СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была написана для районной научно-практической конференции учителей

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках истории и обществознания»

Проектная деятельность на уроках обществознания


Содержание


Введение

Глава І. Теоретические основы проектной работы

§ 1 Цели и задачи проектного обучения

§ 2 Типология и классификация проектов

§ 3 Требования к организации проектов

§ 4 Этапы и последовательность работы над проектом

§ 5 Роль учителя и ученика в проектной деятельности

§ 6 Персональные или групповые проекты

Глава II. Метод проектов в преподавании обществознания

§ 1 Специфика проектного метода

§2 Способы применения

§ 3 Проект или урок

§ 4 Умения и навыки, формируемые в процессе работы над

Проектом

§ 5 Формы и виды продуктов проектной деятельности

§ 6 Проблемы проектного метода

Заключение

Литература



Введение


“Скажи мне – и я забуду. 
Покажи мне – и я запомню. 
Дай мне самому сделать это – и я пойму”. 

Древняя китайская мудрость 

Всестороннее развитие ученика - непременное условие в работе учителя. Это особенно относится к воспитанию интереса как наиболее сложному и трудному процессу в системе обучения. Самым главным в воспитании и развитии интереса к знаниям и потребности в самообразовании является воспитание самостоятельности и творческого подхода в овладении знаниями, всемерное развитие наблюдательности, познавательной активности и стремления к самообразованию.

В современных условиях быстрого накопления и обновления информации передо мной, как учителем-практиком, поставлена задача совершенствования обучения школьников как ведущего вида их деятельности, изыскания путей, условий системы дидактических средств в целях повышения активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе.

Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания. Несомненным лидером достижения данных целей является внедрение метода проектов на уроках.

Актуальность данной темы обусловлена поиском эффективных методов к изучению нового для нашего региона предмета – обществознание.

За последние годы в отечественной дидактике появился ряд интересных исследований М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, в которых рассматриваются различные стороны проблемы активности и самостоятельности учеников в процессе обучения. Элементы проектной деятельности в обучении рассматриваются в работах как современных методистов, так и учителей советского периода, что говорит о не новизне и эффективности использования данного метода (Бахмутова Л.С. [1], Кружковая работа по истории и обществоведению [4]).

Основная цель моей работы – определить алгоритм работы учителя и ученика для достижения эффективного результата в процессе работы с методом проектов на уроках обществознания.

Для этого определяем такие задачи:

- четкое определение целей и задач проектного обучения;

- проанализировать теоретические основы работы с проектами;

- определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной среде школьников.





Глава І. Теоретические основы проектной работы

§ 1 Цели и задачи проектного обучения

Метод проектов я рассматриваю как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное  дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

Цели и задачи проектной деятельности:

- контроль знаний и умений по пройденному материалу;

- формирование в сознании школьника информационной картины мира; 

- возможность работать с компьютером;

- развитие умений поиска и обработки информации;

- работа с новыми технологиями;

- самостоятельное и приобретение недостающих знаний из разных источников;

- умение слушать и уважать мнения учащихся  (приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах);

- способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения; 

- развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения);  

- дети учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- развивают системное мышление.

Данная форма обучения способствует развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой цель осознается как единая, требующая

объединения всего коллектива.

- в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности; 

- умение наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию;

- контроль за деятельностью выполнения проекта осуществляется членами самого коллектива.

§ 2 Типология и классификация проектов

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Существуют различные классификации проектов.

Так, Е.С. Полат предлагает шесть основных критериев, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: 

- исследовательские; 

- творческие; 

- ролевые, игровые;

- информационные; 

- практико-ориентированные (прикладные); 

- поисковые; 

- ознакомительно-ориентировочные. 

2. По признаку предметно-содержательной области: 

- монопроекты (в рамках одной области знания); 

- межпредметные проекты. 

3. По характеру контактов: 

- внутриклассные; 

- внутришкольные; 

- внутренние или региональные; 

- международные. 

4. По количеству участников проекта: 

- индивидуальные, 

- парные, 

- групповые. 

