Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9»
г. Переславль-Залесский
Проект
«Школьный информационно-библиотечный центр
как творческая лаборатория обучения детей с ОВЗ»
Авторы проекта:
Заместитель директора Белова Л.В.
Заведующая библиотекой Новожилова В.Г.
Учитель информатики Егорова Т.Г.
Учитель русского языка Гаврина С.А.
г. Переславль-Залесский, 2017
Введение: (замысел проекта)
В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам.
Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система — Школа — Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития.
Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационного центра. В школе должны быть созданы и функционировать на постоянной основе площадки обучения детей с ОВЗ, прежде всего для обучающихся 5-9 классов.
Школьная библиотека- уникальное место для организации подобной площадки. Как утверждает кандидат педагогических наук, президент Ассоциации школьных библиотекарей, главный редактор журналов «Школьная библиотека», «Читайка» Т.Д. Жукова: «…школьная библиотека нового поколения – это зона опережающего развития школы, её « центральный мозг» и когнитивный ресурс развития инновационных образовательных процессов. А для учащихся библиотека – творческая лаборатория. Место активного обучения или «Третье место», где не ставят оценок, как на уроке, и не ругают, как дома. Где реализуется педагогика сотрудничества, где ребенка любят без всяких условий…» ( « Вестник образования»//октябрь, 2016 года. Стр.61).
На сегодняшний день функции современной школьной библиотеки изменились. И одной из основных является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при компетентном использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей.
Формы деятельности школьной библиотеки также обновились: начинали с традиционных библиотечных уроков, устных обзоров, читательских конференций, а сейчас - сайты, блоги, проектная деятельность .
В настоящее время наших учеников уже не удивишь компьютером и Интернетом, они в большинстве хорошо всем этим владеют. У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного способа успешного получения знаний или проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня - самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому, многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации.
Поэтому нужно сейчас обучать детей компетентно развивать свои способности. В Стандартах нового поколения полноправным участником образовательного процесса, влияющим на его результат и качество, декларируется школьный информационно-библиотечный центр (ШИБЦ). Основными задачами данного центра является «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления». Поэтому в настоящее время возникла потребность в преобразовании библиотеки из «хранилища» книг в школьный информационно-библиотечный центр, способный сформировать информационную культуру участников образовательного процесса.
В международной практике на сегодняшний день утвердились три направления работы библиотеки:
- библиотека – это информационный центр. Есть закон об информации, где красной строкой прописано положение о доступности информации для каждого гражданина, а библиотека - как держатель этой информации.
- библиотека рассматривается, как культурно - досуговый центр по-современному или «очаг культуры», как это говорили в старину.
- библиотека – это настолько мобильный социальный институт, что у нее нет строго определенной функции. Библиотека должна подстраиваться под интересы, настроение того контингента пользователей, который у нее есть. В нашей школе контингент обучающихся очень разнообразен: одаренные обучающиеся 2%, обучающиеся с ОВЗ 28%.
Специфика такого центра определяется тем, что учащиеся получают в нём особую – информационную подготовку: овладевают знаниями и умениями организации информационного поиска с использованием как традиционной (ручной), так и новой информационной (информационно-коммуникационной) технологии: анализа и синтеза найденной информации, самостоятельной подготовки необходимых информационных продуктов – конспектов, докладов, рефератов, обзоров и т.п. Информационно грамотный человек умеет учиться, т.е. понимает, как организовано знание, где и как найти информацию.
В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества.
В требованиях к материально-техническим условиям реализации ФГОС выделяются положения, касающиеся развития библиотечного дела в общеобразовательном учреждении:
«Общеобразовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), административной и хозяйственной деятельности: информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой».
Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников.
Проект предусматривает создание информационно-библиотечной среды для воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья со специальными библиотечными и информационными средствами, а также оказание поддержки всем категориям пользователей в решении информационных задач, возникающих в процессе учебной, профессиональной и внеурочной деятельности. Одной из главных функций ИБЦ является обеспечение образовательного процесса электронными образовательными ресурсами, программными средствами, дополнительными точками доступа к сети Интернет.
