с высокой тульей. Состоятельные мужики были одеты в шерстяные костюмы, на ногах яловые сапоги с голенищами-бутылками, на которые надевались галоши даже в сухую погоду. Галоши служили не только признаком достатка в семье, но и предохраняли от стирания подошвы сапог, которые порой служили нескольким поколениям семьи. Бабы были одеты проще: на голове у всех были белые платочки, привязанные узелком под подбородком, в клетчатых поневах и высокие со шнуровкой сапожки. Молодежь была одета ярко и цветисто. Ребята красовались разноцветными расшитыми шелковыми и атласными рубахами, в шерстяных костюмах, в картузах с лаковыми козырьками, из-под которых выглядывали расчесанные чубы. На ногах были не только яловые, но иногда и лаковые сапоги. Обязательным был витой с бахромой пояс. Девчата красовались расшитыми сарафанами, с монистами на шее и в таких же, как у матерей, сапожках. Но у всех на головах был скромный платочек.

Те, кто простоял всенощную, высыпали на паперть и ждали своих родных, а вновь пришедшие входили, крестясь, в церковь, подходили под благословение священника, выставляя для освещения куличи, пасхи и крашеные яйца. Из церкви люди выходили с посвященными лицами, с каким-то умилением во взорах и даже ясно солнышко ласково смотрела на эту наглядную и веселую толпу. А люди обнимались, целовались, пожимали друг другу руки и хлопали по плечам и спинам. Ребята гонялись за девками, стараясь поймать свою избранницу, и предлагали похристовываться, пред этим утерев губы рукавом. Да и сами девчата не отказывались от этого удовольствия.

В этот момент всеобщего ликования в церковь вошли Митька Жук, Гришка Казак, Петька Лобода с сыном Семеном, Варька Култышкина и несколько членов группы бедноты. Митька Жук поднялся на паперть, а потом, выждав минутку, заявил: - Товарищи крестьяне! По постановлению партии и нашего правительства, а также по решению сельской парторганизации и сельсовета церковь, как рассадник опиума среди народа, закрывается и отныне всякая церковная служба запрещается. А поэтому прошу всех расходиться по домам. Всех, кто будет баламутить народ, и мешать этому справедливому делу, будут арестованы и переданы суду. После такого яркого выступления в полной тишине Митька Жук в сопровождении своих сподручных вошел в церковь, не сняв шапки. Они остановились перед старым священником, отцом Василием. Митька подошел к нему, вырвал у него из рук массивный серебряный крест и сказал, чтобы он убирался вон. Отца Василия после всеношений плохо держали ноги, а новость о закрытии церкви совсем подкосила его и он, шаркая старческими ногами, с трудом нагнув голову, пошел на улицу. За ним, крестясь и рыдая, потянулись те, кто еще не успел окрестить куличи и пасхи. Они расставили на паперти пасхальные яства и стали просить отца Василия освятить принесенное с собой, ведь грех вернуться домой и разговеться оскверненной пасхой. Священник поднял голову, оглядел свою паству, и видя скорбь и мольбу в ее глазах, на миг прибодрился и стал махать почти сухим кропилом над куличами, осеняя себя и людей крестным знаменем.

Церковь опустела, остались там только Митька Жук со своей свитой, но за оградой толпился народ, хотя после великого поста и скорбной недели все люди нуждались в основательной еде, чтобы восстановить силы. Забрав ключи у дьячка, и выпроводив всех не улицу, добровольцы этого варварства разгромили иконостас, алтарь, сняли со стен иконы и все выбросили на улицу, облили все керосином и подожгли. Люди, окружившие этот необычный костер, крестились, глядя на это святоставство со скорбью и тревогой, говоря, что это даром не пройдет. Была сокрушена не только обстановка в церкви и содрано убранство, но разбиты и цветные витражи. Когда сухие и промасленные иконы жарко заполыхали, люди бросились к костру и стали голыми руками выхватывать из него святые лики, прижимать их к себе, завертывать в платочки, фартучки и торопливо уносить домой. Первой бросилась к костру набожная бабушка Варвара Володякина. Она успела вытащить из костра икону Казанской божьей матери, небольшую икону Владимирской божьей матери и редкую икону божьей матери Троеручницы. Так были спасены многие иконы старинного письма.

Все, что творилось в этот день вокруг церкви, не укладывалось не в какие рамки здравого смысла. Эти недалекие и забитые нелюди не понимали того, что они творили. Они не понимали, что, разгромив церковь, они вынули из русского человека душу. То, что они делали, не делали даже орды монголо-татар. Расправившись с внутренним убранством довольно легко, добровольцы встали в тупик, как снять с колокольни колокола и кресты. Давно в селе шли упорные слухи, что два огромных креста венчающие купола церкви, сделаны из чистого золота. Ели бы люди могли здраво рассуждать, то они поняли бы, что не мог прадед последнего барина отвалить на сооружение крестов десятки пудов золота и не потому, что ему этого было жалко, а потому, что он, военный, не имел никакого богатства. Весь род Сомовых тянул воинскую лямку и богатства не накопил. На ноги они встали после Отечественной войны 1812 года, когда погиб в бою единственный сын деда, служивший в армии Багратиона. Сын генерала, внук получил поместье и достаточное вознаграждение. И дед решил увековечить память о сыне постройкой храма. Не известно чем угодил сын погибшего генерала Николаю I, но он получил богатые поместья не только в Воронежской губернии, но и на Украине. С тех пор Сомовы разбогатели, вошли в силу и считались самыми состоятельными людьми на свете.

Но, ни Митька Жук, ни его подручные не знали истории Сомовых и считали, что все баре купались в золоте. Это призрачное золото Сомовых затуманило недалекие умы сельской бедноты. Они жаждали, как скорее добраться до крестов, но прежде нужно было сбросить с колокольни колокола. А как это сделать никто не знал. Но кто-то подсказал им, что купола нужно сначала опустить на крепкие бревна, а потом сбросить их с колокольни на земель. Так и было сделано.

Целых три дня ретивые добровольцы с помощью веревок опускали колокола на бревна, а потом сбрасывали их на землю. Искореженный и разбитый металл погружали на повозку и оправляли в город. С крестом вышла заминка. Вся беда заключалась не только в том, что эти кресты были установлены не только на значительной высоте, но и в том, что на пятачке, на котором крепились кресты, могли поместиться самое большие два человека. Поэтому после долгих споров было решено послать двух человек, которые должны были привязать к кресту веревки, спустить их до земли и общими усилиями свалить кресты на землю. Когда решение было принято, то выяснилось, что никто не хотел подниматься на колокольню.