5. По продолжительности проекта: 

- краткосрочные; 

- средней продолжительности;

- долгосрочные. 

6. По результатам: 

- доклад, альбом, сборник, каталог, альманах; 

- макет, схема, план-карта; 

- видеофильм; 

- выставка и др. 

Саймон Хайнес  выделяет следующие типы проектов: 

- проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research projects). 

- проекты-интервью (Survey projects);

- проект-производство (Production projects); 

- проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisationalprojects). 

Рассмотрим подробнее некоторые виды проектов. 

По содержательной специфике: 

Практико-ориентированный проект 

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Очень разнообразны – от учебного пособия (листовка) до рекомендаций по сохранению здоровья. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. 

Исследовательский проект 

Напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

 Информационный проект 

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикация, в том числе в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. 

Творческий проект 

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. 

Ролевой проект 

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Перечисленные целевые направления деятельности учащихся могут реализовываться в каждом проекте. А значит каждый проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный.

По комплексности: 

- монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной образовательной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. В таком проекте учитель-предметник выступает руководителем, консультантом – учитель другой дисциплины. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка альманаха; 

- межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. 

§ 3 Требования к организации проектов

К организации проектов предъявляют следующие требования:

- проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся; 

- необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической; 

- учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи; 

- деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер; 

- работа учащихся должна быть осмысленной и активной; 

- учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде; 

- анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей; 

- конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения. 

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен: 

- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся; 

- уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения; 

- направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы; 

- уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. 

§ 4 Этапы и последовательность работы над проектом

Проектное обучение – это “путь замысла”. Схематично это выглядит так:


целеполагание 

анализ ситуации планирование 

анализ деятельности деятельность по реализации


Выделяют следующие этапы проектной деятельности:

- постановка цели; 

- выявление проблемы, противоречия, формулировка задач; 

- обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов; 

- самообразование при помощи учителя; 

- продумывание хода деятельности, распределение обязанностей; 

- исследование: решение отдельных задач, компоновка; 

- обобщение результатов, выводы; 

- анализ успехов и ошибок, коррекция. 

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.

Таким образомпроект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все материалы проекта.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Последовательность работы над проектом

Последовательность работы включает в себя 4 взаимосвязанных компонента:

- стадия работы над проектом;

- содержание работы;

- деятельность учащихся;

- деятельность учителя.

Рассмотрим их подробнее.

Стадия работы над проектом – подготовка.

Содержание работы - определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы.

Деятельность учащихся - обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта. 

Деятельность учителя - знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. 

Стадия работы над проектом – планирование.

Содержание работы - определение источников необходимой информации;

- определение способов сбора и анализа информации;

- определение способа представления результатов (формы проекта);

- установление процедур и критериев оценки результатов проекта;

- распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы. 

Деятельность учащихся - формируют задачи проекта;

- вырабатывают план действий;

- выбирают и обосновывают критерии проектной деятельности. 

Деятельность учителя - предлагает идеи, высказывает предположения, Наблюдает за работой учащихся. 

Стадия работы над проектом - исследование.

Содержание работы - сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.);

- выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;

- выбор оптимального варианта хода проекта;

- поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Деятельность учащихся - поэтапно выполняют задачи проекта. 

Деятельность учителя - наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. 

Стадия работы над проектом – выводы.

Содержание работы - анализ информации. Формулирование выводов. 

Деятельность учащихся - выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. 

Деятельность учителя - наблюдает, советует (по просьбе учащихся). 

Стадия работы над проектом – защита проекта и оценка его результата.

Содержание работы - подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Деятельность учащихся - Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. 

Деятельность учителя - слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.

§ 5 Роль учителя и ученика в проектной деятельности

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения “знания”, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего – развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется на способности быть инициатором интересных начинаний. В определенном смысле учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля.

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

В работе над проектом учитель: 

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации; 

- сам является источником; 

- координирует весь процесс; 

- поощряет учеников; 

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. 