Библиотека будет преобразована в современный информационно-библиотечный центр, в котором педагог-библиотекарь, вооруженный инновационными технологиями, будет решать важнейшую задачу формирования высоконравственной и успешной личности. ИБЦ должен стать средой, где «дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» (Д. А. Медведев).
Цель проекта: создать организационно-управленческую модель школьного информационно - библиотечного центра как творческой лаборатории обучения детей с ОВЗ в МОУ СШ № 9 г. Переславль-Залесский.
Задачи:
1. Создать творческую лабораторию из педагогов МОУ СШ № 9, реализующих программы и проекты обучения детей с ОВЗ, в том числе с учетом технологий дистанционного, очно-заочного обучения, организации каникулярного времени и развивающего досуга.
2. Обеспечить сопровождение образовательных маршрутов, через механизмы (программы), способствующие развитию всех участников проекта, формирование общественных навыков и актуальных для региона ценностных установок.
3. Организовать обучение (подготовку) – помощников библиотекарю - тьютеров обучения детей с ОВЗ.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационный – октябрь - ноябрь 2017г.
2 этап - основной – декабрь 2017 – декабрь 2019г.
3 этап – аналитический- январь - май 2020 г.
Организационный этап
Разработка текста проекта и создание пакета документов, необходимого для работы библиотечного информационного центра в рамках ФГОС.
Основной этап
Реализация ведущих направлений проекта. Осуществление контроля их реализации. Включение библиотечно-информационного центра в управленческую систему школы с целью повышения интегрирования библиотечно-информационного центра в единое информационное пространство школы как её структурного подразделения.
Аналитический этап
Анализ результатов, выделение проблем, при необходимости корректировка деятельности библиотечного информационного центра.
Прогнозируемые результаты:
- развитие библиотеки как важнейшего информационного центра;
укрепление материально-технической базы и улучшение комплектования библиотечного фонда;
модернизация библиотечных процессов;
повышение уровня ИКТ-компетентности сотрудника библиотеки;
повышение информационной компетентности у пользователей для успешной социализации их в современном информационном обществе;
обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к информационным ресурсам; обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет;
повышение эффективности использования информационных ресурсов педагогами для улучшения качества образования;
повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.
Создание в инфраструктуре школы информационно-библиотечного центра обеспечит основу для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, позволит сделать доступными для участников образовательного процесса учебно-методические материалы, позволит сделать эффективным процесс обучения и воспитания обучащихся с ОВЗ.
Информационно-библиотечный центр будет функционировать как творческая лаборатория, формирующая единую образовательную среду, способствующую информационному обеспечению образовательного процесса в обучении детей с ОВЗ в МОУ СШ №9 г. Переславль-Залесский Ярославской области.
В МОУ СШ №9 реализация задач будет представлена следующими мероприятиями: подключение к ресурсам электронной библиотеки «ЛитРес.ру», составление каталога ресурсов школьной медиатеки, каталога электронных образовательных ресурсов сети Интернет, включающего разделы «Цифровые образовательные ресурсы», «Электронные библиотеки», «Электронные энциклопедии», «Олимпиады и конкурсы», «Педагогические сообщества», «Видеоуроки», «Педагогические издания», «Ресурсы для подготовки к ГИА», «Ресурсы для администрации и методистов». Для быстрого обмена информацией между педагогическими работниками и библиотекарем будет использоваться внутренняя почта - программа для обмена сообщениями по локальной сети.
Информационно-библиотечный центр даст возможность выполнения требования ФГОС обучения детей с ОВЗ, что означает:
- обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатам творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию);
- ИБЦ будет структурным подразделением школы, составной частью образовательного пространства образовательной организации.