На Руси еще давно было замечено, что в богатом селе проживало не менее двух дураков, в других же обычно по одному. Не было исключением из правил и это село, в котором проживал придурок Ванька Попов, парень лет тридцати, крепкое и безобидное существо. После закрытия церкви люди разошлись по домам и занялись своими повседневными делами, и только бездельники, типа Лободы и Култышкиной, оказались в ограде и тут же, ввиду постоянной незанятости, своими телячьими глазами тупо смотрел Ванька на возню взрослых людей. Каждый сброшенный с колокольни колокол он встречал с восторгом и даже слегка подпрыгивал. Когда же мужики грузили обломки колоколов на подводы, Ванька с каким-то детским восторгом бегом подносил им осколки искореженного металла.

И вот разбитые колокола увезли и после долгих споров, и притязательств Семен Лобода вызвался залезть на колокольню и привязать веревки к кресту. Договорились, что Семен поднимиться наверх, спустит веревку, к ней подвяжут лестницу, которую при помощи веревки будут поднимать до самой маковки. Когда Семен, обвязанный веревками, поднялся по крутым порожкам на колокольню, то увидел, что за ним полз и дурачок. Он хотел отругать его и отправить назад, но передумал, решив, что крепкий парнишка не будет ему помехой. До звонницы они вдвоем быстро подняли лестницу, а потом Семен, оставив ее снаружи, и заставив Ваньку держать, пополз выше. Добравшись до следующего яруса, он дернул веревку и лестница, упиравшаяся нижним концом в неширокий карниз, скользнула вдоль стены, быстро опустилась вниз, потянула за собой дурака. Ему нужно было бросить лестницу, а он со страху еще больше вцепился в нее, не удержал ее, перелетел через барьер и, распластавшись в воздухе, грохнулся на землю. Это произошло в считанные секунды, что стоявшие в низу мужики не сразу поняли что случилось. Когда подбежали к нему, то Ванька Попов уже не дышал, а из носа и открытого рта струились ручейки алой крови.

Случись это в другое время, все село пришло бы проститься с этим несчастным человеком, но теперь во всем селе не нашлось несколько досок на гроб, и никто не хотел его ладить. Отец Василий, сославшись на болезнь, отказался отпевать покойника. Так и похоронили сельскую примечательность без гроба, завернув в дырявое веретье. Иногда люди бывают злыми.

После этого трагического случая ни партийные, ни комсомольские работники, ни члены группы бедноты уже не отважились снимать кресты, для этого вызвали из города двух верхолазов, которые быстро с ними расправились. Какое же было разочарование активистов, когда они узнали, что оба креста были отлиты из обычного чугуна, покрытого позолотой. Но, массивный серебряный крест отца Василия, серебряные оклады икон, дорогие расшитые золотом покрывала, серебряная чаша для причастия – все исчезло без следа.





Село Терновое. Церковь Богоявления Господня

Богоявленская церковь в Терновом
  • Митрополия: Воронежская

  • Епархия: Воронежская и Лискинская

  • Благочиние: Семилукское

  • Первое упоминание: 1697 г.

  • Дата основания: 1769 год

  • Архитект. стиль: барокко

  • Престол: Богоявления Господня

  • Приделы: Димитрия Ростовского; Николая Чудотворца

  • Состояние: восстановлена, действующая

Реликвии и святыни храма
  • Чудотворная икона Божьей Матери Смоленская (Одигитрия)

  • Чудотворная икона Божьей Матери Казанская

  • Чудотворная икона Божьей Матери Владимировская


Село Терновое основано в конце ХVI века, как два поселения - Малое и Большое Терновое. В 1613 году их разорили татары. Малое исчезло совсем, а Большое стало именоваться Терновым. Места эти заселялись еще в глубокой древности, об этом свидетельствует памятник археологии эпохи бронзы, находящийся рядом с селом. До революции Терновое было родовым имением семьи Лосевых. До 1923 года село территориально входило в состав Землянского уезда Воронежской губернии.

В 1769 году было решено возвести небольшую каменную церковь на месте прежней, построенной в 1737. Построенный храм является прекрасным образцом архитектуры барокко с элементами русского средневекового зодчества.

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал:«Церковь в селе Терновом, Землянскаго уезда, с приделами с правой стороны св. Димитрия Ростовскаго, с левой - св. Николая чудотворца, потсроена в 1769 году. Причт получает % с 1000 рублей от почетнаго потомственнаго гражданина Якова Ивановича Нечаева. В Терновом была церковь в начале XVIII века, в 1707 году при ней был священник Панкратий. Эта церковь считается приписною к Богоявленской церкви села Губарёва, хотя имеет свой причт. Прихожан 560 душ, хутора: Гудовка (в 1 версте) и Удобный».

По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате Богоявленской церкви числились: священник (Стефан Евграфович Петров) и псаломщик (Василий Иванович Багрянский). Церкви принадлежало 36 десятин пахотных земель. Приход насчитывал 174 двора, в которых проживало 1133 человека.

В 1918-1924 годах церковь стояла на учете в Отделе по делам музеев Главнауки Наркомпроса как наиболее ценный памятник архитектуры губернии.

Со Свято-Богоявленским храмом связано немало легенд и приданий. Местные жители рассказывают, что в этом храме, который был разрушен и осквернен еще в тридцатые годы, иногда слышалось пение, хотя не внутри ни около не было ни души. А еще говорят, что поднявшись на колокольню храма, можно было услышать звон.

Именно на эту церковь пал выбор режиссера Сергея Бондарчука во время работы над "Судьбой человека". Многим заполнились по известному фильму храмовые руины села Терновое.

12 сентября 2000 года, при проведении земляных работ, обнаружено несколько захоронений внутри храма и снаружи у южной стены, а также два склепа в двадцати метрах от алтарной стены. В указанных местах земляные работы прекращены, приняты меры по охране склепов, на месте погребения отслужена панихида. Исходя из бесед с местными жителями, учитывая мнение историков, данные местного архива и проводя аналогию с подобными захоронениями на территории других храмов, можно предположить, что захоронения внутри храма и в склепах принадлежат усопшим священнослужителям.

В 2006 году в Крещенский Сочельник здесь состоялось первое Архиерейское служение. 11 июля 2009 года Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил чин Великого освящения храма в честь Богоявления Господня. С декабря 2003 до июня 2004 настоятелем Богоявленского храма был Владислав Владимирович Моргун (переведен в Покровскую церковь села Кондрашкино Каширского района). Его сменил священник иерей Сергий Пирцхелия.

Церковь Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995 года и постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.1995 года является объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Объект № 3610066000.


Точка 2. Церковь Николая Чудотворца. Село Землянск.

Воскресенский собор в Землянске (утрачен)
  • Епархия: Воронежская

  • Упоминание: серед. XVII в.