Учителю предстоит «прожить» ряд ролей в ходе руководства проектом: 

  1. Энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели); 

  2. Специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких – не во всех! – областях); 

  3. Консультант (организатор доступа к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам); 

  4. Руководитель (особенно в вопросах планирования времени); 

  5. “Человек, который задает вопросы” ( тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь); 

  6. Координатор всего процесса; 

  7. Эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта). 

Роль ученика в проектной деятельности

Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?

Готового ответа на эти вопросы нет, и вряд ли будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.



§ 6 Персональные или групповые проекты

Персональные или групповые проекты: что эффективней? Единой точки зрения на этот счет нет, каждый имеет право на существование. Система “Международный бакалавриат” допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат, считает, что метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с “технологией работы в группах сотрудничества”.

Рассмотрим преимущества обоих видов.

Преимущества персональных проектов 

1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.

2. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого.

3.Учащиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах работы.

4. Формирование у учащихся важных общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом. 

Преимущества групповых проектов 

1. Формируются навыки сотрудничества.

2. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

3. Каждый этап работы имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.

4. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения. Этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта. 




Глава II. Метод проектов в преподавании обществознания

§ 1 Специфика проектного метода

С точки зрения учащегося, учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.

С точки зрения учителя, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.

Уроки обществознания позволяют широко применять данную технологию. Как любая технология, метод учебного проекта в преподавании обществознания имеет четкую организационную структуру.

1. Включение ребенка в данную поисковую деятельность.

2. Выбор проблемы постановка цели и задач.

3. Сбор и переработка информации.

4. Завершение работы, составление “Портфолио” работы. 

5. Защита проекта.

Тема проекта должна быть интересна в первую очередь учащимся. Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.

На своих уроках я применяю метод учебного проекта после изучения какой- либо темы. Например: “Экологические проблемы нашего региона” - 7 класс, “Молодежь и политика ” - 10 класс, “Кто Я такой?” - 11 класс.

Учащимся очень нравиться заниматься проектной деятельностью потому, что:

- каждый может проявить себя как творческая личность; 

- каждый включен в деятельность, которая ему “по душе”; 

- добывание знаний строиться на принципах проблемного обучения; 

- развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах; 

- развиваются умения самовыражения, самоопределения, самореализации и рефлексии; 

- воспитываются целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма, ответственности и толерантности.

Существуют определённые принципы проектной деятельности на уроках обществознания:

- вариативности (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы, изучение материалов, составление таблиц, диаграмм, карт, анкет); 

- решения проблемы (проблема заставляет учащихся думать, а значит – учиться); 

- самостоятельности (уточнение формулировки задачи, выбор формы проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов); 

- создания комфортной обстановки на уроке (отсутствие страха перед ответом помогает лучше усваивать трудные темы программы); 

- учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся нравится); 

- личностного фактора (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях); 

- адаптации заданий (нельзя предлагать ученику задание, с которым он не сможет справиться, при выборе задания следует учитывать возрастные особенности, учебные возможности, этап работы над проектом). 

Проектная деятельность на уроках обществознания требует от учителя дополнительной работы, выходящей за рамки урока. Прежде чем начать работу по подготовке проекта, необходимо продумать весь ход работы, методы и формы работы, промежуточный и итоговый контроль, просчитать возможный результат этой деятельности, грамотно распределить роли и обязанности в групповом проекте, изучить интересы учащихся, занятых в проекте, продумать, где и как будут подводиться итоги работы и, конечно, обозначить сроки проекта.

Вопросы к целевому анализу (самоанализу) проекта:

1. Каковы цели и задачи проекта, насколько были они реализованы? 

2. Чем был обоснован выбор проектного метода именно на данных темах курса, при изучении именно этих тем? 

3. К какому типу относится проект? Почему? 

4. На сколько времени рассчитан проект? 

5. Какие этапы проекта будут представлены на уроках? 

6. Насколько четко структурирована деятельность учащихся на уроке? 

7. Какие исследовательские методы будут использоваться в ходе работы над проектом, и на каких этапах? 