Будет создана команда тьютеров, вдохновляющих педагогов на активность и пробы в совершенствовании обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Возможные риски:
недостаточное количество хорошей компьютерной техники для реализации проекта;
некомпетентное использование компьютерной техники и низкий уровень информационной культуры участников учебного процесса;
низкая скорость интернета, фильтры и блокировка многих хороших веб-ресурсов на школьных компьютерах системами контентной фильтрации;
отсутствие финансирования и средств на комплектование библиотечных фондов;
непроработанный нормативно-правовой аспект организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
отсутствие механизма мотивации и стимулирования участников образовательного процесса к внедрению в деятельность новых информационных и Интернет- технологий со стороны администрации как деактиватор формирования открытого интегрированного учебного пространства;
недостаточная мотивация к систематическому повышению квалификации и профессиональному самообучению со стороны педагогического сообщества;
недостаточное предложение профессиональных программ повышения квалификации, соответствующих современным тенденциям развития школьных информационно- библиотечных центров;
стереотип отношения к библиотеке, как к отсталому в технологическом и организационном плане институту, неспособному самостоятельно выполнять свою миссию в новых социально-экономических условиях;
несоответствие площади помещений библиотеки (медиатеки) и ее возрастающим функциям;
несоответствие возрастающих требований к техническому персоналу, отвечающему за функционирование сети школы;
несанкционированный доступ к сетевым папкам пользователей, умышленное уничтожение информации.
№ | Риски и ограничения | Меры по предупреждению и сглаживанию отрицательного их воздействия |
1. 2. 3. | Недостаточно бюджетных средств, в рамках нормативно-подушевого финансирования, для пополнения всех фондов ИБЦ. Библиотека школы не соответствует требованиям, разработанным Министерством образования и науки РФ и Федеральным институтом развития образования (ФИРО): недостаточно школьных площадей для развития всех зон ИБЦ, как творческой лаборатории. Недостаточная укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования, дополнительной литературой. | Изыскание дополнительных средств финансирования Изыскать дополнительные площади для работы творческой лаборатории Постоянно анализировать, контролировать состояние данной проблемы, работать по вопросам укомплектованности информационными ресурсами |
План работ
№ | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Индикаторы достижения ожидаемого результата | Ответственные | Финансирование |
Начало | Окончание |
1. Создать творческую лабораторию из педагогов МОУ СШ № 9, реализующих программы и проекты обучения детей с ОВЗ, в том числе с учетом технологий дистанционного, очно-заочного обучения, организации каникулярного времени и развивающего досуга. |
1 | Создание нормативной базы библиотечно-информационнго центра школы. Внесение дополнений о школьной библиотеке | 2017 | 2017 | Положение о работе ИБЦ | | библиотекарь | - |
2 | Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей-предметников. | 2017 | 2018 | Совершенствование образовательной информационной среды школы | Обновление и эффективное использование школьного сайта | Заместитель директора библиотекарь | - |
3 | Проведение на базе ИБЦ мастер-класса. направленного на знакомство с возможностями программного обеспечения ИБЦ | 2017 | 2018 | Повышение эффективности учебно-воспитательной работы | Широкое применение педагогами современных образовательных технологий | Учитель информатики, библиотекарь | - |
4 | Создание творческой лаборатории из педагогов 1-9 классов, реализующих программы обучения детей с ОВЗ | 2017 | 2018 | Повышение эффективности работы с обучающимися с ОВЗ | Удовлетворенность обучающихся, их родителей условиями обучения, воспитания и развития; конфортностью, защищенностью личности в школе | Заместитель директора | |
5 | Создание информационного стенда, буклетов в целях рекламы предоставления информационных, библиотечных услуг ИБЦ | 2017 | 2018 | Совершенствование образовательно-информационной среды школы | Увеличение числа педагогов, принимающих участие в работе ИБЦ | Учитель информатики, библиотекарь | |