  • Дата основания: 1783 год

  • Разрушена: 1939 год

  • Престол: Воскресения Господня

  • Приделы: положения пояса пресв. Богородицы; Митрофана Воронежского; Казанской иконы Божией Матери

  • Состояние: утрачен

Преображенская церковь в Землянске (утрачена)
  • Епархия: Воронежская

  • Упоминание: 1701 год

  • Дата основания: 1774 год

  • Разрушена: 1939 год

  • Престол: Преображения Господня

  • Приделы: Иоанна Предтечи; Димитрия Ростовского

  • Состояние: утрачена

Богородицкая (Всескорбящ.) церковь в Землянске (утрачена)
  • Епархия: Воронежская

  • Дата основания: 1792 год

  • Разрушена: 1939 год

  • Престол: иконы пресвятой Б.М. "Всех скорбящих Радости"

  • Придел: Параскевы Пятницы

  • Состояние: утрачена

Никольская церковь в Землянске
  • Митрополия: Воронежская

  • Епархия: Воронежская и Лискинская

  • Благочиние: Семилукское

  • Упоминание: 1763 год

  • Дата основания: 1794 год

  • Дата закрытия: 1930-е ?

  • Дата открытия: 1940-е ?

  • Архитектурный стиль: позднее барокко, классицизм

  • Престол: Николая Чудотворца

  • Придел: Тихона Амафунтского

  • Состояние: действующая



Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал:«Землянск получил свое основание при царе Алексее Михайловиче в 1657 году; в этом году поселено было на этом месте 20 старых солдат, которым тогда-же дано земли по 20 четвертей на человека и они поселились землянками (отсюда и название города) между стечением рек Землянки и Вислаго Колодезя, где и ныне город. Вскоре потом к ним на поселение пришли многие другие, так что в 1663 году Землянск уже был сделан городом (и несмотря на свое малочисленное и бедное население никогда не низводился в село). Свидетельство о возведении Землянска в 1663 году в город и постройки в нем Воскресенскаго собора сохраняется в цветной Триоди (в соборе), на листах этой книги надписи: "Лета 7171 (т.е. 1663 г.) генваря в 16 день Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, пожертвовал сию книгу Триод цветную в новый город Землянск в соборную церковь Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа".

Построением Землянска правительство думало защитить границы свои от набегов Татар и других инородцев, а потому-то в 1678 году в нем была построена деревянная крепость с башнями и тайниками и окопана глубоким рвом. Остатки вала и доселе видны, но крепость, несколько раз перестраивавшаяся, по ветхости и минования в ней надобности, еще в конце прошлаго столетия была продана. Первоначальное население, за исключением вышеупомянутых солдат, состояло из малороссиян (Черкас). Землянск всегда числился в числе городов Воронежской губернии; от Воронежа в 40 верстах на северо-восток».

Дмитрий Самбикин писал, что ежегодно в Землянске проводилось 4 ярмарки, на которые съезжались воронежские, елецкие и задонские купцы. В середине 1880-х годов в городе было 4 каменные церкви (две из них в пригородных слободах), «такое же число церквей было и в конце XVII века».

До 1923 года Землянск являлся центром одноименного уезда. С 1928 по 1963 год город был центром Землянского района Воронежской области. В настоящее время Землянск - село Семилукского района.


Воскресенский собор (утрачен)


Архиепископ Дмитрий (Самбикин) отмечал: «Воскресенский собор в городе Землянске с приделами на правой стороне положения пояса пресвятой Богородицы, а с левой стороны св. Митрофана, каменный с колокольнею, построен в 1783 г. Но этот собор не первый от основания города. В 1663 году Землянск уже был сделан городом и тогда же был построен собор Воскресенский, вероятно, от щедрот царских».

В архивах XIX века сохранились сведения, что «во времена св. Митрофана соборным попом и поповским старостою был Иосиф». В "Записной книге венечных памятий", выданной из архиерейского приказа поповскому старосте Иосифу (1702) видно, что «нравственное состояние жителей г. Землянска было не высоко».

К Воскресенскому собору на содержание церковного причта было отмежевано 198 десятин земли, «из них 123 десятины пахатной, 75 десятин сенокосной; в числе этой писцовой земли около 50 десятин неудобной. На подцерковную землю есть план и межевая книга, хранящияся в соборной ризнице. К собору считается приписною Богородицкая пригородной Солдатской слободы церковь, хотя при ней есть свой особый причт. В ограде близ собора церковная каменная лавка с двумя отделениями. При соборе три штата. Прихожан около 1500 душ. К соборному приходу принадлежат хутора: Зацепинский (в двух верстах) и Долгий (в семи верстах)».

Самбикиным в документах середины 1880-х годов упоминается Казанский придел (на левой стороне) и придел в честь положения пояса Пресвятой Богородицы (на правой стороне). «В Землянске с давних пор праздник положения пояса Божией Матери, в простом народе более известен, как "честные пояса" проводится торжественно и бывает народное гулянье и попойка дня три».

В 1870-х годах в соборе служил протоирей Афиноген Антонович Перцев (в должности с 1840 года; в 1875 представлен к ордену святой Анны третьей степени, награжден именным золотым наперсным крестом и медалью в память войны 1853-1856 годов).

По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 г., в штате собора числились: настоятель (протоиерей Чубинский Александр Михайлович; в должности с 1863 года; в 1875 г. представлен к ордену святой Анны третьей степени, награжден бронзовой медалью в память войны 1853-1856 годов), два священника (Костянский Иаков Максимович; в 1875 году награжден скуфьей и Турбин Иоанн Дмитриевич), диакон (Васильев Василий Васильевич), псаломщик-диакон (Федоров Иоанн Гаврилович) и два псаломщика (Дикарев Василий Феокт. и Землянский Иван Влад.). До 1913 года диаконом Воскресенской церкви служил Василий Попов (переведен священником в Христо-Рождественский храм села Перлевки). В конце XIX века в приходе было 362 двора, в них проживало 2237 человек.

Внутри церковь была хорошо расписана: на стенах помещены иконы с богатыми окладами, посреди храма выделялось распятие. В соборе находилась особо чтимая икона Тихвинской Божьей Матери, считавшаяся чудодейственной. Вокруг храма была ограда. За церковной оградой хоронили богатых людей. Чтобы быть похороненным около церкви, надо было заплатить за место деньги и немалые, около алтаря хоронили священников, а по сторонам храма - богатых купцов, мещан. В сторожке жил смотритель, который следил за порядком. Белый храм, с синим куполом, с позолоченными крестами украшал главную площадь уездного города и выглядел поистине величественно на фоне голубого неба. Известно, что в 1913 году перед Тихвинской иконой теплилась неугасаемая лампада. Риза на иконе была серебряная, вызолоченная, украшенная драгоценными камнями. Перед иконой на шнурке висело много серебряных привесок с изображениями разных частей человеческого тела - знаки благодарности исцелённых. Перед иконой стоял небольшой металлический жезл. Сама икона была размером в человеческий рост. В настоящее время Тихвинская икона находится в Никольской церкви Землянска. Правда, её размеры значительно меньше. Риза иконы простая. Местные старожилы утверждают, что это и есть та самая икона из Воскресенского собора. Когда рушили собор и ломали церковную утварь, эту икону выпросил себе церковный сторож Захаров. Он же гораздо позднее передал её в Никольскую церковь. По-прежнему к этой иконе тянутся люди, ставят свечки, просят здоровья и счастья для своих близких.

