Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ильковская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
307916 Курская область Беловский район село Илек улица План 3 тел. (47149) 39536
http://ilekshkola.ru e-mail: [email protected]
Проект «Живи село, моё родное»
Участники проекта:
обучающиесяИльковской СОШ
Руководители: Щетинина Е.В.,
классный руководитель 7 класса;
Сорокина М.М.,
классный руководитель 11 класса.
с. Илек
Актуальность
В последнее время у большой части современной молодёжи ослаб интерес к культуре, истории и быту своего народа.
Академик Д.С.Лихачев отмечал: «Важно воспитывать молодёжь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной, ибо подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ».
Уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям необходимо воспитывать с раннего возраста.
Национальное воспитание, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка, знакомство с историей своего края является одним из направлений патриотического воспитания.
Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и обязанности по защите своей страны.
Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека.
Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Воспитание патриотизма следует начинать со знакомства с историей своей малой родины.
Цели проекта:
1.Развивать интерес к родному краю, его истории и культуре.
2.Воспитывать патриотические чувства гордости и любви к родному краю, к месту где ты родился и живешь.
3.Выражение личностного отношения к проблемам своего села.
Задачи проекта:
- познакомиться с историей села
- формирование у учащихся и жителей села позитивного отношения к своему селу через практическую деятельность, направленную на его благоустройство и развитие.
- как сделать село Илек экономически развитым, экологически чистым и красивым населённым пунктом.
Содержание проекта:
«История создания села»
Село Илёк образовано в 17 веке в период борьбы украинского и белорусского народов против польской шляхты и воссоединения Украины с Россией, в период переселения значительного числа людей Левобережной и Правобережной Украины за Белгородскую черту на земли степной окраины Русского государства.
От многочисленных слобод, построенных переселенцами и другим пришлым людом, эта территория получила историческое название Слободской Украины (окраины) России. Она не входила в состав других губерний и находилась в особом подчинении.
Село Илёк омывается двумя речками Илек и Гусиновка. Река Илек левый приток реки Псёл. Кроме нашего района, она течет в Ракитянском районе Белгородской области. Многие ученые считают, что название реки от слова «ил», что значит илистая река. Село Илёк упоминается в документах в 18 веке. Вначале село называли «Ильек», а потом «Илёк».
Но есть и другая легенда. Вроде бы плыл на ярмарку с товаром богатый купец, да утонул вместе с судном и всем богатством. И звали этого горе-торговца Илек. Красиво, но маловероятно, считают местные краеведы. Да и не цепляются они за «преданья старины глубокой»
Избы строили деревянные, низкие, с крошечными окнами, обтянутыми бычьими пузырями, сквозь которые скупо проникал дневной свет вовнутрь избы. Хаты обмазывали глиной, белили белой глиной. (в здешних местах её вдоволь). Пол земляной. Вечерами ткали, пряли при лучине или плошке (донышко от горшка, заполненное растительным маслом или жиром на краешек, которого положен фитиль). Печи топились «по-черному». Труб в хатах не было, дым выходил через окна и дверь. Поэтому верхняя часть стен и потолок всегда были закопченными. В зимнее время в хате вместе с семьей находился скот: ягнята, телята, свиньи. Село Илёк не входило в подчинение помещиков. Поэтому оно, как и другие села, оставалось независимым. Все вопросы решала «сельская сходка», а позже «земство». Властью в селе руководил поп.
2. Мероприятия по благоустройству села
1. Члены школьной команды на прикрепленных участках села проводят экологический мониторинг по плану:
- внешний вид и экологическое состояние участка (фотографируют).
- объекты и причины экологических нарушений.
- пути решения данной проблемы.
- возможность спонсирования.
2. Обсуждение результатов 1 пункта и создание Единого плана работы по благоустройству:
- посадка деревьев;
- разбивка цветника в центре села;
-благоустройство территорий, прилегающих к зданиям магазинов, почты, медпункта, СДК;
- благоустройство территории братской могилы и стелы воинам- односельчанам, погибшим в ВОВ;
- субботники;
- патрулирование.
3. В классах организовать посадку рассады цветов.
4. Конкурс детских рисунков и сочинений «Будущее моего села».
5. Буклеты старшеклассников «Мое видение экологически чистого села».
3.Рабочий план реализации проекта
Мероприятия по благоустройству села |
Члены школьной команды на прикрепленных участках деревни проводят экологический мониторинг по плану. | Апрель | Ответственные по участкам. | Фотографии и описания участков |
Создание Единого плана работы по благоустройству. | Апрель | Вся команда | Единый план работы |
День Дерева (посадка деревьев выпускниками) | май | | Аллея сосен |
Организация «Зеленых патрулей» для наблюдений за санитарным состоянием села | весеннее-летний период | | Отряды по контролю |
Благоустройство центральной части села: Уборка территории вокруг мемориала погибшим воинам в ВОВ | Апрель-май | Сельская администрация, учащиеся, жители села | Благоустроенный памятник. Очищенная от старой травы территория в центре села, разбитая клумба для цветов. |
Благоустройство спортивной и детской площадок и в школе | В течение всего периода | | Спортивная площадка, детская площадка |
Подведение итогов, награждения. | | Команда | отчёт |
4. Промежуточный результат работы
1. Изучение истории своего села, быта.
Экскурсия в школьный музей
Итак, первая экспозиция посвящена истории села. В ней представлены история основания села, первые поселенцы. Материалы располагаются на стендах, выставочных столах, бумажных и электронных носителях…
История села тесно связана с жизнью и бытом жителей села. В разделе музея «Быт и обычаи жителей села» представлены домашняя утварь, прялки, старинные самовары, утюги. А на соседних витринах посетители могут увидеть радио, церковную утварь, находившуюся раньше в каждом доме, а также орудия труда, без которых не могли обойтись крестьяне во время посадки и сбора урожая.
В школе прошел фольклорный праздник «Это русская сторонка, это Родина моя!».
2.Благоустройство территории братской могилы и стелы погибшим воинам - односельчанам
В городах и селеньях не близких,
На просторах великой страны,
Память, верно хранят обелиски –
Часовые далёкой войны.
И склоняем мы головы низко,
В сердце трепет, глаза холодны,
Перед памятью в тех обелисках –
Часовых незабытой войны.
Ежегодно добровольцы нашей школы принимают участие в акциях по благоустройству, озеленению центра села, ухаживают за братской могилой и стелой погибшим воинам - односельчанам. Мы воспринимают эту работу как нечто необходимое и очень важное. Ухаживая за Обелисками, мы так говорим «спасибо» тем, кто подарил нам мирное небо над головой, отдав за это свою жизнь.
3.Акция «Мы перед памятью в долгу»
4. Привлечение обучающихся к решению проблем состояния окружающей среды.
1) очистка берега реки Илек от бытового мусора;
2) развитие волонтерского движения;
3) трудовое воспитание обучающихся.
Теперь мы точно знаем, что от каждого из нас зависит, каким будет наше село. Село Илёк – наш общий дом. А дом должен быть чистым и красивым! И каждый из нас отвечает за красоту и чистоту в своём доме!
Посадка деревьев. Сад Победы.
6. Благоустройство и озеленение школьной территории
7. Благоустройство территории центра с. Илек