6 | Работа по самообразованию: -поиск информации в профессиональных изданиях; Изучение опыта лучших школьных библиотек. | 2017 | 2018 | Повышение уровня образования педагогов | Широкое применение педагогами современных образовательных технологий | Учитель информатики, библиотекарь. Заместитель директора, учитель русского языка и литературы | |
7 | Освоение новых библиотечных технологий | 2017 | 2018 | Повышение эффективности учебно-воспитательной работы | Учитель информатики, библиотекарь. Заместитель директора, учитель русского языка и литературы | |
2. Обеспечить сопровождение образовательных маршрутов, через механизмы (программы), способствующие развитию всех участников проекта, формирование общественных навыков и актуальных для региона ценностных установок. |
1 | Формирование информационной грамотности учащихся: 5 класс Электронные и цифровые образовательные ресурсы. Информационная безопасность. | 2018 | 2019 | Формирование и совершенствование ББЗ | Повышение качества выполнения проектных и исследовательских работ. | Библиотекарь, классные руководители | |
2 | 6 класс: Поиск информации в сети Интернет. Информационная безопасность. | 2018 | 2019 | Формирование и совершенствование ББЗ | Библиотекарь, классные руководители | |
3 | 7 класс: Комплексное использование различных источников информации. Информационная безопасность | 2018 | 2019 | Формирование и совершенствование ББЗ | Библиотекарь, классные руководители | |
4 | 8-9 класс: Методы самостоятельного создания информационных ресурсов. Информационная безопасность | 2018 | 2019 | Формирование и совершенствование ББЗ | Библиотекарь, классные руководители | |
5 | Систематизация теоретического и практического материала по данной теме | 2018 | 2019 | Наличие каталога электронных учебных пособий | | Библиотекарь | |
6 | Изучение и внедрение инновационных технологий в коррекционно -образовательный процесс.
| 2018 | 2019 | Повышение эффективности коррекционной работы | Увеличение количества педагогов, внедряющих новые технологии в коррекционно -образовательный процесс. | Библиотекарь, учитель информатики | |
7 | Создание методических рекомендаций по сопровождению обучающихся с ОВЗ | 2019 | 2020 | Повышение эффективности коррекционной работы | Создание банка данных, включающего сведения о детях с ОВЗ, их индивидуальных траекториях | Заместитель директора, библиотекарь | |
8 | Активизация участия школьной библиотеки в работе Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с библиотеками российских школ | 2018 | 2019 | Повышение эффективности работы ИБЦ | Увеличение количествапедагогов, принимающих участие в организации проведении мероприятий разного уровня | Библиотекарь | |
9 | Проведение классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников | 2018 | 2020 | Повышение эффективности воспитательной работы | Позитивная динамика количества мероприятий, направленных на демонстрацию достижений детей с ОВЗ | Библиотекарь, классные руководители | |
10 | Разработка коррекционно-развивающих программ | 2018 | 2020 | Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса | Увеличение количества педагогов, принимающих участие в разработке коррекционно-развивающих программ | Педагоги | |
11 | Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку. | 2018 | 2020 | Повышение эффективности работы ИБЦ | Увеличение количества читателей и повышение читательской компетентности | Библиотекарь | |
12 | Инициирование проведения на базе ИБЦ культурно-массовых мероприятий | 2018 | 2020 | Повышение эффективности работы ИБЦ | Увеличение количества культурно-массовых мероприятий на базе ИБЦ | Библиотекарь, заместитель директора | |
13 | Консультативно-просветительская деятельность для школьников, педагогов и родителей в форме бесед, лекций, семинаров, мастер-классов, подбора литературы, организации стендовых выставок и др.; | 2018 | 2020 | Повышение эффективности работы ИБЦ | Удовлетворенность обучающихся, их родителей условиями обучения, воспитания и развития; конфортностью, защищенностью личности в школе | Библиотекарь | |