Воскресенский собор был разрушен примерно в 1939 году. Очевидцы рассказывают, что когда рушили храм, люди некоторые иконы сумели спрятать в своих домах, таким образом, была спасена Тихвинская икона Божией Матери. Жил тогда в Землянске юноша юродивый, звали его Тишка-Привиредный, он бегал вокруг собора, плача умолял не рушить храм, грозя наказанием за надругательство. Во время оккупации Землянска этого Тишку убили фашисты.

Воспоминания коренного жителя Землянска, потомка мещанина, Сергея Михайловича Теплякова: «...В 1939 году стали ломать Новый собор. Зажгли вверху кровлю, чтобы снять её. Народ собрался кругом, милиция. Рухнули колокола тут и в Старом соборе. Затем стали рушить церковь. Из кирпичей собора и Богородицкой церкви Солдатской слободы перед войной построили новую школу. А колокольню Воскресенского собора превратили в водонапорную башню - это был первый водопровод Землянска».

Воскресенский собор доломали окончательно в начале 1950-х годов. Сегодня на месте церкви - клуб, а где был погост - танцплощадка.


Преображенская церковь (утрачена)


Деревянная Преображенская церковь была построена в 1701 году, годом спустя в ней упоминается «поп Григорий». В 1774 году перестроена в камне. Эта церковь, именуемая в народе "Старый собор", была очень красива.

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Преображенская церковь в Землянске, с приделами на правой стороне святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго, на левой стороне свят. Иоанна Предтечи, каменная с колокольнею, построена в 1774 г. Земли писцовой пахатной и сенокосной 65 десятин. Причт получает % с 400 рублей (из них 200 пожертвованы мещанкою Поповою, 150 рублей колежским регистратором Волотовым и 50 рублей мещанкою Мокротоваровою). К этой церкви приписана подгородняя в Пушкарской слободе Никольская церковь, в ней есть свой причт. Прихожан 1385 душ. Два штата. Слободки: Хмелевка, Журавлевка, Рождественская, Коденцова, Рудая, Разин». В 1878 году оба придела были «вновь устроены».

По данным епархии, в 1900 г. в штате церкви числились: два священника (Скрябин Николай Николаевич и Корыстин Митрофан Лукич), диакон (Икорский Петр Ал.), псаломщик-диакон (Проскуряков Марк) и псаломщик (Георгий Александрович Данков). У церкви отмечено 40 десятин земли. В приходе 460 дворов, 3165 человек. С 1913 года диаконом Преображенской церкви служил Алексей Корыстин, переведенный из Вознесенского храма села Вознесенского(Шумейки).

В конце 1930-х годов церковь была разрушена. По воспоминаниям жителя Землянска Сергея Михайловича Теплякова, «Старый собор до войны переделали в клуб. После войны МТС в той церкви сделали. Снесли кровлю, а стены не трогали. И вот однажды утром, не было там ни дежурных, ни рабочих - вдруг вся церковь грохнулась сама, рассыпалась. А подвалы остались засыпанными. Сколько там тракторов лежит под землёй! И комбайны до сих пор лежат, которые провалились, так их и не вынули».

На месте Преображенской церкви землянцы посадили деревья.


Богородицкая (Всескорбящ.) церковь в слободе Солдатской (утрачена)


Каменная церковь в Солдатской слободе Землянска была построена в 1792 году и освящена в честь иконы пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радости". До этого существовала деревянная, построенная в 1707 году, посвященная святой мученице Параскеве и называлась Пятницкой. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в своих трудах отмечал: «Церковь в подгородней г. Землянска Солдатской слободе с приделом свят. муч. Параскевы-Пятницы, каменная с колокольнею; построена в 1792 году. Земли пахатной 58 десятин 2165 саженей. Есть план и межевая книга. Эта церковь считается приписною к Землянскому Воскресенскому собору, но при ней есть особый причт. Прихожан 500 душ. Хутор Сомов (в четырёх верстах)».

По данным духовенства епархии за 1900 г., в штате церкви числились: священник (Никитин Сергий Васильевич) и псаломщик (Каменев Федор). В приходе храма 169 дворов, в них проживало 1151 человек.

В конце XIX - начале XX веков при Богородицкой церкви действовала церковно-приходская школа. Набирались ребятишки с 9 лет. Обучение продолжалось три года. Изучали Закон Божий, учились читать, писать, считать. Церковь поражала своей величественной красотой. Внутри неё находились редкие иконы, по обеим сторонам в «рукавах» - священные книги. Пол был устлан персидскими коврами. При церкви была приходская икона.

Богородицкая церковь была разрушена в конце 1930-х годов. Священник Иван Васильевич Соколовский получил 5 лет лагерей. От храма остались погост и сторожка.


Никольская церковь в слободе Пушкарской


Первая деревянная Никольская церковь в Пушкарской слободе Землянска была построена в 1760-х годах. В 1794 году перестроена в камне. Вот что об этом писал архиепископ Самбикин: «Никольская церковь в слободе Пушкарской, подгородней г. Землянска, с приделом святителя Тихона Амафунтскаго, каменная с колокольнею, построена в 1794 году на месте прежде бывшей. Земли 59 десятин пахатной и 16 десятин сенокосной. Есть план и межевая книга. Эта церковь считается приписною к Преображенской церкви г. Землянска, но имеет свой причт. Прихожан 650 душ. Хутора: Гнулуша и Суржи (в двух верстах). Есть билет в 50 рублей за поминовение. Церковь св. Николая в описи 1701 года не встречается; а в 1763 году при ней был священник Феодор, следовательно нынешняя церковь не первая».

По данным Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Александр Богомолов) и псаломщик (Николай Михайлович Мишин). У храма отмечено 73 десятины земли. Приход в Пушкарской слободе насчитывал 158 дворов, в которых проживало 1113 человек.

Сегодня эта церковь одна из немногих, сохранившихся без поздних перестроек в первоначальном виде, в архитектуре которой соединились формы позднего барокко и классицизма.

Никольский храм был закрыт (вероятно, в 1930-х годах) и открыт вновь во время немецко-фашистской оккупации.

В настоящее время Никольская церковь в решением Воронежского облисполкома № 219 от 17.04.1987 г. и постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.1995 г. является объектом исторического и культурного наследия областного значения (код памятника: 3600404000).


Посещение Воскресной школы.

Мастер-класс «Роспись по стеклу» (изготовление праздничного рисунка по мотивам Ветхого завета)


Точка 3. Село Старая Ольшанка. Церковь Троицы Живоначальной

Троицкая церковь в Старой Ольшанке
  • Митрополия: Воронежская

  • Епархия: Воронежская и Лискинская

  • Благочиние: Семилукское

  • Первое упоминание: 1670 г.