8. Какова степень самостоятельности учащихся (коллективности принятия решений учащимися)? 

9. Как будут учитываться индивидуальные особенности учащихся в ходе работы над проектом? 

10. Будут ли работать учащиеся в группах, т.е. будет ли использоваться метод работы в группах сотрудничества? 

11. Насколько глубоко будут реализовываться межпредметные связи? 

12. Использовать ли информационные технологии? 

13. Лежит ли в основе проекта актуальная, значимая цель? 

14. Достаточна ли глубина анализа проблемы, который проводился учащимися? 

15. В чем продвинутся учащиеся в ходе выполнения проекта? 

16. Достигнуты ли в ходе выполнения проекта, поставленные учителем цели?  Нельзя сказать, что проектная деятельность – решение всех проблем в обучении обществознания, но она очень важное средство, спасающее уроки от однообразия, скуки, способствует развитию общего уровня учащихся, расширению их кругозора и знаний


§2 Способы применения

Особенно популярен и востребован данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Поэтому важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них способность к теоретическим обобщениям, формировать умение к проявлению самостоятельности и креативности. На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.

Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. Следует отметить, что проекты в 7-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.

Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к урокам резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету.

Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к предмету именно в этом возрасте. Проекты в старших классах усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.

При обучении обществознания наиболее популярными видами проектов являются исследовательские, информационные, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По содержанию проекты в значительной мере межпредметные.

За свою работу ученики могут получить сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

Проект оценивают не только по результатам практической работы. Не менее важно и то, как сами ребята оценивают работу; что получилось, а что нет; чему научились в ходе проекта; что не удалось сделать; перспективы улучшения своего проекта. Я придаю особое значение этому этапу проектной деятельности на уроках обществознания. Происходит осмысление детьми сделанного, формируется их отношение к самостоятельной деятельности.

Метод проектной деятельности предполагает, что после проведения исследования, результат должен быть представлен в виде завершенной работы и презентации полученных результатов. Очень важно, чтобы работы учеников приняли участие в каком- либо конкурсе или конференции. А в связи с огромным количеством разнообразных конкурсов во время учебного года, это не составляет никаких проблем. Это очень нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны. 

§ 3 Проект или урок?

В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти.

А метод проектов: - развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности; 

- развивает творческие способности и самостоятельность; 

- он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования; 

- он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов; 

- позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

С помощью метода проектов возможно обучить: 

- выявлять и формулировать проблемы; 

- проводить их анализ; 

- находить пути их решения; 

- работать с информацией; 

- находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации; 

- применять полученную информацию для решения поставленных задач. 

Какие же положительные стороны можно выделить в этом методе при использовании его на уроках обществознания?

 1. Возможность выбора темы проекта интересной как для ученика, так и для учителя, и доступной по возрасту, знаниям и умениям учеников. 

2. В методе проекта предполагается постановка проблемы, решение которой приводит ребят к самостоятельной исследовательской деятельности. 

3. Если работа над рефератами предполагает большую работу по анализу различных источников (что доступно только старшеклассникам), то тема проекта может быть очень конкретной, где в первую очередь можно использовать собственные наблюдения, фотографии, результаты бесед и опросов. И как показывает опыт, такая форма работы очень популярна у учащихся среднего звена. 

4. В работе над проектами могут участвовать учащиеся разных способностей и талантов. Каждому найдется дело: кто занят поиском информации, кто фотографирует, кто готовит оформление или презентацию, кто координирует работу, кто просто на «подхвате», но тоже чувствует свою причастность к общему делу. 

5. Метод проекта дает возможность для проявления творческого начала в ребятах, причем в доступной для каждого форме. 

6. Метод проекта немало дает и учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Многие ученики раскроются для учителя с новых сторон: равнодушный окажется инициативным, старательный ученик раскроется как классный аниматор, а ученик, любящий поспать на уроках – окажется художником или знатоком компьютера. 