14 | Профилактическая и развивающая работа с детьми в форме групповых занятий, игр и тренингов с целью создания условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе, формирования психологической комфортности, навыков саморегуляции и самопознания; | 2018 | 2020 | Повышение эффективности учебно-воспитательной работы | Положительная динамика комплексного психолого- социального сопровождения обучающихся с ОВЗ | Библиотекарь, педагоги-тьютеры | |
15 | Издание электронного сборника открытых уроков, элективных курсов, разработанных педагогами школы | 2018 | 2020 | Повышение уровня информированности учащихся и их родителей в предоставлении школой образовательных услуг. Отбор лучших уроков, программ. | Подготовка для публикации учебно-методических материалов, позволяющих транслировать опыт. | | |
| 3. Организовать обучение (подготовку) – помощников библиотекарю тьютеров обучения детей с ОВЗ. |
1 | Обучение тьютеров (классных руководителей) | 2018 | 2020 | Повышение эффективности учебно-воспитательной работы | | Классные руководители | |
2 | Оказание тьютерами практической помощи учителям при проведении занятий на базе информационно - библиотечного центра с использованием различных информационных средств обучения. | 2019 | 2020 | Повышение эффективности учебно-воспитательной работы | Увеличение количества педагогов, владеющих информационными технологиями | Заместитель директора | |
3 | Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, работы с компьютерными программами и CD-ROM- технологиями. | 2019 | 2020 | Повышение эффективности учебно-воспитательной работы | Оборудование ИБЦ техническими средствами | Библиотекарь. заместитель директора | |
4 | Активизация использования баз данных пользователями общеобразовательного учреждения за счет возможности локальной сети | 2018 | 2020 | Повышение эффективности учебно-воспитательной работы | Широкий доступ к возможностям локальной сети участников образовательного процесса | Библиотекарь. заместитель директора | |
Смета расходов
№ | Работы | Стоимость работ | Расход средств | Источники финансированя |
2017 | 2018 | Бюджет | Привлеченные средства |
| Выставочные стеллажи | 9000 | IV | | Областной бюджет | |
| Ноутбук с программным обеспечением (10шт) | 200000 | | I | Областной бюджет | |
| Проектор | 50000 | | II | Областной бюджет | |
| Экран для проектора | 6500 | | II | | Внебюджетные средства |
| Переносной устойчивый экран большого размера на штативе (от 160x160 до 240x180) | 13500 | | III | | Внебюджетные средства |
| Панельный телевизор с диагональю 150см | 60000 | | IV | | Внебюджетные средства |
| Цифровой фотоаппарат с функцией видеозаписи | 20000 | | IV | | Внебюджетные средства |
| МФУ | 15000 | | I | Областной бюджет | |
| Программное обеспечение, в том числе по безопасности | 50000 | | I | Областной бюджет | |
| ИТОГО | 424000 | | | 324000 | 100000 |
Основным источником финансирования проекта являются средства бюджета.
Источниками дополнительного финансирования могут служить и другие, не запрещенные законодательством источники: спонсоров, добровольных пожертвований, родителей, получение грантов, и др.
Критерии успешности реализации проекта:
Общая готовность к изменениям. В успешных организациях царит философия, основанная на следующих положениях: «век живи — век учись», «не ошибается тот, кто ничего не делает», «нет такой проблемы, с которой мы не смогли бы справиться».
Культура конфликтов. При успешных проектах с конфликтами обходятся конструктивно и открыто. Царит свободный обмен информацией и мнениями, а также открытость для критики.
Личная ответственность сотрудников проекта. Успех проектов непосредственно связан со степенью личной ответственности сотрудников проекта и возможности самоорганизации. Чем большими полномочиями обладает каждый в отдельности, тем скорее он готов взять на себя ответственность, и тем больше его личная инициатива и мотивация. Малые полномочия, напротив, способствуют пассивности и даже противодействию.
Культура доверия. По-человечески приятный климат открытости, искренности и честности в общении друг с другом повышает вероятность успеха проектов. При культуре доверия существует меньшая степень принятия ошибок и решения принимаются всеми, а после решения претворяются в жизнь.