  • Дата основания: 1790 год

  • Перестроена: 1805 год

  • Перестроена: 1881 год

  • Дата закрытия: 1938 год

  • Дата открытия: 1942 год

  • Архитект. стиль: позднее барокко и ранний классицизм

  • Престолы: Михаила Архангела; Троицы Живоначальной

  • Придел: Михаила Архангела

  • Состояние: действующая

  • Сайт: st-olshanka.cerkov.ru


Село Старая Ольшанка основано в 1660-е годы мелкими служилыми людьми из Землянска. До 1923 года территориально входило в состав Землянского уезда Воронежской губернии.

Строительство каменного храма началось в 1787 году на месте сгоревшей деревянной церкви во имя Архангела Михаила, существовавшей с 1670 г. Поначалу сохранялось прежнее название храма, но в 1805 г., когда было закончено строительство придела во имя Святой Троицы, храм был освящен в честь Святой Живоначальной Троицы. В 1849-1866 годах много пожертвований для храма сделал помещик М.П. Плотников. Среди других жертвователей упоминаются крестьяне Антон Никитин, Григорий Золотарев, Ирина Григорьева. Завершилось строительство храма в 1881 году.

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал:«Прежде около 1780 года в этом селе была церковь деревянная в честь Архангела Михаила (от чего и самое село называлось архангельским); эта церковь в 1786 году сгорела и на месте ея была построена в 1790 новая каменная , в тоже наименование, но в 1805 г. при распространении ея, главный храм переименован в честь св. Троицы, а пристроенный придел посвящен архангелу Михаилу». Самбикиным упоминаются священники Архангельской церкви: «при ней в 1731 году поп Тимофей, в 1738 году Феодосий Иванов, в 1763 году Матвей».

По данным Воронежской епархии за 1900 год, в штате Троицкой церкви числились: два священника (Иоанн Петрович Скрябин и Николай Иванович Яблоновский), псаломщик-диакон (Михаил Васильевич Карманов) и псаломщик (Попов Василий Александрович). Церкви принадлежало 50 десятин пахотных земель. Приход насчитывал 450 дворов, в которых проживало 4412 человек. В 1900 году в селе работала земская школа и школа грамотности.

В 1938 году храм был закрыт. Здание использовали для хранения зерна. В 1942 году церковь открыли, и с тех пор она действует постоянно. Во время оккупации села в ней разместили военнопленных. Отступая, немцы захватили с собой Смоленскую икону Божией Матери, но вынуждены были оставить её в селе Устье, спасаясь от артобстрела. Местные жители вернули иконку в храм, где она пребывает и поныне.

Архитектурный облик церкви характерен для периода позднего барокко и раннего классицизма. Основной объем первого яруса храма выполнен под влиянием барокко, о чем говорят вытянутая с севера на юг повышенная храмовая часть, которая имеет четырехколонные портики; об этом же свидетельствуют пониженные трапезная, угловые ячейки и слегка закругленные апсиды. Над основным объемом возвышается крупная восьмигранная глава храма с фигурным куполом и двухъярусной главкой. Двухъярусная колокольня с открытым первоначально с трех сторон первым ярусом примыкает к трапезной. Её ярус звона завершается фигурным барочным куполом с главкой под крестом. В 1990-х годах был приобретен новый колокол для храма.

Троицкая церковь решением Воронежского облисполкома № 219 от 17.04.1987 года и постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.1995 года является объектом исторического и культурного наследия областного значения (код памятника: 3600407000).




Точка 4. Село Старая Ведуга. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы


Покровская церковь в Старой Ведуге
  • Митрополия: Воронежская

  • Епархия: Воронежская и Лискинская

  • Благочиние: Семилукское

  • Упоминание: конец XVII в.

  • Упоминание: 1701 год

  • Дата основания: 1801 год

  • Разрушен: 1930-е годы

  • Престол: Покрова Пресвятой Богородицы

  • Приделы: Иоанна Богослова; Николая Чудотворца

  • Состояние: действующая, восстановление


Старая Ведуга возникла в 1663-1665 годах. В 1746 году здесь было 92 двора однодворцев. До 1928 года территориально относилась к Землянскому уезду Воронежской губернии.

Первая деревянная Покровская церковь в селе упоминается в конце XVII века. По некоторым данным, в 1861 году храм перестраивался (обновлялся). Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Старой Ведуге, Землянскаго уезда, с приделами: на правой стороне святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, на левой - святителя Николая чудотворца, каменная с колокольнею, построена в 1801. В этом селе была церковь до открытия в Воронеже епархии, в конце XVII века, и при открытии Воронежской епархии, при ней было два причта. Так под 1701 годом, упоминаются Покровской церкви села Старой Ведуги попы Вонифатий и Владимир. Последний подавал свят. Митрофану челобитную в "завладении" (захвате) церковных доходов. Их духовный приказ примирил и за мировую было взято 6 алтын две деньги. И ныне в Ведуге два штата. Земли 33 десят. Прихожан 2850 душ». 

По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: два священника (Иоанн Николаевич Лукашевич, 2 апреля 1919 года был расстрелян большевиками и Митрофан Михайлович Карманов), диакон (Иоанн Михайлович Карманов) и два псаломщика (Александр Попов и Иван Николаевич Попов). Приход насчитывал 669 дворов, в которых проживало 5862 человека. В селе действовали земская школа и школа грамотности.

В мае 1922 года из храма было изъято 21 фунт серебра и 45 золотников в помощь голодающим губернии и Поволжья. В каком именно году был разрушен храм не известно, но по свидетельству пожилых прихожан это произошло в начале тридцатых прошлого столетия.

В советский период, церковь, которая долгое время была покровом и молитвенным пристанищем всех верующих сельчан, была без зазрения совести по большей части разрушена и перестроена под МТС, в котором с того времени ремонтировали сельскохозяйственную технику четырех близлежащих колхозов.

В 1997 г., под руководством Скогоревой Марии Семеновны, было проведено собрание сельчан, на котором решили передать часть помещения МТС (сохранившийся предел), в аренду церкви, в которой с того момента, и стали совершаться богослужения. В 2006 году колхоз обанкротился и его земли, и имущество выкупил банк Авангард. С этого же года из МТС вывезли всю технику, но оставили действующими некоторые складские помещения. В данное время ведутся переговоры по передаче храма в имущество Русской Православной Церкви. Недавно была пристроена колокольня.












Точка 5. Село Стадница. Церковь Рождества Христова
Рождественская церковь в Стаднице
  • Митрополия: Воронежская

  • Епархия: Воронежская и Лискинская

  • Благочиние: Семилукское

  • Дата основания: 1838 год

  • Престол: Рождества Христова

  • Придел: Дмитрия Ростовского

  • Состояние: действующая

Реликвии и святыни храма
  • Особо почитаемой святыней храма является образ великомученика и целителя Пантелеимона (афонского письма).


