СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока по сольфеджио на тему: "Великий и вечный И. С. Бах"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока по сольфеджио на тему: "Великий и вечный И. С. Бах"

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по сольфеджио на тему: "Великий и вечный И. С. Бах"»

Великий и вечный Бах…

Звучит фонограмма И. С. Бах «Ария» из сюиты №3 Ре мажор

Мне дорог Бах…
Ну как бы вам сказать?
Не то, чтоб нынче музыки не стало,
Но вот такого чистого кристалла
Ещё нам не являлась благодать.

Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая удивительная повесть
О брошенной в века
Душе моей!

Звучит фонограмма

Немцы любят порядок. Они часто расставляют по значимости знаменитых спортсменов. Или певцов. Или композиторов. Они и раньше так делали – и 100 лет назад, и 200, и 300. Им важно было ВСЁ упорядочить: кто самый-самый, кто похуже, а кто и вовсе так себе. И Бах у них как раз числился в последней категории – седьмым номером! Под этим номером его уже при жизни поместили в муз. словарь. Немецкие композиторы не считались тогда самыми лучшими. Перед ними шли итальянцы, затем французы, а уж после них – немцы. Получается, что место Баха где-то в третьем десятке. Ничего выдающегося. Он, кстати, и сам так о себе думал, говоря: “Кто будет так же прилежен, как я, достигнет того же!” 

Кто бы мог догадаться тогда, что через 300 лет любой школьник, мало-мальски играющий на фортепиано или на гитаре, не задумываясь скажет, кто такой Бах. Потому что Бах – единственный, первый, главный, ГЕНИАЛЬНЫЙ! Его имя стало символом мудрости и совершенства. Лишь немногие художники достойны встать в один ряд с ним.

Иоганн Себастьян Бах родился в семье потомственных музыкантов. В составленной им генеалогии рода Бахов упоминается о пятидесяти трёх(!) представителях этой профессии. 

Родоначальником семьи считается Витус Бах (первое упоминание о нём относится к середине XV века). Прапрадед Баха – Фейт Бах был пекарем, но не мог жить без своей цитры – старинной разновидности гитары. Он брал её с собой в пекарню и играл сколько душе угодно, пока зерно мололось.

В семье от отца к сыну переходило не только «ремесло», но и обычай, согласно которому детей воспитывали музыкантами, и спутники жизни выбирались так же из семей придворных музыкантов или органистов. Таким образом, с течением времени, семья разрослась в настоящий музыкальный цех. В семье развилась подлинная наследственная музыкальная культура. Бах не нарушил этой традиции – его первая жена Мария Барбара, так же из рода Бахов, прожила всего 36 лет и умерла, оставив четверых детей; вторая жена – Анна Магдалена – была превосходной певицей, дочерью придворного трубача Вильке. Музыкально одарёнными были все дети Баха (а их от двух браков было 20(!) человек), правда, и пережили отца лишь 9 человек. Из этих девяти – четверо сыновей стали впоследствии известными композиторами.

Отец Баха, Иоганн Амброзиус, был, конечно же, музыкантом. Он служил муз. директором в небольшом городке Эйзенах, в котором 21 марта 1685г. и родился Бах. Он был младшим, восьмым ребёнком в семье). Сначала было всё замечательно! Отец учил музыке. Учил, естественно, не так, как сейчас. У нас ученик-пианист обычно скрипку или флейту в руки взять правильно не может. В те времена было по-другому: Иоганну Себастьяну всего 9 лет, а он уже играет на органе, скрипке, клавесине, поёт в хоре… Но вдруг всё рушится. Сначала умирает мать, а через год и отец. Мальчик остаётся круглым сиротой, и вскоре на воспитание его берёт старший брат.

Иоганн Кристоф - так звали старшего брата, взявшего на себя ответственность за образование Иоганна Себастьяна, в том числе и музыкальное.

Учась игре на клавесине, Бах делал, по мнению старшего брата, СЛИШКОМ большие успехи. Ему надоели школьные пьесы, которые приходилось разучивать, и всё чаще он просил у Иоганна Кристофа взрослые ноты. Когда в просьбах было отказано, Иоганн Себастьян повадился вставать среди ночи, вытаскивать эти ноты из шкафа и переписывать их при свете луны. Это продолжалось целых шесть месяцев, но, когда «работа» была закончена, Иоганн Кристоф обо всём узнал и навсегда запер ноты под замок. Получил их Бах уже после смерти старшего брата. (Их ещё иногда называют «лунные тетради»). Такая вот грустная история, но она открывает нам суть характера маленького мальчика. 

В 15 лет, с отличием окончив лицей Иоганн Себастьян уезжает из Ордруфа, и 8 лет, словно следуя средневековой традиции, странствует по городам Германии.

Не всё гладко в этот период в жизни Баха. В одном месте ему делают выговор за слишком долгую отлучку без спросу (он пешком отравился в Любек слушать великого органиста Букстехуде); потом его ругают за то, что слишком мало играет в церкви во время службы, или, наоборот, исполняет в хорале множество вариаций, примешивая в них такие «странные» тона, что собравшиеся прихожане бывают сконфужены.