7. Очень важным достоинством метода проектной работы является развитие мотивации учащихся. Ребята начинают понимать, зачем они изучают предмет или выполняют определенные виды работ. Это в свою очередь приводит к большей заинтересованности учащихся к изучению обществознания, которое ранее казался или неинтересным или ненужным.

8. Метод учебного проекта предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет использовать различные режимы работы учащихся, организовать обучение в сотрудничестве. Проектная деятельность более полно способствует учету интересов, склонностей и способностей учащихся, а также развивает необходимые умения и навыки, например, умение анализировать ситуацию, развивать логическое мышление, умение делать выводы, навык написания и оформления результатов исследования, умение работать творчески. Как индивидуально, так и в группе. Умения составления и проведения презентации. 

9. И последнее – метод проекта предполагает возможность вариативности постановки проблем проекта и видов деятельности в работе над ним. Следовательно, результат обусловлен в первую очередь творчеством учащихся и учителя, их готовностью работать вместе, чем опытом учителя и умениями и навыками учащихся. 

Когда можно применить метод проектов? Насколько он органически вписывается в классно-урочную систему? Эти вопросы волнуют меня как учителя-предметника.

Современные ученые-педагоги различают проектную форму организации учебного процесса, альтернативную классно-урочной системе, и метод проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения.

Практика показывает, что проект действительно “не вписывается” в урок продолжительностью 45 минут.

Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует несколько большего времени, хотя бы спаренного урока (в таком случае мы имеем “мини-проект”, например, “Разработка листовки о вредных привычках” или “Мои обязанности» в 7 классе).

Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4-5 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе на следующем уроке. Последние два урока (спаренные) используются для презентации подготовленных проектов. 

§ 4 Умения и навыки, формируемые

в процессе работы над проектом

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Цель любого проекта как на уроках обществознания, так и на любом другом уроке – это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Внешние компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта – выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из предложенного ниже списка. Они могут быть дополнены перечнем предметных знаний и умений, формирующихся в процессе работы над ним.

Итак, умения.

Рефлексивные умения: 

- умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; 

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 

Поисковые (исследовательские) умения: 

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; 

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; 

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста); 

- умение находить несколько вариантов решения проблемы; 

- умение выдвигать гипотезы; 

- умение устанавливать причинно-следственные связи. 

Навыки оценочной самостоятельности. 
Умения работать сотрудничая: 

- умения коллективного планирования; 

- умение взаимодействовать с любым партнером; 

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; 

- навыки делового партнерского общения; 

- умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 

Менеджерские умения и навыки: 

- умение проектировать процесс; 

- умение планировать деятельность, время, ресурсы; 

- умение принимать решения и прогнозировать их последствия; 

- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов). 

Коммуникативные умения: 

- умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; 

- умение вести дискуссию; 

- умение отстаивать свою точку зрения; 

- умение находить компромисс; 

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. 

Презентационные умения и навыки: 

- навыки монологической речи; 

- умение уверенно держать себя во время выступления; 

- артистические умения; 

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении; 

- умение отвечать на незапланированные вопросы. 

Метод проектов позволяет формировать и личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив и в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт (результат) труда. К таким качествам можно отнести:

- умение работать в коллективе;

- умение брать ответственность за выбор, решение и т. п.; 

- умение разделять ответственность; 

- умение анализировать результаты деятельности; 

- способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела). 

§ 5 Формы и виды продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Перечень возможных форм проектной деятельности на уроках обществознания:

 - игра; 

- Web-сайт; 

- карта; 

- законопроект; 

- анализ данных социологического опроса; 

- коллекция; 

- журнал; 

- атлас, 

- бизнес-план; 

- буклет; 

- костюм; 

- видеофильм, 

- макет; 

- модель; 

- видеоклип; 

- оформление кабинета; 

- выставка; 

- газета; 

- пакет рекомендаций; 

- листовка; 

- праздник; 

- публикация; 

- путеводитель; 

- серия иллюстраций; 

- справочник; 

- сравнительно-сопоставительный анализ, 

- сценарий; 

- учебное пособие; 

- чертеж; 

- экскурсия; 

- атрибуты несуществующего государства; 

- действующая фирма; 

- статья; 

- прогноз. 