Село Стадница расположено в центре Семилукского района на правом берегу речки Серебрянки. Основана в 1770 году однодворцами города Землянска, переселившимися на места пастьбы скота. Отсюда и название поселения («стадница» — держать стада).

В 1835 (по другим данным - в 1838) году в центре села была построена церковь Рождества Христова. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь Христорождественская в селе Стаднице, Землянскаго уезда с приделом св. Димитрия Ростовскаго, каменная с колокольнею, построена в 1838 году. Земли пахатной 33 десятины. К этой церкви считается приписною Николаевская церковь села Кондрашовки. Прихожан 815 душ».

По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате Христорождественской церкви числились: священник (Федор Иванович Чулков) и псаломщик-диакон (Иван Васильевич Донецкий). Приход насчитывал 121 двор, в которых проживало 1845 человек.

Это один из немногих храмов области, в которых никогда не прерывалась служба, в том числе и во время Великой Отечественной войны, во время немецкой оккупации села. Церковь связана с именем героя Отечественной войны 1812 г., подполковника Ивана Петровича Жмурина (1791-1868). Жмурин - участник защиты Смоленска, Бородинской битвы и других значительных сражений 1812 года. Здесь проходило его отпевание и погребение в ограде храма.

Автоном Калинин, известный воронежский подрядчик-каменщик, сделал большой подарок церкви. Для украшения иконостаса он специально приобрел в Воронеже две большие иконы, написанные на железе - святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. В начале 1990-х годов иконы были целы в храме, не разоренном ни атеистами, ни немецкими оккупантами!

Церковь Рождества Христова решением Воронежского облисполкома № 219 от 17.04.1987 года и постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.1995 г. является объектом исторического и культурного наследия областного значения (код памятника: 3600406000).

Точка 6. Село Избище. Церковь Вознесения Господня


Вознесенская церковь в селе Избище

  • Митрополия: Воронежская

  • Епархия: Воронежская и Лискинская

  • Благочиние: Семилукское

  • Первое упоминание: 1705 г.

  • Перестроена: 1759 год

  • Дата основания: 1790 год

  • Дата закрытия: 1938 год

  • Дата открытия: 1940-е годы

  • Престол: Вознесения Господня

  • Приделы: Михаила Архангела (утрачен); Александра Невского

  • Состояние: действующая


Село Избище (ранее называлось Гончариха) основано в конце ХVII в., в документах упоминается с 1705 года, как село с Архангельской церковью. Было населено государственными крестьянами. До 1923 года село территориально входило в состав Землянского уезда Воронежской губернии.

Существует предание, что наименование селу дал, по случаю, Петр Первый, когда приезжал посмотреть как выполняются работы по изготовлению рулей для флота, строительство которого шло на Воронежской верфи. Когда Петр вошел в довольно большое плотницкое строение, в котором трудились и жили плотники, оно показалось ему огромным и он сказал «Ого, Избище!» – так название закрепилось за селом.

В 1759 году была выстроена новая деревянная Архангельская церковь. В 1790 году на месте деревянной Архангельской церкви в селе была построена каменная церковь Вознесения Господня. Храм имел семь больших колоколен и вмещал более тысячи человек.

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал:«Вознесенская церковь в селе Избищах, или Гончарихе Землянскаго уезда, с приделом Архангела Михаила, каменная с колокольнею, построена в 1790 году. Земли пахатной и сенокосной 33 десятины. К этой церкви считается приписною Покровская церковь села Гнилуши. Прихожан 2450 душ. Два штата». Историк отмечает, что «прежде была Архангельская церковь, при ней в 1738 году был поп Артемий Григорьев, а в 1763 году - Иосиф».

В конце XIX века для храма отлиты три колокола; самый большой из них назывался «Самсон» и весил он 375 пудов (около 6 тонн). Звон такого колокола был слышен за 25 километров. Тогда же установилась традиция — в Пасхальную ночь первым благовествовал «Самсон», а затем ударяли колокола окрестных церквей.

По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: два священника (Димитрий Васильевич Новиков и Всеволод Андреевич Соболев), диакон (Адриан Петрович Беликов) и два псаломщика (Щекин Георгий Александрович и Вячеслав Николаевич Базилевский). Приход насчитывал 702 двора, в которых проживало 5355 человек.

После революции службы в храме были запрещены, а в 1938 году церковь была закрыта, в ней устроили зернохранилище, а колокола сняли. Во время Великой отечественной войны богослужения в храме возобновились (в период оккупации села подразделением немецкой армии). При отступлении немцы взорвали церковь, а районные власти распорядились уничтожить оставшуюся 45-метровую колокольню, но председатель сельского совета не исполнил решение и позволил местному священнику отцу Павлу нанять рабочих для ремонта. Колокольню приспособили под храм, а ее боковые объемы - под приделы храма.

Вознесенская церковь решением Воронежского облисполкома № 219 от 17.04.1987 г. и постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.1995 года является объектом исторического и культурного наследия областного значения (код памятника: 3600405000).

С 1974 года и по настоящее время настоятелем церкви является протоиерей Борис Хрисанфович Узаревич (1939 г.р.; в 1982 году награжден Крестом с украшением). Борис Хрисанфович является духовником Воронежской епархии. Благодаря ему сохранена и восстановлена церковь, построена часовня над местом упокоения Афонского Старца Сергия и схимонахини Хариессы, а также начаты и ведутся работы по облагораживанию Святого источника Казанской иконы Божией Матери.

Родник в селе Избище освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. Святой источник – один из старейших в Воронежской области, известен с XVIII века и был освящен сразу же после окончания строительства в селе Избище (Гончариха) каменного храма Вознесения Господня в 1790 году.


Точка 7. Село Нижняя Ведуга.

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»


Дмитриевская церковь в Нижней Ведуге
  • Епархия: Воронежская

  • Первое упоминание: 1701 г.

  • Упоминание: 1738 год

  • Упоминание: 1760 год

  • Престол: Дм. Солунского

  • Состояние: перестроена и переосвящена в 1807 году, утрачена


Всескорбященская церковь в Нижней Ведуге
  • Епархия: Воронежская

  • Дата основания: 1807 год

  • Престол: иконы Богородицы "Всех скорбящих Радость"

  • Придел: Дм. Солунского

  • Состояние: разрушена, перестроена под клуб, не действует



Нижняя Ведуга возникла 30 апреля 1670 года, когда здесь поселились отставные солдаты Киевского гренадерского полка. В Землянской съезжей избе воевода Тимофей Чевкин отвел им свободные земли на реке Ведуге. Сохранился официальный документ, в котором говорилось, что они «...поставили дома в Землянском уезде, на диком ноле, в урочищах от воронежского чертежу на Минин Колодезь, вверх по речке Ведуге до речки Гнилушки по левую сторону». Новое поселение было названо по реке. Но в связи с тем, что уже существовало подобное селение неподалеку, то вновь образованное село было названо Нижней Ведугой.