Летом 1708г. Бах наконец надолго «оседает» в Веймаре, поступив на службу органистом герцога Эрнста. Ему уже 23 года, он обзавёлся семьёй. Именно в Веймаре у него родилось четверо детей и, несмотря на свою занятость, музыкой с ними Бах занимался серьёзно. Так, первые пьески он писал для них сам. Благодаря этим пьесам ученики муз. школ с первых шагов приобщаются к творчеству великого композитора, начиная развивать «полифоническое мышление».

В исполнении учащихся звучат танцевальные пьесы Баха—Полонез соль минор, Менуэт соль мажор

«Инвенция» - это слово хорошо знакомо пианистам. В переводе с латинского означает «выдумка», «изобретение». 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций были написаны Бахом для сына Вильгельма Фридемана. (Звучат двухголосная инвенция ми бемоль мажор и трёхголосная инвенция ре мажор в исполнении учащихся).

Инвенция - полифонический жанр. «Полифония» - в переводе «многозвучие», многоголосие. Здесь важно, чтобы каждый голос был услышан, каждый голос прозвучал выразительно.

Есть ещё один муз. жанр, который тесно связан с творчеством Баха. Это-фуга.

«Фуга» - «бег», «бежать» ...Кто же и от кого там бегает? Это - тема фуги, состоящая буквально из нескольких нот, но за которой очень интересно наблюдать, следить, как она перемещается (перебегает) из одного голоса в другой, из одной тональности в другую. (Звучит двухголосная фуга до минор).

Из Веймара, где он с семьёй прожил почти 10 лет, Бах отправляется в г. Кётен. Тамошний правитель был большим любителем музыки и поклонником Баха. Церковных сочинений от Баха не требовалось, и он сочиняет для клавесина, виолончели, скрипки, флейты и оркестра.

Сам Бах, правда, не слишком всерьёз относился к инструментальной музыке, считая музыку без текста годной лишь для развлечения, отдыха или же для учебных целей. Однако и музыки без глубокого смысла он не признавал. «Главная цель всей музыки… есть служение славе Божьей и освежению духа. Там, где это не принимается во внимание, там нет НИКАКОЙ музыки, а есть только дьявольская болтовня и назойливый шум». (Звучит Концерт для скрипки с оркестром ля минор, ч. 1 в исполнении уч-ся).

Хорошо темперированный клавир – ХТК - грандиозный цикл из 2-х томов. I том написан как раз в Кётене в 1722г. (II- намного позже, через 22 года, в Лейпциге). Здесь Бах первым применил все 24 тональности, расположив прелюдии и фуги по хроматизмам (полутонам), чередуя мажорные и минорные произведения. До Баха в тональностях с большим количеством знаков композиторы писать опасались, т. к. звучание могло быть фальшиво, ведь клавесины не были темперированы.
ХТК называют энциклопедией творчества Баха. «Эта музыка не для эстетического наслаждения—она поучает и утешает. В ней звучат радость, скорбь, плач, жалобы, смех, но всё это преображено в звуках так, что переносит нас из мира суеты—в мир покоя» (Швейцер). Для каждой тональности Бах пишет свою Прелюдию и Фугу, неразрывно связанную между собой. В большинстве тем фуг ХТК присутствуют какие-либо символы: «креста», «чаши страданий»…Вся фуга является развитием какого-либо образа. Ведь ХТК задуман Бахом как «Музыкальная Библия». Содержание его—образы из Старого и Нового Завета. (Звучит Прелюдия и Фуга ре минор, ХТК). 

Итак, город, в котором Бах с семьёй поселился и прожил последние 27 лет, зовётся Лейпциг. Условие контракта гласило: “сочинять еженедельно по одной новой кантате” и Бах это условие выполнял добросовестно: 3-4 дня на сочинение, 2 дня на разучивание с солистами и хором, в воскресенье – исполнение в церкви. Считается, что Бах сочинил приблизительно 300 таких кантат. До нашего времени дошло чуть более двухсот – одна лучше другой. Что самое удивительное – среди них нет двух похожих! 

Когда Бах совсем состарился (хотя по нашим современным понятиям возраст 60-65 лет не возраст), здоровье его по-прежнему было крепким, а ум, как всегда, острым. Он был полон энергии и творческих сил! Но… начал слепнуть. После двух операций Бах ослеп окончательно. 18 июля 1750г. Бах внезапно прозрел. Это было за десять дней до смерти. 28 июля Бах скончался. 
К тому времени Бах был знаменит в той части Германии, где он жил, но почти неизвестен за её пределами. В течение всей жизни Бах никогда не выезжал за границу. Его имя упоминалось в муз. словарях, его музыкой восхищались Моцарт и Бетховен. Только в 1829г., ровно через сто лет после того, как Бах сочинил свои “Страсти по Матфею” (для хора, солистов и оркестра), их снова исполнили в Лейпциге. Дирижировал и исполнил партию клавесина совсем юный, 19-летний, но уже известный музыкант Феликс Мендельсон. И наконец пришло понимание, что Бах - один из величайших гениев, когда-либо живших на этой земле! 

Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал  
В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встаёт,
И близким кажется, и ясным:
То для меня мечта поёт,
То веет таинством прекрасным.

(Звучит «Ave, Maria» Бах - Гуно в исполнении преподавателей школы)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!