Отсутствие иерархии. Проекты тогда были особенно успешными, когда работа над проектом происходила в команде, где иерархия не играет роли в организации проекта или, по меньшей мере, сведена до минимума. Жесткая иерархия блокировала в неудачных проектах творчество и мотивацию сотрудников проекта.
Коммуникационная и информационная культура. Проекты были особенно успешными, когда в команде царила атмосфера интенсивного обмена информацией и открытой коммуникации, т.е. высокая степень гласности. Хорошая коммуникация в этом отношении означает хорошее сотрудничество, и наоборот. Интенсивная коммуникация между различными функциональными сферами приводит к тому, что растет взаимопонимание, и сотрудники могут взглянуть за «край тарелки» своей собственной сферы, что приводит к принятию более взвешенных решений.
Оценка эффективности реализации проекта предусматривает промежуточное (ежегодно) и итоговое (по окончанию реализации проекта) диагностирование.
Под эффективностью работы понимается уровень достижения ИБЦ поставленных целей с учетом удовлетворения потребностей пользователей.
Успешная реализация проекта зависит не только от руководителей проекта и вышестоящих лиц, но и от других участников проектной группы. Их действия также должны быть регламентированы, мотивированы и направлены на получение не только своевременного, но и качественного результата.
Еще один критерий успеха на проекте – это умение выбрать «основную точку приложения усилий», умение сосредоточиться на приоритетных задачах, решение которых приводит к существенному продвижению к цели.
Цели проекта достигаются действием. Руководитель проекта обязан постоянно отслеживать выполнение этапов проекта в установленные сроки .
Среди других факторов успеха проектного управления следует назвать:
введение опытного руководителя проекта и делегирование ему достаточно прав для внесения необходимых изменений;
привлечение дополнительных квалифицированных ресурсов;
увеличение бюджета;
открытая коммуникация, определение ожиданий и распределение обязанностей среди ответственных лиц;
перепланировка проекта.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ
Общий контроль за исполнением проекта осуществляется администрация школы.
В целях обеспечения эффективного управления проектом в школе создается межведомственная рабочая группа (далее – Рабочая группа), состоящая из представителей общественных организаций, педагогов и родителей.
Рабочая группа осуществляет текущее управление реализацией проекта, координирует деятельность по реализации мероприятий проекта, обеспечивает предоставление публичной отчетности по реализации проекта.
Рассмотрение и оценка хода и результатов проекта проводится на заседаниях рабочей группы с представлением информаций на сайте школы.
Директор школы координирует работу проекта развития ИБЦ по всем уровням.
Управляющий совет школы согласовывает порядок работы ИБЦ по информационному обслуживанию школьников и порядок создания, обновления и использования учебного фонда, решает вопросы развития материальной базы ИБЦ, о выделении средств для развития проекта.
Заведующая ИБЦ формирует библиотечный фонд в соответствии с информационными потребностями педагогов и школьников. Организует работу библиотеки в соответствии с современными требованиями, проводит библиотечные уроки и т.д., проводит диагностику и анализ результатов по реализации проекта. Принимает меры по обеспечению ИБЦ необходимым оборудованием.
Проект потерпит неудачу в следующих случаях:
когда разрабатываются нереальные планы или их не пересматривают в случае необходимости. Это означает, что они будут сорваны;
когда разработчик проекта при создании команды проекта ориентируется не на личные качества, а на должности. Тогда члены команды проекта не в состоянии выполнять задания по проекту.
Неточно определенные предоставляемые результаты и масштаб, отсутствие заинтересованности организации, плохое распределение ресурсов и контроль над риском, плохое управление проектом, компоненты которого не соответствуют целевому назначению, и т.д. – любая из данных причин может вызвать неудачу проекта.
Для успешной реализации проекта имеются два существенных фактора. Первый из них — это, скорее, техническая сторона проекта. С ним связаны, главным образом, планирование, управление и контроль за исполнением проекта, управление рисками, управление качеством, проектная документация и оценка результатов. Вторым фактором является управленческая компетенция руководителя проекта.