Церковь Дмитрия Солунского

Первая деревянная церковь была построена в конце XVII века и посвящена Дмитрию Солунскому. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Первоначально в селе Ведуге была деревянная церковь, существовавшая еще во время управления Воронежской епархиею свят. Митрофана».

В старинных документах 1701 года записано следующее: «…1701 года июня 9-го словесное челобитье Землянскаго уезда с. Нижней Ведуги Дмитриевскаго попа Гурия товож села… После отца Гурия в 1738 году священником был его сын Никита. Под 1760 годом встречается в документах подпись Дмитриевской церкви села Нижней Ведуги "поп Василий". Впоследствии при постройки каменной церкви в 1807 году главный престол посвящен Божией Матери, а придел св. велик. Димитрию».



Всескорбященская церковь

В 1807 г. на месте деревянной Дмитриевской церкви возведена каменная церковь во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Вот что писал по этому поводу Дмитрий (Самбикин): «Всескорбященская церковь в селе Нижней Ведуги, с приделом св. Димитрия Солунского, каменная с колокольнею, построена в 1807 году. Земли пахатной 33 десятины. Прихожан около 2000 душ. Деревни: Новосавиновка, Старосавиновка, Благодатная, Крандашевка, Воскресенская, Борозда, хутор Воскресенский, сельцо Крандашевка, Александровка».

По документам Воронежской епархии за 1900, в штате церкви (она отмечена, как Рождество-Богородицкая) числились: два священника (Михаил Алексеевич Иваньшин и Димитрий Васильевич Попов), диакон (Тихон Корыстин) и два псаломщика (Алексий Патрицкий и Василий Иванович Попов). У церкви отмечено 48½ десятин земли. Приход насчитывал 586 дворов, в которых проживало 4436 человек.

В советские годы церковь была перестроена под клуб, надстроен второй этаж. Находится в аварийном состоянии и реставрации не подлежит.

В настоящее время, в селе, в двух комнатах сельского Дома культуры оборудован домовый храм.








Посещение Воскресной школы.

Мастер-класс «Тестопластика», «Вышивка» (изготовление жаворонков, вышивка икон бисером, «крестиком»)


Точка 8. Поселок Латная. Церковь Троицы Живоначальной

Троицкая церковь в селе Латная
  • Митрополия: Воронежская

  • Епархия: Воронежская и Лискинская

  • Благочиние: Семилукское

  • Дата основания: 1998 год

  • Архитектор: А.Г. Федорец

  • Престол: Троицы Живоначальной

  • Состояние: новопостроенная

Реликвии и святыни храма
  • Иверская икона Божией Матери

  • Кроме этой иконы, в храме находятся следующие святыни: икона святителя Митрофана со святыми мощами, два мощевика со святыми мощами, в том числе перподобного Амвросия Оптинского, мученика младенца Вифлеемского, мученика Гавриила Белостокского.


Латная, как поселение, возникло в 1887 году, стоящая на этом месте деревенька называлась Латненские дворики. В 1894 году рядом с ней прошла железная дорога, возник полустанок, названный по селу — Латная. В 1900 году на станции было 3 двора и 18 жителей. До 1923 года поселение территориально входило в состав Землянского уезда Воронежской губернии.

О своей церкви в поселке задумались только в девяностые годы. В близлежащих населенных пунктах уже были вновь открыты старинные храмы, строились новые. И жители Латной ездили на соборную молитву в окрестные церкви: кто в Девицу, кто в Подклетное, кто в Семилуки, а кто и в Воронеж.

Приход был основан в 1994 году, тогда же произведена закладка фундамента храма. Церковь построили за три года. Работы велись до 1998 года включительно. Храм был построен исключительно по инициативе жителей посёлка и благодаря их трудам.

По замыслу проектировщика Анатолия Григорьевича Федорца, одновременно в храме могут поместиться до 200 молящихся. Храм построен в виде креста. Его высота – 22 метра. Колокольня построена отдельно, рядом с церковью, имеет форму шатра. На храме один основной купол и два декоративных (над входом и алтарной частью). Внутри церковь украшена иконами, частично рукописными. Росписей нет. Резной деревянный иконостас также заполнен рукописными иконами.

До декабря 2004 года настоятелями Троицкой церкви были священники Владимир Павлович Чичерин и Георгий Юрьевич Калинин. С конца 2004 года здесь несет свое служение иерей Константин Константинович Кривонос, переведенный из Никольского храма Воронежа.

10 июля 2011 года Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Великое освящение храма в честь Живоначальной Троицы поселка Латная. В дар храму Владыка Сергий пожаловал икону Пресвятой Богородицы. В данный момент при храме ведётся строительство колокольни.


Посещение Воскресной школы.

Мастер-класс «Церковное песнопение» (разучивание праздничных песен)


Точка 9. Город Семилуки. Церковь Митрофана Воронежского
Преображенская церковь (утрачена)
  • Епархия: Воронежская

  • Упоминание: нач. XVIII в.

  • Дата основания: 1773 год

  • Престол: Преображения Господня

  • Приделы: Параскевы Пятницы

  • Состояние: разрушен

Митрофановская церковь в Семилуках
  • Митрополия: Воронежская

  • Епархия: Воронежская и Лискинская

  • Благочиние: Семилукское

  • Дата основания: 1996-2010

  • Архитектор: А.Б. Поплавский

  • Престол: Митрофана Воронежского

  • Состояние: действующая, новопостроенная



Село основано при заселении края в 1590-х гг. Название получило от местного топонима «семь лук» - изгибов Дона. В 1615 г. в Семилуках было 22 двора. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.



Спасо-Преображенский монастырь (закрыт)


В 1620 году на скате высокой горы основан Спасо-Преображенский монастырь.

«Этот Семилуцкий мужской монастырь», по мнению историка Д. Самбикина,«был известен под разными наименованиями, как-то: Семилуцкий (по месту своего нахождения в селе Семилуках); Спасский (или Спасская пустынь. от храма, посвященнаго Спасителю); Преображенский (от главнаго престола в Семилуцком монестыре); Окатовым (от покатистой к р. Дону местности). Назывался этот монастырь пустынею, или больничным монастырем (вероятно, в нем проживали больные иноки Воронежских городских монастырей). Неизвестно время основания этаго монастыря. В первый раз игумен Семилуцкаго монастыря (Митрофан) упоминается в 1658 году. По открытии в Воронеже епископ. кафедры в 1682 году Семилуцкий монастырь был приписан к архиерейскому дому. Вероятно, в 1777 году Семилуцкий монастырь был закрыт и Преображенская церковь обращена в приходскую (у митрополита Евгения закрытие монастыря отнесено к 1769 году)». За монастырем числилось 9 крестьян. Монастырь содержался за счет водяной мельницы, переправы через р. Дон, огородов и лугом на берегу, сборов с ярмарки, фруктовых садов.