Каждой возрастной категории присущи свои формы. Из личного опыта могу назвать наиболее удачные примеры продуктов проектной деятельности: в 6-7 классах - листовка, буклет, компьютерная презентация, рекомендации, правила, стенгазета; для 8-11 классов - Web-сайт, журнал (брошюра), эссе, публикации, анализ социологического опроса, презентации, фирма, атрибуты несуществующего государства, видеоклип.

 Виды презентаций проектов: 

- воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); 

- деловая игра; 

- демонстрация видеофильма, выполненного на основе информационных технологий; 

- диалог исторических или литературных персонажей; 

- защита на Ученом Совете; 

- иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; 

- инсценировка реального или вымышленного исторического события; 

- научный доклад; 

- отчет исследовательской экспедиции; 

- пресс-конференция; 

- путешествие; 

- реклама; 

- ролевая игра; 

- спектакль; 

- телепередача; 

- экскурсия. 


§ 6 Проблемы проектного метода

Переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Случается это потому, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была объективной, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу Портфолио проекта (“проектной папке”). Он и характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен. 

1. Превращение проекта в реферат. Реферативная часть присутствует в любом исследовании, но главное в проекте – это присутствие собственной точки зрения на изучаемую проблему. Необходимо использование разнообразных методов научного исследования, помимо анализа письменных источников. 

2. При организации системы тем или проектов не всегда удается обеспечить их содержательное единство, особенно, как это ни парадоксально, если высок творческий потенциал проектантов. Каждый развивает свой проект или его часть и может, увлекшись уйти от намеченной линии. 

3. У учащихся при выполнении проекта возникают сложности, которые носят объективный характер. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределенностью, его нужно организовывать и моделировать. Поэтому учащиеся сталкиваются с такими трудностями, как: 

- постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; 

- поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы; 

- осуществление и аргументация выбора; 

- осознание последствий выбора; 

- совершение самостоятельных действий (без подсказки взрослого); 

- сравнение полученного с требуемым; 

- корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов; 

- оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования. 




Заключение

 Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.

Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность. Проектные работы школьников защищаются на школьных конкурсах, городских и республиканских конференциях, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места. Выводы и предложения, сделанные ребятами в своих работах, становятся материалами для обсуждения, сначала на уроках, а потом, надеюсь в дальнейшем, и на школьной научно-практической конференции по защите проектов; на классных и на общешкольных классных часах и внеурочной деятельности; возможно, на родительских собраниях.

В настоящее время я нахожусь на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного проекта. Но первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом. 

Свое предназначение как учителя вижу в том, чтобы учить детей всему тому, что способствует развитию свободного и системного мышления, формирует у них умения и навыки исследования, и в том, чтобы при этом учиться самой, ведь, как говорил Д.И.Писарев, «всякое настоящее образование есть самообразование». Проектная методика позволяет реализовать эти цели.



Литература

  1. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе. Пособие для учителя / Бахмутова Л.С.−М., 2003.

  2. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Н. Учителю обществознания – о государственном стандарте обществоведческого образования / Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Н. // Обществознание в школе – 2000. –№2.

  3. Кинкулькин А.Т. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческих курсов / Кинкулькин А.Т.// Обществознание в школе.−1997.−№ 1, 2, 4.

  4. Кружковая работа по истории и обществоведению. М., Просвещение, М., 1984.

  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в общеобразовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд, исп. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с. (Метод. биб-ка)

  7. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

  8. Пометун О. Інтерактивні технології навчання: теорія, досвід, практика / О. Пометун, Л. Пироженко. – К.: А.С.К., 2002. – 304 с.

  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2001.

  10. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

  11. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004.

  12. Чернышева О.А.,Пазин Р.В., Ушаков П.А. Обществознание. Учебно-методическое пособие / Чернышева О.А.,Пазин Р.В., Ушаков П.А.−Ростов-на-Дону, «Легион», 2010.



26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!