«В Семилуцком монастыре, как видно из записи, составленной в 1724 году (авг. 25) архиерейскаго приказа келарем иеромонахом Илиею, духовнаго приказа судиею протопопом Козьмою, архимандритом Варсонофием и инквизитором Гурием, было две церкви: 1-я каменная в честь преображения Господня, 2-я церковь деревянная теплая, во имя св. мученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы, с трапезою».



Преображенская церковь (утрачена)


Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал:«Преображенская церковь в с. Семилуках, Воронежскаго уезда, с приделом (в трапезе св. мученицы Параскевы-Пятницы), построена, как сказано, неизвестно на каком основании, в "Клировых ведомостях" в 1773 году митрополит Евгений не определяет времени ея постройки, а говорит, что эта церковь, судя потому, что она почти до половины вросла в землю, весьма древняя; вероятно, эта церковь была построена когда в Семилуках существовал монастырь; была ли прежде этой другая какая либо церковь, деревянная, или каменная, неизвестно. Существующая ныне Семилуцкая церковь, судя по архитектуре, древнее конца XVIII столетия. Но несомненно, что эта церковь была уже с начала 18 столетия».

Самбикин в своих трудах пишет, что «Старинных документов при церкви не сохранилось. Из предметов старины замечательны: 1) Евангелие (напрестольное) в листе, напечатано в 1698 году; 2) Служебник, присланный при св. Митрофане и напечатанный в Москве по новому исправлению; 3) Толковое Евангелие, из надписи по листам видно, что оно куплено в Москве на печатном дворе в 701 году, за него дано денег полчетверта рубля, а деньги оныя по прошению Тимофея Стерлегова собраны от людей; 4) Книга пр. Ефрема Сирина (по листам ея: дана вкладу в Спасский больничный монастырь Семилуцкой пустыни Яковом Максимовым в великий пост); 5) Несколько месячных миней, ечатанных в 1724 году по листам подпись "Семилуцкий игумен Зосима"; 6) Рукопись неизвестнаго года, содержащая в себе различные службы, чинопослушания и молитвы.

В "Указателе храмовых празднеств" можно прочитать: «Ныне при этой церкви один штат. Земли 36 десятин (луговой, две десятины под р. Доном). Прихожан 470 душ мужского пола. При церкви в одной связи с нею колокольня, построенная в 1724 году, замечательная своим значительным уклоном к западу и, кажется, падающего. Такое положение колокольня приняла, вероятно, не от намерения мастеров устроить нечто в роде падающих италианских башен, а или от неискуства строителей или вследствие осевшаго грунта земли (может быть колокольня строена была близ какого либо подвала). Стены церкви весьма толсты, олтарная каменная ограда в толщину имеет почти два аршина, амвона и солеи в церкви нет. Вход в церковь с южной стороны (а не с западной). Олтарь стоит ниже церкви (по крайней мере на 1½ аршина), а церковь против западнаго притвора тоже на аршин или более ниже, таким образом входящий в этот храм спускается ниже и ниже. На западной стороне церкви и доныне сохраняется каменныя седалища в роде монастырских стасидий».

По документам епархии за 1900 год, в штате Преображенской церкви числились: священник (Алексей Михайлович Соколов) и псаломщик (Николай Ермолаев). Приход насчитывал 157 дворов, в которых проживало 1115 человек.

Судьба Преображенского храма неизвестна, вероятно, он был разрушен в годы воинствующего атеизма.



Митрофановская церковь


В декабре 1992 года в Семилуках состоялся сход граждан с участием представителей Воронежской Епархии, на котором было принято решение о создании православной общины и строительстве в городе храма во имя святителя Митрофана Воронежского. На первом собрании избрали приходской совет, председателем которого единодушно доверили быть Екатерине Федоровне Пищевой. Не смотря на инвалидность, пожилой возраст и слабое здоровье, она с радостью взвалила на себя весь груз забот, связанный со становлением прихода. Со своими добровольными помощниками - С.С. Буряковой, Н.Е. Елисовой, Н.А. Кирпичевой и другими она начала хлопотать о том, чтобы верующим было предоставлено помещение под молитвенный дом.

Первую Божественную литургию в молитвенном доме совершил протоиерей Владимир Урываев, настоятель храма во имя Архангела Михаила села Девица при большом стечении верующих: храм был переполнен и многим пришлось стоять на улице. На приход указом митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия был назначен свой настоятель - отец Федор Бажанов, но вскоре он был переведен в Воронеж, а в Семилуки прибыл молодой священник отец Вадим Чуриков.

Трехпрестольный Митрофановский храм был заложен в 1994 году. Осенью 1995 года, с помощью местных промышленных предприятий был вырыт котлован для закладки основания будущего храма. В 1996 г. началось возведение храма, но из-за недостатка средств работы велись медленно и нередко останавливались.

В 2003 году настоятелем храма был назначен Василий Попов и за последующие 5 лет строительство было практически закончено. 31 октября 2004 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий посетил строящийся храм, освятив главку и крест, которые увенчали один из трех приделов строящегося храма. А 6 декабря 2004 года, в день памяти первого епископа Воронежского Митрофания в северном приделе строящегося Свято-Митрофановского храма была совершена первая Божественная Литургия. 15 августа 2007 года митрополит Сергий освятил кресты и центральный купол, а 20 августа, в день 175-летия обретения мощей святителя Митрофана, в храме прошла первая Божественная литургия. В 2009 году проведено отопление, до этого зимой богослужения в храме не велись. 14 апреля 2010 года митрополит Сергий совершил освящение куполов и звонницы для строящегося храма.

Архитектура храма – шатровая эклектика. Автор проекта – архитектор А.Б. Поплавский. Форма основания храма – крест, высота 42 метра.


Сопровождающий/ие на данном туристском маршруте (количество человек в зависимости от специфики маршрута, их уровень квалификационной подготовки, способность оказать первую помощь и т.д.)

Сопровождающие на данном экскурсионном маршруте подбираются в соответствии с техникой безопасности для детских не категорийных туристических походов. Оптимально – один взрослый на десять детей. Уровень квалификации – педагог, преподаватель ОПК (основы православной культуры), истории с умением оказать первую помощь.

Во всех населённых пунктах имеются медицинские учреждения.



Стоимость прохождения данного маршрута в расчете на одного участника


  1. Стоимость экскурсии на 1 человека (автобусное передвижение) – 200 рублей + завтрак и обед (на базе ОУ – 100 рублей; по договоренности с храмами и/или воскресными школами – бесплатно).

  2. На протяжении всего маршрута можно приобрести продукты питания в магазинах.

  3. Организаторам следует предусмотреть расходы на приобретение экскурсионными группами церковной продукции.


Количество человек, принявших участие в экскурсиях за год – 40.




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас